ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1277
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с запертыми устами».
Чаадаев утверждал, что российская история — это обреченный на неудачу с самого начала ход событий, носящий прерывный характер, не подчиняющийся преемственности.
Чаадаев полагал, что такое ущербное историческое развитие подготовило специфический духовно-культурный строй России, для которого характерно подражательство Западу и заимствование у него культурных достижений. Кроме того, этому духовно-культурному строю присущи неосмысленность существования, господство фальши и лицемерия в обществе.
Чаадаев доказывал необходимость единения России с другими народами, полагал, что достижение исторического прогресса возможно не с помощью насилия (как думали декабристы), а на путях религиозно-нравственного совершенствования.
Если поначалу Чаадаев считал важнейшей бедой России её оторванность от мирового исторического процесса, то потом он стал рассматривать это как преимущество, позволяющее перенять достижения западноевропейской цивилизации, избегнув присущих ей недостатков. При этом Чаадаев полагал, что развитие российского общества должно осуществляться на основе христианских принципов, вследствие совершенствования православной религии.
Взгляды Чаадаева положили начало острейшей полемике о дальнейших судьбах России.
Славянофилы и западники. В 1840-1850-е гг. в России происходила полемика между двумя крупными направлениями общественной мысли, получившими названия
«славянофилов»и «западников».
Славянофилы выступили с обоснованием необходимости самобытного пути исторического развития России, принципиально отличающегося от пути Западной Европы. Самобытность России проявлялась, по их мнению, в отсутствии классовой борьбы, организации крестьян в общины и артели, в православии как единственно истинном варианте христианства. Создателями славянофильства были А. С. Хомяков (1804-1860) и И.В. Киреевский (1806-1856). В 1840-1850-е гг. славянофилы выступали против усвоения Россией западноевропейских форм политической жизни. В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного капитала и банков, строительство железных дорог и применение машин в сельском хозяйстве. Но все это не должно было нарушать традиционный общинный уклад русской жизни. Славянофилы выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. Ряд участников этого движения занимались подготовкой крестьянской реформы 1861 г.
Философская концепция славянофильства опиралась на традиции восточной патристики и в то же время была связана с западноевропейским иррационализмом и романтизмом начала XIX в. Славянофилы считали, что западная рационалистическая традиция привела к утрате человеком душевной целостности. Ей необходимо противопоставить более гармоничную концепцию мира и человека, выраженную в понятиях «волящего разума» и «живознания» (А. С. Хомяков). Высшая истина постигается не одной способностью к логическим умозаключениям, а духом в его живой цельности, т. е. посредством ума, чувства и воли, вместе взятых. Целостный дух, неотделимый от веры, обеспечивает полное и истинное познание. Истинная православная вера обусловливает, по мнению славянофилов, особую историческую миссию русского народа. Эта миссия связана со свойственной православной церкви соборностью, т. е. свободной общностью людей, которая воплощена в русской общине. Православие и община рассматривались в концепции славянофилов как глубинная основа русской души.
Отстаивая концепцию исторического своеобразия России, Хомяков считал специфической чертой русского народа «соборность», понимая под ней совместное единство членов церкви, проявляющееся в совместном понимании ими правды и свободного отыскания пути к спасению. Кроме того, соборность основана на
единодушной любви к Богу и божественной праведности. Соборность противостоит как индивидуализму, так и коллективизму, нивелирующим, по мнению Хомякова, личность. Конкретное воплощение соборности - община, органически сочетающая личные и общественные интересы.
Славянофилы выражали в основном религиозную и идеалистическую тенденции в развитии философии в России.
Западники считали, что страна должна идти по пути социально-экономических преобразований вслед за Европой. При этом среди самих западников велась острая полемика: первоначально, в основном, по эстетическим и философским вопросам, а со временем — все более по социально-политической проблематике. К концу 40-х годов с предельной четкостью обозначилось размежевание между ними.
Наиболее революционно настроенные западники — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев — отстаивали материализм, выступали как революционные демократы, считали, что необходимо свержение самодержавия и создание в России
социалистического общества. Их революционно-демократические убеждения подхватили вскоре Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев.
Умеренные представители данного направления хотели ограничиться буржуазным государством, основанным на «правовом порядке». К.Д.Кавелин, В.П. Боткин и ряд других западников исповедовали идеализм, проводили линию буржуазного либерализма. Кавелин, к примеру, выступал за создание в России буржуазного царства правового порядка.
