Файл: Литература и духовный облик Средневековья. Периодизация и жанровый состав средневековой литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26. Значение творчества поэтов «Плеяды» для развития французской литературы.

«Плеяда» - это поэтическая школа, деятельность которой протекала в 1550-1585 гг., а влияние сохранялось до конца 16 века.

Французское Возрождение в середине 16 века вступило в новый этап своего развития. С одной стороны, он характеризуется значительными достижениями гуманистической культуры, с другой – нарастанием кризисных явлений, связанных с обострением общественно-политических противоречий.

Такая двойственность позднего французского Возрождения нашла яркое отражение в творчестве поэтов «Плеяды». В эту литературную группу входили: Пьер де Ронсар, Жан Дор, Реми Белло, Понтюс де Тиара и др.

Во главе «Плеяды» стоял Пьер де Ронсар. Группа просуществовала с 1550 по 1585 гг. Ронсар при создании группы за образец взял александрийскую Плеяду, которая включала 7 греческих поэтов. В качестве манифеста «Плеяда» утвердила трактат Ж. Дю Белле 1549 г. «Защита и прославление французского языка».

Поэты «Плеяды» первыми стали писать стихи на французском языке, а не на греческом или латыни.

Историко-литературная роль «Плеяды» заключалась в том, что она ввела в поэзию гуманистические идеалы и представления. Поэты группы не отказывались от традиционалистского типа мышления, со свойственными ему сверхличными идеалами и ценностями, но при этом обратились к традициям античной культуры и предприняли попытку ее реставрации на почве культуры 16 века. Эстетические принципы Бю Белле и Ронсара носят новаторский характер, понять который можно, сравнив поэтику «Плеяды» с поэтикой «великих риториков». По их мнению, разница между поэтом и оратором заключается только в средствах выражения и в материале, но не в цели. В отличие от оратора, поэт пользуется стихотворным метром и мыслит преимущественно аллегорико-мифологическими образами. Целью же и поэта, и оратора является стремление убедить аудиторию в христианских истинах, наставить ее, при этом используя все доступные приемы из риторического арсенала.

Каждую свою мысль поэт должен «опоэтизировать», олицетворить ее. Под «поэтическими историями» понимались мифологические истории, рассказанные в стихотворной форме. Поэт воспринимался в качестве философа, служителя моральной истины. Согласно такому воззрению, поэт сам ничего не создает
, он лишь читает, раскрывает, расшифровывает «книгу мира», в которой заранее все записано, и сообщает прочитанное аудитории.

Манифест плеяды:

Характер поэзии «великих риториков» был исключительно рационалистическим, имел учительную и утилитарную направленность. В целом, эти черты были свойственны и «Плеяде», но она их существенно переосмыслила. Это проявилось в творческом манифесте «Плеяды» - «Защите и прославлении французского языка», написанном Ж. Дю Белле.

Основной мыслью данного манифеста является то, что античность создала универсальные и вечные эстетические образцы. Эти образцы – абсолютный критерий для всех народов и времен. Поэтому создание в поэзии чего-либо достойного возможно лишь путем приближения к данным образцам, а именно путем «подражания» древним.

Дю Белле во главу угла поставил убеждение, что до уровня латыни можно поднять и «французский диалект». Он считал, что таким образом можно создать национальную поэзию, которая способная сравниться с древними образцами и даже превзойти их.

Реформа поэзии в первую очередь касалась жанровой и лексической сферы. Для обогащения лексики Дю Белле предлагает два пути:

• Заимствования (из древних языков, из языков современных профессий);

• Создание неологизмов (главным образом, на итальянской основе).

Осуществленная «Плеядой» реформа стала поворотным пунктом во французской литературе, определила ее облик в 16-18 вв. Это была не просто смена жанровых форм, их жанр предполагал свою тему, систему изобразительных средств, способы трактовки темы и т. д.

27. Творчество Ронсара: периодизация, основные лирические циклы.

Во Франции до начала 17 в. Пьер Ронсар считался непревзойденным мастером поэзии и учителем новых поколений поэтов. Основоположник «Плеяды».

В творчестве Ронсара можно различить несколько периодов.

