Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.1 Программа экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения
Так же мы устраивали игры-театрализации хорошо известных детям сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и др., обращая внимание детей на различные интонации, силу голоса, мимику и жесты, характерные для персонажей сказок.
Беседы с детьми, разбор житейских ситуаций проводились с целью установить понимание дошкольниками этических основ коммуникативно-речевой деятельности. Темы бесед опирались на такие события и явления, которые детям близки, а также на те, которые произвели наиболее яркие впечатления на детей. Например, мы предлагали детям привести и обсудить хорошо известные им случаи вежливого, культурного поведения и, наоборот, случаи некрасивого поведения, ссоры.
Беседуя с детьми, мы побуждали их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давали ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта.
Литературное чтение произведений и последующее их обсуждение помогает развивать связную диалогическую речь. Литературный материал незаменим в воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать и обсуждать поведение и поступки других, чем свои собственные.
С целью формирования навыков речевого общения мы применяли метод «Проблемная ситуация» (обсуждение рассказа, художественного произведения или жизненной ситуации), например, детям рассказывали про маленькую девочку, которую спросили:
Когда мама дает тебе конфетку, что ты ей должна сказать?
Дай еще! - ответила девочка.
У детей спрашивали, правильно девочка ответила или нет?
Также мы применяли метод «Незаконченный рассказ» (детям предлагается закончить рассказ), например:
Миша и Саша рисовали. Миш рисовал красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Мишин карандаш сломался. «Саша, - сказал Миша, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Что ответил Саша? Почему?
Анечке на день рождения подарили красивую куклу. Аня стала с ней играть. Тут к Ане подошла ее младшая сестра и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Аня ответила ... Что ответила Аня? Почему? Правильно повела себя Анина сестричка?
Как во время занятий, так и во время режимных моментов, и в свободное от занятий время, мы постоянно поддерживали проявления детской инициативы, не оставляли без внимания ни одно обращение ребенка ко взрослому, поощряли ребенка, помогали ему поверить в свои силы.
Мы считаем, чтобы эффективно развивать коммуникативно-речевые навыки детей, нужно организовывать какие-то яркие и запоминающиеся события, либо использовать любую ситуацию, про которую им интересно было бы рассказывать.
Во время нашего эксперимента мы неоднократно становились свидетелями, как дети выразительно и достаточно связно рассказывали педагогам и одногруппникам о событиях, произведших на них огромное впечатление, желая поделиться своими новостями. Мы побуждали детей рассказывать, что интересного у них произошло. Например, у Анечки появилась маленькая сестричка, Денису подарили кролика, а Варваре - котенка, Артем с папой ездили кататься верхом на лошадях и т.п. Конечно же, такие новости вызывали интерес у одногруппников, и дети сразу же начинали задавать вопросы, выяснять подробности.
Заметив, что дети очень любят рассматривать свои фотографии, мы решили применить демонстрацию фотографий в коррекционно-логопедической работе. Отобрав фотографии, которые были сделаны во время праздников (Новый год, утренник на 8 Марта, день рождения воспитательницы, гуляния на Масленицу и т.д.), мы предложили детям вспомнить и рассказать, какие моменты изображены на этих фотографиях. Ребята по очереди вспоминали, когда это было, что происходило, дополняли воспоминания друг друга подробностями.
Учитывая отставание в развитии всех функций и видов речи, мы стремились к тому, чтобы все сведения, получаемые ребенком об окружающем, все действия дети выражали в слове. Мы учили детей рассказывать полно, связно, планировать рассказ, использовать в рассказе разные части речи, следили за грамматическим оформлением высказываний.
Особая роль в процессе развития коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с ОНР принадлежит педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения.
Процесс развития речевых и неречевых коммуникативных умений и навыков у дошкольников с ОНР подразумевает совместную, взаимосвязанную работу всех педагогов - как логопеда, так и воспитателей. Логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Педагоги способствуют сближению детей, созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
Успех развития коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с ОНР зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых и неречевых коммуникативных навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Для их решения необходимо максимально использовать материал общеобразовательных занятий и режимных моментов.
С целью повышения эффективности работы педагогов детского сада по развитию коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с ОНР нами проводилось психолого-педагогическое просвещение персонала, в частности, работа по изучению: оптимальных путей организации общения детей с ОНР со взрослыми и со сверстниками; принципов коммуникации детских групп; приемов и методов работы с родителями. С этой целью использовались такие формы работы как лекции, беседы, групповые консультации, семинары-практикумы, подбор психолого-педагогической литературы, а также тренинги профессионально-педагогической компетентности, межличностного общения.
