Файл: Повышение эффективности рекламной деятельности на предприятии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КО
А
Об
К
ликв
общ
43
К
с.л.
(2.5) где ДС – денежные средства;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
ДЗ – дебиторская задолженность.
Коэффициент абсолютной ликвидности (К
а.л.
) рассчитывается по формуле:
К
а.л.
=
(2.6)
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
(К
СОбС
) рассчитывается по формуле:
(2.7) где ЧОК – чистый оборотный капитал.
Таблица 8 - Коэффициенты ликвидности
Наименование показателя
Норма
2013 2014 2015
Коэффициент общей ликвидности
1 - 3 1,60 1,79 1,97
Коэффициент срочной ликвидности
0,7 - 1 1,52 1,74 1,92
Коэффициент абсолютной ликвидности.
0,2 – 0,25 0,91 0,50 0,39
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами более 0,1 0,60 0,79 0,97
Коэффициенты ликвидности превышают нормативные значения.
Предприятие снижает краткосрочные обязательства, увеличивая денежные средства. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие ликвидно, то есть способно расплачиваться по своим долгам в краткосрочный период.
КО
ДЗ
КФВ
ДС
К
ликв
сроч
КО
ДС
К
ликв
абс
А
Об
ЧОК
К
СОбС
44
Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятия или иные финансовые операции.
Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
R
прод.
=
Пр пр
В
∙ 100%,
(2.8) где Пр пр
– прибыль только по основной деятельности (продажам);
В – нетто выручка от реализации.
Рентабельность производства рассчитывается по формуле:
R
произ.
=
П
от реал.
З
∙ 100%,
(2.9) где З – затраты на реализацию продукции.
Экономическая рентабельность (рентабельность активов) предприятия рассчитывается по формуле (10):
ЭР =
Пр рп
А
̅
∙ 100%,
(2.10) где А – активы.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле (23):
R
СК
=
ЧП
СК
̅̅̅̅
∙ 100%,
(2.11) где ЧП – чистая прибыль;
СК – собственный капитал.
Показатели рентабельности ООО «Сфера»сведены в таблицу 9.
Таблица 9 - Показатели рентабельности предприятия (%)
Наименование показателя
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Рентабельность продаж
25,77 29,70
-
Рентабельность производства
34,71 42,24
-
Экономическая рентабельность
28,68 46,37
-
Рентабельность собственного капитала
54,15 66,13 35,25
45
Как видно из таблицы 9, значения показателей рентабельности производства и продаж ООО «Сфера»имели тенденцию к увеличению в 2014 году по сравнению со значениями рентабельности в 2013 году.
Показатели деловой активности (оборачиваемости) характеризуют активность производственно-сбытовой деятельности предприятия, и анализируются с помощью ряда коэффициентов. Анализ деловой активности предприятия производится с целью выяснения эффективности его текущей деятельности и результативности использования его материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Показатели оборачиваемости разных средств рассчитываются как отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости различных групп средств предприятия, рассчитанной по упрощенному варианту – путем расчета средней на основании данных на начало и конец периода. Коэффициент оборачиваемости капитала рассчитывается по формуле:
(2.12) где
- среднегодовая стоимость капитала.
Период оборачиваемости рассчитывается по формуле.
(2.13)
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:
К
обДЗ
=
В
ДЗ
̅̅̅̅
(2.14)
Период оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:
К
В
К
об
К
об
об
К
П
365
46
П
обДЗ
=
365
К
обДЗ
(2.15)
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:
К
обКЗ
=
С/С
КЗ
̅̅̅̅
,
(2.16) где С/С – себестоимость.
Период оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:
П
обКЗ
=
365
К
обКЗ
(2.17)
Показатели оборачиваемости, показывают: сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные активы предприятия или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.
Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности и дебиторской задолженности для ООО «Сфера»представлены в таблице 10.
