ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16 ствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств феде- рального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств феде- рального бюджета;
предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инве- стиционным проектам за счет средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестицион- ных проектов осуществляется на возвратной и срочной основе. Возможно также закрепление в государственной собственности соответствующей части акций со- здаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы со- ответствующих бюджетов;
проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законо- дательством Российской Федерации;
защиты российских организаций от поставок морально устаревших и мате- риалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструк- ций и материалов;
разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и за- консервированных строек и объектов, находящихся в государственной собствен- ности.
Инвестиционная деятельность является важнейшим элементом стратегии раз- вития предприятия, поскольку она направлена на его будущее. А так как обществу небезразличны цели стратегического развития хозяйствующих субъектов, особен- но в связи с ограниченностью ресурсов, активная, разумная инвестиционная дея- тельность объективно может быть признана залогом успешного развития эконо- мики в целом.
Федеральным Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Фе- дерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусматривается также регулирование инвестиционной деятельности органами местного само- управления. Так, субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответ- ствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности до их утверждения подлежат экспертизе, включая экологиче- скую. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения
17 создания объектов, использование которых нарушает права физических и юриди- ческих лиц и интересы государства, или если они не отвечают требованиям уста- новленных норм и нормативов.
В соответствии с Федеральным Законом государство гарантирует всем субъ- ектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
право обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государ- ственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
защиту капитальных вложений;
в случае вступления в силу новых федеральных законов и иных норматив- ных правовых актов, изменяющих условия инвестиционной деятельности, гаран- тируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования, не применять их;
критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора отношении условий инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации.
Особое место в Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в
Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» отведе- но правовому регулированию иностранных инвестиций на территории Российской
Федерации. Закон предусматривает применение наряду с ним других федеральных законов и иных правовых актов, а также международных договоров с Российской
Федерацией. Они предусматривают следующие условия инвестиционной деятель- ности на территории Российской Федерации: правовой режим деятельности ино- странных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не мо- жет быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности от использова- ния полученной от инвестиций прибыли, представленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными указанным Законом. В то же время иностранный ин- вестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранные инвесторы владеют не менее чем 10 % доли в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении реинвестирования пользуются в полном объеме правовой за- щитой, гарантиями и льготами, установленные указанным Законом.
1
3.Финансово-экономическая эффективность инвестиционных проектов.
3.1 Основные принципы оценки эффективности
Оценка эффективности инвестиций имеет огромный научный и практический интерес, поскольку от того, насколько объективно и всесторонне осуществлена эта оценка, зависят сроки окупаемости вложенного капитала, темпы развития фирмы, а также решения многих проблем социально-экономического развития страны. А объективность и всесторонность оценки эффективности инвестиционных проек- тов в свою очередь в значительной мере определяется использованием современ- ных методов проведения такой оценки.
Оценка эффективности должна осуществляться на всех этапах предынвести- ционной фазы, начиная с формулирования цели и поиска направлений их реализа- ции. Расчеты должны проводиться параллельно с технологическими разработка- ми, а не под “занавес” как обычно было многие годы в отечественной практике.
Оценка эффективности ИП должна осуществляться на стадиях:
разработки инвестиционного предложения и декларации о намерениях (экс- пресс-оценка инвестиционного предложения);
разработки обоснования инвестиций;
разработки ТЭО (проекта);
осуществления ИП (экономический мониторинг).
Подходы и принципы оценки эффективности ИП одинаковы на всех стадиях.
Однако набор исходных данных, степень их конкретизации, а также получаемая при этом оценка могут различаться.
На стадии разработки инвестиционного предложения как правило ограничи- ваются общей оценкой эффективности проекта в целом.
При формировании Обоснования инвестиций и ТЭО (проекта) должны оце- ниваться все виды эффективности. Причем:
на стадии формирования обоснования инвестиций схема финансирования может быть ориентировочной;
на стадии разработки ТЭО проекта должны использоваться реальные исход- ные данные, в том числе и по схеме финансирования.
Представляет определенный практический интерес экономический монито- ринг, в процесс которого приходится оценивать и сопоставлять с исходным расче- том только показатели участия предприятия в проекте. Если при этом обнаружи- вается, что показатели эффективности, полученные при исходном расчете, не до- стигаются, рекомендуется на основании расчета эффективности рассмотреть во- прос целесообразности продолжения проекта, введения в него изменений и т.д., после чего пересчитать эффективность участия всех заинтересованных лиц.
Общие критерии коммерческой привлекательности инвестиционного проекта:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
эффективность инвестиций и финансовую состоятельность проекта. Первая оценка характеризует способность проекта к сохранению и обеспечению приро- ста капитала, вторая - анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия в ходе реализации проекта. По этим критериям и проводят соответственно экономи- ческую и финансовую оценки. Оба подхода взаимно дополняют друг друга.
2
Как категория эффективность проекта имеет много разных видов. В общем случае она включает:
экономическую эффективность, отражающую соответствие затрат и резуль- татов проекта целям и интересам его участников в денежной форме;
социальную эффективность, отражающую соответствие затрат и социальных результатов проекта целям и социальным интересам его участников (вклю- чая государство и общество);
экологическую эффективность, отражающую соответствие затрат и экологи- ческих результатов проекта интересам государства и общества;
оборонную эффективность, отражающую соответствие затрат и результатов проекта интересам безопасности страны;
другие виды эффективности.
Экономический анализ в складывающихся рыночных условиях должен вклю- чать в себя следующие этапы:
технико-экономическое сопоставление вариантов инвестиционных решений на основе методов экономической оценки;
обоснование экономической реализуемости (финансовой состоятельности) рекомендованного варианта ;
финансовый анализ (оценка влияния изменения внешних факторов на показа- тели проекта).