Разрабатывая рекомендации для педагогов детского сада, за основу мы взяли критерии самоанализа деятельности дошкольного образовательного учреждения в области речевого развития, предложенные Р.Б. Стеркиной:
. Создавая условия для развития планирующей и регулирующей функций речи детей в соответствии с их возрастными особенностями, педагоги стимулируют детей комментировать (сопровождать речью) свои действия в предметной деятельности; упражняют детей в умении планировать свою деятельность, проговаривая вслух последующее действие;
. Развивая у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей, педагоги поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и самостоятельное сочинение сказок и пр.); организуют диалоги между детьми и со взрослыми (инициируя игры детей типа «разговор по телефону» и т.п.).
. Создавая условия для развития у детей речевого общения с взрослыми и сверстниками, педагоги побуждают детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями (отвечают на все вопросы ребёнка, внимательно относятся ко всякого рода его фантазиям, побуждают детей к познавательному общению во время прогулки, в беседах по поводу прочитанного и т.д.); побуждают детей к речевому общению между собой (привлекают внимание ребёнка к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться) [50, C.13-14].
Опираясь на работы Антипиной А.Е., Артемовой Л.В., Вакуленко Ю.А., Тумановой Т.В., Филичевой Т.Б. нами был разработан цикл мероприятий, направленных на развитие диалогической речи детей с ОНР. В период с октября 2012 г. по апрель 2013 г. в течение каждой недели, мы вместе с детьми готовились к театральной субботе: разучивали роли, готовили костюмы, декорации. Данная работа проводилась фронтально, подгруппами и индивидуально как на занятиях, так и в свободное время. Театральная суббота проводилась в виде мероприятия в течении 30 - 40 минут. За данный период было организовано около 20 театрализованных представлений.
План мероприятий направленный на развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР:
Месяц | Сроки проведения | Игра-драматизация |
Октябрь | 1 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя | 1. Инсценирование русской народной сказки «Кот, петух и лиса» 2. Праздник красок 3. Осенний праздник 4. Инсценировка по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» |
Ноябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1. «Как у наших у ворот» 2. Театрализованное представление «Оранжевая сказка» 3. Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля» 4. Вечер развлечений «Книга дружит с детворой» |
Декабрь | 1 неделя 3 неделя 3 неделя 4 неделя | 1. «Кисонька-мурысонька» 2. Инсценировка украинской сказки «Рукавичка» (цель: воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству) 3. Инсценировка по мотивам сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?» 4. Новогодний праздник |
Январь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1. Инсценировка произведения К. Чуковского «Путаница» 2. Инсценировка сказки «Жадина» 3. Инсценировка сказки «У телефона» 4. Праздник вежливости |
Февраль | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1. Инсценировка «Заяц-хвастун» (по мотивам русской сказки) 2. Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Кто колечко найдет» 3. Спортивный праздник, посвященный 23 февраля 4. Инсценировка сказки «Поросята» |
Март | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1. Сказка в подарок маме «Принцесса и бабочка» 2. «Самый красивый наряд на свете» (по мотивам японской сказки) 3. Инсценировка «Давайте искать весну» (по рассказу Е. Яниковской) 4. Инсценировка сказки «Лесные новости» |
Апрель | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1. «Привяжу я козлика к белой березке» 2. Инсценировка по мотивам сказки М. Горького «Воробьишка» 3. Инсценировка по стихотворению К. Чуковского «Черепаха» 4. Инсценировка сказки «Где солнышко?» |
Обучение проводилось поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового театра и постановки произведения. На наш взгляд, важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиции, поскольку именно в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Кроме того, предусмотрена работа по изготовлению атрибутов, декораций, элементов костюмов. В группе созданы условия по театрально-игровой деятельности. Руками детей, воспитателей и родителей изготовлены необходимые куклы и декорации к спектаклям.
Особая роль отводится играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности оно направлено на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.
Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи мы использовали специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи мы вводили упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.
Вся указанная работа проводилась на специально организованных занятиях, в совместной деятельности педагогов и детей. Занятия включены в блок занятий познавательного цикла и проводятся регулярно: 1 раз в неделю. В структуру этих занятий включены этюды и упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. Проводится пальчиковая гимнастика, которая является подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлению верховыми куклами.