Файл: Методическое пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

§1. СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ1

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКУ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД

§2. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КМД

§3. МОДЕЛЬ РАБОТЫ КМД

Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 7. МЕДИАЦИЯ

РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение №1

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22

Приложение №2

Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23

Приложение №3

«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ

(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»

Приложение №4

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Я И МОЕ ГОСУДАРСТВО»

Приложение №5

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЕЖДУ Я И HOMO SAPIENS»

(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)

Приложение №6

Анкета

(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24


ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИИ

1. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОПРОС (5 минут)

1. Как ты думаешь, что в первую очередь влияет на то, каким станет человек?

1) семья

2) друзья

3) общество в целом

    1. человек сам решает, каким ему быть и чем заниматься в жизни



2. Как ты думаешь, в каком возрасте человек самоопределяется и отвечает на вопрос «Кто я?»

1) до 5 лет

2) с 5 до 10 лет

3) с 11 до 15 лет

4) с 16 до 20 лет

5) с 21 до 35

6) всю жизнь
3. Может ли случиться так, что человек понимает и разделяет ценности не одной, а сразу нескольких социальных групп?

1) да

2) нет

3) ценности человека не связаны с его принадлежностью к каким-либо группам.

2. ВЫВОД И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (10 минут)

Вопрос 1

Почему вы думаете, что в первую очередь семья (друзья) определяет то, каким становится человек? Какие ценности в первую очередь человек усваивает в семье? Усваивает в процессе общения со сверстниками? Приведите примеры.

Как вы думаете, кто или что еще воздействует на нас и формирует нашу личность?

Вопрос 2

Что для человека самое главное? Почему вы дали именно такой ответ? Приведите примеры ситуаций, в которых для человека особенно важна его принадлежность к определенным группам.

Вопрос 3

Если вы ответили «да», почему? Если ответили «нет» почему? Те, кто считает, что ценности человека не связаны с группами принадлежности, почему? Приведите примеры на каждый вариант ответа.

Резюме по результатам: Каждый человек – индивидуальность с присущими ей особенностями, чертами, ценностями, интересами. Каждый из нас особенный и другого такого нет. В тоже время, каждый является частью семьи, класса, группы по интересам, страны и т.д. и в той или иной степени разделяет ценности, присущие каждой конкретной группе. Таким образом, несмотря на то, что каждый из нас уникален как личность, мы объединены принадлежностью к различным группам, что делает нас во многом похожими. Таким образом, Я-индивидуальное и Я-социальное в каждом человеке дополняют друг друга.

3. ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «МАЛЫШ» (7 минут)

У главной героини насыщенная жизнь. Нужно так много успеть: сходить потусить в клубе, подготовиться к выпускным экзаменам, позаниматься с подругой йогой. А тут еще младшая сестра, запыхавшись, сообщает ей, что малыш в беде. Главная героиня делает свой выбор и бросает все.


4. АВТОПОРТРЕТ «ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ!» (8 минут)

4.1. Ведущий: «Предлагаю вам создать автопортреты и отразить в них собственную индивидуальность. Чем вы гордитесь в себе, что умеете делать лучше других. Чем вы особенны, единственны и неповторимы. Для начала можно нарисовать образ себя, а затем расписать лист своими чертами и качествами - прилагательными и причастиями (КАКОЙ Я? умный, красивый, пишущий стихи и т.п.). Обязательно красиво напишите и раскрасьте свое имя. На эту работу вам дается 5 минут. После завершения работы отложите на время свои автопортреты.

4.2. Участникам раздаются листы бумаги формата А5, фломастеры, маркеры.

4. «КТО Я?» (10 минут)

4.1. Ведущий: «В предыдущем упражнении мы задумались над тем, чем же мы уникальны и создали портреты себя как Индивидуальностей. Мы знаем о себе достаточно много, но можем узнать еще больше. Дело в том, что каждый из нас, как личность, выполняет множество социальных ролей. Еще интереснее то, что мы меняем их незаметно для себя ежедневно и не по одному разу. Например, в данный момент, я – ведущий занятия, а еще час назад я был пассажиром метро. Для того, чтобы узнать, из чего же состоит наше «я», и понять, насколько оно сложно устроено, предлагаю вам выполнить простое упражнение».

4.2. Каждый участник получает ручку и лист бумаги формата А5.

4.3. Ведущий: «Друзья, сейчас в течение 5 минут вам нужно будет письменно дать 5 разных ответов (существительных) на простой вопрос «Кто я?».

4.4. После того, как участники справились с заданием, ведущий просит их по очереди назвать по одному существительному из списка, начиная с верхних позиций. Все ответы ведущий записывает на флип-чарт. Ответы не должны повторяться. Таким образом, формируется список ответов «Кто я?» по числу участников.

4.5. Затем ведущий озвучивает по одному ответу из списка и просит поднять руки тех участников, у кого среди ответов есть этот вариант. Количество голосов фиксируется напротив ответа. Отмечаются варианты, набравшие наибольшее количество «рук».

5. «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА» (15 минут)

5.1. Ведущий: «Друзья, мы с вами получили множество уникальных портретов наших «Я», состоящих из множества элементов. Мы все такие разные, сложные, многогранные. Однако если внимательно почитать списки, можно заметить, что в них есть и одинаковые пункты. Например, … Давайте выберем один из них и подумаем, какие мы, каждый из нас, в качестве типичного представителя этой группы (например, ученики вашего класса). Ведь каждый из вас в своих списках может написать про себя и это? Что для нас важно, как мы поступаем всегда, а каких поступков не совершаем.



