Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 747
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»
1.1.2 Модели эмоционального интеллекта
1.2 Подходы к определению групповой сплоченности
1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков
2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования
2.2.2 Результаты исследования групповой сплоченности по Тесту
для определения индекса групповой сплоченности Сишора
В таблице 3 видно, уровень групповой сплоченности как низкий никто из учеников не оценил, наиболее высоко групповую сплоченность оценил класс «Г». При этом в целом уровень групповой сплоченности школьниками оценивается как выше среднего.
Таблица 3 – Процентное соотношение уровней групповой сплоченности в 9-ых классах
Уровень ГС | Общее (110 человек) | «А» (31 человек) | «Б» (32 человека) | «В» (23 человека) | «Г» (24 человека) |
Ниже среднего | 6% | 6% | 3% | 9% | 4% |
Средний | 29% | 39% | 25% | 26% | 25% |
Выше среднего | 36% | 39% | 41% | 35% | 29% |
Высокий | 29% | 16% | 31% | 30% | 42% |
Рассматривая выбираемый уровень групповой сплоченности по полу
в таблице 4, видно, что распределение в выборе не равно. В большем процентном соотношении девочки оценивают уровень групповой сплоченности как средний (34%), в то время как мальчики оценивают его как выше среднего (44%).
Таблица 4 – Процентное соотношение уровней групповой сплоченности и пола
Уровень ГС Пол | Девочки | Мальчики |
Ниже среднего | 8% | 3% |
Средний | 34% | 25% |
Выше среднего | 28% | 44% |
Высокий | 30% | 28% |
Различий в определении уровня групповой сплоченности по полу
в таблице 5 найдено не было.
Таблица 5 - Проверка гипотезы различий
уровней групповой сплоченности по полу
Итоги по проверке гипотезы | ||||
| Нулевая гипотеза | Критерий | знач.a,b | Решение |
1 | Распределение ГС является одинаковым для категорий пол. | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,370 | Нулевая гипотеза принимается. |
a. Уровень значимости равен ,050. | ||||
b. Выводится асимптотическая значимость. |
Таким образом, в целом в опрошенных 9-ых классах преобладает уровень групповой сплоченности выше среднего. Можно предположить, что в классах высокая степень интеграции членов группы, устойчивость и единство межличностных взаимоотношений и взаимодействии. Статистических различий в оценке групповой сплоченности по полу выявлено не было. Хотя в процентном соотношении большинство девочек оценивает уровень групповой сплоченности как средний, а мальчики – как выше среднего.
Можно предположить, что в классе у мальчиков больше дружеского общения, общих интересов, поэтому и уровень групповой сплоченности они оценивают выше. В то время как девочки больше делятся по группам,
а не общаются со всеми членами класса в целом.
2.2.3 Результаты исследования социометрических статусов по методике Диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено
В результате диагностики был определен социометрический статус каждого ученика по двум критериям «учеба» и «дружба».
Рисунок 2, 3 – Соотношение социометрических статусов подростков по критериям «учеба» и «дружба»
На рисунке 2 и 3 видно, что процентное соотношение социометрических статусов подростков по критериям «учеба» и «дружба» практически
не различается. Количество учеников со статусом «звезда»
не изменяется при выборе другого критерия оценки. «Предпочитаемых» становится на 1% больше в критерии «дружба», «принятых» больше в критерии «дружба» на 4%, «пренебрегаемых» и «изолированных» больше по критерию «дружба» на 2% в обоих случаях, а «отвергаемых» подростков на 1% больше
по критерию «учеба».
Таблица 6 – Процентное соотношение социометрических статусов по критерию «учеба» в 9-ых классах
Социометрический статус | Общее (110 человек) | «А» (31 человек) | «Б» (32 человека) | «В» (23 человека) | «Г» (24 человека) |
«Звезда» | 16% | 10% | 16% | 26% | 17% |
«Предпочитаемый» | 13% | 16% | 12% | 9% | 12% |
«Принятый» | 38% | 52% | 47% | 13% | 33% |
«Пренебрегаемый» | 15% | 13% | 6% | 22% | 25% |
«Отвергаемый» | 15% | 10% | 16% | 22% | 13% |
«Изолированный» | 3% | - | 3% | 8% | - |
В таблице 6 мы видим, что по критерию «учеба» в классе «В» преобладают ученики со статусом «звезда» (26%), при это в этом же в классе большее число «отвергаемых» (22%) и «изолированных» (8%). В остальных классах больший процент социометрических статутов подростков приходится на статус «принятый» (общее – 38%, «А» – 52%, «Б» – 47%, «Г» – 33%). «Изолированных» учеников нет в классах «А» и «Г».
