Файл: Методическое пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

§1. СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ1

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКУ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД

§2. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КМД

§3. МОДЕЛЬ РАБОТЫ КМД

Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 7. МЕДИАЦИЯ

РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение №1

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22

Приложение №2

Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23

Приложение №3

«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ

(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»

Приложение №4

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Я И МОЕ ГОСУДАРСТВО»

Приложение №5

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЕЖДУ Я И HOMO SAPIENS»

(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)

Приложение №6

Анкета

(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24



ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИИ
1. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОПРОС (5 минут)

1. Как вы считаете, какова численность населения Российской Федерации по данным на январь 2015г.?

1) 141 903 979

2) 142 865 433

3) 143 347 059

4) 146 270 033
2. Как вы думаете, ко всем ли жителям нашей страны отношение в обществе одинаковое?

1) Да

2) Нет
3. Какая из перечисленных групп, на ваш взгляд, является наиболее социально уязвимой в обществе:

1) Пожилые и престарелые люди

2) Люди с ограниченными возможностями здоровья

3) Дети из неполных семей

4) Дети-сироты

5) Мигранты, беженцы

6) Молодежь, подростки
2. ВЫВОД И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (10 минут)

Вопрос 1

На 1 января 2009 года по оценке Росстата в России было 141 903 979 постоянных жителей, в 2011 — 142 865 433, в 2013 году россиян было 143 347 059, а на 1 января 2015 года в нашей стране проживает 146 270 033 граждан. С каждым годом население России растет на несколько миллионов человек.
Вопрос 2

Да, отношение к людям в социуме разное. Оно зависит от тех традиций, в которых человек рос, воспитывался, какой у человека личный опыт взаимоотношений с разными людьми. Однако, есть такие группы населения, отношения к которым со стороны общества делает их уязвимыми.
Вопрос 3

Сначала участникам предлагается аргументировать свой выбор. Затем ведущий резюмирует сказанное: «Все перечисленные категории населения относятся к социально уязвимым группам и требуют особой поддержки со стороны государства и общества. К сожалению, этот перечень далеко не полный. Сегодня мы поговорим и подумаем над тем, что делается и что еще может быть сделано для улучшения жизни социально уязвимых групп в обществе».
3. ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «ДВА КАПИТАНА» (10 минут)

Двум командам из одного класса дано задание – пройти на время квест-маршрут по историческим местам Москвы, команду-победителя ждет приз. Что важнее — прийти первыми и выиграть приз или опоздать
, помогая по дороге людям, делая добрые дела и заведомо зная, что проиграешь? Выбор за ребятами.
4. БЛОК «СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ» (10 минут)

4.1 Инструкция: «Итак, мы знаем, что в России на данный момент времени проживает более 146 млн. человек. Давайте попробуем разобраться, что это за люди, к каким социальным группам они относятся?»

По мере ответов группы на доске выклеиваются таблички со схематическим обозначением названных групп или их названиями: * Взрослые * Молодежь * Инвалиды * Пожилые люди * Мамы с детьми * Дети * Иностранцы *Дети-сироты. Если называют еще какие-либо группы, ведущий маркером дорисовывает их на незаполненных синих табличках и также выклеивает на доску.

4.2 Инструкция: «Представьте себе, что сегодня __ _____ 2040 года, и вы проснулись Премьер-министром нашей страны. Сколько вам будет лет в этот момент? Подумайте, пожалуйста, на какой из этих групп вы бы сфокусировали свою работу в первую очередь? Сейчас вам раздадут разноцветные листочки (стикеры). Ваша задача: подойти к доске и прикрепить свой листочек около той группы, с которой вы решили работать. Прошу по два человека с каждого края подойти и сделать это».

По результатам голосования ведущий выделяет три группы, набравшие наибольшее количество стикеров. Они остаются на доске, карточки со всеми прочими группами убираются.
5. БЛОК «ЧТО СДЕЛАНО» (20 минут)

5.1. Инструкция: «Сейчас нам предстоит ответить на очень важный вопрос: что сейчас делается в нашей стране или в нашем городе (и уже сделано) для выбранных вами социальных групп».

Ведущий делит участников на три равные группы, каждая из которых будет отвечать на вопрос по отношению к одной из трех выбранных социальных групп.

Ответы даются письменно индивидуально, на листах А5. (Каждый участник получает по листку А5, ручке).

Время на выполнение индивидуального задания – 2 минуты.
5.2. Инструкция: «Теперь вам предстоит в группах обсудить то, что вы написали, и в течение 6 минут обобщить вашу работу на карточках-стикерах. На каждом стикере должно быть написано только одно, что сделано или делается в городе/стране в отношении той группы, которая вам досталась».

Группа расходится к трем столам, на которых разложены фломастеры. Каждой группе выдается по 7 карточек-стикеров одного цвета.



После окончания работы малые группы возвращаются обратно в круг. Ведущий выклеивает заполненные карточки на соответствующей малой группе части доски, зачитывает, при необходимости – комментирует результаты.
6. БЛОК «ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ» (20 минут)

Происходит переход малых групп по часовой стрелке, меняются социальные группы, проблематика которых обсуждается в команде. Группы расходятся к соответствующим столам. Для работы получают карточки того цвета, с которым уже работали (но задание выполняют уже по отношению к следующей социальной группе).

