Файл: Методическое пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

§1. СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ1

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКУ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД

§2. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КМД

§3. МОДЕЛЬ РАБОТЫ КМД

Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 7. МЕДИАЦИЯ

РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение №1

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22

Приложение №2

Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23

Приложение №3

«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ

(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»

Приложение №4

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Я И МОЕ ГОСУДАРСТВО»

Приложение №5

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЕЖДУ Я И HOMO SAPIENS»

(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)

Приложение №6

Анкета

(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24



2. Фестиваль «Свадебные традиции народов России» 5


Цель проекта - создание универсальной интерактивной площадки для межнационального взаимодействия и укрепления единства российской нации посредством развития традиционных российских семейных ценностей в молодёжной среде.

Фестиваль состоит из 4 частей:

• выступления представителей народов (выступающие - студенты) с номером, иллюстрирующим их свадебные традиции;

• национальная свадебная кухня народов;

• интерактивные конкурсы со зрителями;

• номера с национальным колоритом.

Осуществляется видеосъемка Фестиваля, по его окончании монтируется видеофильм о различных по форме, но близких по смыслу свадебных традициях разных народов. Далее следует распространение данных видеоматериалов в сети Интернет.

Участие молодежи в Фестивале позволяет ей развивать свой социальный и творческий потенциал в интересах местного сообщества и России в целом, а также повышает уровень культурной осведомлённости и снижает риски возникновения межнациональных конфликтов. Практическое ознакомление с культурными особенностями других народов помогает молодым людям улучшить знания о своей собственной культуре и культуре других этносов, что уменьшает роль стереотипов в повседневном общении между людьми и увеличивает бесконфликтные формы взаимодействия.

3. Проект «Ethno Dance-Exchange»6


Цель проекта – создание универсальной интерактивной площадки для развития межкультурного диалога среди молодежи путем ознакомления с культурой национальных танцев других народов.

Технология реализации:

Формируются команды, представляющие различные диаспоры (землячества/общины) вуза. Количество команд: 8-15.

Проводится жеребьевка команд (на заготовках указаны наименования этносов). Каждая из команд получает наименование этноса, национальный танец которого она должна представить в рамках проекта.

Организуются мастер-классы, на которых представители диаспор (землячеств/общин) обучают студентов команд (которым выпали наименования соответствующих этносов) своим национальным танцам.

Завершающим мероприятием проекта является концерт, на котором команды представляют национальные танцы других народов.

  1. Киноклуб «Волна»7

Киноклуб – это просмотр и обсуждение художественного фильма (например, «Эксперимент 2 (Волна)»). Режиссёр фильма – Деннис Ганзель. Школьный учитель истории предлагает своим ученикам провести эксперимент: ровно неделю старшеклассники будут жить по законам тоталитарного государства. Жесткая дисциплина, повсеместный контроль, доносы, наказания – нацистская схема воссоздается с пугающей точностью. Ученики на собственном примере убеждаются, с какой легкостью можно манипулировать людьми, превращая их в безликую покорную массу. Но в какой-то
момент эксперимент выходит из-под контроля, и теперь его участникам предстоит дойти до конца и познать самую темную сторону диктатуры.

Фильм снят по одноименной книге «Волна» Тодда Страссера, написанной на основе реальных событий.

Задачи:

  • профилактика экстремизма и членства в экстремистских молодежных организациях;

  • понимание принципов и механизмов функционирования экстремистских организаций и негативных последствий их деятельности;

  • формирование социальной ответственности и активной гражданской позиции.

Продолжительность: 2 часа.

В рамках киноклуба может быть организован просмотр и обсуждение иных художественных и документальных фильмов соответствующей тематики.

5. Неделя национальностей8


Цели мероприятия:

• популяризация ценностей межнациональной дружбы, взаимного уважения, традиционной культуры народов, проживающих в России и за рубежом;

• вовлечение молодёжи разной национальности в совместное мероприятие, направленное на укрепление дружбы между народами, взаимное познание и взаимную интеграцию в единое гражданское общество;

• организация культурного досуга для молодежи, просвещение молодежи в вопросах культур, традиций и обычаев народов России зарубежья, популяризация культурных и творческих идеалов и ценностей и повышение уровня толерантности среди молодежи.