Первое десятилетие - период борьбы за новые жанры и новый стиль. В эту пору Ронсар создал свои наиболее яркие и прославленные произведения. Он начал с од, в которых предпринял смелую попытку перенести во французскую поэзию форму и направленность древнегреческой оды. Целью Ронсара было героизировать современную Францию, прославить абсолютизм как выражение национального единства. Попытка Ронсара была обречена на неудачу, и Ронсар сам это почувствовал и вскоре перешел к другому типу од, вдохновленных Горацием и посвященных преимущественно воспеванию радостей сельской жизни. Кроме од, значительным циклом его сонетов является «любовь к Кассандре». В этот период творчества Ронсар выступал истинным человеком эпохи возрождения.



Во второй период (1560-1572) Ронсар становится в значительной степени придворным поэтом и переходит к «поэзии действительности». Он сочиняет в большом количестве мадригалы, эпиграммы, изящные маленькие стихотворения. В то же время он работает над эпопеей "Франсиада", оставшейся незаконченной. Два цикла стихов к Марии в манере Катулла ознаменовали новый этап в его творчестве. Здесь природа и человек соединяются, тон стихов делается более спокойным, александрийский двенадцатисложник заменяет десятисложный стих. Мария, его новая любовь – простая девушка, поэтому его стих утрачивает излишнюю торжественность, но приобретает простоту и естественность. В двух книгах «гимнов» Ронсар ставит философские и научные проблемы, противопоставляет земную неустроенную жизнь гармонии космоса. Также этот период совпадает с началом религиозных войн. Здесь он – зачинатель традиции политической поэзии, проникнутой духом патриотизма. Осознание себя как части нации – основная черта книги «Рассуждения». Здесь Ронсар – основоположник жанра посланий.

В третий, последний период, Ронсар разочаровывается в королевском дворе и уходит в мир личной жизни. К этим годам относится поэтический сборник "Сонеты к Елене" - о последней, безнадёжной любви к юной даме и несколько стихотворений, созданных в последний год, в предчувствии конца жизни.

Несмотря на многообразие и изменчивость творчества Ронсара, оно обладает большим внутренним единством. Общая черта его – светлое восприятие жизни. Ронсар наслаждается благами и преимуществами, которые доставило ему Возрождение.

У Ронсара любовь всегда материальная, но вместе с тем нежная и одухотворенная. Природа для него - источник жизни и великая наставница. Ронсара привлекает идеал мирной жизни, свободный от больших потрясений и борьбы.

Ронсар реформировал французскую поэзию, внеся в нее идеальное, реалистическое содержание, полноту чувства жизни.

28. «Кентерберийские рассказы» Д. Чосера; их реалистический жизнеутверждающий характер.

Представление о действительности, нашедшее свое выражение в «Кентерберийских рассказах», в значительной мере основывалось на средневековых идеях. Так, «действительность» в позднем средневековье включала астрологические представления. Чосер относился к ним вполне серьезно. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в «Кентерберийских рассказах» характеры и ситуации часто определяются положением звезд и небесных светил. В качестве примера можно привести «Рассказ рыцаря». Астрология во времена Чосера объединяла средневековые предрассудки и научные астрономические знания. Интерес к ним писателя проявляется в прозаическом трактате «Об астролябии», в котором он объясняет некоему «маленькому Льюису», как пользоваться этим древним астрономическим прибором.


Его представление о мире включает и христианские чудеса, о которых повествуется в «Рассказе аббатисы» и в «Рассказе юриста», и фантастику, которая проявляется в «Рассказе ткачихи из Бата», и идею христианского долготерпения -- в «Рассказе оксфордского студента». Все эти представления были органичны для средневекового сознания. Чосер не подвергает сомнению их ценность, о чем свидетельствует включение подобных мотивов в «Кентерберийские рассказы». Для Чосера как писателя самого раннего этапа английского Возрождения характерно не отрицание средневековых идеалов, а несколько ироническое к ним отношение. Проявляется это, например, в «Рассказе оксфордского студента», который подробно излагает популярную в те времена историю терпеливой Гризельды. Дочь бедного крестьянина, она становится женой крупного феодала, требующего от нее безоговорочного послушания. Желая испытать Гризельду, ее муж и повелитель приказывает отобрать у нее детей и инсценирует их убийство. Затем он лишает Гризельду всего имущества и даже одежды, изгоняет ее из дворца и объявляет о своем решении жениться вновь на молодой и знатной девушке. Гризельда безропотно выполняет все приказания супруга. Поскольку послушание - одна из основных христианских добродетелей, в конце истории Гризельда вполне за нее вознаграждена. Муж возвращает ей свое благоволение, она снова становится повелительницей всей окрути и встречается с детьми, которых считала убитыми.

