Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 8
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И
ЭТИКА ПЕДАГОГА
Все моральные проблемы — профессиональные и общечеловеческие, «открытые» и «закрытые» — возникают, проявляют себя и решаются (или не решаются) в общении людей
друг с другом, выступающем важнейшей потребностью личности и общества. Характерные для нашего времени демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного
общения, которое все более становится самостоятельной
нравственной ценностью в духовной жизни общества.
Изменились содержание и форма общения людей, особенно в молодежной среде. Оно стало более свободным: сегодня нет тем, запретных для обсуждения. ЭДолодые люди почувствовали вкус свободы самовыражения, проявляющейся ив раскованности, с которой они общаются друг с другом, и в расширении сферы общения. Вместе с тем все это выявило несовершенство нашего общения, его недостатки и определенные трудности: неумение и нежелание людей услышать и понять друг друга, их нетерпимость, а зачастую — агрессивность, эгоизм, жестокость. В значительной степени это является следствием низ- кой культуры общения, формирование которой у новых поколений людей, вступающих в жизнь, а значит и в поле межличностного общения, — одна из важнейших профессиональных функций педагога независимо от его
«предметной» принадлежности и предрасположенности.
Необходимость формирования культуры общения у молодого поколения и вместе с тем сложности в общении и взаимопонимании с ним требуют и от самого педагога достаточно высокой культуры общения.
Поэтому педагогическая этика ждет от него обращения к изучению и осмыслению данного феномена в его теоретическом и практическом наполнении.
8.1. ОБЩЕНИЕ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ:
СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
В начале третьего тысячелетия уже можно утверждать, что
общение как ценность и первая жизненная необходимость нахо-
дится в центре внимания философии, этики, психологии, педа-
138
гики, культурологии, которые пытаются с разных точек гия определить сущность этого феномена.
Так, психологи определяют общение как информационное и пред- метное взаимодействие, в процессе которого реализуются и формиру- ются межличностные взаимоотношения (Я.Л. КоломинскиК). И это оп- ределение верно, поскольку в нем, в частности, отражается-деятельно- стный характер общения как формы человеческих взаимоотношений.
Такими же справедливыми будут суждения об общении как особого рода искусстве, требующем таланта; как о науке, имеющей свои зако- номерности; как своде технологий и правил поведения и др. Иными словами, не следует ждать однозначного определения общения: здесь возможна такая же поливариантность, как и в формах проявления са- мого общения.
Наиболее полно сущность общения выражается в том, что
общение — важнейшая сторона человеческой
деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном
отношении одного человека к другому на основе взаимного
признания «самости» и самоценности. Такое понимание общения с позиций гуманистической этики требует '6f педагога обратить внимание на следующие его основные черты и свойства:
• общение предстает как деятельность, что предполагает его активно-процессуальный характер; содержанием этой деятельно- сти является установление отношения одного человека к другому;
• межличностные отношения — независимо от положения вступающих в них людей - должны носить
субъект-субъектный характер, иными словами, предполагается, что в них вступают равные субъекты] «Я» и
«Ты» здесь цель друг для друга и никогда — не средство (по крайней мере, так должно быть);
• непременным условием продуктивного общения выступает
признание за другим (и учителем - за учеником) его уникальности и неповторимости, его права быть самим собой и ожидание того же от него;
• при общении должен проявляться его творчески-импровиза-
ционный характер, способствующий выявлению глубинных ка- честв субъекта — его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.
Таким образом, общение — это взаимодеятельность,
базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) роскошь, как говорил А. де Сент-
Экзюпери, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение-это деятельность, заключающаяся в установлении
коммуникации,
связи между людьми, предполагающей двусторонний обмен информацией. Вместе с тем общение отличается от простого информационного взаимодействия.
Основные параметры этого отличия заключаются в следующем:
• общение предполагает не только информационную, но и
личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон;
• общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совме- стной деятельности; информационный процесс асимметричен, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, поэтому первый обозначается как субъект, а второй как объект;
• структура информационного сообщения, как правило, мо- нологична, а общения — диалогична.
Таким образом, диалогичностъ — важнейшая отличительная черта общения. При этом под диалогом понимается информа- тивное и личностно-субъективное взаимодействие между общаю- щимися сторонами, цель которого — установление понимания
между ними. Педагогу следует иметь в виду, что для квалифици- рованного ведения диалога недостаточно авторитета или пре- восходства в служебном положении. Необходимы широкая эру- диция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры. Продуктивное ведение диалога предполагает соблю- дение следующих условий:
• принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров;
• признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга;
• различие и оригинальность точек зрения, готовность услы- шать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;
• ориентированность каждого на понимание и интерпрета- цию его точки зрения партнером;
• ожидание ответа и его предвосхищение в собственном вы сказывании, взаимодополняемость позиций участников;
• способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.
Очевидно, что все перечисленные параметры в общении пе- дагога и учащихся являются самыми уязвимыми местами, так как делают диалог между ними порой попросту невозможным.
Профессиональная этика предполагает серьезную работу педа- гога над собой в этом направлении, поскольку именно от зна- ния, понимания и принятия им этих условий зависит
диалогичностъ общения между ним и учащимися, а в конечном счете — и между поколениями.
Нравственный смысл процесса общения связан в первую оче- редь с его ценностными ориентирами — морально значимыми
140
факторами, которые определяют его основные содержательные характеристики. В педагогической этике общение неотделимо от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равен-
ство, любовь. При этом равенство в общении - это прежде всего
равенство человеческого достоинства субъектов общения, ори- ентация на поддержание чести и достоинства любого человека, в том числе и ребенка. Общение, ориентированное на эти ценно- сти, можно назвать гуманистическим. Гуманистическая этика об- щения отличается также доверием, доброжелательностью и уваже-
нием, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).
Признание ценности человека неотделимо от конкретных оце-
нок людей, вступающих в общение. Педагогу следует помнить, что многие сложности, возникающие в процессе общения с уча- щимися, порождаются несоответствием их самооценки и оценки
их окружающими (как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих, хотя иногда бывает и заниженной). Искус-
ство общения педагога в том и состоит, чтобы поставить челове- ка выше его отдельных недостатков и несовершенств, увидеть и оценить в нем индивидуальные, неповторимые личностные чер- ты, понять, что ценность личности ребенка не должна зависеть от его отдельных неприятных свойств.
