Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1309

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
антропологического материализма Л. Фейербаха:

  1. единственно существующими реальностями являются природа и человек;

  2. человек является частью природы;

  3. человек есть единство материального и духовного;

  4. человек должен стать главным интересом философии;

  5. идея существует не сам по себе, а есть продукт сознания человека;

  6. Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог плод воображения человека;

  7. природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и неуничтожима;

  8. всё, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Критика Фейербахом религии также опирается на антропологический принцип его философии. Немецкий мыслитель доказывает, что не Бог создал человека, а человек – Бога, причем создал по своему образу и подобию. Все божественные атрибуты – это доведенные до совершенства человеческие качества: человек смертен, Бог – бессмертен; человек видит, Бог - всевидящий; человек обладает силой, Бог – всесильный и т.д. Словом, Бог есть то, чем человек хотел бы быть. Бог – это идеал человека, вынесенный за пределы самого человека, это вознесенное на небеса воплощение всех человеческих стремлений. Анализируя причины возникновения религии, Фейербах усматривает их в тяжелых условиях жизни людей, порождающих чувства отчаяния, несвободы, бессилия, которые ищут выход в порождаемой фантазией надежде на посмертное воздаяние и потустороннем утешении. Поэтому, считает Фейербах, «нужда – отец религии, а воображение – ее мать». Религия парализует стремление человека к лучшей жизни, подменяя его покорностью судьбе и терпеливым ожиданием лучшей посмертной доли.

«Все оставить таким, каково оно есть, - вот необходимый вывод из веры в то, что Бог правит миром, что все происходит и существует по воле Божией».


Борясь против традиционных форм религии, Фейербах с то же время указывал на необходимость создания новой религии, религии любви человека к человеку. Любовь к Богу, по логике Фейербаха, есть ложная форма подлинной любви – любви к людям.

Антропологический принцип лежит и в основе фейербахианской этики. Стремление к счастью рассматривается им как движущая сила всех человеческих усилий. Однако человек не может быть счастливым, ни вообще существовать без другого человека. Поэтому стремление к счастью разрушает рамки человеческого эгоизма и влечет за собой осознание нравственного долга по отношению к другому человеку.

В историю философии Людвиг Фейербах вошел как крупнейший мыслитель- материалист и атеист, труды которого оказали заметное воздействие на философию XIX – XX вв. (в частности, явились, наряду с гегелевскими работами, одним из теоретических источников марксизма).

Лекция 6.


Западноевропейская философия XIX начала ХХ веков. Её значение в формировании межкультурного разнообразие общества в этическом и философском контекстах


  1. Специфика западной философии XIX- нач. XXI вв.

  2. Философия марксизма

  3. Философия позитивизма

  4. Философия прагматизма в США

  5. Философия жизни в Германии ХIХ в.: А.Шопенгауэр и Ф.Ницше


В 40-е гг. ХIХ века в европейской философии происходят существенные изменения: среди мыслителей формируется критическое отношение ко всей предшествующей философской традиции, и выдвигаются претензии на создание принципиально нового типа философии. Возникает так называемая «постклассическая философия» - специфический феномен ХIХ в., во многом предопределивший панораму философской мысли в ХХ в.

В развитии постклассической философии XIX в. можно выделить два основных направления:

С одной стороны, возникает иррационалистическая философия, в рамках которой подвергаются критике основные принципы и ценностные установки классической философии Нового времени: вера в разум, в нравственно-гуманистические принципы, в возможности науки и социальный прогресс и т.п. Первыми мыслителями, поставившими под сомнение рационализм, сциентизм и прогрессизм европейской философии, были немецкий философ Артур Шопенгауэр (основатель «философии жизни») и датский религиозный мыслитель Сёрен Кьеркегор (основатель философии экзистенциализма).

С другой стороны, как сохранение традиции научно-философского осмысления мира возникают позитивизм и философия марксизма, основатели которых, Огюст Конт и Карл Маркс, напротив, критикуют классическую новоевропейскую философию за

«недостаток научности», заявляя о необходимости создании принципиально новой, действительно научной философии.

