ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА
§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД
Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22
Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23
«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»
СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)
(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24
Общероссийское общественное движение
«Всероссийский межнациональный союз молодежи»
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ КАК МЕХАНИЗМ ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Москва
2018
Под общей редакцией:
Зорина В.Ю. – д.полит.н., к.и.н., заместитель директора Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук.
Авторы-составители:
Хуртаев К.И. – к.э.н., председатель Общероссийского общественного движения «Всероссийский межнациональный союз молодежи»;
Никишин В.Д. – заместитель председателя Общероссийского общественного движения «Всероссийский межнациональный союз молодежи», председатель Союза студенческих землячеств, аспирант Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Данное издание предназначено для органов студенческого самоуправления и специалистов, ответственных за воспитательную работу со студентами образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих работу по гармонизации межнациональных отношений и воспитанию гражданской идентичности.
Издание выпущено с использованием гранта Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации (приказ ФАДМ от 9 февраля 2018 г. № 36) в ходе реализации проекта «Фестиваль Дом ста народов» Краснодарским региональным отделением Общероссийского общественного движения «Всероссийский межнациональный союз молодежи»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА 6
§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 6
§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 11
Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 13
§1. СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ 16
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКУ ЭКСТРЕМИЗМА 23
§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД 23
24
§2. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КМД 25
28
§3. МОДЕЛЬ РАБОТЫ КМД 29
Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 30
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 33
§ 1. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРНЫЙ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 33
1. Весенний фестиваль национальных культур «Народы России и стран СНГ», посвященный Дню Победы 33
2. Фестиваль «Свадебные традиции народов России» 35
3. Проект «Ethno Dance-Exchange» 36
4.Киноклуб «Волна» 36
5. Неделя национальностей 38
6. Брейн-ринг 40
§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 42
Блок 1. Патриотическое воспитание в России в первой половине XIX века 42
Блок 2. Формирование патриотического сознания российского общества во второй половине XIX – начале XX вв. 46
Блок 3. Советская модель патриотического воспитания: преимущества и недостатки 49
Блок 4. Патриотическое воспитание в современной России 52
Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 56
1. «Уроки дружбы» 56
2.Турнир «Интеллектуальное шоу» 59
3.Фестиваль национального юмора 61
4. Моделирование ООН 63
5. Форум-театр 64
6. Проект «Language Club» 66
7. Военно-спортивная интернациональная игра «Булат-Союз» 67
8.Участие во всероссийских и международных дискуссионных площадках 71
Глава 7. МЕДИАЦИЯ 73
РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 78
ЛИТЕРАТУРА 79
Приложение №1 83
Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко) 83
Приложение №2 87
Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина) 87
Приложение №3 91
«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 91
«ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ 91
(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)» 91
Приложение №4 101
СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 101
«Я И МОЕ ГОСУДАРСТВО» 101
Приложение №5 108
СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 108
«МЕЖДУ Я И HOMO SAPIENS» 108
(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ) 108
Приложение №6 118
Анкета 118
(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве) 118
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА
§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
С распадом СССР прекратила свое существование и идентичность, господствовавшая в стране долгое время. Возник вакуум, который стал активно заполняться идеологиями самого различного толка, порой чуждыми интересам нашей государственности. Начало либерализации и открытие границ инициировало и активный процесс формирования «общества потребления» с моральными ориентирами, которые зачастую вступают в противоречие с задачами сохранения единства и суверенитета народа. России.
Результатом этих процессов стал глубокий духовный кризис и кризис идентичности, вызванный разрушением традиционных ценностей (таких как семья, материнство, уважение к старшим, взаимопомощь и т.д.), угроза уничтожения самобытности и суверенитета россиян.
Механизмы глобальной конкуренции сегодня не требует не только военных действий по захвату территорий, как это было в прежние века. Сегодня этот процесс происходит через воздействие на самосознание лидеров и граждан других государств, посредством технологий насаждения ценностей потребления и массовой культуры. Она преобразована во всемирный рупор имморализма, который преподносится как новые «общечеловеческие ценности», претендует на разрушение традиционных устоев существования любого суверенного государства. К производным массовой культуры относится не только эстрада, но и многочисленные усилия (в разных форматах) по пересмотру истории и извращению культурного наследия. Украина ярчайший пример.