Формирование у молодежи культуры межличностного обще-
ния неразрывно связано с осознанием ею ценности общения,
которая, в свою очередь, определяется его полифункционально-
стью и глобальной значимостью в жизни человека и общества.
Целесообразно выделить и раскрыть перед учащимися основные
ролевые функции общения.
1. Общение есть условие формирования и существования чело
века. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека под- тверждают, что формирование человека невозможно без обще- ния, выступающего «уникальным условием человеческого бы- тия» (К. Ясперс). Иными словами, человеческое существо, ли- шенное по каким-то причинам возможности общения, не ста- новится личностью или перестает быть таковой, причем педагог может предложить учащимся самим подтвердить это научными фактами и художественными примерами.
2. Общение есть способ самовыражения человеческого «Я». Впер- вые обоснование этого феномена было дано Л.Фейербахом, по казавшим, что человеческая сущность проявляется лишь в об- щении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвер- диться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.
141
3. Общение - основное средство коммуникации. Это проявляет- ся в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения, во-первых, передаются накопленные зна- ния и тем самым осуществляется социальное наследование. Во- вторых, коммуникативность общения проявляется в генериро- вании новых идей, что выявляет его творческий характер, и, в- третьих, в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую
(практическую) ценность общения.
4. Общение выступает основным средством управления людьми.
В настоящее время эта функция используется целенаправлен но - как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явст- венно прослеживается в сферах экономики, политики, а также в межличностном общении. Действительно, именно благодаря общению мы добиваемся от другого желаемого результата — убеждая, уговаривая или заставляя его подчиниться нашим интересам.
5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческо
го счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения личности, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков.
При этом на первый план по значимости выступают такие чер- ты общения, как избирательность и направленность на опреде- ленный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора, взаи-
мопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь,
представляющих особую ценность для молодого человека (поз же мы остановимся на них отдельно).
Таким образом, выявленные ролевые функции общения по- зволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух ас- пектах:
• как утилитарно-прагматическую, ориентированную на дос- тижение социально-значимых объективных результатов;
• как самоценность — общение ради общения, смыслом кото- рого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.
Это дает основание выделить и показать учащимся уровни зна-
чимости общения:
• для себя — Я-значимость,
• для другого — Ты-значимость,
• для группы или общества в целом — Мы-значимость.
8.2. КУЛЬТУРА И
ОБЩЕНИЯ
Рассмотренные теоретические аспекты межличностного об- щения позволяют обратиться к предмету непосредственного интереса и заботы педагогической этики - культуре и антикуль-
туре общения.
Понятие и сущность культуры общения
Культура общения — это система норм, принципов и правил
общения, а также технология их выполнения, выработанные чело-
веческим сообществом с целью оптимизации и эффективности
коммуникативного взаимодействия. Культура общения предпола- гает знание, понимание и соблюдение таких норм межличностного
общения, которые:
• соответствуют гуманистическому подходу к интересам, пра- вам и свободам личности;
• приняты в данном сообществе как «руководство к действию»;
• не противоречат взглядам и убеждениям самой личности;
• предполагают ее готовность и умение соблюдать эти нормы.
Педагог должен быть готов к тому, что эти условия далеко не всегда присутствуют в действительности, тем более все сразу, в комплексе. В обществе могут быть приняты нормы общения, носящие антигуман- ный характер или игнорирующие интересы данного человека; или, на- пример, господствующие гуманистические нормы могут попираться конкретным индивидом (или группой лиц), так как он не понимает и не принимает их; или индивид принимает эти нормы, но не умеет их соблюдать и т.д. Вот здесь и проявляется роль учителя — разъяснить их смысл, показать их необходимость не только для общества, но и для самого индивида, наконец, просто научить им.
Культура общения обеспечивается совокупным действием многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных,
«технологических».
Наиболее тесным образом уровень культуры общения связан с нравственными
установками, ценностями, коммуникативными идеалами и
стереотипами — с тем, что составляет понятие нравственной
культуры. Нравственная культура того или иного общества в целом или отдельных личностей проявляется в определенном уровне их морального сознания; специфике нравственных
отношений с окружающими; особенностях поведения и общения,
Основные признаки нравственной культуры личности в обще- нии это:
• уважительное отношение к партнеру, сдержанность, веж ливость, бережное обращение со словом, которое может глубо ко ранить человека;
142 143
АНТИКУЛЬТУРА
• ясность целей общения, готовность понять, оценить и при нять суждения собеседника;
• постоянное самосовершенствование, подготовка себя к об щению;
• соблюдение принципа толерантности, порождающего вза имное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации.
Очевидно, что эти признаки не возникают сами по себе. С одной стороны, они требуют упорной работы над собой, скажем, для учителя
— даже с большим опытом, конечно, при условии осознания их необходимости в собственном поведении. С другой стороны, это то, в чем учитель в свою очередь может оказать помощь детям.
Нравственная протокультура и
«дефекты» общения
Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры — нравственная «протокультура» порождает дефекты
общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в коллективе. Для их предупреждения или преодоления необходимо знание основных «дефектных» уровней общения.
1. Нравственный вакуум — человек или не знает необходимых норм общения и принципов поведения (этическая и психологи ческая «докультура»), или попадает в ситуацию, когда его зна ния утрачивают смысл и не «работают» в новых условиях.
Первый вариант — явление крайне редкое, людей на уровне полного нравственного вакуума практически не бывает: ведь даже ребенок в принципе
знает, «что такое хорошо и что такое плохо». Нравственный вакуум второго типа возникает при столкновении человека с ситуацией, практически ему незнакомой — с «иными» моральными нормами и принципами. Это - ситуация почти фантастическая, но она может быть и реальной (синдром маргинальности).
Основной путь преодоления нравственного вакуума — этическое просвещение —
научение и воспитание.
2. Отсутствие нравственной инициативы — человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них. Это состояние настороженного вы
жидания и морального торга по принципу «ты — мне, я — тебе».
Так, многие молодые люди, считающие наше общество безнравственным и бездуховным, утверждают, что в таких условиях самому быть нравственным невозможно, да и не нужно («себе дороже»). Это типичный пример отсутствия нравственной инициативы: пусть сначала другие станут нравственными, а уж потом и я.
3. Нравственный камуфляж — стремление произвести хоро шее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравст-
144
венной культуры. Формы проявления нравственного камуфляжа могут быть различными, но, как правило, они всегда сопровождаются моральной демагогией, разглагольствованиями по поводу падения нравов, призывами к соблюдению норм культуры.