Революционно-демократическая мысль в России. В конце XIX—начале XX в., когда движения славянофилов и западников распались на различные новые идейные течения, религиозно-идеалистической концепции противостояло революционно- демократическое направление общественной мысли. С 1880-х гг. в стране началось широкое распространение марксизма. Сначала оно было связано с пропагандистской деятельностью организованной Г. В. Плехановым (1856-1918) группы «Освобождение труда». Затем марксистское направление в развитии философской и общественно- политической мысли возглавили В. И. Ленин и другие руководители русской социал- демократии.
Плеханов - первый русский марксист. Он организовал в 1883 году в Швейцарии первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда», перевел на русский язык
«Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса. После 1903 года Плеханов стал меньшевиком, идейным лидером меньшевизма.
В своих работах Плеханов подверг обстоятельной критике идеологию народничества, его идеалистические установки, в особенности, во взглядах на общество, высказал суждения о применимости учения марксизма к условиям России.
Исследование роля личности в истории занимает одно из центральных мест в трудах Плеханова по вопросам исторического материализма. Этой проблематике посвящено, в частности, его произведение «К вопросу о роли личности в истории» (1898).
Плеханов считал всеобщей, закономерной причиной исторического движения человечества — развитие производительных сил, которое вызывает, в конечном счете, изменения в общественных отношениях людей.
Подлинными творцами истории Плеханов считал народные массы.
Отстаивая материалистическое понимание истории, Плеханов вслед за Марксом указывал на определяющую роль в развитии общества экономических (производственных) отношений, взаимодействующих с производительными силами. В своих грудах Плеханов выступил как поборник материалистической диалектики, развил марксистскую теорию познания, внес вклад в разработку учения об идеологии, проблем истории философии, многих вопросов марксистской эстетики.
Славянофилы и западники, таким образом, поставили вопрос о самоидентификации русского национального самосознания, окончательный и однозначный ответ на который не найден до сих пор. Эти два течения, несомненно, сыграли решающую роль в дальнейшем развитии русской национальной философии, поскольку любой мыслитель последующего времени, так или иначе, находился если не в одном из этих течений, то, по крайней мере, в общем проблемном поле, созданном ими.
Одним из самых значительных явлений в интеллектуальной жизни России второй половины Х1Х века следует считать развитие философских идей в русской литературе (Л.Толстой, Ф.Достоевский), поэзии (Ф.Тютчев), литературной критике (В.Белинский, Н.Добролюбов).
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство.
В творчестве Льва Толстого выделяются проблемы философии истории («Война и мир»), сущности и назначения искусства («Что такое искусство?»), соотношения религии и нравственности («Критика догматического богословия», «В чем моя вера», «Царство Божие внутри нас» и др.).
Но основная тема его философских размышлений, присутствующая практически во всех произведениях («Война и мир», «Анна Каренина», Смерть Ивана Ильича»,
«Исповедь» и пр.) – это смысл жизни, смерть и бессмертие, отчаяние и надежда, вера и неверие человека.
Внутреннюю жизнь отдельного человека Толстой делает основой конструирования социальной жизни: нравственное преображение человечества начинается в сердце отдельного человека. Мысль, согласно которой царство Божие находится внутри нас, Толстой понимает буквально: стоит только каждому проникнуться этой идеей, осознать свои внутренние установки – и внешний мир станет отражением наших преображенных душ. «Жизнь человеческая изменяется не от внешних форм, а только от внутренней работы каждого человека над самим собой». Всякое внешнее усилие – политическая борьба, революция и пр., лишь «умаляют жизнь». Логическим следствием этой идеи стал у Толстого вывод о необходимости «непротивления злу насилием». Позже, русский мыслитель Иван Ильин (1883 – 1954) увидит в этом призыв к отказу от борьбы со злом и в работе «О сопротивлении злу силой» (1925) фактически обвинит Толстого и его духовных последователей во всех трагических событиях российской истории конца ХIХ – начала ХХ века.
«Философия человека» Ф. Достоевского (1821 – 1881) многими западными мыслителями (и в прошлом, и сейчас) трактуется как величайшее достижение русской
философской мысли. Не случайно его романы переведены практически на все европейские языки и до сих пор пользуются популярностью, благодаря не только художественным достоинствам, но и глубокой их философичности.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано всё его литературное творчество) занимает проблема человека. Им было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества и путь
Чаадаев утверждал, что российская история — это обреченный на неудачу с самого начала ход событий, носящий прерывный характер, не подчиняющийся преемственности.