Таблица 10 - Показатели оборачиваемости
Наименование показателя
2012 2013 2014
Коэффициент оборачиваемости активов, в оборотах
0,00 1,81 3,50
Период оборачиваемости активов, в днях
672914,00 201,65 104,24
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, в оборотах
1,73 3,35 0,69
Период оборачиваемости дебиторской задолженности, в днях
211,04 109,10 532,44
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, в оборотах
1,93 3,74 0,77
Период оборачиваемости кредиторской задолженности, в днях
188,80 97,60 476,33
Значение анализа оборачиваемости состоит в том, что он позволяет увидеть картину финансового состояния предприятия в динамике. Как видно из таблицы 10, период оборачиваемости дебиторской задолженности во всех годах
47 выше периода оборачиваемости кредиторской задолженности, а это значит, что предприятие рассчитывается по своим обязательствам быстрее, чем дебиторы с предприятием. В целом период оборачиваемости капитала и дебиторской задолженности имеет тенденцию увеличения, что отрицательно характеризует предприятие.
Влияние экономики заключается в снижающемся уровне инфляции, повышении транспортных издержек и цен на оборудование, они влияют на стоимость услуг.
Факторы влияния внешней среды на ООО «Сфера»представлены в таблице 11. Снижение инфляции ведёт к повышению спроса, а при повышении транспортных издержек и цен на оборудование появляется риск снижения спроса на них. Восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума, миссия предприятия, направленная на удовлетворение социальных потребностей, хорошая репутация компании и высокий имидж используемых технологий являются возможностями организации.
Таблица 11 – PEST-анализ ООО «Сфера»
Политические факторы
Влияние экономики
Политическая нестабильность;
Изменение в законодательстве, регулирующего коммерческую деятельность предприятий;
Законодательство по защите прав потребителей;
Внимательное отношение к противопожарной безопасности со стороны государства.
Рост социальных отчислений;
Понижающийся уровень инфляции в сравнении с предыдущим годом;
Существенное снижение ставки рефинансирования;
Удорожание основных внешних издержек.
Социокультурные тенденции
Технологические инновации
Восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума;
Миссия предприятия, направленная на удовлетворение социальных потребностей;
Хороший имидж компании.
Научно-технический прогресс;
Высокий уровень используемых технологий;
Постоянное совершенствование технологий;
Использование новейших технологий в строительстве.
Благодаря технологическим инновациям предприятие может развиваться, использовать новейшее оборудование, снижать издержки, проводить
48 постоянную модернизацию производственных мощностей, что позволяет улучшать качество предоставляемых услуг. Доля рынка ООО «Сфера» на всём рынке Самарской области составляет 15%, что является существенной величиной, так как предприятие существует в агрессивной конкурентной среде.
Промышленное строительство является специфической деятельностью и не имеет заменителей, поэтому угроза минимальна. Перечень факторов микросреды оказывающих воздействие на организацию, представлен в таблице
12.
Таблица 12 – Перечень факторов микросреды ООО «Сфера»
Конкуренты
Поставщики
Потребители
Новые участники рынка
Товары заменители
Технологические новшества, позволяющие производить более качественное и быстрое строительство, ведущие к снижению цены и стимулированию сбыта
Большое количество фирм, предлагающих однородную продукцию
(строительные материалы) достаточно высокого качества по низким ценам
Незначительное изменение цены может сильно повлиять на спрос
Высокие входные барьеры в отрасль
Товаров заменителе й нет
Возрастающая конкуренция
Повышение цен на ресурсы
Устойчивые партнерские отношения с заказчиками, гибкая система оплаты (отсрочка платежа)
В представленной таблице перечислены основные факторы микросреды, влияющие на деятельность предприятия.
Угроза появления новых игроков крайне незначительна ввиду необходимости больших денежных вложений для организации данной деятельности, а также кризисной ситуации в отрасли. Влияние поставщиков является незначительным ввиду большого количества фирм предлагающих
49 однородную продукцию (строительные материалы) достаточно высокого качества по низким ценам. Организация испытывает сильное влияние потребителей, т.к. незначительное изменение цены может сильно повлиять на спрос. В создавшихся условиях необходимо использовать стратегию ориентации на потребителя для усиления стимулирования сбыта (реклама, снижение цен, скидки). В сложившейся ситуации в отрасли наблюдается достаточно сильная конкуренция, как за счёт снижения цены и стимулирования сбыта, так и за счёт технологических новшеств, позволяющих производить более качественное и быстрое строительство.