К сожалению, нравственный камуфляж особенно характерен для старшего поколения, в том числе и некоторых педагогов. При этом на фоне стремления читать мораль и брюзжать по поводу нравственности молодежи делается исключение для себя: собственные пороки или не видятся, или оправдываются.
4. Нравственный анахронизм человек руководствуется от
жившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.
Анахронизмом выглядит сегодня, например, авторитарный стиль руководства, навязывание собственной точки зрения, нетерпимость к мнению другого.
Анахронизм в общении требует единообразия мнений и поведения, налагает запрет на те или иные — особенно непривычные — формы поведения и общения, принятые, например, в молодежной среде.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 32
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И
ЭТИКА ПЕДАГОГА
Все моральные проблемы — профессиональные и общечеловеческие, «открытые» и «закрытые» — возникают, проявляют себя и решаются (или не решаются) в общении людей
друг с другом, выступающем важнейшей потребностью личности и общества. Характерные для нашего времени демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного
общения, которое все более становится самостоятельной
нравственной ценностью в духовной жизни общества.
Изменились содержание и форма общения людей, особенно в молодежной среде. Оно стало более свободным: сегодня нет тем, запретных для обсуждения. ЭДолодые люди почувствовали вкус свободы самовыражения, проявляющейся ив раскованности, с которой они общаются друг с другом, и в расширении сферы общения. Вместе с тем все это выявило несовершенство нашего общения, его недостатки и определенные трудности: неумение и нежелание людей услышать и понять друг друга, их нетерпимость, а зачастую — агрессивность, эгоизм, жестокость. В значительной степени это является следствием низ- кой культуры общения, формирование которой у новых поколений людей, вступающих в жизнь, а значит и в поле межличностного общения, — одна из важнейших профессиональных функций педагога независимо от его
«предметной» принадлежности и предрасположенности.
Необходимость формирования культуры общения у молодого поколения и вместе с тем сложности в общении и взаимопонимании с ним требуют и от самого педагога достаточно высокой культуры общения.
Поэтому педагогическая этика ждет от него обращения к изучению и осмыслению данного феномена в его теоретическом и практическом наполнении.
8.1. ОБЩЕНИЕ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ:
СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
В начале третьего тысячелетия уже можно утверждать, что
общение как ценность и первая жизненная необходимость нахо-
дится в центре внимания философии, этики, психологии, педа-
138
гики, культурологии, которые пытаются с разных точек гия определить сущность этого феномена.
Так, психологи определяют общение как информационное и пред- метное взаимодействие, в процессе которого реализуются и формиру- ются межличностные взаимоотношения (Я.Л. КоломинскиК). И это оп- ределение верно, поскольку в нем, в частности, отражается-деятельно- стный характер общения как формы человеческих взаимоотношений.
Такими же справедливыми будут суждения об общении как особого рода искусстве, требующем таланта; как о науке, имеющей свои зако- номерности; как своде технологий и правил поведения и др. Иными словами, не следует ждать однозначного определения общения: здесь возможна такая же поливариантность, как и в формах проявления са- мого общения.
Наиболее полно сущность общения выражается в том, что
общение — важнейшая сторона человеческой
деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном
отношении одного человека к другому на основе взаимного
признания «самости» и самоценности. Такое понимание общения с позиций гуманистической этики требует '6f педагога обратить внимание на следующие его основные черты и свойства:
• общение предстает как деятельность, что предполагает его активно-процессуальный характер; содержанием этой деятельно- сти является установление отношения одного человека к другому;
• межличностные отношения — независимо от положения вступающих в них людей - должны носить
субъект-субъектный характер, иными словами, предполагается, что в них вступают равные субъекты] «Я» и
«Ты» здесь цель друг для друга и никогда — не средство (по крайней мере, так должно быть);
• непременным условием продуктивного общения выступает
признание за другим (и учителем - за учеником) его уникальности и неповторимости, его права быть самим собой и ожидание того же от него;
• при общении должен проявляться его творчески-импровиза-
ционный характер, способствующий выявлению глубинных ка- честв субъекта — его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.
Таким образом, общение — это взаимодеятельность,
базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) роскошь, как говорил А. де Сент-
Экзюпери, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение-это деятельность, заключающаяся в установлении
коммуникации,
связи между людьми, предполагающей двусторонний обмен информацией. Вместе с тем общение отличается от простого информационного взаимодействия.
Основные параметры этого отличия заключаются в следующем:
• общение предполагает не только информационную, но и
личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон;
• общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совме- стной деятельности; информационный процесс асимметричен, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, поэтому первый обозначается как субъект, а второй как объект;
• структура информационного сообщения, как правило, мо- нологична, а общения — диалогична.
Таким образом, диалогичностъ — важнейшая отличительная черта общения. При этом под диалогом понимается информа- тивное и личностно-субъективное взаимодействие между общаю- щимися сторонами, цель которого — установление понимания
между ними. Педагогу следует иметь в виду, что для квалифици- рованного ведения диалога недостаточно авторитета или пре- восходства в служебном положении. Необходимы широкая эру- диция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры. Продуктивное ведение диалога предполагает соблю- дение следующих условий:
• принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров;
• признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга;
• различие и оригинальность точек зрения, готовность услы- шать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;
• ориентированность каждого на понимание и интерпрета- цию его точки зрения партнером;
• ожидание ответа и его предвосхищение в собственном вы сказывании, взаимодополняемость позиций участников;
• способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.
Очевидно, что все перечисленные параметры в общении пе- дагога и учащихся являются самыми уязвимыми местами, так как делают диалог между ними порой попросту невозможным.
Профессиональная этика предполагает серьезную работу педа- гога над собой в этом направлении, поскольку именно от зна- ния, понимания и принятия им этих условий зависит
диалогичностъ общения между ним и учащимися, а в конечном счете — и между поколениями.
Нравственный смысл процесса общения связан в первую оче- редь с его ценностными ориентирами — морально значимыми
140
факторами, которые определяют его основные содержательные характеристики. В педагогической этике общение неотделимо от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равен-
ство, любовь. При этом равенство в общении - это прежде всего
равенство человеческого достоинства субъектов общения, ори- ентация на поддержание чести и достоинства любого человека, в том числе и ребенка. Общение, ориентированное на эти ценно- сти, можно назвать гуманистическим. Гуманистическая этика об- щения отличается также доверием, доброжелательностью и уваже-
нием, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).
