Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 609

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии

1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»

1.1.2 Модели эмоционального интеллекта

1.2 Подходы к определению групповой сплоченности

1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков

Выводы по главе

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ

2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.2.1 Результаты исследования эмоционального интеллекта по Опроснику эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина

2.2.2 Результаты исследования групповой сплоченности по Тесту для определения индекса групповой сплоченности Сишора

2.2.3 Результаты исследования социометрических статусов по методике Диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено

2.2.4 Статистический анализ показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Во внутриличностный аспект включается: самооценка, осознание своих чувств, уверенность в себе, терпимость, ответственность, самоконтроль, гибкость, заинтересованность, активность, открытость новому опыту, мотивация достижения и оптимизм. В межличностный – коммуникативность, эмпатия, открытость, способность учитывать и развивать интересы другого человека, уважение к людям, способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, умение работать в команде [34, С. 17].

Смешанные модели

Наиболее известной зарубежной моделью является модель Д. Гоулмана – эмоциональный интеллект как модель эмоциональных компетенций. Д. Гоулман основал свою модель на ранних представлениях Дж. Саловея и П. Мэйера,
а также добавил к выделенным ими компонентам энтузиазм, настойчивость
и социальные навыки. Так он соединил когнитивные способности
с личностными характеристиками [31].

В данной модели, эмоциональный интеллект – это способность (совокупность способностей) человека истолковывать собственные эмоции
и эмоции окружающих, чтобы использовать полученную информацию
для реализации собственных целей [14].

Структура эмоционального интеллекта иерархична. Д. Гоулман выделяет две группы навыков, которые включают в себя четыре компонента:

  • Личностные навыки – это способности, определяющие
    как мы управляем собой:

    • Самосознание:

      • Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций
        и осознание их воздействия; использование интуиции при принятии решений.

      • Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон
        и пределов своих возможностей.

      • Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности.

    • Самоконтроль:

      • Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.

      • Открытость: проявление честности и прямоты, надежность.

      • Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации
        и преодоление препятствий.

      • Воля к победе: настойчивое желание улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.

      • Инициативность: готовность к активным действия и умение
        не упускать возможности.

      • Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.

  • Социальные навыки – это способности, определяющие как
    мы управляем нашими отношениями с людьми:

    • Социальная чуткость:

      • Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.

      • Деловая осведомленность: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.

      • Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов или покупателей.

    • Управление отношениями:

      • Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.

      • Влияние: владение рядом тактик убеждения.

      • Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.

      • Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.

      • Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.

      • Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание сети социальных связей.

      • Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды [14, С. 53].


В отечественной психологии в рамках данной группы моделей можно рассмотреть концепцию Д. В. Люсина. Под эмоциональным интеллектом
он понимает способность к понимаю своих и чужих эмоций и управлению ими [32].

Способность к пониманию эмоций содержит в себе следующие процессы:

  • распознавание эмоции, т.е. установление самого факта наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

  • идентификация эмоции, т.е. установление того, какую именно эмоцию испытывает сам человек или кто-то другой, а также нахождение
    ей словесного выражения;

  • понимание причин, вызывающих эту эмоцию, а также последствий,
    к которым она приведет.

Способность к управлению эмоциями включает:

  • контроль интенсивности эмоций, в первую очередь, приглушение чрезмерно сильных эмоций;

  • контроль внешнего выражения эмоций;

  • а также, при необходимости произвольное выражение той или иной эмоции.

Обе эти способности могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Таким образом, Д. В. Люсин разделяет: внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект.
Для внутриличностного эмоционального интеллекта характерны следующие черты: осознание, правильное распознание и идентификация собственных эмоций и чувств, понимание причин возникновения данных эмоций
и способность их вербально описывать, способность к контролю экспрессии. Межличностный эмоциональный интеллект отличается следующим: понимание эмоций другого человека через внешнее проявление эмоций, понимание эмоций других на уровне интуиции без их вербализации, способность к управлению эмоциями окружающих [49].

Он предполагает, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу:

  • интерес к внутреннему миру как своему, так и других;

  • склонность к психологическому анализу поведения;

  • ценности, приписываемые эмоциональным переживаниям.

Поэтому эмоциональный интеллект Д. В. Люсин представляет
как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный с когнитивными способностями и личностными характеристиками [31].