Выделенные в таблицах 13 и 14 возможности и угрозы внешней среды будут использованы для дальнейшего анализа состояния организации ООО
«Сфера».
Таблица 13 – Матрица возможностей ООО «Сфера»
Вероятность использования
Степень влияния
Сильная
Умеренная
Малая
Высокая
Хороший имидж компании
Восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума
Научно- технический прогресс
Средняя
Высокий уровень используемых технологий
Повышение квалификации персонала
Существенное снижение ставки рефинансирования
Низкая
Большое количество фирм, предлагающих однородную продукцию (строительные материалы) достаточно высокого качества по низким ценам
Использование новейших технологий в строительстве
Понижающийся уровень инфляции в сравнении с предыдущим годом
Среди наиболее актуальных возможностей можно выделить хорошую репутацию компании и высокий уровень используемых технологий, восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума, высокий уровень используемых технологий. Элементы 1-3 представленной таблицы определяют возможности, которые наиболее вероятны и имеют наибольшую степень влияния.
50
Таблица 14 – Матрица угроз ООО «Сфера»
Вероятность реализации
Возможные последствия
Разрушение
Критическое состояние
Тяжелое состояние
Легкие ушибы
Высокая
Возрастающая конкуренция
Повышение цен на ресурсы
Рост социальных отчислений
Изменение в законодательстве, регулирующего коммерческую деятельность предприятий
Средняя
Законодательство по защите прав потребителей
Внимательное отношение к противопожарной безопасности со стороны государства
Удорожание основных внешних издержек
Технологические новшества, позволяющие производить более качественное и быстрое строительство, ведущие к снижению цены и стимулированию сбыта
Низкая
Незначительное изменение цены может сильно повлиять на спрос
Политическая нестабильность
-
-
Элементы 1-3 таблицы 14 определяют угрозы, которые наиболее вероятны и последствия наступления которых наиболее опасны.
К основным угрозам относятся:
- возрастающая конкуренция;
- повышение цен на ресурсы;
- законодательство по защите прав потребителей.
В таблице 15 приведена ранжированная оценка внешней среды предприятия.
51
Таблица 15 – Ранжированная оценка факторов внешней среды
Фактор
Вес фактора, в долях
Оценка силы фактора, в баллах
Взвешенна я оценка, в баллах
Возможности
Выпуск новых видов продукции, оказание новых видов услуг
0,1 5
0,5
Большое количество фирм, предлагающих однородную продукцию (строительные материалы) достаточно высокого качества по низким ценам
0,1 4
0,4
Товары-заменители отсутствуют
0,05 3
0,15
Использование новейших технологий в строительстве
0,1 5
0,5
Устойчивые партнерские отношения с заказчиками, гибкая система оплаты (отсрочка платежа)
0,05 4
0,2
Восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума
0,1 5
0,5
Миссия предприятия, направленна на удовлетворение социальных потребностей
0,05 3
0,15
Хороший имидж компании
0,1 5
0,5
Существенное снижение ставки рефинансирования
0,1 5
0,5
Научно-технический прогресс
0,1 5
0,5
Высокий уровень используемых технологий
0,1 5
0,5
Понижающийся уровень инфляции в сравнении с предыдущим годом
0,1 4
0,4
Постоянное совершенствование технологий
0,05 3
0,15
Итого
1
-
4,95
Угрозы
Возрастающая конкуренция
0,1 5
0,5
Технологические новшества, позволяющие производить более качественное и быстрое строительство, ведущие к снижению цены и стимулированию сбыта
0,1 4
0,4
Повышение цен на ресурсы
0,1 5
0,5
Незначительное изменение цены может сильно повлиять на спрос
0,1 3
0,3
Удорожание основных внешних издержек
0,1 4
0,4
Рост социальных отчислений
0,1 5
0,5
Политическая нестабильность
0,1 3
0,3
Изменение в законодательстве, регулирующего коммерческую деятельность предприятий
0,1 4
0,4
Законодательство по защите прав потребителей
0,1 5
0,5
Внимательное отношение к противопожарной безопасности со стороны государства
0,1 5
0,5
Итого
1
-
4,3
Исходя из данных, представленных в таблице 15, можно сделать вывод, что наиболее существенными возможностями, которые могут повлиять на
52 деятельность предприятия, являются: снижение ставки рефинансирования; научно-технический прогресс; выпуск новых видов продукции, оказание новых видов услуг; использование новейших технологий в строительстве; восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума.