Признание ценности человека неотделимо от конкретных оце-
нок людей, вступающих в общение. Педагогу следует помнить, что многие сложности, возникающие в процессе общения с уча- щимися, порождаются несоответствием их самооценки и оценки
их окружающими (как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих, хотя иногда бывает и заниженной). Искус-
ство общения педагога в том и состоит, чтобы поставить челове- ка выше его отдельных недостатков и несовершенств, увидеть и оценить в нем индивидуальные, неповторимые личностные чер- ты, понять, что ценность личности ребенка не должна зависеть от его отдельных неприятных свойств.
Формирование у молодежи культуры межличностного обще-
ния неразрывно связано с осознанием ею ценности общения,
которая, в свою очередь, определяется его полифункционально-
стью и глобальной значимостью в жизни человека и общества.
Целесообразно выделить и раскрыть перед учащимися основные
ролевые функции общения.
1. Общение есть условие формирования и существования чело
века. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека под- тверждают, что формирование человека невозможно без обще- ния, выступающего «уникальным условием человеческого бы- тия» (К. Ясперс). Иными словами, человеческое существо, ли- шенное по каким-то причинам возможности общения, не ста- новится личностью или перестает быть таковой, причем педагог может предложить учащимся самим подтвердить это научными фактами и художественными примерами.
2. Общение есть способ самовыражения человеческого «Я». Впер- вые обоснование этого феномена было дано Л.Фейербахом, по казавшим, что человеческая сущность проявляется лишь в об- щении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвер- диться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.
141
3. Общение - основное средство коммуникации. Это проявляет- ся в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения, во-первых, передаются накопленные зна- ния и тем самым осуществляется социальное наследование. Во- вторых, коммуникативность общения проявляется в генериро- вании новых идей, что выявляет его творческий характер, и, в- третьих, в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую
(практическую) ценность общения.
4. Общение выступает основным средством управления людьми.
В настоящее время эта функция используется целенаправлен но - как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явст- венно прослеживается в сферах экономики, политики, а также в межличностном общении. Действительно, именно благодаря общению мы добиваемся от другого желаемого результата — убеждая, уговаривая или заставляя его подчиниться нашим интересам.
5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческо
го счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения личности, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков.
При этом на первый план по значимости выступают такие чер- ты общения, как избирательность и направленность на опреде- ленный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора, взаи-
мопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь,
представляющих особую ценность для молодого человека (поз же мы остановимся на них отдельно).
Таким образом, выявленные ролевые функции общения по- зволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух ас- пектах:
• как утилитарно-прагматическую, ориентированную на дос- тижение социально-значимых объективных результатов;
• как самоценность — общение ради общения, смыслом кото- рого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.
Это дает основание выделить и показать учащимся уровни зна-
чимости общения:
• для себя — Я-значимость,
• для другого — Ты-значимость,
• для группы или общества в целом — Мы-значимость.
8.2. КУЛЬТУРА И
ОБЩЕНИЯ
Рассмотренные теоретические аспекты межличностного об- щения позволяют обратиться к предмету непосредственного интереса и заботы педагогической этики - культуре и антикуль-
туре общения.
Понятие и сущность культуры общения
Культура общения — это система норм, принципов и правил
общения, а также технология их выполнения, выработанные чело-
веческим сообществом с целью оптимизации и эффективности
коммуникативного взаимодействия. Культура общения предпола- гает знание, понимание и соблюдение таких норм межличностного
общения, которые:
• соответствуют гуманистическому подходу к интересам, пра- вам и свободам личности;
• приняты в данном сообществе как «руководство к действию»;
• не противоречат взглядам и убеждениям самой личности;
• предполагают ее готовность и умение соблюдать эти нормы.
Педагог должен быть готов к тому, что эти условия далеко не всегда присутствуют в действительности, тем более все сразу, в комплексе. В обществе могут быть приняты нормы общения, носящие антигуман- ный характер или игнорирующие интересы данного человека; или, на- пример, господствующие гуманистические нормы могут попираться конкретным индивидом (или группой лиц), так как он не понимает и не принимает их; или индивид принимает эти нормы, но не умеет их соблюдать и т.д. Вот здесь и проявляется роль учителя — разъяснить их смысл, показать их необходимость не только для общества, но и для самого индивида, наконец, просто научить им.
Культура общения обеспечивается совокупным действием многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных,
«технологических».
Наиболее тесным образом уровень культуры общения связан с нравственными
установками, ценностями, коммуникативными идеалами и
стереотипами — с тем, что составляет понятие нравственной
культуры. Нравственная культура того или иного общества в целом или отдельных личностей проявляется в определенном уровне их морального сознания; специфике нравственных
отношений с окружающими; особенностях поведения и общения,
Основные признаки нравственной культуры личности в обще- нии это:
• уважительное отношение к партнеру, сдержанность, веж ливость, бережное обращение со словом, которое может глубо ко ранить человека;
142 143
АНТИКУЛЬТУРА
• ясность целей общения, готовность понять, оценить и при нять суждения собеседника;
• постоянное самосовершенствование, подготовка себя к об щению;
• соблюдение принципа толерантности, порождающего вза имное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации.
Очевидно, что эти признаки не возникают сами по себе. С одной стороны, они требуют упорной работы над собой, скажем, для учителя
— даже с большим опытом, конечно, при условии осознания их необходимости в собственном поведении. С другой стороны, это то, в чем учитель в свою очередь может оказать помощь детям.
Нравственная протокультура и
«дефекты» общения
Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры — нравственная «протокультура» порождает дефекты
общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в коллективе. Для их предупреждения или преодоления необходимо знание основных «дефектных» уровней общения.
1. Нравственный вакуум — человек или не знает необходимых норм общения и принципов поведения (этическая и психологи ческая «докультура»), или попадает в ситуацию, когда его зна ния утрачивают смысл и не «работают» в новых условиях.
Первый вариант — явление крайне редкое, людей на уровне полного нравственного вакуума практически не бывает: ведь даже ребенок в принципе
знает, «что такое хорошо и что такое плохо». Нравственный вакуум второго типа возникает при столкновении человека с ситуацией, практически ему незнакомой — с «иными» моральными нормами и принципами. Это - ситуация почти фантастическая, но она может быть и реальной (синдром маргинальности).
Основной путь преодоления нравственного вакуума — этическое просвещение —
научение и воспитание.