Реалистические тенденции в искусстве Чосера не сложились полностью, они находятся в становлении. Применительно к литературе XIV в. вряд ли можно говорить о воспроизведении действительности в формах самом действительности. Однако автора «Кентерберийских рассказов» отличает вполне осознанное стремление к правдивому изображению жизни. Поэт стремится воспроизвести эти истории в виде, максимально близком к тому, в каком они якобы были рассказаны во время паломничества. В «Кентерберийских рассказах» проявляется, хотя и в зачаточной форме, творческая установка на реалистическое воспроизведение жизни.

Одна из основных черт реалистического искусства заключается в умении раскрыть типическое в индивидуальном и через индивидуальное. Поскольку средневековой литературе подобный прием был неизвестен, писатели того времени обычно ограничивались краткой типической характеристикой. В отличие от них, Чосер придает своим героям индивидуализированные черты. В «Кентерберийских рассказах» Чосер попользует различные способы индивидуализации. Он подчеркивает особенности внешности и поведения участников паломничества: бородавку на носу у мельника, раздвоенную бороду купца, девиз на брошке аббатисы. Часто писатель прибегает к характеристике поступком. В этом отношении показателен образ плотника Джона. В «Рассказе мельника» нет авторского описания этого героя, все черты его характера проявляются по мере развития действия. Доброта плотника раскрывается Чосером в следующем эпизоде: он сам отправляется навестить Николаса, когда тот симулирует отчаяние по поводу якобы ожидаемого потопа. Чосер делает Джона легковерным и не очень умным. Читатель понимает это, когда плотник принимает предсказание Николаса за чистую монету.
Герой Чосера не эгоистичен, он способен заботиться о других.

Реализм Дж. Чосера способствовал переосмыслению и переоценке жанровых канонов. Писатель не оставался в пределах канонов реалистических элементов внутреннего и внешнего мира.

29. Английский утопический роман («Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона)

В XVI в. Англия быстро развивалась. Именно в это время окончательно сложилась и вскоре достигла замечательного расцвета английская ренессансная культура. В самых различных сферах жизни происходили глубокие сдвиги, расшатывавшие вековые феодальные устои. В XVI в. в Англии происходило также интенсивное духовное "накопление", которое к исходу века превратилось в огромное богатство.

Однако сформировался английский гуманизм лишь на рубеже XV и XVI вв. и с этого времени начал играть заметную роль в культурной жизни страны. Самым выдающимся представителем раннего английского гуманизма был Томас Мор, первый великий гуманист Англии. Он не склонялся к реформационным идеям. Его прежде всего привлекали социально-политические проблемы, приобретшие в то время огромную остроту. В молодости Томас Мор писал латинские эпиграммы, в которых отражалось его гуманистическое вольномыслие.

Но мировую славу приобрел Томас Мор своей книгой "Утопия", или, точнее: "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516), написанной на латинском языке и изданной во Фландрии. Никто из европейских гуманистов до Томаса Мора не ставил с такой решительностью вопроса о социальной справедливости. Томас Мор хорошо знал, какой ценой достигалось обогащение больших господ. Он не был равнодушен к страданиям народа и возвысил свой голос в защиту обездоленных, в защиту тех, кто устилал своими костями крутую дорогу буржуазного прогресса. Он имел очень верное представление о современном мире, Томас Мор не находил в нем сил, которые смогли бы превратить его в царство социальной справедливости. Зато он мечтал о совершенном обществе, в котором нет места для социального неравенства, для эксплуатации человека человеком, для пороков и недостатков уходящего феодального и наступающего буржуазного строя. В творении Томаса Мора впервые были обозначены некоторые черты, характерные для современного социализма.