Файл: Методическое пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Глава 2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

§1. СТУДЕНЧЕСКИЕ КЛУБЫ1

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКУ ЭКСТРЕМИЗМА

§1. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ПЛАТФОРМА И ЗАДАЧИ КМД

§2. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КМД

§3. МОДЕЛЬ РАБОТЫ КМД

Глава 4. РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

§2. ПРОЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Глава 6. ИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРЕЗ ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 7. МЕДИАЦИЯ

РИДЕР ПО ТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение №1

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)22

Приложение №2

Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23

Приложение №3

«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ

(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»

Приложение №4

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Я И МОЕ ГОСУДАРСТВО»

Приложение №5

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«МЕЖДУ Я И HOMO SAPIENS»

(СОЦИАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ)

Приложение №6

Анкета

(анализ протестных настроений и напряженности на национальной почве)24

Приложение №2


Уровень межэтнической толерантности (С. Д. Щеколдина)23



Инструкция: «Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно следующим образом:

«++» - сильное согласие (конечно, да);

«+» - слабое согласие (скорее да, чем нет);

«0» - ни да, ни нет;

«-» - слабое несогласие (скорее нет, чем да);

«--» - сильное несогласие (конечно нет).

Постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты.

1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.

2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.

3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решение большинства.

4. Дети из более богатых семей не должны иметь право учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.

5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.

6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.

7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их традициями и обычаями.

8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.

9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.

10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.

12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.

13. Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.

14. Евреи — такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.

15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.


16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.

17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.

18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.

19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.

20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.

21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.

22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться — это их личное дело.

23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.

25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.

26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.

27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.

28. Истинной религией может быть только одна религия.

29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.

30. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.

31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.

32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что другие также должны это понять.

33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.

34. Мне хотелось бы немного пожить в другой стране.

35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.

36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.

37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.



38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет не похожие на общепринятые взгляды и поведение.

39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.

40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.

41. Люди другой расы или национальности, может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

42. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.

43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

44. Идти на уступки - это значит проявлять слабость.

45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

Обработка и интерпретация результатов.

За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла; «+», то 1 балл; «0», то 0 баллов; «-», то - 1 балл; «--», то - 2 балла.

Результаты получаются путем сложения балла с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15. 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12,13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный. Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:

От 90 до 45 - высокий уровень развития интолерантности;

От 45 до 0 - невысокий уровень интолерантности;

От 0 до 45 - невысокий уровень толерантности;

От 45 до 90 - высокий уровень толерантности.

Приложение №3


«СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ

(ПАТРИОТИЗМ, ЭТНОЦЕНТРИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ)»




Цели интерактивного мероприятия:

  • Осознание феномена гипо- и гиперидентичности, их проявлений и последствий;

  • Понимание различий между гражданским и шовинистическим патриотизмом;

  • Принятие ценностей гражданского патриотизма;

  • Понимание содержания патриотического поведения.


Продолжительность – 1 час 30 минут

Общая схема интерактивного мероприятия:




Время (мин)

Активность, форма работы

Задачи

Материалы

1

5

Интерактивный опрос

  • Фокусировка темы

  • Проблематизация

Мультимедийная система

2

10

Вывод и обсуждение результатов

  • Фокусировка на сущности гражданского патриотизма как сочетании любви к своей стране с общечеловеческими и гуманистическими ценностями, его отличии от национализма и шовинизма

Мультимедийная система

3

10

Просмотр видеоролика «Прогулка»

  • Эмоциональное погружение в тему урока, тематический разогрев на интерактивную часть урока

Мультимедийная система

4

10

Обсуждение ролика

  • Проблематизация выбора своей позиции в отношении патриотизма

  • Осознание каждым участником своего отношения к своей стране и ее ценностям

  • Развитие умений отстаивать и аргументировать свою позицию

-




5

Заполнение дидактического теста «Патриот — это человек, который…»

  • Введение в тему гражданского и шовинистического патриотизма

  • Видение спектра поведенческих проявлений патриотизма

  • Самопознание и самоанализ

Бланки теста (Раздаточные материалы №1 ), ручки по числу участников

5

35

Игра «Две страны: сегодня и завтра»

  • Развитие умений отстаивать и аргументировать свою позицию

  • Мотивация работы в малых группах

  • Осознание каждым участником своей личной позиции по обсуждаемым вопросам

  • Развитие умения вести дискуссию

  • Понимание последствий шовинистического патриотизма

  • Мотивация к проявлению гражданского патриотизма

Карточки с инструкциями (Раздаточные материалы №2)


6

5

Мини-лекция «Два лица патриотизма»

  • Закрепление представления о двух видах патриотизма, умение видеть разницу между ними

Маркер, флип-чарт

6

10

Рефлексия занятия

  • Обобщений и обсуждение выводов по занятию

  • осознание собственной позиции в отношении патриотизма

Тест по числу участников

(Раздаточные материалы №1)



ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИИ
1. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОПРОС (5 минут)
1. Насколько важен для страны патриотизм ее граждан?

1) Очень важен

2) Скорее важен

3) Скорее не важен

4) Совсем не важен
2. Насколько важно лично для тебя быть патриотом?

1) Очень важно

2) Скорее важно

3) Скорее не важно

4) Совсем не важно
3. Насколько актуальны ценности патриотизма в современном мире?

1) Очень актуальны

2) Скорее актуальны

3) Скорее не актуальны

4) Совсем не актуальны
2. ВЫВОД И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (10 минут)
Вопрос 1

Патриотизм граждан очень важен для страны. Патриотизм определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Вопрос 2

Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Очень важно как можно раньше осознать собственную позицию по отношению к своей стране, принадлежность к ней. Это является важнейшей составляющей нашей личности.
Вопрос 3

Патриотизм является частью нравственной составляющей современного общества. Условия развития по всему миру привели к потере традиционных ориентиров, снижению интереса к духовным ценностям, что отрицательно отразилось на общественном сознании. На фоне таких изменений наблюдается повышение актуальности ценностей патриотизма в странах мира, в том числе, в России.
3. ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «ПРОГУЛКА» (10 минут)

Трое старшеклассников, девушка и два молодых человека, возвращаются из школы. По дороге они спорят о важных вещах: о стране, о своем отношении к людям других национальностей, о том, что такое патриотизм, о планах на будущее и своей гражданской позиции. Взгляды молодых людей кардинально различаются, завязывается драка, и в решающий момент из рюкзака одного из героев выпадает красный нос больничного клоуна.