Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 739

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии

1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»

1.1.2 Модели эмоционального интеллекта

1.2 Подходы к определению групповой сплоченности

1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков

Выводы по главе

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ

2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.2.1 Результаты исследования эмоционального интеллекта по Опроснику эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина

2.2.2 Результаты исследования групповой сплоченности по Тесту для определения индекса групповой сплоченности Сишора

2.2.3 Результаты исследования социометрических статусов по методике Диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено

2.2.4 Статистический анализ показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


МИНОБНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Курсовая работа
Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков

Выполнил:

Студент группы _______

Д.А. Каюм
Научный руководитель:

М.Д. Чепурко


Самара 2019

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 6

1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии 6

1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект» 6

1.1.2 Модели эмоционального интеллекта 10

1.2 Подходы к определению групповой сплоченности 19

1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков 22

Выводы по главе 28

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ 31

2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования 31

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 35

2.2.1 Результаты исследования эмоционального интеллекта по Опроснику эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина 35

2.2.2 Результаты исследования групповой сплоченности по Тесту для определения индекса групповой сплоченности Сишора 38

2.2.3 Результаты исследования социометрических статусов по методике Диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено 40

2.2.4 Статистический анализ показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса 43

Выводы по главе 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ А 61

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 66

ВВЕДЕНИЕ


Понятие «эмоционального интеллекта» возникло в начале 1990-х годов. Эмоциональный интеллект изучается у людей разного возраста, представителей различных социальных и профессиональных групп.
В подростковом возрасте эмоциональный интеллект изучается в следующих аспектах: профессиональная направленность, гендерный аспект, школьное благополучие, склонность к интернет-зависимости
, агрессивность, учебная мотивация, девиантное поведение, стратегии совладающего поведения, типы межличностного общения и т.д.

В настоящее время существует дефицит знаний на тему эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков, что обуславливает выбор темы исследования.

В зарубежных источниках есть несколько исследований, в выводах которых говорится о влиянии управления чужими эмоциями на групповую сплоченность и эффективность взаимодействия [62], а также о том,
что процент девушек в группе способствует возникновению коллективного эмоционального интеллекта, который, в свою очередь, стимулирует социальную интеграцию внутри группы (повышает сплоченность группы
и уменьшает конфликт отношений) и благотворно влияет на эффективность группы [55].

В подростковый период, по исследованиям Р. Р. Калининой,
Д. Я. Грибановой, М. А. Новиковой возникает большая часть буллинга
в школах [22; 38]. Д. М. Никифирова и А. Д. Бойко, а также И. С. Николаева
и С. А. Котова предполагают, что повышение групповой сплоченности является одним из факторов профилактики буллинга в школе [36; 37]. Также Д. В. Беспалов утверждает, что деструктивное эмоциональное лидерство подрывает групповую сплоченность и ведет к буллингу [8].

М. Н. Бочкова и Н. В. Мешкова связывают низкий уровень эмоционального интеллекта с агрессией, направленной на нанесение вреда жертве агрессии. У буллеров выделяют следующие особенности: повышенное внимание к чужим эмоциям и низкое регулирование своих эмоций. Жертвы характеризуются низкой ясностью и точностью в понимании чужих эмоций
и высоким вниманием к своим эмоциям. Также у жертв кибер-буллинга выделяют низкие способности к пониманию и регуляции эмоций [10].

Таким образом, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы связи эмоционального интеллекта
и групповой сплоченности подростков обусловили актуальность выбранной темы, определили объект, предмет, цель и задачи исследования.


Объект: эмоциональный интеллект и групповая сплоченность подростков.

Предмет: связь между эмоциональным интеллектом, социометрическим статусом и показателем групповой сплоченности
у подростков.

Цель: изучить особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности подростков.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков.

  2. Исследовать эмоциональный интеллект и групповую сплоченность
    у подростков.

  3. Провести анализ полученных данных с опорой на методы математической статистики.


Гипотезы:

  • у мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект,
    у девочек - межличностный;

  • чем выше уровень межличностного эмоционального интеллекта,
    тем больше положительных выборов получает подросток;

  • чем выше показатель эмоционального интеллекта, тем выше подросток оценивает групповую сплоченность;

  • у популярных учеников со статусом «звезда», «предпочитаемый»
    и «принятый» преобладает межличностный эмоциональный интеллект,
    а у непопулярных сверстников («пренебрегаемые», «отвергаемые», «изолированные») – внутриличностный эмоциональный интеллект.

Методы исследования:

  • организационные методы: сравнительное и корреляционное исследование;

  • эмпирические методы:

    • опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина,

    • тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора,

    • методика диагностики межличностных отношений (социометрия)
      Дж. Морено;

  • методы математической статистики: критерий U Манна-Уитни,
    F – критерий Фишера и коэффициент корреляции Спирмена.

Выборка исследования: 110 учащихся 9-ых классов школы №140
г. Екатеринбург (63 человека) и школы №25 г. Каменск-Уральский
(47 человек).

