Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 758
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»
1.1.2 Модели эмоционального интеллекта
1.2 Подходы к определению групповой сплоченности
1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков
2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования
Методика предназначена для измерения эмоционального интеллекта, который трактуется как способность к пониманию свих и чужих эмоций
и управлению ими. В опроснике представлены следующие шкалы:
-
интегральный показатель общего эмоционального интеллекта (ОЭИ), -
межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ) – понимание эмоций других людей,-
способность к пониманию чужих эмоций (МП), -
способность к управлению чужими эмоциями (МУ),
-
-
внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) – понимание собственных эмоций и управление ими,-
способность к пониманию своих эмоций (ВП), -
способность к управлению своими эмоциями (ВУ), -
способность к контролю экспрессии (ВЭ),
-
-
способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), -
способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ).
Опросник состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырехбалльную шкалу:
-
совсем не согласен; -
скорее не согласен; -
скорее согласен; -
полностью согласен.
Значения по шкалам ОЭИ, МЭИ, ВЭИ, ПЭ и УЭ получаются путем суммирования соответствующих шкал:
-
ОЭИ = МЭИ + ВЭИ -
МЭИ = МП + МУ -
ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ -
ПЭ = МП + ВП -
УЭ = МУ + ВУ + ВЭ
Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора
Тест предназначен для определения степени интеграции группы,
ее сплоченности в единое целое. Тест состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям. Максимальная сумма: 19 баллов, минимальная: -5. В ходе опроса баллы не указывались.
Баллы суммируются и определяется уровень групповой сплоченности:
-
15,1 баллов и выше – высокая; -
11,6 – 15 балла – выше средней; -
7 – 11, 5 баллов – средняя; -
4 – 6,9 баллов – ниже средней; -
4 и ниже – низкая.
Методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено
Методика предназначена для определения межличностных отношений
в группе, исследуется структура малой группы, а также личность как член группы.
В исследовании интерес представляли индивидуальные социометрические показатели школьников
, а именно социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами.
Социометрическому статусу соответствует количество полученных выборов. Традиционно выделяют следующие статусы:
-
«звезды» – те, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (имеют более чем в два раза больше среднего количества выборов), -
«предпочитаемые» – имеют больше среднего количества выборов, -
«принятые» – имеют не менее среднего количество выборов, -
«пренебрегаемые» – число выборов меньше среднего, -
«изолированные» – не получили ни одного выбора.
Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) участвовать в определенном виде деятельности или взаимодействовать
в какой-либо ситуации.
Для измерения было выбрано два критерия: учеба и дружба, и на каждый критерий сформулировано по два вопроса: один в положительном ключе, второй в отрицательном. Количество выборов в каждом вопросе – 3 человека, при ответе на вопрос предлагалось указать фамилии одноклассников в порядке предпочтения.
Уровень благополучия считается высоким, если «звезд»
и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «изолированных»; средним, если эти показатели равны; низким, если «звезд»
и «Предпочитаемых» меньше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных».
Обработка социометрии проводилась при помощи сайта Социоматрица.Онлайн. Обработка полученных данных по эмоциональному интеллекту и групповой сплоченности проводилась с помощью программы Microsoft Office Excel. Математическая статистика проводилась в программе IBM SPSS Statistics.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.2.1 Результаты исследования эмоционального интеллекта по Опроснику эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина
Количественный анализ результатов в целом по выборке показал,
что 28 человек имеют очень низкий уровень общего эмоционального интеллекта (ОЭИ), 17 человек – низкий, 38 человек – средний, 15 человек – высокий,
12 человек – очень высокий.
Результаты по уровню внутриличностного эмоционального интеллекта (ВЭИ) следующие: 16 человек – очень низкий уровень, 19 человек – низкий,
42 человека – средний, 19 человек – высокий, 14 человек – очень высокий.
Результаты по уровню межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) следующие: 27 человек – очень низкий уровень, 27 человек – низкий,
32 человека – средний, 14 человек – высокий, 10 человек очень высокий.