2. Отсутствие нравственной инициативы — человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них. Это состояние настороженного вы
жидания и морального торга по принципу «ты — мне, я — тебе».
Так, многие молодые люди, считающие наше общество безнравственным и бездуховным, утверждают, что в таких условиях самому быть нравственным невозможно, да и не нужно («себе дороже»). Это типичный пример отсутствия нравственной инициативы: пусть сначала другие станут нравственными, а уж потом и я.
3. Нравственный камуфляж — стремление произвести хоро шее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравст-
144
венной культуры. Формы проявления нравственного камуфляжа могут быть различными, но, как правило, они всегда сопровождаются моральной демагогией, разглагольствованиями по поводу падения нравов, призывами к соблюдению норм культуры.
К сожалению, нравственный камуфляж особенно характерен для старшего поколения, в том числе и некоторых педагогов. При этом на фоне стремления читать мораль и брюзжать по поводу нравственности молодежи делается исключение для себя: собственные пороки или не видятся, или оправдываются.
4. Нравственный анахронизм человек руководствуется от
жившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.
Анахронизмом выглядит сегодня, например, авторитарный стиль руководства, навязывание собственной точки зрения, нетерпимость к мнению другого.
Анахронизм в общении требует единообразия мнений и поведения, налагает запрет на те или иные — особенно непривычные — формы поведения и общения, принятые, например, в молодежной среде.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 32
5. Нравственная регрессия — упрощение и опрощение нравов,
потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслу женным авторитетам.
Этот дефектный уровень часто встречается среди молодых людей. Нравственная регрессия выражается в нежелании давать оценку собственным поступкам, замечать, что они затрагивают интересы других людей. Вместе с тем для нравственной регрессии характерны рационализм и прагматизм, жесткость, иногда
— «опережающая агрессивность».
6. Нравственная глухота — отсутствие ориентации на друго
го, неумение и нежелание слышать его. Это своеобразная форма проявления «глухоты к окликанию» (К. Ясперс), но не изна чальной, эгоистичной, а возникшей как результат утраты (в силу жизненных обстоятельств) ранее присущих личности мораль ных качеств.
Нравственная глухота может быть спутником общения как в интимной жизни, так и в социуме. Молодой человек, обманутый и преданный любимой девушкой, начинает цинично мстить всему женскому полу, наслаждаясь переживаниями своих «жертв» и не испытывая к ним никакой жалости. Врач, притерпевшись к страданиям больных, теряет способность к сочувствию, становится равнодушным.
Чиновник-бюрократ воспринимает жалобы пожилого человека как маразматиче- ский каприз, не желая вникнуть в суть дела и т.п.
7. Нравственный примитивизм — бесстыдно-неприкрытая сдел
ка с собственной совестью во имя личного интереса, проявление эгоизма в общении.
Нравственный примитивизм в чем-то сопрягается с нравственным камуфляжем. Здесь также присутствуют оправдание собственных недостатков, кичливость, чванство былыми заслугами, отстаивание прав на собственную исключительность и привилегии.
8. Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного
одномерного мышления, признающего единственную («свою»)
145
истину и правоту. Сопровождается подозрительностью, враждебным отношением к инакомыслию: политическому, идеологическому, культурному, религиозному. Нетерпимость крайне непродуктивна: враждебность мешает услышать другого, даже когда он предлагает нечто рациональное и полезное.
Рассмотренные выше дефектные уровни есть проявление ан-
тикультуры в общении. Более того, они выступают основой ан-
тиобщения, поскольку препятствуют коммуникации, делают ее невозможной.
Морально-психологические «барьеры» общения
«Барьеры» общения — особые жизненные обстоятельства, также выступающие препятствием к полноценному общению. Педагог должен, с одной стороны, уметь считаться с этими барьерами, принимать их во внимание, выстраивая в соответствии с ними свою стратегию и тактику общения с учащимися. С другой стороны, помогать детям преодолевать и разрушать эти барьеры. С третьей — контролировать себя и не допускать их в собственной практике общения с учащимися и коллегами.
Различают морально-психологические и социо-культурные «барьеры» общения.
Морально-психологические коммуникативные барьеры, связанные с тем или иным психическим состоянием личности, ее установками, ожиданиями и реакциями, иногда — с тем или иным «дефектным уровнем» общения, могут быть классифицированы следующим образом.
Барьер страдания, горя - возникает при сильных переживаниях личности (даже если они, на наш взгляд, и необоснованны) и проявляется в разных формах: это и желание побыть в одиночестве
(«оставьте меня в покое»), и эгоизм (жаль себя), и зависть к чужой радости, и даже агрессивность. Возможно, лучший выход из такой ситуации — действительно «оставить человека в покое».
Барьер гнева — возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, грубости. В этой ситуации человек, особенно ранимый, часто «зацикливается» на первопричине своего гнева, ни о чем другом не может и не хочет говорить. Коммуникация с ним затруднена: до человека сложно «достучаться» («глухота к окликанию»), или любая попытка установить контакт порождает отрицательные эмоции («нравственная агрессия»).
Барьер страха — вызывается разными причинами. Это может быть страх ребенка перед наказанием или вызовом к доске, ко-
146
горый лишает его дара речи и не дает возможности объясниться и оправдаться; страх добросовестного ученика перед невыполнением задания; страх лентяя перед работой и т.д. Учитывая, что страх связывает не только общение, но любую продуктивную деятельность, педагогическая этика рекомендует учителю стараться не внушать страха своим учащимся — даже из благих побуждений, мотивируя это желанием установить дисциплину и порядок или добиться глубоких знаний.
Барьер стыда и вины - образуется при отрицательной самооценке своих действий или при «неправильной» критике со стороны другого. В первом случае, когда человек осознает недопустимость, вред, пагубность своего поведения по отношению к самому себе или другому, стыд — этот
«своего рода гнев, обращенный вовнутрь», — заставляет его уйти в себя,
«самоугрызаться» или «самооправдываться». Во втором случае
«неправильная» критика, скажем, со стороны учителя, также непродуктивна: несправедливая по содержанию, публичная и унизительная по форме, она заставляет человека направлять энергию не на поиск оптимального решения, а на самооправдание («так все поступают»,
«я хотел как лучше», «другие делают еще хуже» и т.д.). Человек уходит в себя, перестает слушать неприятные для него слова, «отключается», начинает испытывать обиду или гнев в отношении критикующего. В любом случае общение затруднено.