Выпускная квалификационная работа представлена на 72 страницах
и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
и двух приложений. В работе представлено: 6 рисунков, 14 таблиц,
62 литературных источника и 2 приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии

1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»


Идея эмоционального интеллекта развивалась из концепции социального интеллекта, которую разрабатывали такие авторы, как Э. Торндайк (1920),
Дж. Гилдфорд (1967), Г. Айзенк (1995). Также начало разработки конструкта «эмоциональный интеллект» связывают с теорией множественных интеллектов Х. Гарднера (1983). Он разделял межличностный и внутриличностный интеллект. Межличностный интеллект включает способность наблюдать чувства других и использовать эти знания для прогнозирования их поведения
и сотрудничества с ними. Внутриличностный интеллект позволяет понять себя
и сотрудничать с собой [4; 31; 50].

Зарубежная история становления понятия «эмоциональный интеллект»

Дж. Мэйер выделил пять периодов становления понятия «эмоциональный интеллект» [57]. В первый период (1900-1969 гг.) исследования эмоций
и интеллекта были относительно обособлены. В этот период появляются
и развиваются тесты логического и вербального интеллекта, а также начинает изучаться социальный интеллект. Исследователи предпринимаются попытки анализа взаимосвязей между когнитивными и аффективными процессами.
Дж. Мэйер в книге «Психология эмоционального мышления» выделяет
не только логическое мышление, но и эмоциональное, в котором на первый план выходят потребности чувства и воли. Его исследования приводят к тому, что постепенно исчезают предрассудки о том, что в мышлении первостепенную роль играет познавательный интерес [35].

Р. Торндайк впервые выделил социальный интеллект, как часть общего интеллекта – «способность понимать других и действовать или вести себя мудро по отношению к окружающим» [2]. В начале 1930-х гг. он и его коллега Ч. Хант пытались исследовать социальный интеллект, предъявляя рисунки
с эмоциональными выражениями лиц и заданиями на идентификацию эмоций
по вербальному описанию.

В 1955 г. А. Эллис начал разработку рационально-эмотивной терапии – подход к консультированию, включающий исследование своих эмоций
с помощью размышлений [51]. В 1960-е гг. термин «эмоциональный интеллект» используется в литературной критике и психиатрии. Также в эти годы возникают теории эмоций в рамках когнитивного подхода. Самой известной
считается когнитивно-физиологическая теория, разработанная С. Шехтером. Согласно ей, на возникновение эмоций влияют воспринимаемые стимулы и порождаемыми ими физиологические изменения в организме, прошлый опыт человека и оценка им ситуации в связи с имеющимися потребностями и интересами [1; 20].

Второй период (1970-1989 гг.) характерен тем, что начинается изучение взаимного влияния когнитивных и эмоциональных процессов. Идея
о взаимосвязи этих двух процессов подтверждается в ряде исследований: изучение влияния депрессии на реалистичность мышления, взаимосвязи склонности к колебаниям настроения и креативности, изучение способности
к эмоциональной саморегуляции [2]. В когнитивной концепции Р. Лазаруса центральной становится идея о познавательной детерминации эмоций. Необходимым условием для появления эмоций рассматривается когнитивное опосредствование [20].

Введению понятия «эмоциональный интеллект» способствовали достижения в ряде смежных наук. Исследуя мозг, начинают выделять взаимосвязи между эмоциями и когнициями, активно проводятся исследования искусственного интеллекта, создаются методики для изучения восприятия невербальной информации, в особенности, проявления эмоций в мимике
и пантомимике.

В 1985 г. Р. Бар-Он вводит понятие «коэффициент эмоциональности»
и предлагает анкету (EQ-i) для его измерения [39]. В одной из предшествующих появлению концепции эмоционального интеллекта статей Дж. Мэйер
и П. Саловей заявили о том, что влияние эмоциональных явлений на познание регулируется и опосредствуется личностью. Таким образом, они указали
на наличие некоторого комплекса индивидуальных способностей или черт, отвечающего за то, насколько влияние эмоциональных явлений окажется конструктивным или деструктивным для человека [58].

В третий период (1990-1993 гг.) истории изучения эмоционального интеллекта данный конструкт был определен в качестве предмета психологического исследования. В 1990 г. Дж. Мэйер и П. Саловей опубликовали первую исследовательскую работу, в которой дали определение термину «эмоциональный интеллект», а также предложили методику
его измерения (EQ). В своей работе они подтвердили, что эмоциональный интеллект является одним из основных видов интеллекта [59].

Эмоциональный интеллект рассматривается Дж. Мэйером и П. Саловеем как «когнитивная способность рассуждать об эмоциях и использовать эмоции для улучшения мыслительной деятельности; включает способности точно различать эмоции, вызывать эмоции и эмоциональные знания и осознанно регулировать их, чтобы способствовать эмоциональному и интеллектуальному росту» [60]. По-другому, эмоциональный интеллект – это вид интеллекта,