Данные о процентном соотношении уровней эмоционального интеллекта представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Гистограмма показателей процентного соотношения уровней общего, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта
В показателе общего эмоционального интеллекта преобладает очень низкий (25%) и средний (35%) уровень интеллекта.
Во внутриличностном эмоциональном интеллекте – средний уровень (38%), низкий и высокий уровни находятся на одинаковых значениях (17%).
В межличностном эмоциональном интеллекте также преобладает средний уровень (29%) и очень низкий и низкий уровни находятся на одной высоте (25%).
Высокий (17%) и очень высокий (13%) уровни преобладают в показателе внутриличностного эмоционального интеллекта. Низкий уровень (25%) преобладает в показателях общего и межличностного эмоционального интеллекта.
Таблица 1 – Проверка гипотезы различий показателей общего, внутриличностного
и межличностного эмоционального интеллекта по полу
Итоги по проверке гипотезы | ||||
| Нулевая гипотеза | Критерий | знач.a,b | Решение |
1 | Распределение ОЭИ является одинаковым для категорий пол. | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,374 | Нулевая гипотеза принимается. |
2 | Распределение ВЭИ является одинаковым для категорий пол. | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,009 | Нулевая гипотеза отклоняется. |
3 | Распределение МЭИ является одинаковым для категорий пол. | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,247 | Нулевая гипотеза принимается. |
a. Уровень значимости равен ,050. | ||||
b. Выводится асимптотическая значимость. |
Различий в показателях общего и межличностного эмоционального интеллекта по полу в таблице 1 найдено не было. Различия по полу найдены
в показателе внутриличностного эмоционального интеллекта.
Таблица 2 – Процентное соотношение уровней общего, внутриличностного
и межличностного эмоционального интеллекта и пола
Показатель | Уровни | Общий (110 человек) | Девочки (50 человек) | Мальчики (60 человек) |
ОЭИ | Очень низкий | 25% | 28% | 23% |
Низкий | 15% | 16% | 13% | |
Средний | 35% | 32% | 37% | |
Высокий | 14% | 12% | 17% | |
Очень высокий | 11% | 12% | 10% | |
ВЭИ | Очень низкий | 15% | 20% | 10% |
Низкий | 17% | 22% | 13% | |
Средний | 38% | 34% | 42% | |
Высокий | 17% | 14% | 20% | |
Очень высокий | 13% | 10% | 15% | |
МЭИ | Очень низкий | 25% | 16% | 31% |
Низкий | 25% | 28% | 20% | |
Средний | 29% | 32% | 27% | |
Высокий | 12% | 12% | 15% | |
Очень высокий | 9% | 12% | 7% |
По таблице 2, видно, что уровень внутриличностного эмоционального интеллекта у мальчиков выше, что согласуется с таблицей 1. В показателе межличностного эмоционального интеллекта средний уровень и очень высокий – у девочек выше (32%, 12%), чем у мальчиков (27%, 7%). Соответственно, преобладание внутриличностного эмоционального интеллекта больше свойственно мальчикам. Преобладание межличностного эмоционального интеллекта в связи с полом требует дальнейшего изучения.
Таким образом, результаты исследования эмоционального интеллекта подростков показали, что большинство имеет средний уровень общего, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта. Статистических различий в уровнях общего эмоционального интеллекта найдено не было. У мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект, что подтверждает результаты раннее проведенных исследований
М. В. Климаковой под руководством Ю. А. Кочетовой (2015 год)
и К. С. Прохоровой (2018 год) под руководством Ю. А. Кочетовой [27, 43]. Статистических различий по полу в показателе межличностного эмоционального интеллекта найдено не было. Хотя в процентных показателях
у девочек преобладает средний и очень высокий уровень развития межличностного эмоционального интеллекта. Можно предположить,
что мальчики больше обращают внимание на свои эмоции, в то время как девочки, более склонны к сопереживанию эмоциям других людей.