Инструкция: «Теперь нам предстоит ответить на второй важный вопрос на сегодня. Что еще можно было бы сделать в городе/стране для того, чтобы жизнь этих людей стала более полной, комфортной, интересной? Только отвечать вы теперь будете про другие социальные группы: вы теперь работаете про… и т.д. Вы будете работать в тех же группах, но ответы вы будете писать на других карточках (раздает карточки – по 7 на каждую малую группу) Время на обсуждение - 6 минут».
После окончания работы один или два представителя от каждой группы выходят к доске и презентуют свои результаты. Возможны добавления и уточнения из круга.
В группе происходит обсуждение результатов.
7. БЛОК «ЧТО ЛИЧНО Я МОГУ СДЕЛАТЬ» (15 минут)

7.1. Вводное слово ведущего: «Мы с вами сейчас обсудили, что сделано и делается в нашей стране (городе) сейчас; подумали над тем, что нужно сделать для различных социальных групп в будущем, что бы им комфортно было жить. Все это важно, но что можете лично вы сделать из написанного вами? А теперь вспомните, сколько людей живет в нашей стране? Каждый из вас является одним из этих 146 млн, и почти у каждого из этих 146 млн. есть возможность сделать наш город/страну лучше и комфортнее. Давайте теперь каждый из вас примет решение, что вы сделаете что-то для тех людей, о которых мы сегодня говорили. Что лично вы можете сделать для кого-то из них?»

7.2.Инструкция: «Сейчас мы раздадим вам по одной карточке. Подумайте и напишите на ней, что именно вы можете сделать для помощи людям из той социальной группы, о которой вы еще сегодня ничего не писали». Далее ведущий распределяет малые группы по тем социальным группам, в которых они еще не работали, и гооврит: «Не торопитесь, у вас есть на это несколько минут. Это может быть что-то совсем незначительное по масштабу, но ведь именно из маленьких поступков складываются большие дела».


7.3. Ткаждому участнику по одной раздаются овальные карточки тех цветов, на которых в течение занятия работала каждая мини-группа.

7.4. «Сейчас мы просим каждого из вас выйти и поделиться вашими мыслями о том, что вы можете сделать. Выходите сюда, когда будете готовы»

Участники по очереди подходят к ведущему, зачитывают то, что они написали на карточках. Ведущий прикрепляет карточки степлером к большому кругу, вырезанному из ватмана, так, что получается ромашка. Каждого участника благодарим за его предложение.
7.5.. Когда все участники высказались, сверху к ромашке приклеивается круг меньшего диаметра, на котором написано: «Россия/Москва – страна/город будущего, в котором я…»

Ромашка отдается педагогу класса.

Ведущий говорит примерно следующее: «Смотрите, какая у вас получилась ромашка. Здесь – все то, что именно вы можете сделать в ближайшее время. Это огромный спектр возможностей, а будет ли что-то из этого реально сделано – это зависит от вас, это ваш выбор. Не бойтесь делать добрые дела, тем более, что вы уже знаете, какие они могут быть!»

Приложение №5


СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЕЖДУ Я И HOMO SAPIENS»

(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)




Цели интерактивного мероприятия:

  • Осознание многообразия социальных ролей личности;

  • Построение структуры социальной идентичности;

  • Понимание баланса социальной принадлежности и уникальности личности;

  • Понимание места и роли гражданской идентичности в структуре социальной идентичности.


Продолжительность – 1 час 30 минут


Общая схема интерактивного мероприятия:




Время (мин)

Активность, форма работы

Задачи

Материалы

1

5

Интерактивный опрос

  • Фокусировка темы

  • Проблематизация

Мультимедийная система

2

10

Обсуждение результатов

  • Фокусировка на том, что Я каждого человека уникально, и в то же время у всех нас много общего

Мультимедийная система

3

7

Видеоролик «Малыш»

  • Эмоциональное погружение в тему урока, тематический разогрев на интерактивную часть урока

Мультимедийная система

4

18

Автопортрет «Единственный и неповторимый!»

  • Осознание своей индивидуальности и непохожести на остальных

  • Развитие навыков самопрезентации

А5 по числу участников, ручки, фломастеры, маркеры

5

10

Кто я?


  • Понимание сложности собственной идентичности

  • Самопознание

А 5 по числу участников, ручки,

флип-чарт, маркер для ведущего

6

15

Общая характеристика

  • Понимание того, что все люди во многом похожи

  • Актуализация баланса личных особенностей и качеств человека и групповых норм и ценностей

Флип-чарт, фломастеры, стикеры, ручки

7

15

Я – гражданин России

  • Осознание своей гражданской идентичности

  • Знакомство с ее видами и последствиями для страны и человека

  • Размышление над собственной позицией относительно своей гражданской идентичности

  • Осознание гражданских ценностей, личностных качеств гражданина страны

Флип-чарт, фломастеры, стикеры

8

10

Завершающий круг

«Мы можем!»

  • Обобщение опыта, полученного на занятии

  • Формирование установки на проявление позитивной гражданской идентичности: активной гражданской позиции, социальной ответственности, толерантности и т.д.

Ручки, модерационные карточки в форме человечков по числу участников, заранее заготовленный домик из листа А3 (или А1), клеящий карандаш, маркеры