Философия марксизма



Марксистская философия – это целостная система философских, политических и экономических взглядов, разработанная в 40-70-х гг. ХIХ столетия немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895). На формирование этого учения особое влияние оказали:

  • классическая немецкая философия (в особенности диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха);

  • классическая английская политическая экономия (в особенности учения А.Смита и Д.Рикардо);

  • критически-утопический социализм начала ХIХ века (в основном учения Сен- Симона и Ш.Фурье).

В марксистской философии можно выделить два раздела – диалектический материализм и исторический материализм.

Диалектический материализм – это философская основа марксизма, синтез материализма и диалектики. Основные идеи изложены в работах Ф.Энгельса «Анти- Дюринг» (1878) и «Диалектика природы» (1894). С позиций диалектического материализма материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей. Природа развивается во всех своих проявлениях (включая мыслящую материю) исключительно по присущим ей самой закономерностям. В основе

теории познания марксизма – учение об отражении объективного мира в сознании человека. Существенная роль в познавательной деятельности отводится практике – материальной деятельности людей по преобразованию окружающего мира. Практика является критерием истинности. Трудовая концепция антропосоциогенеза, изложенная Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» также подчеркивает решающее значение активной практической деятельности людей в процессах возникновения, развития и существования человека и общества.

Исторический материализм представляет собой результат распространения идей материализма и диалектики на историю и социальную реальность. Суть

«материалистического понимания истории» заключается в признании определяющей роли материального производства (экономической сферы общественных отношений) по отношению к другим сферам общественной жизни (социально-классовой, политической и идейной). Считая, что не сознание людей определяет их бытие,
а напротив,

«общественное бытие определяет общественное сознание», Маркс и Энгельс выделили в структуре каждого определенного общества два основных элемента: «базис» и

«надстройку».

«Базис» - экономическая основа общества, которая представляет собой систему производственных отношений, зависящих от уровня и характера развития производительных сил общества.

«Надстройка» - система политико-юридических институтов (государство, политические партии и пр.) и различные формы общественной мысли (политика, право, мораль, искусство, религия и философия).

Экономический базис и соответствующая ему надстройка образуют особый исторически определенный тип общества – общественно-экономическую формацию. Развитие и смена формаций (где движущей силой выступает классовая борьба) составляет процесс поступательного движения общества: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунистическая формация, состоящая из двух этапов – социализма и собственно коммунизма.

Марксизм был не только философским учением, но и социально-преобразовательной программой, попытки реализации которой были предприняты в ХХ в. Споры по поводу элементов «научности» и «утопичности» в марксистском учении не утихают до сих пор. Это свидетельствует о том, что, несмотря на явные недостатки, марксизм остается явлением общеевропейского и мирового философского масштаба.

Философия позитивизма


Позитивизм (лат.positivus – положительный) – одно из крупнейших направлений в философии ХIХ-ХХ вв., последователи которого обосновывали фундаментальное значение конкретного, основанного на опыте, проверяемого и практически эффективного («позитивного») знания.

В развитии позитивизма можно выделить четыре этапа:

  • «первый позитивизм» возник в первой половине ХIХ века, основатель О.Конт

(1798 1857), основные представители: И.Бентам (1748 1832), Д.С.Милль (1806 1873),

Г.Спенсер (1820 1903) и др.;

  • «второй позитивизм» (иные названия - эмпириокритицизм, махизм), основные представители: Э.Мах (1838 – 1916), Р.Авенариус (1843 – 1896);

  • «третий позитивизм» (логический позитивизм, неопозитивизм), куда входили представители «Венского кружка» философов М.Шлик (1882 – 1936), Р.Карнап (1891- 1970), и др.;

  • «постпозитивизм» (философия науки): К.Р.Поппер (1902 – 1994), Т.С.Кун (1922 – 1996), П.Фейерабенд (1924 – 1997), И.Лакатос (1922 – 1974).