Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 608

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии

1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»

1.1.2 Модели эмоционального интеллекта

1.2 Подходы к определению групповой сплоченности

1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков

Выводы по главе

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ

2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.2.1 Результаты исследования эмоционального интеллекта по Опроснику эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина

2.2.2 Результаты исследования групповой сплоченности по Тесту для определения индекса групповой сплоченности Сишора

2.2.3 Результаты исследования социометрических статусов по методике Диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено

2.2.4 Статистический анализ показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б



Методика предназначена для измерения эмоционального интеллекта, который трактуется как способность к пониманию свих и чужих эмоций
и управлению ими. В опроснике представлены следующие шкалы:

  • интегральный показатель общего эмоционального интеллекта (ОЭИ),

  • межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ) – понимание эмоций других людей,

    • способность к пониманию чужих эмоций (МП),

    • способность к управлению чужими эмоциями (МУ),

  • внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) – понимание собственных эмоций и управление ими,

    • способность к пониманию своих эмоций (ВП),

    • способность к управлению своими эмоциями (ВУ),

    • способность к контролю экспрессии (ВЭ),

  • способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ),

  • способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ).

Опросник состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырехбалльную шкалу:

  • совсем не согласен;

  • скорее не согласен;

  • скорее согласен;

  • полностью согласен.

Значения по шкалам ОЭИ, МЭИ, ВЭИ, ПЭ и УЭ получаются путем суммирования соответствующих шкал:

  • ОЭИ = МЭИ + ВЭИ

  • МЭИ = МП + МУ

  • ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ

  • ПЭ = МП + ВП

  • УЭ = МУ + ВУ + ВЭ

Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора

Тест предназначен для определения степени интеграции группы,
ее сплоченности в единое целое. Тест состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям. Максимальная сумма: 19 баллов, минимальная: -5. В ходе опроса баллы не указывались.

Баллы суммируются и определяется уровень групповой сплоченности:

  • 15,1 баллов и выше – высокая;

  • 11,6 – 15 балла – выше средней;

  • 7 – 11, 5 баллов – средняя;

  • 4 – 6,9 баллов – ниже средней;

  • 4 и ниже – низкая.

Методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено

Методика предназначена для определения межличностных отношений
в группе, исследуется структура малой группы, а также личность как член группы.

В исследовании интерес представляли индивидуальные социометрические показатели школьников
, а именно социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами.

Социометрическому статусу соответствует количество полученных выборов. Традиционно выделяют следующие статусы:

  • «звезды» – те, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (имеют более чем в два раза больше среднего количества выборов),

  • «предпочитаемые» – имеют больше среднего количества выборов,

  • «принятые» – имеют не менее среднего количество выборов,

  • «пренебрегаемые» – число выборов меньше среднего,

  • «изолированные» – не получили ни одного выбора.

Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) участвовать в определенном виде деятельности или взаимодействовать
в какой-либо ситуации.

Для измерения было выбрано два критерия: учеба и дружба, и на каждый критерий сформулировано по два вопроса: один в положительном ключе, второй в отрицательном. Количество выборов в каждом вопросе – 3 человека, при ответе на вопрос предлагалось указать фамилии одноклассников в порядке предпочтения.

Уровень благополучия считается высоким, если «звезд»
и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «изолированных»; средним, если эти показатели равны; низким, если «звезд»
и «Предпочитаемых» меньше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных».

Обработка социометрии проводилась при помощи сайта Социоматрица.Онлайн. Обработка полученных данных по эмоциональному интеллекту и групповой сплоченности проводилась с помощью программы Microsoft Office Excel. Математическая статистика проводилась в программе IBM SPSS Statistics.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.2.1 Результаты исследования эмоционального интеллекта по Опроснику эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина


Количественный анализ результатов в целом по выборке показал,
что 28 человек имеют очень низкий уровень общего эмоционального интеллекта (ОЭИ), 17 человек – низкий, 38 человек – средний, 15 человек – высокий,
12 человек – очень высокий.

