Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 748
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»
1.1.2 Модели эмоционального интеллекта
1.2 Подходы к определению групповой сплоченности
1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков
2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования
Во внутриличностный аспект включается: самооценка, осознание своих чувств, уверенность в себе, терпимость, ответственность, самоконтроль, гибкость, заинтересованность, активность, открытость новому опыту, мотивация достижения и оптимизм. В межличностный – коммуникативность, эмпатия, открытость, способность учитывать и развивать интересы другого человека, уважение к людям, способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, умение работать в команде [34, С. 17].
Смешанные модели
Наиболее известной зарубежной моделью является модель Д. Гоулмана – эмоциональный интеллект как модель эмоциональных компетенций. Д. Гоулман основал свою модель на ранних представлениях Дж. Саловея и П. Мэйера,
а также добавил к выделенным ими компонентам энтузиазм, настойчивость
и социальные навыки. Так он соединил когнитивные способности
с личностными характеристиками [31].
В данной модели, эмоциональный интеллект – это способность (совокупность способностей) человека истолковывать собственные эмоции
и эмоции окружающих, чтобы использовать полученную информацию
для реализации собственных целей [14].
Структура эмоционального интеллекта иерархична. Д. Гоулман выделяет две группы навыков, которые включают в себя четыре компонента:
-
Личностные навыки – это способности, определяющие
как мы управляем собой:-
Самосознание:-
Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций
и осознание их воздействия; использование интуиции при принятии решений. -
Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон
и пределов своих возможностей. -
Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности.
-
-
Самоконтроль:-
Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы. -
Открытость: проявление честности и прямоты, надежность. -
Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации
и преодоление препятствий. -
Воля к победе: настойчивое желание улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества. -
Инициативность: готовность к активным действия и умение
не упускать возможности. -
Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.
-
-
-
Социальные навыки – это способности, определяющие как
мы управляем нашими отношениями с людьми:-
Социальная чуткость:-
Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам. -
Деловая осведомленность: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне. -
Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов или покупателей.
-
-
Управление отношениями:-
Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего. -
Влияние: владение рядом тактик убеждения. -
Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений. -
Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении. -
Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий. -
Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание сети социальных связей. -
Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды [14, С. 53].
-
-
В отечественной психологии в рамках данной группы моделей можно рассмотреть концепцию Д. В. Люсина. Под эмоциональным интеллектом
он понимает способность к понимаю своих и чужих эмоций и управлению ими [32].
Способность к пониманию эмоций содержит в себе следующие процессы:
-
распознавание эмоции, т.е. установление самого факта наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; -
идентификация эмоции, т.е. установление того, какую именно эмоцию испытывает сам человек или кто-то другой, а также нахождение
ей словесного выражения; -
понимание причин, вызывающих эту эмоцию, а также последствий,
к которым она приведет.
Способность к управлению эмоциями включает:
-
контроль интенсивности эмоций, в первую очередь, приглушение чрезмерно сильных эмоций; -
контроль внешнего выражения эмоций; -
а также, при необходимости произвольное выражение той или иной эмоции.
Обе эти способности могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Таким образом, Д. В. Люсин разделяет: внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект.
Для внутриличностного эмоционального интеллекта характерны следующие черты: осознание, правильное распознание и идентификация собственных эмоций и чувств, понимание причин возникновения данных эмоций
и способность их вербально описывать, способность к контролю экспрессии. Межличностный эмоциональный интеллект отличается следующим: понимание эмоций другого человека через внешнее проявление эмоций, понимание эмоций других на уровне интуиции без их вербализации, способность к управлению эмоциями окружающих [49].
Он предполагает, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу:
-
интерес к внутреннему миру как своему, так и других; -
склонность к психологическому анализу поведения; -
ценности, приписываемые эмоциональным переживаниям.
Поэтому эмоциональный интеллект Д. В. Люсин представляет
как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный с когнитивными способностями и личностными характеристиками [31].
