ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА
§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД
Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22
Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23
«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»
СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)
(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24
4. ОБСУЖДЕНИЕ РОЛИКА (10 минут)
Вопросы для дискуссии:
-
О чем этот ролик? -
Каковы позиции персонажей относительно своей страны? Что у них общего? Чем они отличаются? -
Чья позиция вам ближе и почему?
5. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ТЕСТ «ПАТРИОТ – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ…» (5 минут)
Участникам раздаются бланки теста, и предлагается оценить, насколько они согласны с каждым из восьми высказываний о патриотизме по 10-балльной шкале. После этого тест на время откладывается.
6. ИГРА «ДВЕ СТРАНЫ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА» (35 минут)
6.1. В начале игры ведущий говорит примерно следующее: «Известно, что путь развития человеческой цивилизации был тернист. Менялись общественные системы, нравы, идеологии, ценности. Страны идут разными путями. Политическими, культурными, экономическими. Люди спорят о том, какой из путей лучше, дискутируют между собой о главном: что делает народ — народом, страну – единой и прогрессивной. Кто-то призывает к одним ценностям, кто-то – к прямо противоположным. Одни говорят: наша страна всегда права и в этом наша сила! Кто-то считает: путь к процветанию страны – критика ее граждан. Ну и еще много разного, о чем мы уже частично поговорили и даже посмотрели кино. Граждане в недоумении: какую позицию выбрать? Что в больше степени соответствует интересам государства? Для того, чтобы лучше понять суть вопроса про «двуликий» патриотизм, давайте сами пофантазируем и представим себе, что где-то в мире есть две страны, в каждой из которых развился только один взгляд на патриотизм своих граждан: в стране «А» – шовинистский, в стране «Б» – гражданский».
6.2. Участники делятся на две группы. Можно это сделать, просто разделив круг пополам, или другим способом, который нравится ведущему.
Каждая группа – команда телевизионной программы «Сегодня и завтра», которая освещает важнейшие события в мире и строит политические и экономические прогнозы. Команды представлены журналистами, репортерами, операторами, экспертами-аналитиками и ведущими. По правилам игры каждая команда отправляется в командировку в страну А или Б, где им предстоит отснять материал для очередной аналитической программы.
Команды получают карточки с описаниями: одна – страны «гражданского патриотизма» (Б), другая – страны «шовинистского патриотизма» (А) (см. Приложение 5).
6.3. После ознакомления с инструкциями командам предлагается сделать «журналистские зарисовки» следующего события:
«Однажды, когда страна жила своей обычной размеренной жизнью, жители другого соседнего государства, абсолютно отличающиеся своей культурой, внешностью, привычками и традициями, обратились к правительству за помощью. Дело в том, что в их стране произошло мощнейшее землетрясение, в результате которого было разрушено большинство городов и уничтожены огромные сельскохозяйственные территории. В результате стихийного бедствия их родная страна стала непригодной для жизни. Многим ее гражданам удалось чудом уцелеть, и они обращаются к правительству с просьбой принять их на своей территории».
Для подготовки задания группы расходятся в разные части комнаты. На работу дается 5-10 минут.
6.4. На следующем этапе подгруппы по очереди разыгрывают сценки.
6.5. Обсуждение (может проводиться в формате аналитического ток-шоу «Две страны: сегодня-завтра»):
Вопросы для обсуждения:
-
Что бы могло ожидать мигрантов, если бы они остались в стране А? В стране Б? -
Может ли страна А стать по-настоящему развитой? Почему? В чем ее слабые стороны? -
Что бы, по вашему мнению, могло изменить взгляды жителей страны А на межкультурное разнообразие и отношение к мигрантам? Приведите несколько аргументов в пользу этого. -
Чем бы для каждой из стран обернулось их восприятие патриотизма в будущем? -
Сделайте вывод по игре.
7. ЗАВЕРШАЮЩАЯ МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ДВА ЛИЦА ПАТРИОТИЗМА» (5 минут)
Ведущий коротко рассказывает о признаках двух видов патриотизма, нашедших отражение в инструкциях к предыдущей игре. Ключевые моменты выносит на флип-чарт.
Содержание мини-лекции:
Признаки шовинистического, деструктивного патриотизма:
1. Превосходство над другими странами (народами) и неприязнь к ним
2. Критика своей страны (нации, народа) – это предательство. Мы всегда правы!
3. Мы (те, кто живет в стране, принадлежит к одной нации, народу) – похожи друг на друга. То, что нам ВСЕМ нужно – знают наши «авторитеты».
