Файл: Методическое пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

§1. СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ1

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКУ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД

§2. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КМД

§3. МОДЕЛЬ РАБОТЫ КМД

Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 7. МЕДИАЦИЯ

РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение №1

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22

Приложение №2

Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23

Приложение №3

«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ

(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»

Приложение №4

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Я И МОЕ ГОСУДАРСТВО»

Приложение №5

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЕЖДУ Я И HOMO SAPIENS»

(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)

Приложение №6

Анкета

(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24



В нынешних условиях преподавания в школе таких важнейших дисциплин, как история, литература и география, полноценно сформировать важнейшие компоненты общероссийского гражданского самосознания представляется проблематичным. Каждый гражданин РФ должен хорошо представлять и знать свою родину: народы, проживающие в ней, их историю и культуру и то, что объединило всех нас в единую большую страну. Именно тогда в сознании россиян возникнет ощущение родства, сопричастности с общим Отечеством и самое главное - ощущение общей судьбы.

Федеральные образовательные стандарты основного общего образования по гуманитарным дисциплинам в той форме, в которой они существуют сегодня, не создают того бэкграунда, на котором может строиться гражданская идентичность и никак не могут служит панацеей от проникновения в молодежную среду националистических и радикальных взглядов.


§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ


Проблему экстремизма в молодежной студенческой среде следует разделить на экстремизм молодежи, приезжающей на обучение в крупные города - образовательные центры России, и экстремизм местной молодежи.

Среди основных причин, обуславливающих такое положение дел, - плохая адаптация приезжей молодежи, не форсированность компонентов общероссийской гражданской идентичности, их слабая включенность в социо-культурные процессы, протекающие в Российских мегаполисах, а также (это касается и местной молодежи), коммерционализация социальных лифтов, безответственная политика некоторых СМИ, расширение сети неформальных организаций националистического толка.

Молодежь из национальных республик, приезжая в мегаполис для получения образования, попадая в инокультурную среду и испытывая трудности в адаптации в большом городе, интуитивно тянется к своим землякам, стихийно формируя замкнутые моноэтнические сообщества земляческого характера. Значительная часть подобных земляческих сообществ образуется в вузах, где знакомятся земляки. Отсутствие системной работы по вовлечению участников этих неформальных земляческих сообществ в более широкую социокультурную среду вуза и мегаполиса приводит к формированию узких социальных групп по этническому признаку. Представители этих моноэтнических сообществ, не имея опыта тесного общения с представителями других национальностей, часто сталкиваясь с фактами ксенофобии на улицах города, в метро, в вузе либо прочитав что-либо в Интернете, склонны к их мифологизации и преувеличению, становятся легко восприимчивыми к экстремистским идеям и превращаются в экстремистскую периферию. Это и проявляется в вызывающем поведении и отказе следовать местным нормам и традициям.

С другой стороны, местная молодёжь – молодежь принимающих сообществ в крупных городах - видя склонность приезжих к земляческой мобилизации, очень часто получая негативный опыт взаимодействия с представителями земляческих сообществ, также становится восприимчива к экстремистским взглядам, склонна к мобилизации на основе праворадикальных и ультранационалистических идей, чем охотно пользуются провокационные силы.



Таким образом, проблема экстремизма в молодежной студенческой среде проявляются в следующем.

Во-первых, в периодических конфликтах представителей моноэтнических земляческих сообществ между собой, так как в любой конфликт даже двух представителей разных сообществ сразу же втягиваются их земляки. К данной категории конфликтов следует отнести и конфликты между представителями земляческих сообществ, возникающие из-за военных действий, которые имели место в истории взаимоотношений этих народов. Например, подобные конфликты очень часто происходят между армянами и азербайджанцами, между осетинами и ингушами.

Во-вторых, в конфликтах представителей земляческих сообществ с местной молодёжью, как правило, русскими ребятами, возникающими из-за отсутствия опыта общения и взаимодействия и стереотипного представления друг о друге. Причинами данных конфликтов, как правило, служит какая-нибудь мелочь, перерастающая в массовый межнациональный конфликт.

Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ


Развитие системы воспитания государственного патриотизма и гражданской идентичности является ключом в решении проблем этноэкстремизма в условиях глобализации. Признано, что в их решении школы, образовательные организации высшего и среднего образования требуют поддержки со стороны молодежных общественных организаций, в том числе органов студенческого самоуправления. В таких организациях главную роль должны играть сами учащиеся.

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ведутся постоянные научные изыскания и работа по разработке комплекса методических рекомендаций направленных на воспитания общероссийской гражданской идентичности. В частности были разработаны Методические рекомендации органам государственной власти и управления и общественным организациям России по формированию гражданской идентичности молодежи и Концепция воспитания гражданской идентичности молодежи, в которых содержатся ценные рекомендация для всех субъектов процесса формирования общероссийского гражданского самосознания.

В упомянутой выше Концепции воспитания общероссийской гражданской идентичности молодежи в разделе «Методология и технология формирования гражданской идентичности» отмечается важность развития самоуправления в молодежной среде.


В этой связи представляется важным и актуальным развитие на базе образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования клубов по интересам, в рамках объединенных студенческих советов, предметом деятельности которых будет просветительско-познавательная деятельность. Речь идет о создании площадок (клубов межнациональной/интернациональной дружбы, советов землячеств, палат национальностей и т.д.) в виде системы студенческих организаций, главной задачей которых является знакомство и сближение молодежи разной национальности, ее взаимодействие на основе укоренения патриотизма и гражданской идентичности, изучения отечественной истории, литературы и культуры народов России. Эти структуры должны формироваться из лидеров и членов неформальных, формирующихся стихийно сообществ молодёжи (как местных, так и земляческого характера) и представлять собой одну из форм общественной самореализации молодёжи, участники которых, будут заниматься разработкой и реализацией проектов, направленных именно на формирование компонентов общероссийского гражданского самосознания, дополняя деятельность студенческих советов, которые занимаются широким кругом вопросов, связанных со студенческим самоуправлением, и корректируя недоработки средней школы и семейного воспитания.

К тому же создания в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, в рамках объединенных студенческих советов, является приоритетной задачей государственной национальной политики РФ в сфере образования, в соответствии с подпунктом е пункта № 21 раздела III Указа Президента РФ № 1666 от 19.12.2012г. «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Стратегия).

Последовательная реализация этими структурами просветительских и воспитательных проектов на системной основе позволяет формировать все компоненты общероссийской гражданской идентичности у студенчества и тем самым нейтрализовать экстремистские настроения. Для просвещения молодежи в вопросах культуры народов России и географии этими структурами проводятся: фестивали национальных культур, этно-вечера, театральные постановки; дискуссионные клубы с показом художественных и документальных фильмов о культуре того или иного народа. К богатой литературе народов России студентов можно приобщить посредством творческих вечеров, посвященных известным писателям и поэтам народов России. Вопросы истории и этнографии освещаются в формате брейн-рингов и квестов, и т.д. Главное, чтобы эти мероприятия были интересны и организованы на современном и высоком уровне, чтобы молодежь их посещала.


Для создания и развития структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе в рамках объединенных студенческих советов в российских вузах и координации их деятельности, в соответствии со Стратегией, в 2013 году создано Общероссийское общественное движение содействия укреплению дружбы и согласия среди молодежи «Всероссийский межнациональный союз молодежи» (далее – ВМСМ). 15 июня 2015 года приказом руководителя Федерального агентства по делам молодежи ВМСМ включен в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся поддержкой государства.