Также стоит выделить модель И. Н. Андреевой. Под эмоциональным интеллектом она понимает часть социально-практического интеллекта, который проявляется в непосредственном взаимодействии с другими людьми
в конкретной ситуации. В структуре эмоционального интеллекта И. Н. Андреева выделяет:
-
эмоциональный интеллект индивида – природные возможности когнитивных процессов человека, которые обеспечивают обработку эмоциональной информации; -
эмоциональный интеллект субъекта деятельности – способности
к пониманию эмоций и управлению ими и эмоциональные знания, умения, навыки, которые формируются в течение жизни человека:-
инструментальный эмоциональный интеллект – интеллектуальная способность; -
индивидуально-личностный (рефлексивный) эмоциональный интеллект – личностное свойство – внутриличностный и межличностный;
-
-
эмоциональный интеллект личности рассматривается как конструкт, развивающийся и укрепляющий взаимосвязи с рядом просоциальных характеристик (например, с общим интеллектом, адаптивностью, принятием себя и других, креативностью и т.д.) [4].
Таким образом, мы рассмотрели феномен эмоционального интеллекта
в психологии. Исследователи определяют его как совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями [5].
Он соответствует традиционным критериям интеллекта: эмоциональный интеллект операционализирован как интеллектуальная способность; представляя собой унитарную умственную способность, он коррелирует
с другими видами интеллекта; эмоциональный интеллект обнаруживает зависимость от возраста, увеличиваясь между ранним подростковым возрастом и ранней взрослостью [4].
В литературе выделяют две группы моделей эмоционального интеллекта, на основе которых происходит его измерение – модели способностей
и смешанные модели. Эмоциональный интеллект в моделях способностей представлен в виде когнитивных способностей, а в смешанных – комплексом когнитивных способностей и личностных черт.
Мы выделили классификацию моделей эмоционального интеллекта
на основании компонентов, входящих в него: когнитивные, личностные
и смешанные. Были рассмотрены модели эмоционального интеллекта следующих авторов: Дж. Мэйер, П. Саловей и Д. Карузо, А. В. Карпов
и А. С. Петровская, О. Бар-Он, М. А. Манойлова, Д. Гоулман, Д. В. Люсин,
И. Н. Андреева.
Во всех представленных моделях эмоциональный интеллект предполагает двухстороннюю направленность как на свои эмоции, так и на эмоции окружающих. Модели различаются степенью проработанности конструкта,
его составных частей.
В рамках изучения феномена эмоциональный интеллект нас интересует его участие в малых социальных группах. Рассмотрим это через групповую сплоченность.
1.2 Подходы к определению групповой сплоченности
В процессе становления малой группы особо важно принятие индивидами общих норм и их согласие с общими целями. В этом случае мы говорим
о групповой сплоченности, т.е. процессе формирования в группе особых связей, позволяющих превратить формальное объединение индивидов
в действительную группу, которая функционирует в соответствии
с определенными целями и нормами и связана устойчивыми эмоциональными отношениями [15].
При анализе понятия «групповая сплоченность» можно условно выделить три подхода: эмоциональный, когнитивный и деятельностный [44]. Рассмотрим каждый из них подробно.
Эмоциональный подход возник самый первый. Групповую сплоченность
в этом подходе исследователи понимают как некую систему межличностных отношений, имеющую эмоциональную основу.
Одним из первых сплоченность рассматривал Я. Л. Морено
в социометрическом направлении, как систему межличностных отношений, когда большинство выборов основаны на взаимной симпатии. В этом случае можно говорить об успешной интеграции людей в группу.
А. и Б. Лотт рассматривали сплоченность как межличностную аттракцию (привлекательность) – это такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы [30, С. 146]. То есть, чем большее количество членов группы симпатичны друг другу, тем выше будет уровень групповой сплоченности.
Похожее понимание сплоченности прослеживается и в более поздних работах. По мнению А. Зандер, основой сплоченности выступает притягательность группы для тех, кто в ней находится. В отечественной психологии А. И. Донцов в своих работах выделяет две силы сплочения: привлекательность собственной группы и возможное притяжение других доступных групп. Выбирая членство в той или иной группе, люди показывают, что видят больше преимуществ в данной группе, чем где-то извне.
В когнитивном подходе сплоченность понимается как результат мотивации группового членства. К условиям сплочения группы представители данного подхода относят: сходство во мнениях