Также стоит выделить модель И. Н. Андреевой. Под эмоциональным интеллектом она понимает часть социально-практического интеллекта, который проявляется в непосредственном взаимодействии с другими людьми
в конкретной ситуации. В структуре эмоционального интеллекта И. Н. Андреева выделяет:



  • эмоциональный интеллект индивида – природные возможности когнитивных процессов человека, которые обеспечивают обработку эмоциональной информации;

  • эмоциональный интеллект субъекта деятельности – способности
    к пониманию эмоций и управлению ими и эмоциональные знания, умения, навыки, которые формируются в течение жизни человека:

    • инструментальный эмоциональный интеллект – интеллектуальная способность;

    • индивидуально-личностный (рефлексивный) эмоциональный интеллект – личностное свойство – внутриличностный и межличностный;

  • эмоциональный интеллект личности рассматривается как конструкт, развивающийся и укрепляющий взаимосвязи с рядом просоциальных характеристик (например, с общим интеллектом, адаптивностью, принятием себя и других, креативностью и т.д.) [4].

Таким образом, мы рассмотрели феномен эмоционального интеллекта
в психологии. Исследователи определяют его как совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями [5].
Он соответствует традиционным критериям интеллекта: эмоциональный интеллект операционализирован как интеллектуальная способность; представляя собой унитарную умственную способность, он коррелирует
с другими видами интеллекта; эмоциональный интеллект обнаруживает зависимость от возраста, увеличиваясь между ранним подростковым возрастом и ранней взрослостью [4].

В литературе выделяют две группы моделей эмоционального интеллекта, на основе которых происходит его измерение – модели способностей
и смешанные модели. Эмоциональный интеллект в моделях способностей представлен в виде когнитивных способностей, а в смешанных – комплексом когнитивных способностей и личностных черт.

Мы выделили классификацию моделей эмоционального интеллекта
на основании компонентов, входящих в него: когнитивные, личностные
и смешанные. Были рассмотрены модели эмоционального интеллекта следующих авторов: Дж. Мэйер, П. Саловей и Д. Карузо, А. В. Карпов
и А. С. Петровская, О. Бар-Он, М. А. Манойлова, Д. Гоулман, Д. В. Люсин,
И. Н. Андреева.

Во всех представленных моделях эмоциональный интеллект предполагает двухстороннюю направленность как на свои эмоции, так и на эмоции окружающих. Модели различаются степенью проработанности конструкта,
его составных частей.

В рамках изучения феномена эмоциональный интеллект нас интересует его участие в малых социальных группах. Рассмотрим это через групповую сплоченность.


1.2 Подходы к определению групповой сплоченности


В процессе становления малой группы особо важно принятие индивидами общих норм и их согласие с общими целями. В этом случае мы говорим
о групповой сплоченности, т.е. процессе формирования в группе особых связей, позволяющих превратить формальное объединение индивидов
в действительную группу, которая функционирует в соответствии
с определенными целями и нормами и связана устойчивыми эмоциональными отношениями [15].

При анализе понятия «групповая сплоченность» можно условно выделить три подхода: эмоциональный, когнитивный и деятельностный [44]. Рассмотрим каждый из них подробно.

Эмоциональный подход возник самый первый. Групповую сплоченность
в этом подходе исследователи понимают как некую систему межличностных отношений, имеющую эмоциональную основу.

Одним из первых сплоченность рассматривал Я. Л. Морено
в социометрическом направлении, как систему межличностных отношений, когда большинство выборов основаны на взаимной симпатии. В этом случае можно говорить об успешной интеграции людей в группу.

А. и Б. Лотт рассматривали сплоченность как межличностную аттракцию (привлекательность) – это такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы [30, С. 146]. То есть, чем большее количество членов группы симпатичны друг другу, тем выше будет уровень групповой сплоченности.

Похожее понимание сплоченности прослеживается и в более поздних работах. По мнению А. Зандер, основой сплоченности выступает притягательность группы для тех, кто в ней находится. В отечественной психологии А. И. Донцов в своих работах выделяет две силы сплочения: привлекательность собственной группы и возможное притяжение других доступных групп. Выбирая членство в той или иной группе, люди показывают, что видят больше преимуществ в данной группе, чем где-то извне.

В когнитивном подходе сплоченность понимается как результат мотивации группового членства. К условиям сплочения группы представители данного подхода относят: сходство во мнениях