Мероприятие может проходить в течение одного дня или более («Неделя национальностей <наименование вуза>) и включать в себя следующие мероприятия:

  • фотовыставка с предварительным отбором лучших фотографий (самостоятельно снятых студентами) мест этнического происхождения;

  • викторина, посвященная вопросам этнокультурного многообразия России;

  • цикл радиопередач «День дружбы», посвященных: фольклору, быту, кухне, искусству, национальной одежде, обычаям диаспор вуза (альтернатива – цикл статей в студенческой газете);

  • флэш-моб в формате интерактивного батла национальных песен и танцев, заканчивающихся русским народным танцем (продолжительность - 40 минут, количество номеров - не менее 10);

  • показ национальной моды;

  • театральные постановки «Традиции народов»;

  • мастер- классы национальных ремесел;

  • мастер-классы национальных танцев;

  • круглый стол на тему: «Роль молодежи в реализации Стратегии государственной национальной политики до 2025 года», участники - руководители интернациональных структур студенческого самоуправления вузов, лидеры неформальных сообществ молодежи земляческого характера;

  • праздник «День Дружбы народов <наименование вуза>»:

  • флэш-моб: национальные танцы в кругу под развивающимися флагами соответствующего региона (субъекта РФ) / государства во дворе вуза;

  • выставка национальной кухни (кулинарная ярмарка);

  • праздничный концерт: парад национальностей, национальные песни, танцы, театральные постановки, показ видеороликов о национальностях, представленных в вузе (количество исполняемых номеров - не менее 30);

  • запуск воздушных шаров цвета российского триколора.

6. Брейн-ринг 9


Цель - объединение интеллектуалов наших народов. Организация игр на регулярной основе позволяет сформировать общую команду эрудитов национальных землячеств и студентов вузов, устранить негативные стереотипы, глубже узнать историю, культуры и обычаи народов России, осуществлять межнациональное взаимодействие в том числе и на уровне интеллектуалов наших народов.

Проект может быть реализован как на вузовском, так и на межвузовском уровнях.

Команды формируются и выдвигаются от любой молодежной земляческой организации (диаспоры студентов определенной национальности) или от вуза при проведении мероприятия на межвузовском уровне. Численность команды – до 6 человек.

Сформированная команда подает заявку на участие ведущему. После утверждения заявки ведущий вносит команду в турнирный лист, после чего команда приступает к участию в турнирном сезоне.

В случае если набирается более 15 команд, турнирный лист делится на 2 лиги. После не менее чем 8 еженедельных игр проводится Турнир по усложненному регламенту.

Проведение игр

1. Еженедельная игра состоит из 5 раундов. Два раунда по системе «Что? Где? Когда?», один раунд на визуализацию разных изображений, один раунд с аудио вопросами, один раунд вопросов от команд. По заявкам команд формат игры может изменяться и дополняться раундами по иным интеллектуальным системам (командная «Своя игра», «Брэйн-ринг», онлайн-викторины, и т.д.).

2. Один раунд состоит из 10 вопросов. Перерыв между раундами – 5 минут.

3. После окончания раунда ведущий подводит и объявляет участникам предварительный (до решений по спорным ответам) итог.

4. В ходе игры команды отвечают на вопросы. Полностью правильный ответ на вопрос приносит команде 2 балла, неправильный по форме, но правильный по существу — 1 балл, неправильный по существу – 0 баллов.

5. Ведущий признаёт правильным только ответ, указанный редактором (авторский ответ). Если ответ команды не соответствует тому, что написано в поле «Ответ» или «Зачёт», он признаётся неправильным. Если команда или сам ведущий не согласны с тем, что ответ признан неправильным, ответ считается спорным.








§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ


Проекты, формирующие исторический компонент общероссийской гражданской идентичности (квесты, деловые игры, дискуссии, кейсы), мы предлагаем основывать на анализе нижеприведенных и иных исторических источников.10

Блок 1. Патриотическое воспитание в России в первой половине XIX века

Из записок Ф. П. Сегюра

«Мы становились армией преступников, которых осудит небо и весь цивилизованный мир».