Результаты по уровню внутриличностного эмоционального интеллекта (ВЭИ) следующие: 16 человек – очень низкий уровень, 19 человек – низкий,
42 человека – средний, 19 человек – высокий, 14 человек – очень высокий.

Результаты по уровню межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) следующие: 27 человек – очень низкий уровень, 27 человек – низкий,
32 человека – средний, 14 человек – высокий, 10 человек очень высокий.

Данные о процентном соотношении уровней эмоционального интеллекта представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Гистограмма показателей процентного соотношения уровней общего, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта

В показателе общего эмоционального интеллекта преобладает очень низкий (25%) и средний (35%) уровень интеллекта.
Во внутриличностном эмоциональном интеллекте – средний уровень (38%), низкий и высокий уровни находятся на одинаковых значениях (17%).
В межличностном эмоциональном интеллекте также преобладает средний уровень (29%) и очень низкий и низкий уровни находятся на одной высоте (25%).

Высокий (17%) и очень высокий (13%) уровни преобладают в показателе внутриличностного эмоционального интеллекта. Низкий уровень (25%) преобладает в показателях общего и межличностного эмоционального интеллекта.

Таблица 1 – Проверка гипотезы различий показателей общего, внутриличностного
и межличностного эмоционального интеллекта по полу

Итоги по проверке гипотезы




Нулевая гипотеза

Критерий

знач.a,b

Решение

1

Распределение ОЭИ является одинаковым для категорий пол.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,374

Нулевая гипотеза принимается.

2

Распределение ВЭИ является одинаковым для категорий пол.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,009

Нулевая гипотеза отклоняется.

3

Распределение МЭИ является одинаковым для категорий пол.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,247

Нулевая гипотеза принимается.

a. Уровень значимости равен ,050.

b. Выводится асимптотическая значимость.


Различий в показателях общего и межличностного эмоционального интеллекта по полу в таблице 1 найдено не было. Различия по полу найдены
в показателе внутриличностного эмоционального интеллекта.

Таблица 2 – Процентное соотношение уровней общего, внутриличностного
и межличностного эмоционального интеллекта и пола

Показатель

Уровни

Общий
(110 человек)


Девочки
(50 человек)


Мальчики
(60 человек)


ОЭИ

Очень низкий

25%

28%

23%

Низкий

15%

16%

13%

Средний

35%

32%

37%

Высокий

14%

12%

17%

Очень высокий

11%

12%

10%

ВЭИ

Очень низкий

15%

20%

10%

Низкий

17%

22%

13%

Средний

38%

34%

42%

Высокий

17%

14%

20%

Очень высокий

13%

10%

15%

МЭИ

Очень низкий

25%

16%

31%

Низкий

25%

28%

20%

Средний

29%

32%

27%

Высокий

12%

12%

15%

Очень высокий

9%

12%

7%

По таблице 2, видно, что уровень внутриличностного эмоционального интеллекта у мальчиков выше, что согласуется с таблицей 1. В показателе межличностного эмоционального интеллекта средний уровень и очень высокий – у девочек выше (32%, 12%), чем у мальчиков (27%, 7%). Соответственно, преобладание внутриличностного эмоционального интеллекта больше свойственно мальчикам. Преобладание межличностного эмоционального интеллекта в связи с полом требует дальнейшего изучения.


Таким образом, результаты исследования эмоционального интеллекта подростков показали, что большинство имеет средний уровень общего, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта. Статистических различий в уровнях общего эмоционального интеллекта найдено не было. У мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект, что подтверждает результаты раннее проведенных исследований
М. В. Климаковой под руководством Ю. А. Кочетовой (2015 год)
и К. С. Прохоровой (2018 год) под руководством Ю. А. Кочетовой [27, 43]. Статистических различий по полу в показателе межличностного эмоционального интеллекта найдено не было. Хотя в процентных показателях
у девочек преобладает средний и очень высокий уровень развития межличностного эмоционального интеллекта. Можно предположить,
что мальчики больше обращают внимание на свои эмоции, в то время как девочки, более склонны к сопереживанию эмоциям других людей.