Файл: Литература и духовный облик Средневековья. Периодизация и жанровый состав средневековой литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Он явился первым выдающимся социалистом-утопистом, автором первого утопического романа, за которым последовало множество других произведений этого жанра. Он не ограничивается изображением "наилучшего устройства государства", но касается также темных сторон современной ему европейской, и прежде всего - английской, действительности.

Краткое содержание «Утопии»

Данная книга состоит из двух частей, которые не связаны друг с другом единым сюжетом. Тем не менее обе части логически дополняют друг друга.

В первой части Мор критикует сложившиеся общественно-политические порядки своих современников, такие как: смертная казнь (философ выступает против нее), королевский деспотизм и военная политика, огораживание (то есть насильственная ликвидация общественных земель), разорявшее крестьянство, также он насмехается над развратом духовенства.

Основной частью является вторая. В ней описывается островное государство Утопия, являющееся федерацией 54 городов. Во главе государства стоит «мудрый монарх». Сами жители государства являются такими же ярыми гуманистами, как и сам Томас Мор. Утопийцы обязаны трудиться несмотря на пол и возраст. И даже образование детей содержит практическую трудовую часть, а не только теоретическую. Помимо земледелия, каждый утопиец занимается определенным ремеслом. Подрастающий утопиец, по обыкновению, перенимает ремесло своего отца. Но, если он захочет смешить вид деятельности, ему заботливо подыщут новую семью с подходящим ремеслом. Утопийцы работают всего 6 часов в день. Таким образом труд не является изнурительным для людей. Важная особенность этого государства — отсутствие у утопийцев частной собственности, в связи с чем, между утойпийцами практически не бывает споров, а преступления немногочисленны. К преступникам согражданам утопийцы относятся строже, чем к рабам из других государств. Это обуславливается тем, что преступник - утопиец получил прекрасное воспитание, которое готовило его к добродетели. А он совершил злонамеренный поступок. В Утопии существует религиозное разнообразие: кто-то верит в Бога, кто-то верит в Луну и т. д. Толерантность проявляется к представителям всех религий. Исключением являются утопийцы — атеисты: за приверженность к атеизму утопиец может лишиться гражданства. Утопийцы считают, что справедливая причина для войны — это ситуация, когда кто-то владеет территорией и не пользуется ей, но и не собирается отдавать ее в пользования другим государствам. Кровопролитные победы с потерями внушают утопийцам чувство вины и стыда. Предмет гордости — это победа врага с помощью искусства хитрости. Города утопийцев состоят из больших семей — от 10 до 16 взрослых. В городе проживает где-то 6000 таких семей. Каждая занимается своим ремеслом. Позже, произведенные ручным трудом товары, они несут на рынок и отдают. А взамен берут то, что нужно им, только в необходимых размерах.
Утопийцы никогда не берут больше, чем им нужно, потому что не боятся испытать недостаток какого-либо продукта. Деньги, как можно заметить, в обмене товаров никак не участвуют. Существует как восходящая, так и нисходящая классовая подвижность. Государство бдит за соблюдением добрачного целомудрия, и за будущей верностью супругов друг другу. Виновных в потере целомудрия или обвиненных в измене наказывают и продают в рабство. Члены семьи уважают друг друга, и, конечно же, особенное почтение выражается старшим членам семьи. Жены почитают и прислуживают мужьям, старшие младшим. Младшие члены семьи, которые имеют желание выехать за границу города должны спросить разрешения у отца, жена — у мужа, муж — у жены.

Таким образом, в своем произведении Томас Мор мрачной картине жизни европейских государств противопоставляет описание идеального государства на острове Утопия. Он не считал свою идею невозможной, но признавал, что она очень трудна для достижения.

30. Предшественники У. Шекспира. К. Марло как создатель английской ренессансной трагедии.

Самое значительное явление среди предшественников Шекспира - его сверстник, поэт и драматург Кристофер Марло (1564 - 1593), по существу создатель английской трагедии эпохи Возрождения. Сын бедняка, учившийся в Кембридже из милости случайного покровителя и затем подозреваемый в "атеизме", Марло прожил 29 лет, погиб в кабацкой драке, зарезанный не то агентом королевской тайной полиции за свободомыслие, не то за то, что сам был таким тайным агентом. История темная, до сих пор не разрешенная, как, впрочем, и жизнь реального Шекспира.

Марло в юности был вхож в кружок знаменитейшего английского гражданина, поэта, флотоводца, пирата и политика Уолтера Рэли. Там он и прочел впервые принесшую ему известность поэму "Геро и Леандр". Но подлинную славу принесли ему драмы, совершенно различные по сюжету, по персонажам и времени действия, что указывает на разностороннюю образованность их автора. Все они ("Тамерлан Великий", "История доктора Фауста", "Мальтийский еврей", "Король Эдуард IV") объединены одной темой - порыв и поражение дерзающей и незаурядной личности. А это, как мы помним, главная тема закатывающегося ренессанса.

Здесь же и главное отличие Марло от Шекспира - неотступное сознание обреченности. Поэтика Марло экспрессивна, гиперболична, тексты часто перегружены сложными сравнениями.