Наиболее значимыми угрозами для предприятия ООО «Сфера» являются следующие факторы внешней среды: возрастающая конкуренция; повышение цен на ресурсы; рост социальных отчислений; внимательное отношение к противопожарной безопасности со стороны государства; законодательство по защите прав потребителей. Внутренние факторы формируются самим предприятием, в первую очередь его руководством. В таблице 16 представлены сильные и слабые стороны, а также их оценка, влияющие на деятельность ООО
«Сфера».
Таблица 16 – Сильные и слабые стороны ООО «Сфера»
Фактор
Вес фактора, в долях
Оценка силы фактора, в баллах
Взвешенная оценка, в баллах
Слабые стороны
1. Высокая цена на услуги;
0,2 5
1,0 2. Износ основных фондов;
0,2 5
1,0 3. Отсутствие четкой политики по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью.
0,2 5
1,0 4. Отсутствие инвестирования в маркетинг, узкая интерпретация функций маркетинга, только коммуникационная;
0,2 5
1,0 5. Спектр предлагаемых услуг ниже, чем у конкурентов (в частности, из-за отсутствия соответствующего оборудования)
0,1 4
0,4 6. Слабый приток новых клиентов из-за слабой конкурентоспособности товаров
0,1 4
0,4
Итого
1
-
4,8
Сильные стороны
1. Квалифицированный рабочий персонал, налаженная система обучения сотрудников
(рабочего звена);
0,15 5
0,75 2. Высокий уровень сервиса, качество обслуживания;
0,15 5
0,75 3. Большой опыт в совершенствовании производственных процессов;
0,15 5
0,75
53 4. Сбалансированная кредитная политика;
0,15 5
0,75 5. Собственное механообрабатывающее производство.
0,15 5
0,75 6. Расширение ассортимента товаров и услуг
0,15 4
0,6 7. Использование отлаженных новых технологий для выпуска новых видов продукции, или организации нового бизнеса
0,1 4
0,4
Итого
1
-
4,75
По результатам анализа сильных и слабых сторон предприятия, среди сильных сторон можно выделить: квалифицированный рабочий персонал, налаженная система обучения сотрудников (рабочего звена); высокий уровень сервиса, качество обслуживания; большой опыт в совершенствовании производственных процессов; сбалансированная кредитная политика; собственное механообрабатывающее производство. Среди слабых сторон выделяются: высокая цена на услуги; износ основных фондов, необходимость ремонтов/покупки оборудования; отсутствие четкой политики по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью. Сильные стороны ООО «Сфера» позволяют ей сохранять достойные позиции, и говорят о том, что копания в первую очередь ориентирована на удовлетворение потребностей заказчиков.
Матрица SWOT-анализа ООО «Сфера» представлена в таблице 17.
Таблица 17 – Матрица SWOT-анализа ООО «Сфера»
Сильные стороны
Слабые стороны
Квалифицированный рабочий персонал, налаженная система обучения сотрудников;
Высокий уровень сервиса, качество обслуживания;
Большой опыт в совершенствовании производственных процессов;
Сбалансированная кредитная политика;
Собственное механообрабатывающее производство.
Высокая цена на услуги;
Износ основных фондов, необходимость ремонтов/покупки оборудования;
Отсутствие четкой политики по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью.
Отсутствие инвестирования в маркетинг.
Узкая интерпретация функций маркетинга, только коммуникационная;
Угрозы
Возможности
Возрастающая конкуренция;
Повышение цен на ресурсы;
Рост социальных отчислений;
Внимательное отношение к противопожарной безопасности со стороны
Снижение ставки рефинансирования;
Научно-технический прогресс;
Выпуск новых видов продукции, оказание новых видов услуг;
Использование новейших технологий в
А
Об
К
ликв
общ
43
К
с.л.