Барьер установки — негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Отрицательная
установка, вызванная собственным печальным опытом или чьим-то внушением, становится препятствием для непредвзятого доброжелательного отношения к другому. Поэтому нельзя сразу и безусловно воспринимать компрометирующую информацию о ком-то: возможно, кто-то специально формирует у вас отрицательную установку по отношению к этому человеку — коллеге, ученику или студенту. А это, в свою очередь, вызывает вашу негативную реакцию на любые его дейст- вия и предложения, даже конструктивные. Культура общения предполагает в связи с этим наличие контр-установки — не принимать на веру любые утверждения о человеке, требовать их доказательств.
6. Барьер презрения — как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный с господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникает на базе предрассудков, бытующих в обществе: профессиональные, расовые, национальные предубеждения («все продавцы — воры», «все лица "кавказской национальности" — бандиты», «большинство подростков — хулиганы» и т.д.).
147
Рассмотренные выше дефектные уровни есть проявление ан-
тикультуры в общении. Более того, они выступают основой ан-
тиобщения, поскольку препятствуют коммуникации, делают ее невозможной.
Морально-психологические «барьеры» общения
«Барьеры» общения — особые жизненные обстоятельства, также выступающие препятствием к полноценному общению. Педагог должен, с одной стороны, уметь считаться с этими барьерами, принимать их во внимание, выстраивая в соответствии с ними свою стратегию и тактику общения с учащимися. С другой стороны, помогать детям преодолевать и разрушать эти барьеры. С третьей — контролировать себя и не допускать их в собственной практике общения с учащимися и коллегами.
Различают морально-психологические и социо-культурные «барьеры» общения.
Морально-психологические коммуникативные барьеры, связанные с тем или иным психическим состоянием личности, ее установками, ожиданиями и реакциями, иногда — с тем или иным «дефектным уровнем» общения, могут быть классифицированы следующим образом.
Барьер страдания, горя - возникает при сильных переживаниях личности (даже если они, на наш взгляд, и необоснованны) и проявляется в разных формах: это и желание побыть в одиночестве
(«оставьте меня в покое»), и эгоизм (жаль себя), и зависть к чужой радости, и даже агрессивность. Возможно, лучший выход из такой ситуации — действительно «оставить человека в покое».
Барьер гнева — возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, грубости. В этой ситуации человек, особенно ранимый, часто «зацикливается» на первопричине своего гнева, ни о чем другом не может и не хочет говорить. Коммуникация с ним затруднена: до человека сложно «достучаться» («глухота к окликанию»), или любая попытка установить контакт порождает отрицательные эмоции («нравственная агрессия»).
Барьер страха — вызывается разными причинами. Это может быть страх ребенка перед наказанием или вызовом к доске, ко-
146
горый лишает его дара речи и не дает возможности объясниться и оправдаться; страх добросовестного ученика перед невыполнением задания; страх лентяя перед работой и т.д. Учитывая, что страх связывает не только общение, но любую продуктивную деятельность, педагогическая этика рекомендует учителю стараться не внушать страха своим учащимся — даже из благих побуждений, мотивируя это желанием установить дисциплину и порядок или добиться глубоких знаний.
Барьер стыда и вины - образуется при отрицательной самооценке своих действий или при «неправильной» критике со стороны другого. В первом случае, когда человек осознает недопустимость, вред, пагубность своего поведения по отношению к самому себе или другому, стыд — этот
«своего рода гнев, обращенный вовнутрь», — заставляет его уйти в себя,
«самоугрызаться» или «самооправдываться». Во втором случае
«неправильная» критика, скажем, со стороны учителя, также непродуктивна: несправедливая по содержанию, публичная и унизительная по форме, она заставляет человека направлять энергию не на поиск оптимального решения, а на самооправдание («так все поступают»,
«я хотел как лучше», «другие делают еще хуже» и т.д.). Человек уходит в себя, перестает слушать неприятные для него слова, «отключается», начинает испытывать обиду или гнев в отношении критикующего. В любом случае общение затруднено.
Барьер установки — негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Отрицательная
установка, вызванная собственным печальным опытом или чьим-то внушением, становится препятствием для непредвзятого доброжелательного отношения к другому. Поэтому нельзя сразу и безусловно воспринимать компрометирующую информацию о ком-то: возможно, кто-то специально формирует у вас отрицательную установку по отношению к этому человеку — коллеге, ученику или студенту. А это, в свою очередь, вызывает вашу негативную реакцию на любые его дейст- вия и предложения, даже конструктивные. Культура общения предполагает в связи с этим наличие контр-установки — не принимать на веру любые утверждения о человеке, требовать их доказательств.
6. Барьер презрения — как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный с господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникает на базе предрассудков, бытующих в обществе: профессиональные, расовые, национальные предубеждения («все продавцы — воры», «все лица "кавказской национальности" — бандиты», «большинство подростков — хулиганы» и т.д.).
147
7. Барьер отвращения, брезгливости — связан с психофизио логическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдением «дистанции в общении». По этому, чтобы не вызывать подобного барьера по отношению к себе, человека следует с детских лет приучать следить за своими манерами, чистоплотностью, привычками. Вместе с тем педаго гам и родителям надо учить детей и учиться самим преодолевать барьер отвращения и быть более терпимыми по отношению к другим, особенно детям и подросткам .
8. Барьер настроения — может включать в себя все предыду щие, быть разной степени тяжести (от просто «встал не с той ноги» до глубокой депрессии), иметь различные причины. Ос новные из них, по которым настроение становится барьером общения, это, конечно же, межличностные конфликты, ссо ры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, когда признается лишь собственная правота. Среди других при чин барьера настроения - несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал. Учитывая, что настроение в общении с другими играет особую роль — оно очень заразительно и обладает «эффектом бумеранга», т.е. возвращает ся к нам, — учитель должен, во-первых, быть крайне внима тельным к проявлениям собственного настроения и настроения своих учащихся и, во-вторых, учиться владеть им и учить этому молодых людей.
9. Барьер речи — двойной барьер: это одновременно барьер
«говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в языко вом бескультурье: недостаточный запас слов; невнятная, моно тонная речь; дефекты дикции; отталкивающий (высокомерный, амбициозный) тон; отсутствие чувства юмора; незнание рече вого этикета. Второй барьер правильнее было бы назвать «барье ром неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого.