Поэтому для нас крайне важным является укрепление общероссийской гражданской идентичности и государственного патриотизма в молодежной среде, которая позволит укрепить самобытность и единства граждан Российской федерации.
Понятие идентичности является крайне сложным и многоплановым и осмысливается как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл (в этом ключе гражданская идентичность понимается, в частности, разработчиками ФГОС).
Вопросы формирования гражданской идентичности, сравнительно недавно стали рассматриваться в отечественной науке. Одним из первых ее к этой теме обратился известный этнолог академик В.А. Тишков, который разработал в своих статьях идею общероссийской гражданской нации. По мнению Тишкова, гражданское самосознание у человека должно быть одно, в то время, как этническая самоидентификация может быть различной, в том числе – двойной или тройной. Разработанная В.А. Тишковым идея гражданской нации легла в основу современной политики российского государства в национальном вопросе.
В.А. Тишков выделяет три базовых компонента национального российского самосознания.
1. Географический. Россия самая большая по территории страна в мире. Она запечатлена в тексте национального гимна: «От южных морей до полярного края / Раскинулись наши леса и поля». Географический образ и природа (ландшафт и климат) страны присутствуют в национальной идентичности многих государств.
2. Исторический. Исключительное место в национальной идентичности россиян занимает представление о древней и славной истории страны. Российская государственность имеет более чем 1000-летнюю непрерывную историю своей государственности, а славянские, финно-угорские, тюркские и кавказские народы жили здесь задолго до первых государственных образований.
3. Культурный. Россия – страна великой и неповторимой культуры, которая внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Эта часть самосознания россиян основана на реальных достижениях, известных каждому образованному гражданину страны. Эти достижения известны всему миру и тем самым формируют гордость россиян за свою страну. Многие нации имеют великие достижения и гордятся ими, начиная от китайского шелка и пороха и заканчивая английским Шекспиром и группой «Битлз».
Эти компоненты включают в себя как историко-географические образы, так и социально-культурные ценности. Они не могут быть жестким кем-либо утвержденным перечнем. Они могут меняться во времени. Их значимость может быть разной в разных регионах, слоях населения и конфессиональных группах. Но главное – это наличие преобладающего согласия россиян по поводу национальных образов и ценностей.
Таким образом, формирование национального российского самосознания должно происходить именно в школе - важнейшем государственном институте, который формирует мировоззрение человека. Именно в школе детей знакомят с национальной историей, национальной географией и национальной литературой.
Однако, если мы рассмотрим Федеральные стандарты основного общего образования преподавания вышеупомянутых дисциплин, то обнаружим следующие интересные факты.
В Федеральном стандарте основного общего образования по географии есть раздел «Население России», в рамках которого содержится тема «Народы и основные религии России». В рассмотренных нами трех рабочих программах средних общеобразовательных школ на раздел «Население России» уделяется 9 аудиторных часов, а на тему «Народы и основные религии России» везде по разному, но не более 4 аудиторных занятий. Времени крайне мало.
В Федеральном стандарте основного общего образования по литературе в школе изучают, главным образом, русскую литературу, которая духовно развивает личность, приобщает нас к высокой нравственности и морали, формирует представление о добре и зле. В нем есть раздел «Литература народов России»: «Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов. Произведение одного автора по выбору». То есть из всей богатой литературы народов России изучается одно произведение одного автора. Однако в многонациональном государстве мы должны знать и литературу других народов, проживающих в Российской Федерации, как раз для формирования тех самых духовных скреп, которые бы объединяли нас.
Если проанализировать Федеральный стандарт основного общего образования по истории, можно сделать вывод, что поскольку основателем нашего государства является русский народ, к которому с течением времени присоединялись и другие народы, то история отечества, которую преподают в школах – это главным образом история русского народа, где другие народы попадают в орбиту изучения только с момента присоединения к Российской империи. Ни в коей мере не подвергая сомнению важность изучения этапов становления нашего государства, важно дополнить эту информацию историей всех народов России до присоединения к общему Отечеству, как это практиковалось в СССР применительно к истории народов Союзных республик.