Файл: Методическое пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

§1. СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ1

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКУ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД

§2. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КМД

§3. МОДЕЛЬ РАБОТЫ КМД

Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 7. МЕДИАЦИЯ

РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение №1

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22

Приложение №2

Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23

Приложение №3

«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ

(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»

Приложение №4

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Я И МОЕ ГОСУДАРСТВО»

Приложение №5

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЕЖДУ Я И HOMO SAPIENS»

(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)

Приложение №6

Анкета

(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24

РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ


1. Тишков В.А. О российском народе и национальной идентичности в России.

http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/o_rossisko.htm1

2. Тишков В.А. О российском народе.

http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/o_rossijsk.html

3. Тишков В.А. Что есть Россия и российский народ.

http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0319/analit01.php

4.Тишков В.А. В "единстве в многообразии" нужно видеть особую ценность.

http://www.rg.ru/2012/08/24/tishkov.html

5. Тишков В.А. Стройка Наций.

http://globalaffairs.ru/number/Stroika-natcii-16189

6. Дробижева Л.М. Российская идентичность в массовом сознании.

http://mir.zavantag.com/pravo/569983/index.html

7. Тишков В.А.О национальном идеале и ценностях.

http://www.valerytishkov.ru/cntnt/novye_publikacii/o_nazional.html

8. Вилкова И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданской идентичности.

http://human.snauka.ru/2012/06/1386

9. Хуртаев К.И. Формирование общероссийской гражданской идентичности Вестник Российской нации. №1. М. 2017 год. Стр. 116.

ЛИТЕРАТУРА




  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598. 40.

  2. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70284810/

  3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» //Собрание 3аконодательства Российской Федерации. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 31. - Ст.3292.

  5. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об Утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №50. - Ст. 7185.

  6. Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2012 года № 506-р «Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 17. - Cт. 2062.

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 года № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» // Бюллетень «Официальные документы в образовании». - 2008. - № 18

  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2007 года № 03-519 «Об обучении старшеклассников правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации» // Администратор образования. - № 10. - 2007.

  9. Проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://vmsm.info/novosti/federalnye-novosti/item/283-v-rossii-poyavitsya-federalnyj-zakon-o-patrioticheskom-vospitanii-grazhdan.html.

  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.

  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва (Концепция развития дополнительного образования детей). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html.

  12. Милешина, Н. А., Потапова, Л. А., Царева, Е. В. Профилактика ксенофобии и экстремизма в системе российского образования: практикум / Милешина Н. А., Потапова Л. А., Царева Е. В.; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 164 с.

  13. Профилактика экстремизма и ксенофобии в системе российского образования: учебное пособие / Еремина С.С., Мартыненко А.В., Милешина Н.А. и др.; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 212 с.

  14. Основные подходы и цели гражданско-патриотического образования обучающихся. Методический сборник. МКУ «Методический центр развития образования». Салехард, 2012 год. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2491:2013-02-04-04-03-25&Itemid=282#_ftnref1.

  15. Национальная идентичность и будущее России. Доклад международного дискуссионного клуба «Валдай». Москва, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://vid1.rian.ru/ig/valdai/doklad_identichnost_RUS_ISBN.pdf.

  16. Тишков В.А. Российский народ и национальная идентичность. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_11152.

  17. Методическое пособие по организации работы интернациональной структуры студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования. Санкт-Петербург, 2015.

  18. Сборник лучших работ участников Всероссийской научно-практической конференции на тему «Развитие межнационального взаимодействия, воспитание гражданской идентичности в молодежно-студенческой среде» / Общерос. обществ. Движение «Всерос. межнац. союз молодежи», Комис. по гармонизации межнац. отношений и патриот. воспитанию Совета М-ва образования и науки Рос. Федерации по делам молодежи, Федеральное агентство по делам молодежи Рос. Федерации; [под общ. ред. К. И. Хуртаева, В. Д. Никишина].– М.: ГБУ «МДН», 2015. – 68 с. – ISBN 978-5-9247-0115-8, с. 5-11.

  19. Образовательная программа регионального проекта «Центр Гармонизации Межэтнических отношений» в 2015 году / А.М. Микаелян, А.А. Кайгермазов, М.А. Залепилова, Л.М. Месропян. – М.: Издательский комплекс МГУПП, 2015.

  20. Вилкова И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1386.

  21. Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Русское мусульманство: история формирования идентичности. Электронная библиотека. Гражданское общество в России. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Gavrilov_rus_m-vo.pdf

  22. Дробижева Л.М. Российская идентичность в массовом сознании. [Электронный ресурс]. URL: http://mir.zavantag.com/pravo/569983/index.html.

  23. Ильин И. О Русской идее. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/651/542/1216/004x20iWANx20iLXIN.pdf.




Приложение №1


Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22



Инструкция: «Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни».

Опросник

1) Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

2) Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

3) Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

4) Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

5) С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

6) Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

7) Большинство людей лишены чувства сострадания к другим.

8) Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать рукам все, что плохо лежит.

9) Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

10) В моей жизни часто встречались циничные люди.

11) Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они плат, неблагодарностью.

12) Добро должно быть с кулаками.

13) С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

14) Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

15) Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрываю! из себя порядочных, но по сути они иные.

16) Я очень доверчивый человек.

17) Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей.

18) Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

19) Наша действительность делает человека стандартным, безликим.

20) Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.

21) Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.


22) Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.

23) Люди, как правило, безынициативны в работе.

24) Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому.

25) Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

Обработка и интерпретация данных

Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях от них

Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант): 1 - да (3); 6 - да (3); 11 - да (7), 16 - нет (3); 21 – нет (4).

Максимально можно набрать 20 балов. Чем больше заработанных баллов, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.

Открытая жестокость в отношении к людям

Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 - да (9); 7 - да (8); 12 - да (10); 17-да (10); 22 – да (8).

Обоснованный негативизм в суждениях о людях

Выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.

Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 - да (1); 8 - да (1); 13 - нет (1); 18 - да (1); 23 - да (1). Максимальное число баллов - 5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма выраженную жестокость - завуалированную или открытую, либо и ту, и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, они не замечают.

Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью

О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 – да (2); 9 - да (2); 14 - да (2); 19 - да (2); 24 - да (2). Максимальное количество баллов - 10.


Негативный личный опыт общения с окружающими

Данный компонент установки показывает, в какой мере вам повезло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5 - да (5); 10 - да (5); 15 - да (5); 20 - да (4); 25 - да (1). Максимально возможное число баллов - 20.

Показатели негативных коммуникативных установок

Показатели

Максимум

баллов

Полученные вами баллы

Процент от максимума баллов

Завуалированная жестокость

20







Открытая жесткость

45







Обоснованный негативизм

5







Брюзжание

10







Негативный опыт общения

20







ВСЕГО:

100