Неумение слушать проявляется в том, что, слушая собеседника, человек:
— спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и мотивов;
— не умеет сдержать желания высказать собственное мнение;
— перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации;
— отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи;
— считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою пози цию;
— заранее настраивается на несогласие с оппонентом.
148
Социокультурные «барьеры» и
маргинальности в общении
Кроме психологических и моральных причин, препятствую- щих общению, познанию и пониманию Другого, одними из са- мых серьезных являются социокультурные барьеры. Особое место среди них занимает сравнительно новый феномен — маргиналь-
ность в общении.
Маргинальность — это пограничное положение личности по угношению к какой-либо социальной группе, накладывающее шределенный отпечаток на ее психику, поведение, образ жиз-
[и. В ситуации маргинальности оказываются так называемые
«культурные гибриды», балансирующие между доминирующей обществе группой с ее культурными и моральными ценностя-ш и «материнской» группой, из которой они выделились (ситуация неадаптированных мигрантов). Безусловно, что подобная ситуация накладывает свой отпечаток и на культуру общения, по- рождая определенные, порой трагичные, барьеры.
В основе маргинальности в общении лежит герменевтическое
непонимание — невозможность прийти к общей точке зрения и взаимопониманию из-за того, что партнеры принадлежат либо к разным культурам, либо к разным типам, уровням и тради- циям одной культуры. И хотя общаются они на одном естест- венном языке, но договориться порой не могут, что объясняется различиями категориальных систем их мышления и ценностей, когда смысл, вложенный в сказанное одним человеком, вызывает неадекватные ассоциации у другого. Такое непонима- ние возникает не обязательно тогда, когда стороны враждебно настроены друг к другу или когда одна сторона оказывается «пра- вой», а другая «неправой». Просто сигналы о добрых намерениях одной стороны в силу культурологических различий не улавли- ваются, не распознаются другой. Причем главное здесь — не «ко-
личественный» уровень культуры сторон (прямо пропорциональ- ной зависимости между уровнем культуры и уровнем понимания не прослеживается), а «качественный» тип культуры людей, всту- пающих в общение. В наибольшей степени маргинальность харак- терна для переходного типа культуры или для перехода личности
из одного в другой тип культуры.
Маргинальность может быть пространственной, временной,
культурной. Пространственная маргинальность связана с пере- меной места жительства: эмиграцией в другую страну, миграци- ей из села в город и т.д. В результате такого вынужденного или добровольного перемещения человек теряет связь со своей куль-
турной укорененностью (иногда добровольно отказываясь от нее,
149
скажем, от деревенского происхождения, традиций, националь- ного языка), но культуру своего нового положения он еще не освоил, не «вписался» в нее: ведь адаптация к новому образу жизни требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений. Испытывая затруднения с включением в иную куль- турную традицию или отторгаясь новым окружением, не же- лающим его принимать, он попадает в «промежуточную» ситуа- цию — ситуацию «меж-культурья». Возникает феномен
маргиналь-ности, порождающий синдром «никому-не- нужности», с одной стороны, и желание самоутверждения и
«приобщения» — иногда весьма агрессивное — с другой. Так человек становится маргиналом.
И дело не в том, что одна культура общения «выше», «лучше», а другая «ниже», «хуже» — к примеру, городская или сельская. Они просто иные, разные. Иногда помогает время, дающее возможность адаптации, иногда человек до конца жизни так и остается
«промежуточным» — маргиналом. И чтобы этого не случилось, ему надо помочь адаптироваться к новой, непривычной культуре. Это касается, в частности, студентов, приехавших в вузы из сел, маленьких городов, провинции. Их городские сверстники не всегда готовы помочь им в этом, а иногда, особенно на первых порах, демонстративно отгораживаются от них.
Вот здесь и должен на помощь прийти педагог: снять возникшие барьеры, устранить герменевтическое непонимание.
Временная маргинальность связана с переменами иного рода
— когда не человек меняет среду обитания, а меняется сама среда, точнее, эпоха: когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; старые нормы общения перестают действовать или теряют свою ценность, а новые еще не сформировались или не могут — в силу убеждений, заблуждений или просто лености мысли людей — стать
«руководством к действию». И опять человек «впадает» в состояние маргинальности, в которой он «не виноват», но которая так или иначе делает его «промежуточным» человеком.
Такие ситуации, как правило, редки, происходят они в периоды бурных социальных ломок и потрясений — в глобальном или региональном масштабе.
Так, человечество с трудом привыкало к новым правилам общения и общежития в эпоху становления христианства. В России эпохальные потрясения вообще стали «национальной забавой» — от петровских реформ до эпохи перехода «от социализма к капитализму». Причем одни люди обрекают себя на маргинальность по доброй воле — не желая принимать новых правил отношений, другие же оказываются просто не в состоянии перестроить свою ментальность. В таком положении, оказалась, например, значительная часть старшего поколения граждан бывшего Советского Союза, не желающая или не умеющая принять новых условий жизни, тоскующая по старым образцам и желающая вернуть их. Отсюда — пресловутый конфликт «отцов» и «детей», их неумение и неготовность понять друг друга.
Суть «культурной»
маргинальности — недооценка или неприятие культуры вообще, пренебрежение к ней, непонимание ее роли и значения в жизни личности и общества, стремление стать
150
«над ней». Такой тип маргинальности сегодня характерен, на наш взгляд, для тех белорусов, которые проявляют пренебрежи- тельное отношение к своему языку, культуре, национальным обы- чаям. Единственный путь преодоления культурной маргинально- сти — образование и воспитание — «окультуривание» человека.
В педагогической деятельности, единственным способом осу- ществления которой является общение, чрезвычайную роль иг- рает маргинальность в общении, затрудняющая процесс обуче- ния и воспитания, а порой делающая его просто невозможным.
Проявляется она в ряде моментов, к встрече с которыми (и к преодолению которых) педагог должен быть готов.
1. Для нее характерна узость мышления и отсюда — «клано-
вость», деление на «своих» и «чужих». И если со «своими» (род ственниками, земляками, единомышленниками) у человека складывается полное взаимопонимание, то по отношению к
«чужим» (или ставшим «чужими» в силу расхождения взглядов или жизненных обстоятельств) он проявляет то самое «не-пони-
мание», о котором уже говорилось.