Именно Марло усовершенствовал пятистопный стих, которым писал и Шекспир. Этот стих позволил им обоим тонко и возвышенно передавать настроения, порывы души и размышления, яркие описания и пейзажи.


31. Биография У. Шекспира и так называемый «Шекспировский вопрос»

Уильям Шекспир (1564—1616) появился на свет в Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье зажиточного ремесленника 23 апреля 1564 г. Он учился в грамматической школе и с раннего детства заинтересовался театром. В 18 лет он женился, похоже, без любви, прожил с семьей 8 лет, а около1585 г., когда его отец разорился, отправился в Лондон на заработки. Увлечение театром привело Шекспира на сценические подмостки, он был поначалу суфлером, потом актером, хотя не снискал на этом поприще заметного успеха. Но зато, обнаружив огромный литературный талант, Шекспир уже к середине 1590-х гг. становится широко известным драматургом, а потом и одним из совладельцев лондонского театра, получившего в 1599 г. название «Глобус», Само это название глубоко символично. Шекспир говорил, что «весь мир — театр», «Глобус» словно воплощал в себе ту художественную вселенную, то богатство лиц и ситуаций, которые вобрало в себя творчество драматурга.

Накопленное к этому времени состояние позволяет Шекспиру с 1603 г. уже не выступать на сцене, а полностью сосредоточиться на сочинении пьес. В 1612 г. он расстается с театром и возвращается из Лондона на родину, в Стрэтфорд. За четыре года он переносит два сердечных приступа и в день своего рождения 23 апреля 1616 года умирает. Первое собрание сочинений Шекспира, подготовленное его друзьями-актерами, появляется после смерти писателя, в 1623 г.

Вехи биографии. Достоверные сведения о Шекспире скудны: его жизнеописанием стали заниматься лишь в 16 в. когда многие документы были утеряны. Тем не менее, усилиями поколений шекспироведов удалось, буквально, по крупицам собрать бесценные свидетельства об авторе «Гамлета» и получить достаточно полное представление о его жизненном пути. Они представлены в книге «Шекспир» А. Аникста, выпущенной в серии ЖЗЛ в 1965 г. Тем не менее, «белые пятна» в его биографии, равно и то обстоятельство, что человек простого происхождения мог создать такие гениальные произведения, породило уже в конце 17 в. так называемый «шекспировский вопрос». Сочинения Шекспира стали приписывать тому или иному его современнику — то аристократу графу Ретленду, то философу Бэкону. Серьезное шекспироведение отклоняет ошибочное убеждение относительно непременной связи происхождения и таланта, полученного образования и творческого потенциала. Шекспир был сыном Возрождения
, давшего «титанов», гениев. И все же некоторая тайна остается. Драматург, давший жизнь множеству гениально созданных героев, как личность остается как-то в «тени», а порой кажется слишком обыкновенным, заурядным.

Сенсацией в шекспироведении стал выход книги российского исследователя Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса», одного из интеллектуальных бестселлеров последнего времени, плода почти 40-летнего труда ученого. В ней он предложил свою концепцию авторства великих произведений. Книга вызвала горячую полемику; нашла многочисленных сторонников И. Гилилова, равно как и его противников; вызвала дополнительный интерес к шекспировскому вопросу, к тому, кого великий остроумец Марк Твен назвал «самым знаменитым из никогда не существовавших людей».

32. Периодизация творчества У. Шекспира. Отражение в нём социальной эволюции Англии в конце XVI – начале XVII в.

В Великобритании рубеж XIX - XX вв. был ознаменован не только сменой монархов (в 1901 году почила легендарная королева Виктория), но и сменой исторических эпох. Страна постепенно утрачивала былое могущество на море и в колониях, монопольное положение в торговле и промышленности. Ощутив конкуренцию США и Германии, "великая империя, над которой никогда не заходит солнце", направила усилия на завоевание Центральной Африки, Египта, Судана, а затем развязала англо-бурскую войну (1899 – 1902)

Картина литературного процесса этого периода очень пестра, ибо в ней живут и противодействуют реализм, неоромантизм, декаданс, натурализм и т.д., среди которых реалистический метод в искусстве все же остается основополагающим. Это несомненно повлияло и на систему жанров, в которой главенствующее место по-прежнему занимает роман, значительно оживляется драма и преобразуется рассказ.

Ведущей линией шекспировских трагедий является, скорее всего, ход большого времени или даже разных времен, наслаивающихся и сталкивающихся между собой.

Каждая из его трагедий - трагедия "своего времени", произошедшая из противоречий магистрального хода истории в эпоху Возрождения. Больше того, сам ренессансный гуманизм оказывается чреват глубокими противоречиями.

I период. Комедии и исторические хроники. “Сон в летнюю ночь”, “Венецианский купец”, “Много шуму из ничего”, “Как вам это понравится”, “Двенадцатая ночь”, “Ричард III”, “Ричард II”, “Генрих IV”, “Генрих V”. Трагедии “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь”. Вера в возможность гармонии человека и мира. Вера в возможность развития ренессансной личности. Зло не