Из воспоминаний генерала А. П. Ермолова

«В самое короткое время партизаны принесли ощутительную пользу... Не проходили ни транспорты, ни тарки, ни даже малые команды: все было истребляемо партизанами. Неприятель для фуражирования не смел ходить без пехоты и пушек... Жители, ободренные беспрерывно появляющимися партиями, служили им вернейшими провожатыми, доставляли обстоятельные известия, наконец, сами взяли оружие и большими толпами присоединялись к партизанам».

Из сообщения генерала М. А. Милорадовича П. П. Коновницыну

«Коренные крестьяне слободы Каменка Боровского уезда явились ко мне и испрашивали ружей с патронами для защиты от неприятелей. Сии крестьяне заслуживают особого внимания, ибо они под присягой соединились для общего своего защищения, с тем, что положено наказание на случай: ежели бы нашелся трус... Я имею честь препроводить при сем к в. п. явившихся двух из сих крестьян».

Из воспоминаний участника похода на Россию графа Боволье

«Русские крестьяне вооружались, чем могли, убивали солдат, попадавшихся в одиночку, и нередко нападали даже на отряды, ходившие на фуражировку. Это враждебное отношение населения особенно было чувствительно частях, расположенным в окрестностях Москвы, - они решительно умирали с голода; особенно же пострадала кавалерия; более 10 000 коней пали от недостатка корма».

Из воспоминаний П. П. Коновницына о М. И. Кутузове

«При Тарутинском лагере в дер. Леташевке, где с разных сторон приходят резервы, казачьи полки, пушки, запасы, у избы его (фельдмаршала) он стоит сам, мимо его войска проходят, у избы люди разного рода толпятся к нему: дворяне купцы с образами, хлебом-солью, духовенство, мужики падают к ногам его, просят оружия..., жены и дети, ограбленные злодеями, просят помощи и защиты».


Из сообщения М. И. Кутузова

«Неприятель, с самого вступления его в Москву жестоко обманутый в своей надежде найти там изобилие и самой мир, должен был претерпевать всякого рода недостатки. Утомленный далекими походами, изнуренный до крайности скудным продовольствием, тревожимый и истребляемый повсюду партиями нашими, кои пресекли у него последние средства доставать себе пропитание посредством сбора от земли запасов; потеряв без сражения многие тысячи людей, побитых или взятых в плен отделенными нашими отрядами или земскими ополчениями; не усматривая впереди ничего другого, как продолжение ужасной народной войны, способной в краткое время уничтожить всю его армию; видя в каждом жителе воина, общую непреклонность на все его обольщения, решимость всех сословий грудью стать за любимое отечество... и настигнув, наконец, всю суетность дерзкой мысли: одним занятием Москвы поколебать Россию, - предпринял он поспешное отступление вспять, бросив на месте большую часть больных своих, и 11-го числа сего месяца Москва очищена».

Из записок генерал-лейтенанта В. И. Фелькнера

Во время коронации императора Николая I «ближние к нему из толпы падали на колени, целовали руки и ноги его, и вся масса народа кричала, что не выдаст его и разорвет на части всех тех, кто осмелится возстатъ против него».

Из рассказа о Бородинском сражении унтер-офицера Тихонова, записанного в 1830 г.

Был у нас Юнкерок, молоденький, тщедушный такой, точно девочка. Ему следовало стать в 8-м взводе, а он, возьми, да в знаменные ряды и стань. Увидал то батальонный Командир, велит ему стать в свое место. «Не пойду я, говорит, Ваше Высокоблагородие, в хвост, не хочу быть подлецом: хочу умереть за Веру и Отечество». Батальонный у нас был строгий, разговору не любил; велел он Фельдфебелю поставить Юнкера на свое место. Взял его, раба Божьего, Иван Семенович за крест, ведет, а он туда же, упирается. Когда б не такое начальство, не так бы мы и сражались. Потому что какое-нибудь желанье и усердъе, а как видишь, что начальство плошает, так и у самого руки опускаются. А тут в глаза всякому наплевать бы следовало, если бы он вздумал вилять, когда он видит, что отрок, и человеком его назвать еще нельзя, а норовит голову свою положить за Веру и Отечество.