Дело в том, что менталитет маргинала отличается рядом признаков:
—одномерностью мышления (мышление по типу «или-или»), неумени ем совместить разные точки зрения и найти общую систему координат;
—монополизмом на истину: только моя точка зрения верна, иные не имеют права на существование;
—неумением и нежеланием слушать и слышать партнера: человеком с таким типом мышления овладевает психологическая глухота, и лю бые аргументы здесь бессильны — он не воспринимает их;
—нетерпимостью к инакомыслию, когда любой Fie согласный со мной воспринимается враждебно и вызывает раздражение и желание дать от пор.
2. Маргинал подходит к другому с сугубо утилитарных пози ций (часто не осознавая этого). Стиль его отношений с другими
(«чужими») — это «стиль-вампир»: он использует человека (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» прин ципу «использовал — выбросил».
3. Маргинальность в общении носит, как правило, воинст
вующий характер. Маргинала отличает уверенность в собствен ной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Маргинальность зачеркивает всякую воз можность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Эта на правленность на противостояние может проявляться в общест венной жизни, профессиональной деятельности или личных отношениях, но в любом случае она не просто малопродуктив на, но и привносит большое моральное зло в систему межлич ностных отношений и коммуникации.
151
маргиналь-ности, порождающий синдром «никому-не- нужности», с одной стороны, и желание самоутверждения и
«приобщения» — иногда весьма агрессивное — с другой. Так человек становится маргиналом.
И дело не в том, что одна культура общения «выше», «лучше», а другая «ниже», «хуже» — к примеру, городская или сельская. Они просто иные, разные. Иногда помогает время, дающее возможность адаптации, иногда человек до конца жизни так и остается
«промежуточным» — маргиналом. И чтобы этого не случилось, ему надо помочь адаптироваться к новой, непривычной культуре. Это касается, в частности, студентов, приехавших в вузы из сел, маленьких городов, провинции. Их городские сверстники не всегда готовы помочь им в этом, а иногда, особенно на первых порах, демонстративно отгораживаются от них.
Вот здесь и должен на помощь прийти педагог: снять возникшие барьеры, устранить герменевтическое непонимание.
Временная маргинальность связана с переменами иного рода
— когда не человек меняет среду обитания, а меняется сама среда, точнее, эпоха: когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; старые нормы общения перестают действовать или теряют свою ценность, а новые еще не сформировались или не могут — в силу убеждений, заблуждений или просто лености мысли людей — стать
«руководством к действию». И опять человек «впадает» в состояние маргинальности, в которой он «не виноват», но которая так или иначе делает его «промежуточным» человеком.
Такие ситуации, как правило, редки, происходят они в периоды бурных социальных ломок и потрясений — в глобальном или региональном масштабе.
Так, человечество с трудом привыкало к новым правилам общения и общежития в эпоху становления христианства. В России эпохальные потрясения вообще стали «национальной забавой» — от петровских реформ до эпохи перехода «от социализма к капитализму». Причем одни люди обрекают себя на маргинальность по доброй воле — не желая принимать новых правил отношений, другие же оказываются просто не в состоянии перестроить свою ментальность. В таком положении, оказалась, например, значительная часть старшего поколения граждан бывшего Советского Союза, не желающая или не умеющая принять новых условий жизни, тоскующая по старым образцам и желающая вернуть их. Отсюда — пресловутый конфликт «отцов» и «детей», их неумение и неготовность понять друг друга.
Суть «культурной»
маргинальности — недооценка или неприятие культуры вообще, пренебрежение к ней, непонимание ее роли и значения в жизни личности и общества, стремление стать
150
«над ней». Такой тип маргинальности сегодня характерен, на наш взгляд, для тех белорусов, которые проявляют пренебрежи- тельное отношение к своему языку, культуре, национальным обы- чаям. Единственный путь преодоления культурной маргинально- сти — образование и воспитание — «окультуривание» человека.
В педагогической деятельности, единственным способом осу- ществления которой является общение, чрезвычайную роль иг- рает маргинальность в общении, затрудняющая процесс обуче- ния и воспитания, а порой делающая его просто невозможным.
Проявляется она в ряде моментов, к встрече с которыми (и к преодолению которых) педагог должен быть готов.
1. Для нее характерна узость мышления и отсюда — «клано-
вость», деление на «своих» и «чужих». И если со «своими» (род ственниками, земляками, единомышленниками) у человека складывается полное взаимопонимание, то по отношению к
«чужим» (или ставшим «чужими» в силу расхождения взглядов или жизненных обстоятельств) он проявляет то самое «не-пони-
мание», о котором уже говорилось.
Дело в том, что менталитет маргинала отличается рядом признаков:
—одномерностью мышления (мышление по типу «или-или»), неумени ем совместить разные точки зрения и найти общую систему координат;
—монополизмом на истину: только моя точка зрения верна, иные не имеют права на существование;
—неумением и нежеланием слушать и слышать партнера: человеком с таким типом мышления овладевает психологическая глухота, и лю бые аргументы здесь бессильны — он не воспринимает их;
—нетерпимостью к инакомыслию, когда любой Fie согласный со мной воспринимается враждебно и вызывает раздражение и желание дать от пор.
2. Маргинал подходит к другому с сугубо утилитарных пози ций (часто не осознавая этого). Стиль его отношений с другими
(«чужими») — это «стиль-вампир»: он использует человека (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» прин ципу «использовал — выбросил».
3. Маргинальность в общении носит, как правило, воинст
вующий характер. Маргинала отличает уверенность в собствен ной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Маргинальность зачеркивает всякую воз можность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Эта на правленность на противостояние может проявляться в общест венной жизни, профессиональной деятельности или личных отношениях, но в любом случае она не просто малопродуктив на, но и привносит большое моральное зло в систему межлич ностных отношений и коммуникации.
151
Таким образом, если принять за основу, что культура обще- ния предполагает отношение к Другому как равному мне субъ- екту, за которым я готов признать право на «самость», «инако- вость» и к которому я готов относиться терпимо и с уважением, то маргинальность — это антикультура в общении.
Феномен насилия в обшении
Насилие — другое проявление антикультуры общения, при- чем очень близкое маргинальное™ и по форме, и по сути. Наси-
лие в общении проявляется в неприятии права партнера на авто-
номность, независимость, «самость»; в обращении к силовым прие-
мам и методам давления; в использовании страха и принуждения.
Насилие как принцип общения всегда сопровождало человече- ские отношения — и в социальном, и в межличностном аспектах.
Но особенно массовым, распространенным и изощренным (если не считать период первобытной дикости) оно стало в наше время. Тому есть ряд причин: социальных, психологических, нрав-
ственных.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 32