(2.5) где ДС – денежные средства;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
ДЗ – дебиторская задолженность.
Коэффициент абсолютной ликвидности (К
а.л.
) рассчитывается по формуле:
К
а.л.
=
(2.6)
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
(К
СОбС
) рассчитывается по формуле:
(2.7) где ЧОК – чистый оборотный капитал.
Таблица 8 - Коэффициенты ликвидности
Наименование показателя
Норма
2013 2014 2015
Коэффициент общей ликвидности
1 - 3 1,60 1,79 1,97
Коэффициент срочной ликвидности
0,7 - 1 1,52 1,74 1,92
Коэффициент абсолютной ликвидности.
0,2 – 0,25 0,91 0,50 0,39
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами более 0,1 0,60 0,79 0,97
Коэффициенты ликвидности превышают нормативные значения.
Предприятие снижает краткосрочные обязательства, увеличивая денежные средства. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие ликвидно, то есть способно расплачиваться по своим долгам в краткосрочный период.
КО
ДЗ
КФВ
ДС
К
ликв
сроч
КО
ДС
К
ликв
абс
А
Об
ЧОК
К
СОбС
44
Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятия или иные финансовые операции.
Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
R
прод.
=
Пр пр
В
∙ 100%,
(2.8) где Пр пр
– прибыль только по основной деятельности (продажам);
В – нетто выручка от реализации.
Рентабельность производства рассчитывается по формуле:
R
произ.
=
П
от реал.
З
∙ 100%,
(2.9) где З – затраты на реализацию продукции.
Экономическая рентабельность (рентабельность активов) предприятия рассчитывается по формуле (10):
ЭР =
Пр рп
А
̅
∙ 100%,
(2.10) где А – активы.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле (23):
R
СК
=
ЧП
СК
̅̅̅̅
∙ 100%,
(2.11) где ЧП – чистая прибыль;
СК – собственный капитал.
Показатели рентабельности ООО «Сфера»сведены в таблицу 9.
Таблица 9 - Показатели рентабельности предприятия (%)
Наименование показателя
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Рентабельность продаж
25,77 29,70
-
Рентабельность производства
34,71 42,24
-
Экономическая рентабельность
28,68 46,37
-
Рентабельность собственного капитала
54,15 66,13 35,25
45
Как видно из таблицы 9, значения показателей рентабельности производства и продаж ООО «Сфера»имели тенденцию к увеличению в 2014 году по сравнению со значениями рентабельности в 2013 году.
Показатели деловой активности (оборачиваемости) характеризуют активность производственно-сбытовой деятельности предприятия, и анализируются с помощью ряда коэффициентов. Анализ деловой активности предприятия производится с целью выяснения эффективности его текущей деятельности и результативности использования его материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Показатели оборачиваемости разных средств рассчитываются как отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости различных групп средств предприятия, рассчитанной по упрощенному варианту – путем расчета средней на основании данных на начало и конец периода. Коэффициент оборачиваемости капитала рассчитывается по формуле:
(2.12) где
- среднегодовая стоимость капитала.
Период оборачиваемости рассчитывается по формуле.
(2.13)
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:
К
обДЗ
=
В
ДЗ
̅̅̅̅
(2.14)
Период оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:
К
В
К
об
К
об
об
К
П
365
46
П
обДЗ
=
365
К
обДЗ
(2.15)
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:
К
обКЗ
=
С/С
КЗ
̅̅̅̅
,
(2.16) где С/С – себестоимость.
Период оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:
П
обКЗ
=
365
К
обКЗ
(2.17)
Показатели оборачиваемости, показывают: сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные активы предприятия или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.
Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности и дебиторской задолженности для ООО «Сфера»представлены в таблице 10.