Признаки гражданского патриотизма:
1. Быть патриотом — что-то делать на благо людей своей страны.
2. Критика своей страны (нации, народа) – это важно!
"Я достаточно люблю свою страну, чтобы мне хотелось исправить ее недостатки..." У.Фолкнер
-
Мы (те, кто живет в стране, принадлежит к одной нации, народу) – НЕ похожи друг на друга. Мы разные – и это здорово!
После этого ведущий предлагает участникам взять бланки теста, который они заполняли в начале занятия и посмотреть, какой тип патриотизма ближе лично им.
Для этого нужно сложить баллы в утверждениях с нечетными номерами (1,3,5 и 7) и сумму записать в поле «ГП», а сумму баллов четных утверждений – в поле «ШП». Если значение «ГП» больше, то вам ближе гражданский патриотизм.
7. РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ (10 минут)
-
Какой из видов патриотизма вам более симпатичен? Почему? -
Какой из видов патриотизма более полезен для процветания страны? -
Какие патриотические действия в повседневной жизни вы можете совершать?
Раздаточные материалы №1
ТЕСТ «ПАТРИОТЫ - ЭТО ЛЮДИ, КОТОРЫЕ…»
Существуют разные мнения, кого сегодня в России можно считать патриотами. Какие мнения Вы считаете верными, а какие – неправильными?
Оцените, насколько вы согласны с каждым из восьми высказываний о патриотизме. Поставьте балл от 1 до 10, где 1 – абсолютно не согласен, 10 – полностью согласен.
| Патриоты в России – это люди, которые… | Балл от 1 до 10 |
1 | Уважают историю, традиции страны | |
2 | Хотят, чтобы другие государства боялись России | |
3 | Трудятся на благо страны | |
4 | Борются с иностранным влиянием | |
5 | Поддерживают дружбу народов | |
6 | Хвалят все отечественное, ругают все зарубежное | |
7 | Любят свою страну такой, какая она есть | |
8 | Считают что Россия лучше, чем другие страны | |
ШП
ГП
Раздаточные материалы №2
СТРАНА А
Страна А – промышленно развитая страна, стремящаяся к превосходству над другими странами.
-
Приоритетное направление внешней и внутренней политики – наращивание оборонной и политической мощи. -
Граждане неприязненно относятся к иностранцам и иммигрантам. -
Они считают, что критика своей страны – это предательство. -
Граждане страны едины в мнениях и взглядах, придерживаются общих ценностей -
Различия (в том числе национальные или культурные) воспринимаются как угроза единству общества.
СТРАНА Б
Страна Б – промышленно развитая страна с высоким уровнем жизни.
-
Граждане считают очень важным приносить пользу своей стране и ее жителям. -
В стране поощряется гражданская инициатива. -
Не возбраняется критика решений, принимаемых лидерами, поскольку это может помочь правительству в выборе лучших направлений. -
Граждане открыты и заинтересованы в общении с представителями других стран и народов, ценят собственное культурное и национальное разнообразие, поддерживают культурный обмен между представителями различных национальностей. -
Граждане и правительство видят в культурном многообразии общества огромный ресурс для развития государства.
Приложение №4
СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Я И МОЕ ГОСУДАРСТВО»
Цели интерактивного мероприятия:
-
Понимание содержания понятия активной гражданской позиции; -
Осознание важности собственной активной гражданской позиции; -
Понимание возможностей и последствий собственных активных действий как гражданина РФ; -
Планирование собственных действий в рамках активной гражданской позиции.
Продолжительность – 1 час 30 минут
Общая схема интерактивного мероприятия:
№ | Время (мин) | Активность, форма работы | Задачи | Материалы |
1 | 5 | Интерактивный опрос |
| Мультимедийная система |
2 | 10 | Вывод и обсуждение результатов |
| Мультимедийная система |
3 | 10 | Просмотр видеоролика «Два капитана» |
| Мультимедийная система |
4 | 10 | Социально уязвимые группы |
| Модерационная доска, карточки с названиями социально уязвимых групп, стикеры |
5 | 20 | Блок «Что сделано» |
| Стикеры, листы А5, ручки, модерационные карточки 3 цветов (восьмиугольники), фломастеры |
6 | 20 | Блок «Что нужно сделать» |
| Модерационная доска, карточки 3 цветов (круги), фломастеры |
7 | 15 | Блок «Что могу сделать я» |
| Овальные карточки 3 цветов, фломастеры, круги из ватмана, степлер, клей |