Уровень благополучия считается высоким, если «звезд»
и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «изолированных»; средним, если эти показатели равны; низким, если «звезд»
и «предпочитаемых» меньше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных».
Уровень благополучия во всех классах по критерию «учеба» – высокий. При этом показатель в классе «А» (13%) и «Б» (19%) выше, чем в «В» (5%)
и «Г» (4%). Можно предположить, что наиболее благоприятное соотношение статусов в классе по критерию «учеба», когда «принятых» больше, чем других категорий, а особенно «звезд» и «пренебрегаемых».
Таблица 7 – Процентное соотношение социометрических статусов по критерию «дружба» в 9-ых классах
Социометрический статус | Общее (110 человек) | «А» (31 человек) | «Б» (32 человека) | «В» (23 человека) | «Г» (24 человека) |
«Звезда» | 16% | 23% | 16% | 14% | 12% |
«Предпочитаемый» | 14% | 13% | 6% | 13% | 25% |
«Принятый» | 34% | 29% | 50% | 30% | 21% |
«Пренебрегаемый» | 17% | 22% | 10% | 13% | 25% |
«Отвергаемый» | 14% | 10% | 9% | 22% | 17% |
«Изолированный» | 5% | 3% | 9% | 8% | - |
По критерию «дружба» в таблице 7 видно, что в классах «А», «Б»
и «В» преобладают ученики со статусом «принятый» (29%, 50% и 30% соответственно.). В классе «Г» наибольшее число «предпочитаемых» (25%)
и «пренебрегаемых» (25%). «Изолированных» подростков нет только в классе «Г», а их наибольший процент в классе «Б» (9%).
Уровень благополучия во всех классах по критерию «дружба» – высокий. При этом показатель в классе «А» (11%) выше, чем в «Б» (3%), «В» (6%)
и «Г» (2%). По критерию «учеба» процентные показатели были выше.
Рассматривая социометрические статусы по полу в таблице 8, видно, что по обоим критериям в процентном соотношении статус «принятый»
(48%, 38%) преобладает у девочек, «пренебрегаемый» (16%, 20%)
и «отвергаемый» (14%, 18%) – у мальчиков. При этом по критерию «учеба», статус «звезда» получают больше мальчиков (16%), чем девочек (14%),
а по критерию «дружба» – преобладают девочки (20%).
Таблица 8 – Процентное соотношение социометрических статусов по критериям «учеба» и «дружба» и пола в 9-ых классах
Критерий | Учеба | Дружба | ||
Статус Пол | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики |
«Звезда» | 14% | 16% | 20% | 14% |
«Предпочитаемый» | 16% | 13% | 12% | 15% |
«Принятый» | 48% | 28% | 38% | 30% |
«Пренебрегаемый» | 12% | 16% | 14% | 20% |
«Отвергаемый» | 8% | 14% | 8% | 18% |
«Изолированный» | 2% | 3% | 8% | 3% |
Из таблицы 9 видно, что различий в показателях социометрического статуса по критериям «учеба» и «дружба» по полу найдено не было.
Таблица 9 - Проверка гипотезы различий социометрических статусов и пола
Итоги по проверке гипотезы | ||||
| Нулевая гипотеза | Критерий | знач.a,b | Решение |
1 | Распределение статус, «учеба» является одинаковым для категорий пол. | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,180 | Нулевая гипотеза принимается. |
2 | Распределение статус, «дружба» является одинаковым для категорий пол. | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,330 | Нулевая гипотеза принимается. |
a. Уровень значимости равен ,050. | ||||
b. Выводится асимптотическая значимость. |