Таблица 10 - Показатели оборачиваемости
Наименование показателя
2012 2013 2014
Коэффициент оборачиваемости активов, в оборотах
0,00 1,81 3,50
Период оборачиваемости активов, в днях
672914,00 201,65 104,24
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, в оборотах
1,73 3,35 0,69
Период оборачиваемости дебиторской задолженности, в днях
211,04 109,10 532,44
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, в оборотах
1,93 3,74 0,77
Период оборачиваемости кредиторской задолженности, в днях
188,80 97,60 476,33
Значение анализа оборачиваемости состоит в том, что он позволяет увидеть картину финансового состояния предприятия в динамике. Как видно из таблицы 10, период оборачиваемости дебиторской задолженности во всех годах
47 выше периода оборачиваемости кредиторской задолженности, а это значит, что предприятие рассчитывается по своим обязательствам быстрее, чем дебиторы с предприятием. В целом период оборачиваемости капитала и дебиторской задолженности имеет тенденцию увеличения, что отрицательно характеризует предприятие.
Влияние экономики заключается в снижающемся уровне инфляции, повышении транспортных издержек и цен на оборудование, они влияют на стоимость услуг.
Факторы влияния внешней среды на ООО «Сфера»представлены в таблице 11. Снижение инфляции ведёт к повышению спроса, а при повышении транспортных издержек и цен на оборудование появляется риск снижения спроса на них. Восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума, миссия предприятия, направленная на удовлетворение социальных потребностей, хорошая репутация компании и высокий имидж используемых технологий являются возможностями организации.
Таблица 11 – PEST-анализ ООО «Сфера»
Политические факторы
Влияние экономики
Политическая нестабильность;
Изменение в законодательстве, регулирующего коммерческую деятельность предприятий;
Законодательство по защите прав потребителей;
Внимательное отношение к противопожарной безопасности со стороны государства.
Рост социальных отчислений;
Понижающийся уровень инфляции в сравнении с предыдущим годом;
Существенное снижение ставки рефинансирования;
Удорожание основных внешних издержек.
Социокультурные тенденции
Технологические инновации
Восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума;
Миссия предприятия, направленная на удовлетворение социальных потребностей;
Хороший имидж компании.
Научно-технический прогресс;
Высокий уровень используемых технологий;
Постоянное совершенствование технологий;
Использование новейших технологий в строительстве.
Благодаря технологическим инновациям предприятие может развиваться, использовать новейшее оборудование, снижать издержки, проводить
48 постоянную модернизацию производственных мощностей, что позволяет улучшать качество предоставляемых услуг. Доля рынка ООО «Сфера» на всём рынке Самарской области составляет 15%, что является существенной величиной, так как предприятие существует в агрессивной конкурентной среде.
Промышленное строительство является специфической деятельностью и не имеет заменителей, поэтому угроза минимальна. Перечень факторов микросреды оказывающих воздействие на организацию, представлен в таблице
12.
Таблица 12 – Перечень факторов микросреды ООО «Сфера»
Конкуренты
Поставщики
Потребители
Новые участники рынка
Товары заменители
Технологические новшества, позволяющие производить более качественное и быстрое строительство, ведущие к снижению цены и стимулированию сбыта
Большое количество фирм, предлагающих однородную продукцию
(строительные материалы) достаточно высокого качества по низким ценам
Незначительное изменение цены может сильно повлиять на спрос
Высокие входные барьеры в отрасль
Товаров заменителе й нет
Возрастающая конкуренция
Повышение цен на ресурсы
Устойчивые партнерские отношения с заказчиками, гибкая система оплаты (отсрочка платежа)
В представленной таблице перечислены основные факторы микросреды, влияющие на деятельность предприятия.
Угроза появления новых игроков крайне незначительна ввиду необходимости больших денежных вложений для организации данной деятельности, а также кризисной ситуации в отрасли. Влияние поставщиков является незначительным ввиду большого количества фирм предлагающих
49 однородную продукцию (строительные материалы) достаточно высокого качества по низким ценам. Организация испытывает сильное влияние потребителей, т.к. незначительное изменение цены может сильно повлиять на спрос. В создавшихся условиях необходимо использовать стратегию ориентации на потребителя для усиления стимулирования сбыта (реклама, снижение цен, скидки). В сложившейся ситуации в отрасли наблюдается достаточно сильная конкуренция, как за счёт снижения цены и стимулирования сбыта, так и за счёт технологических новшеств, позволяющих производить более качественное и быстрое строительство.