Для каждого из этапов может использоваться различный набор методических подходов (инструментов), но обязательным общим элементом должно быть нали- чие и правильное использование нормативной базы (цен на оборудование и мате- риалы, стоимостных оценок топливно-энергетических ресурсов, соотношений со- ставляющих себестоимости продукции, тарифов на транспорт и др.).
В развитых странах с рыночной экономикой разработан и широко применяет- ся большой арсенал методов оценки эффективности инвестиций. Они основаны преимущественно на сравнении эффективности (прибыльности) инвестиций в раз- личные проекты. При этом в качестве альтернативы вложениям средств в рассмат- риваемое производство выступают финансовые вложения в другие производ- ственные объекты, помещение финансовых средств в банк под проценты или их обращение в ценные бумаги. Для оценки эффективности инвестиционного проекта необходимо использовать исходную информацию, содержащую:
развернутую во времени производственную программу;
цены на продукцию;
издержки с разделением на условно-постоянную и переменную составляю- щие;
развернутый во времени процесс финансирования капитального строитель- ства;
структуру инвестиционных затрат и издержек;
источники поступления инвестиционных средств (акции, кредиты и т.д.).
Методы оценки инвестиционного проекта представлены на рис.3.1
3
Рис.3.1
Каждый из указанных методов имеет свои преимущества и недостатки, о которых будет сказано ниже.
В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо внедрять принципы, используемые в зару- бежной практике. К ним относятся:
1. Принцип оценки возврата инвестируемого капитала на основе показателя
денежного потока (англ. cash flow), который формируется за счет чистой прибы- ли и амортизационных отчислений в процессе реализации инвестиционного про- екта.
2. Принцип обязательного приведения к настоящей стоимости будущих по- ступлений, т.е. денежного потока. Действительно, инвестиционный процесс длит- ся порой не один год. В течение времени реализации проекта увеличивается стои- мость вложенных денег сегодня. Поэтому, за исключением денег, вложенных се- годня, все последующие инвестируемые суммы должны быть приведены к насто- ящей стоимости.
3. Принцип выбора дифференцированной ставки процента (дисконтной) в
процессе дисконтирования потока для различных инвестиционных проектов. При этом размер предполагаемого дохода формируется с учетом следующих факторов:
средней или реальной депозитной ставки;
темпа инфляции (или премии за инфляцию);
премии за риск;
премии за низкую ликвидность.
Соблюдение этого принципа весьма важно при сравнении двух и более инве- стиционных проектов, различающихся разными уровнями риска или продолжи- тельностью осуществления.
4. Принцип гибкой системы использования ставки процента для дисконти-
рования денежных потоков в зависимости от целей оценки инвестиционного про-
екта. Так, при расчете различных показателей эффективности инвестиций в каче-
Экономическое обоснование инвестиционного проекта
Экономическая оценка
(Эффективность инвестиций)
Финансовая оценка
( Финансовая состоятельность)
Простые (стати- ческие) методы
Методы дискон- тирования
Отчет о прибыли
Отчет о движении денежных средств
Баланс
Коэффициенты фи- нансовой оценки
Простая норма прибыли
Простой срок окупаемости
Чистый дисконти- рованный доход
Внутренняя норма доход- ности
Дискон- тированный срок окупаемо- сти
4 стве ставки процента, выбираемой для дисконтирования, могут быть использова- ны:
средняя депозитная или кредитная ставка;
индивидуальная норма доходности инвестиций с учетом уровня инфляции, риска и ликвидности инвестиций;
альтернативная норма доходности по другим возможным видам инвестиций;
норма доходности по текущей хозяйственной деятельности или реально отве- чающая.
Наряду с перечисленными принципами надо рассматривать финансовую реа-
лизуемость и эффективность инвестиционного проекта. Если финансовая реали- зуемость является показателем, характеризующим объем финансирования и его наличие, то эффективность ИП отражает соответствие ИП целям и задачам инве- сторов, включая в некоторых случаях государство и население
Различают оценку эффективности и анализ проекта. При оценке эффектив-
ности мы исходим из той информации о проекте, которая содержится в проект- ных материалах, принимая ее обычно как полную, точную и достоверную (это утверждение справедливо и в условиях неопределенности). При экспертизе или
анализе проекта задача обратная – выяснить, насколько полна, точна и достовер- на приведенная в этих материалах информация (включая и информацию о пара- метрах проекта, его реализуемости и связанном с ним риске).
Различают эффективность проекта в целом и эффективность участия в проек- те. Эффективность проекта в целом используется с целью определения потен- циальной привлекательности проекта для возможных участников и поиска источ- ников финансирования. Она включает в себя:
показатели общественной эффективности, учитывающиеся социально- экономические последствия, осуществления проекта как для общества в це- лом, так и в смежных секторах экономики, экологические, экономические и иные внеэкономические эффекты;
показатели коммерческой эффективности (финансовое обоснование) про- екта, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
Эффективность участия в проекте рассчитывается с целью оценки реали- зуемости инвестиционного проекта ИП и заинтересованности в нем всех его участников. Она включает в себя:
эффективность ИП для предприятий – участников проекта;
эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акци- онеров АО – участников);
региональную и народнохозяйственную эффективность – для отдельных регио-
нов и народного хозяйства РФ;
отраслевую эффективность – для отдельных отраслей хозяйства, финансово- промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
бюджетную эффективность ИП отражает влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня (федерально- го, регионального или местного).