5.2. Ведущий выписывает в качестве заголовка название группы, делит лист на 4 части. Одна часть озаглавливается «какие мы?», вторая – «Для нас важно?», третья – «Мы всегда …» и четвертая – «Мы никогда».

После этого участники делятся на 4 малые группы любым способом, какой нравится ведущему. На каждую группу выдается по несколько цветных стикеров и фломастер. Первая группа отвечает на вопрос «какие мы?», вторая – «для нас важно», третья – «мы всегда», четвертая – «мы никогда». На выполнение задания дается 5 минут.

Затем представители подгрупп по очереди подходят к флип-чарту и наклеивают свои варианты ответов на соответствующий квадрат. После каждого выступления проводится короткий бриф – согласны /не согласны, что можно еще добавить. В результате формируется целостный портрет группы (по определенному критерию социальной идентичности) – «Общая характеристика».

5.3. Ведущий: «Друзья, теперь мы знаем, что нас с окружающими людьми может объединять множество общих характеристик и ценностей. Мы все вместе – большая социальная группа людей, общность, в которую каждый из нас вносит свой вклад. Давайте подумаем и назовем те дела, которые мы можем выполнять совместно. (Называют). Вот видите, как много всего доброго и хорошего мы можем добиться вместе. Ну а теперь я попрошу каждого из вас подойти к нашему общему флип-чарту и наклеить на него свои автопортреты, которые мы делали в самом начале». (Подходят, наклеивают). Ведущий: «Смотрите, что у нас получилось. Мы все одновременно и индивидуальности, единственные и неповторимые, и в тоже время мы все – части чего-то большого. Нас объединяют общие интересы, дела, цели, ценности».

Таким образом, актуализируется баланс личных особенностей и качеств участников и их групповыми нормами и ценностями.

6. Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ (15 минут)

6.1. Ведущий: «Теперь давайте подумаем, что еще объединяет всех нас? (Называют, кто-нибудь произносит «страна», «государство»). Все предложенные варианты важны и нужны. Но сегодня я предлагаю вам подумать над нашей принадлежностью к стране, к России. Вспомнить о том, что все мы – граждане, и подумать над тем, что это означает для каждого из нас. К своим ролям мы относимся по-разному. Это относится и к роли гражданина России – гражданской идентичности. Она может быть негативной, позитивной и индифферентной. (Ведущий приводит примеры). Давайте сегодня поговорим о том, что лучше для страны и ее жителей – позитивная или негативная гражданская идентичность? К чему это приведет страну в будущем? А для начала давайте посмотрим на нашу гражданскую идентичность сквозь те же 4 измерения.


6.2. Участники остаются в тех же малых группах, в которых работали на предыдущем упражнении. Происходит ротация вопросов по часовой стрелке (вопросы: какие мы? Для нас важно ..; мы всегда ..» мы никогда …). Участникам раздаются стикеры и фломастеры. Ведущий пишет на флип-чарте заголовок «Граждане России», делит лист на 4 части. По мере выполнения упражнения заполненные стикеры выклеиваются в соответствующие графы.

7. ЗАВЕРШАЮЩИЙ КРУГ «МЫ МОЖЕМ!» (10 минут)

Ведущий: «Наша гражданская идентичность – это в том числе и готовность делать что-то хорошее и полезное для окружающих, делать мир лучше и добрее. В том числе, позитивная гражданская идентичность проявляется в таком качестве личности, как патриотизм – любовь к своей Родине, стремление улучшать свою жизнь и жизнь других людей. Давайте сейчас подумаем над тем, как конкретно (через примеры действий) мы, каждый из нас, может проявить свою позитивную гражданскую идентичность, свой патриотизм, и что может из этого получиться».

Каждый участник получает карточку в форме человечка и ручку. Все предлагается подумать и, написав на карточке свое имя, сформулировать то, что каждый может сделать уже сегодня как гражданин России. Все человечки наклеиваются на заранее заготовленный лист А3 или А1 (в зависимости от размера класса) в форме домика, на крыше которого написано «Моя страна – моя Россия».

Приложение №6


Анкета

(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24



1. Знаете ли Вы, что такое экстремизм?

1) Знаю.

2) Скорее знаю.

3) Скорее не знаю.

4) Не знаю.

5) Затрудняюсь ответить.

2. В чем, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?

1) В многонациональности населения, проживающего на территории России.

2) В низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей.

3) В целенаправленном «разжигании» представителями экстремистско-настроенных организаций националистической агрессии.

4) В недостаточном правовом просвещении граждан в сфере противодействия (профилактики) экстремизма.

5) В недостаточном количестве центров досуга и специальных досуговых программ для детей подросткового возраста и взрослого населения.

6) В кризисе школьного и семейного воспитания.

7) В деформации системы ценностей в современном обществе.

8) Иное .

3. Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?

1) Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений, тотальную цензуру.

2) Способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран в профилактике экстремизма.

3) Либеральные, предполагающие лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющие создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений, отсутствие всякой цензуры.

4. Насколько актуальной, по Вашему мнению, является проблема экстремизма для России в целом, для вашей области (крае/республике/округе) и вашего города, в частности?

Субъект

Актуальна

Скорее актуальна

Скорее не актуальна

Не актуальна

Затрудняюсь ответить

Россия

1

2

3

4

5

Ваш субъект федерации

1

2

3

4

5

Ваш город/поселок

1

2

3

4

5