Выделенные в таблицах 13 и 14 возможности и угрозы внешней среды будут использованы для дальнейшего анализа состояния организации ООО
«Сфера».
Таблица 13 – Матрица возможностей ООО «Сфера»
Вероятность использования
Степень влияния
Сильная
Умеренная
Малая
Высокая
Хороший имидж компании
Восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума
Научно- технический прогресс
Средняя
Высокий уровень используемых технологий
Повышение квалификации персонала
Существенное снижение ставки рефинансирования
Низкая
Большое количество фирм, предлагающих однородную продукцию (строительные материалы) достаточно высокого качества по низким ценам
Использование новейших технологий в строительстве
Понижающийся уровень инфляции в сравнении с предыдущим годом
Среди наиболее актуальных возможностей можно выделить хорошую репутацию компании и высокий уровень используемых технологий, восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума, высокий уровень используемых технологий. Элементы 1-3 представленной таблицы определяют возможности, которые наиболее вероятны и имеют наибольшую степень влияния.
50
Таблица 14 – Матрица угроз ООО «Сфера»
Вероятность реализации
Возможные последствия
Разрушение
Критическое состояние
Тяжелое состояние
Легкие ушибы
Высокая
Возрастающая конкуренция
Повышение цен на ресурсы
Рост социальных отчислений
Изменение в законодательстве, регулирующего коммерческую деятельность предприятий
Средняя
Законодательство по защите прав потребителей
Внимательное отношение к противопожарной безопасности со стороны государства
Удорожание основных внешних издержек
Технологические новшества, позволяющие производить более качественное и быстрое строительство, ведущие к снижению цены и стимулированию сбыта
Низкая
Незначительное изменение цены может сильно повлиять на спрос
Политическая нестабильность
-
-
Элементы 1-3 таблицы 14 определяют угрозы, которые наиболее вероятны и последствия наступления которых наиболее опасны.
К основным угрозам относятся:
- возрастающая конкуренция;
- повышение цен на ресурсы;
- законодательство по защите прав потребителей.
В таблице 15 приведена ранжированная оценка внешней среды предприятия.
51
Таблица 15 – Ранжированная оценка факторов внешней среды
Фактор
Вес фактора, в долях
Оценка силы фактора, в баллах
Взвешенна я оценка, в баллах
Возможности
Выпуск новых видов продукции, оказание новых видов услуг
0,1 5
0,5
Большое количество фирм, предлагающих однородную продукцию (строительные материалы) достаточно высокого качества по низким ценам
0,1 4
0,4
Товары-заменители отсутствуют
0,05 3
0,15
Использование новейших технологий в строительстве
0,1 5
0,5
Устойчивые партнерские отношения с заказчиками, гибкая система оплаты (отсрочка платежа)
0,05 4
0,2
Восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума
0,1 5
0,5
Миссия предприятия, направленна на удовлетворение социальных потребностей
0,05 3
0,15
Хороший имидж компании
0,1 5
0,5
Существенное снижение ставки рефинансирования
0,1 5
0,5
Научно-технический прогресс
0,1 5
0,5
Высокий уровень используемых технологий
0,1 5
0,5
Понижающийся уровень инфляции в сравнении с предыдущим годом
0,1 4
0,4
Постоянное совершенствование технологий
0,05 3
0,15
Итого
1
-
4,95
Угрозы
Возрастающая конкуренция
0,1 5
0,5
Технологические новшества, позволяющие производить более качественное и быстрое строительство, ведущие к снижению цены и стимулированию сбыта
0,1 4
0,4
Повышение цен на ресурсы
0,1 5
0,5
Незначительное изменение цены может сильно повлиять на спрос
0,1 3
0,3
Удорожание основных внешних издержек
0,1 4
0,4
Рост социальных отчислений
0,1 5
0,5
Политическая нестабильность
0,1 3
0,3
Изменение в законодательстве, регулирующего коммерческую деятельность предприятий
0,1 4
0,4
Законодательство по защите прав потребителей
0,1 5
0,5
Внимательное отношение к противопожарной безопасности со стороны государства
0,1 5
0,5
Итого
1
-
4,3
Исходя из данных, представленных в таблице 15, можно сделать вывод, что наиболее существенными возможностями, которые могут повлиять на
52 деятельность предприятия, являются: снижение ставки рефинансирования; научно-технический прогресс; выпуск новых видов продукции, оказание новых видов услуг; использование новейших технологий в строительстве; восстановление платёжеспособного спроса со стороны социума.