Чаадаев полагал, что такое ущербное историческое развитие подготовило специфический духовно-культурный строй России, для которого характерно подражательство Западу и заимствование у него культурных достижений. Кроме того, этому духовно-культурному строю присущи неосмысленность существования, господство фальши и лицемерия в обществе.
Чаадаев доказывал необходимость единения России с другими народами, полагал, что достижение исторического прогресса возможно не с помощью насилия (как думали декабристы), а на путях религиозно-нравственного совершенствования.
Если поначалу Чаадаев считал важнейшей бедой России её оторванность от мирового исторического процесса, то потом он стал рассматривать это как преимущество, позволяющее перенять достижения западноевропейской цивилизации, избегнув присущих ей недостатков. При этом Чаадаев полагал, что развитие российского общества должно осуществляться на основе христианских принципов, вследствие совершенствования православной религии.
Взгляды Чаадаева положили начало острейшей полемике о дальнейших судьбах России.
Славянофилы и западники. В 1840-1850-е гг. в России происходила полемика между двумя крупными направлениями общественной мысли, получившими названия
«славянофилов»и «западников».
Славянофилы выступили с обоснованием необходимости самобытного пути исторического развития России, принципиально отличающегося от пути Западной Европы. Самобытность России проявлялась, по их мнению, в отсутствии классовой борьбы, организации крестьян в общины и артели, в православии как единственно истинном варианте христианства. Создателями славянофильства были А. С. Хомяков (1804-1860) и И.В. Киреевский (1806-1856). В 1840-1850-е гг. славянофилы выступали против усвоения Россией западноевропейских форм политической жизни. В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного капитала и банков, строительство железных дорог и применение машин в сельском хозяйстве. Но все это не должно было нарушать традиционный общинный уклад русской жизни. Славянофилы выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. Ряд участников этого движения занимались подготовкой крестьянской реформы 1861 г.
Философская концепция славянофильства опиралась на традиции восточной патристики и в то же время была связана с западноевропейским иррационализмом и романтизмом начала XIX в. Славянофилы считали, что западная рационалистическая традиция привела к утрате человеком душевной целостности. Ей необходимо противопоставить более гармоничную концепцию мира и человека, выраженную в понятиях «волящего разума» и «живознания» (А. С. Хомяков). Высшая истина постигается не одной способностью к логическим умозаключениям, а духом в его живой цельности, т. е. посредством ума, чувства и воли, вместе взятых. Целостный дух, неотделимый от веры, обеспечивает полное и истинное познание. Истинная православная вера обусловливает, по мнению славянофилов, особую историческую миссию русского народа. Эта миссия связана со свойственной православной церкви соборностью, т. е. свободной общностью людей, которая воплощена в русской общине. Православие и община рассматривались в концепции славянофилов как глубинная основа русской души.
Отстаивая концепцию исторического своеобразия России, Хомяков считал специфической чертой русского народа «соборность», понимая под ней совместное единство членов церкви, проявляющееся в совместном понимании ими правды и свободного отыскания пути к спасению. Кроме того, соборность основана на
единодушной любви к Богу и божественной праведности. Соборность противостоит как индивидуализму, так и коллективизму, нивелирующим, по мнению Хомякова, личность. Конкретное воплощение соборности - община, органически сочетающая личные и общественные интересы.
Славянофилы выражали в основном религиозную и идеалистическую тенденции в развитии философии в России.
Западники считали, что страна должна идти по пути социально-экономических преобразований вслед за Европой. При этом среди самих западников велась острая полемика: первоначально, в основном, по эстетическим и философским вопросам, а со временем — все более по социально-политической проблематике. К концу 40-х годов с предельной четкостью обозначилось размежевание между ними.
Наиболее революционно настроенные западники — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев — отстаивали материализм, выступали как революционные демократы, считали, что необходимо свержение самодержавия и создание в России
социалистического общества. Их революционно-демократические убеждения подхватили вскоре Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев.
Умеренные представители данного направления хотели ограничиться буржуазным государством, основанным на «правовом порядке». К.Д.Кавелин, В.П. Боткин и ряд других западников исповедовали идеализм, проводили линию буржуазного либерализма. Кавелин, к примеру, выступал за создание в России буржуазного царства правового порядка.
Революционно-демократическая мысль в России. В конце XIX—начале XX в., когда движения славянофилов и западников распались на различные новые идейные течения, религиозно-идеалистической концепции противостояло революционно- демократическое направление общественной мысли. С 1880-х гг. в стране началось широкое распространение марксизма. Сначала оно было связано с пропагандистской деятельностью организованной Г. В. Плехановым (1856-1918) группы «Освобождение труда». Затем марксистское направление в развитии философской и общественно- политической мысли возглавили В. И. Ленин и другие руководители русской социал- демократии.