Наиболее значимыми угрозами для предприятия ООО «Сфера» являются следующие факторы внешней среды: возрастающая конкуренция; повышение цен на ресурсы; рост социальных отчислений; внимательное отношение к противопожарной безопасности со стороны государства; законодательство по защите прав потребителей. Внутренние факторы формируются самим предприятием, в первую очередь его руководством. В таблице 16 представлены сильные и слабые стороны, а также их оценка, влияющие на деятельность ООО
«Сфера».
Таблица 16 – Сильные и слабые стороны ООО «Сфера»
Фактор
Вес фактора, в долях
Оценка силы фактора, в баллах
Взвешенная оценка, в баллах
Слабые стороны
1. Высокая цена на услуги;
0,2 5
1,0 2. Износ основных фондов;
0,2 5
1,0 3. Отсутствие четкой политики по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью.
0,2 5
1,0 4. Отсутствие инвестирования в маркетинг, узкая интерпретация функций маркетинга, только коммуникационная;
0,2 5
1,0 5. Спектр предлагаемых услуг ниже, чем у конкурентов (в частности, из-за отсутствия соответствующего оборудования)
0,1 4
0,4 6. Слабый приток новых клиентов из-за слабой конкурентоспособности товаров
0,1 4
0,4
Итого
1
-
4,8
Сильные стороны
1. Квалифицированный рабочий персонал, налаженная система обучения сотрудников
(рабочего звена);
0,15 5
0,75 2. Высокий уровень сервиса, качество обслуживания;
0,15 5
0,75 3. Большой опыт в совершенствовании производственных процессов;
0,15 5
0,75
53 4. Сбалансированная кредитная политика;
0,15 5
0,75 5. Собственное механообрабатывающее производство.
0,15 5
0,75 6. Расширение ассортимента товаров и услуг
0,15 4
0,6 7. Использование отлаженных новых технологий для выпуска новых видов продукции, или организации нового бизнеса
0,1 4
0,4
Итого
1
-
4,75
По результатам анализа сильных и слабых сторон предприятия, среди сильных сторон можно выделить: квалифицированный рабочий персонал, налаженная система обучения сотрудников (рабочего звена); высокий уровень сервиса, качество обслуживания; большой опыт в совершенствовании производственных процессов; сбалансированная кредитная политика; собственное механообрабатывающее производство. Среди слабых сторон выделяются: высокая цена на услуги; износ основных фондов, необходимость ремонтов/покупки оборудования; отсутствие четкой политики по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью. Сильные стороны ООО «Сфера» позволяют ей сохранять достойные позиции, и говорят о том, что копания в первую очередь ориентирована на удовлетворение потребностей заказчиков.
Матрица SWOT-анализа ООО «Сфера» представлена в таблице 17.
Таблица 17 – Матрица SWOT-анализа ООО «Сфера»
Сильные стороны
Слабые стороны
Квалифицированный рабочий персонал, налаженная система обучения сотрудников;
Высокий уровень сервиса, качество обслуживания;
Большой опыт в совершенствовании производственных процессов;
Сбалансированная кредитная политика;
Собственное механообрабатывающее производство.
Высокая цена на услуги;
Износ основных фондов, необходимость ремонтов/покупки оборудования;
Отсутствие четкой политики по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью.
Отсутствие инвестирования в маркетинг.
Узкая интерпретация функций маркетинга, только коммуникационная;
Угрозы
Возможности
Возрастающая конкуренция;
Повышение цен на ресурсы;
Рост социальных отчислений;
Внимательное отношение к противопожарной безопасности со стороны
Снижение ставки рефинансирования;
Научно-технический прогресс;
Выпуск новых видов продукции, оказание новых видов услуг;
Использование новейших технологий в