Плеханов - первый русский марксист. Он организовал в 1883 году в Швейцарии первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда», перевел на русский язык
«Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса. После 1903 года Плеханов стал меньшевиком, идейным лидером меньшевизма.
В своих работах Плеханов подверг обстоятельной критике идеологию народничества, его идеалистические установки, в особенности, во взглядах на общество, высказал суждения о применимости учения марксизма к условиям России.
Исследование роля личности в истории занимает одно из центральных мест в трудах Плеханова по вопросам исторического материализма. Этой проблематике посвящено, в частности, его произведение «К вопросу о роли личности в истории» (1898).
Плеханов считал всеобщей, закономерной причиной исторического движения человечества — развитие производительных сил, которое вызывает, в конечном счете, изменения в общественных отношениях людей.
Подлинными творцами истории Плеханов считал народные массы.
Отстаивая материалистическое понимание истории, Плеханов вслед за Марксом указывал на определяющую роль в развитии общества экономических (производственных) отношений, взаимодействующих с производительными силами. В своих грудах Плеханов выступил как поборник материалистической диалектики, развил марксистскую теорию познания, внес вклад в разработку учения об идеологии, проблем истории философии, многих вопросов марксистской эстетики.
Славянофилы и западники, таким образом, поставили вопрос о самоидентификации русского национального самосознания, окончательный и однозначный ответ на который не найден до сих пор. Эти два течения, несомненно, сыграли решающую роль в дальнейшем развитии русской национальной философии, поскольку любой мыслитель последующего времени, так или иначе, находился если не в одном из этих течений, то, по крайней мере, в общем проблемном поле, созданном ими.
«Серебряный век» русской философии Философские идеи в русской литературе ХIХ в.
Одним из самых значительных явлений в интеллектуальной жизни России второй половины Х1Х века следует считать развитие философских идей в русской литературе (Л.Толстой, Ф.Достоевский), поэзии (Ф.Тютчев), литературной критике (В.Белинский, Н.Добролюбов).
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство.
Суть толстовства:
-
Многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия. -
Религия должна стать простой и доступной для народа. -
Бог, религия – это добро, любовь, разум, совесть. -
Смысл жизни – самосовершенствование. -
Главное зло на Земле – это смерть и насилие. -
Необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем. -
В основе поведения человека должно быть непротивление злу. -
Государство – это отживающий институт, и поскольку оно – это аппарат насилия, то не имеет права на существование. -
Всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д.
В творчестве Льва Толстого выделяются проблемы философии истории («Война и мир»), сущности и назначения искусства («Что такое искусство?»), соотношения религии и нравственности («Критика догматического богословия», «В чем моя вера», «Царство Божие внутри нас» и др.).
Но основная тема его философских размышлений, присутствующая практически во всех произведениях («Война и мир», «Анна Каренина», Смерть Ивана Ильича»,
«Исповедь» и пр.) – это смысл жизни, смерть и бессмертие, отчаяние и надежда, вера и неверие человека.
Внутреннюю жизнь отдельного человека Толстой делает основой конструирования социальной жизни: нравственное преображение человечества начинается в сердце отдельного человека. Мысль, согласно которой царство Божие находится внутри нас, Толстой понимает буквально: стоит только каждому проникнуться этой идеей, осознать свои внутренние установки – и внешний мир станет отражением наших преображенных душ. «Жизнь человеческая изменяется не от внешних форм, а только от внутренней работы каждого человека над самим собой». Всякое внешнее усилие – политическая борьба, революция и пр., лишь «умаляют жизнь». Логическим следствием этой идеи стал у Толстого вывод о необходимости «непротивления злу насилием». Позже, русский мыслитель Иван Ильин (1883 – 1954) увидит в этом призыв к отказу от борьбы со злом и в работе «О сопротивлении злу силой» (1925) фактически обвинит Толстого и его духовных последователей во всех трагических событиях российской истории конца ХIХ – начала ХХ века.
«Философия человека» Ф. Достоевского (1821 – 1881) многими западными мыслителями (и в прошлом, и сейчас) трактуется как величайшее достижение русской
философской мысли. Не случайно его романы переведены практически на все европейские языки и до сих пор пользуются популярностью, благодаря не только художественным достоинствам, но и глубокой их философичности.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано всё его литературное творчество) занимает проблема человека. Им было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества и путь