Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 741
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»
1.1.2 Модели эмоционального интеллекта
1.2 Подходы к определению групповой сплоченности
1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков
2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования
Таким образом, в опрошенных 9-ых классах уровень благополучия
по обоим критериям высокий. Соотношение статусов в классах разное.
По критерию «учеба» большинству учеников приписывают статус «принятого» в классах «А», «Б» и «Г». В классе «В» большинство подростков имеет статус «звезда», при этом у многих статусы «пренебрегаемых» и «отвергаемых».
По критерию дружба пропорция в классах меняется. В классах «А», «Б» и «В» большинство учеников со статусом «принятый». В классе «Г» «предпочитаемых» и «пренебрегаемых» подростков одинаковое соотношение.
Статистических различий социометрических статусов по полу выявлено
не было. По критерию «учеба» – «звезд», «пренебрегаемых», «отвергаемых»
и «изолированных» подростков больше в процентном соотношении среди мальчиков. Девочки же занимают большинство позиций в «предпочитаемых»
и «принятых». По критерию «дружба» – «звезд», «принятых»
и «изолированных» больше среди девочек, а «предпочитаемых», «пренебрегаемых», «отвергаемых» – среди мальчиков. То есть, в большинстве девочкам приписывают позиции «принятых» в группе, а мальчикам – «пренебрегаемых» и «отвергаемых».
Связывая это с преобладанием внутриличностного эмоционального интеллекта у мальчиков, можно предположить, что мальчики больше сфокусированы на себе, поэтому они либо «звезды», либо «отвергаемые». Либо они на вершине класса, либо отдельно от него. В то время как у девочек уровень межличностного эмоционального интеллекта выше, что возможно позволяет им быть в контакте с большинство одноклассников и быть «принятыми» ими.
2.2.4 Статистический анализ показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса
Для того, чтобы установить зависимость между полученными в результате исследования показателями эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса подростков был применен метод корреляционного анализа – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Таблица 10 – Корреляционный анализ показателей эмоционального интеллекта, уровней групповой сплоченности и социометрических статусов подростков
| МП | МУ | ВП | ВУ | ВЭ | ПЭ | УЭ | ОЭИ | ВЭИ | МЭИ | ГС | Статус, у | Выборы, у | Статус, д | Выборы, д |
МП | 1,000 | 0,517** | 0,243* | 0,302** | 0,051 | 0,758** | 0,380** | 0,608** | 0,232* | 0,871** | 0,013 | 0,141 | 0,151 | 0,120 | 0,096 |
МУ | | 1,000 | 0,534** | 0,503** | 0,238* | 0,638** | 0,808** | 0,803** | 0,551** | 0,848** | 0,262** | 0,261** | 0,261** | 0,096 | 0,088 |
ВП | | | 1,000 | 0,537** | 0,464** | 0,755** | 0,657** | 0,781** | 0,897** | 0,418** | 0,119 | 0,069 | 0,053 | 0,099 | 0,090 |
ВУ | | | | 1,000 | 0,276** | 0,550** | 0,764** | 0,729** | 0,734** | 0,469** | 0,225* | -0,013 | -0,004 | -0,071 | -0,057 |
ВЭ | | | | | 1,000 | 0,286** | 0,607** | 0,470** | 0,674** | 0,133 | 0,100 | 0,030 | 0,073 | 0,009 | -0,034 |
ПЭ | | | | | | 1,000 | 0,652** | 0,894** | 0,707** | 0,807** | 0,103 | 0,142 | 0,131 | 0,141 | 0,137 |
УЭ | | | | | | | 1,000 | 0,907** | 0,851** | 0,658** | 0,306** | 0,135 | 0,145 | 0,012 | 0,002 |
ОЭИ | | | | | | | | 1,000 | 0,858** | 0,802** | 0,237* | 0,164 | 0,163 | 0,099 | 0,094 |
ВЭИ | | | | | | | | | 1,000 | 0,424** | 0,187 | 0,055 | 0,060 | 0,046 | 0,033 |
МЭИ | | | | | | | | | | 1,000 | 0,154 | 0,249** | 0,252** | 0,129 | 0,121 |
ГС | | | | | | | | | | | 1,000 | 0,275** | 0,275** | 0,040 | 0,074 |
Статус, у | | | | | | | | | | | | 1,000 | 0,951** | 0,760** | 0,774** |
Выборы, у | | | | | | | | | | | | | 1,000 | 0,752** | 0,768** |
Статус, д | | | | | | | | | | | | | | 1,000 | 0,944** |
Выборы, д | | | | | | | | | | | | | | | 1,000 |
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
В таблице 10 представлены корреляционные связи, полная матрица представлена в приложении Б. В процессе корреляционного анализа была выявлена:
-
слабая положительная связь средней степени значимости между показателем МУ (способность к управлению чужими эмоциями) и ГС (уровнем групповой сплоченности) – r-Спирмена=0,26 при p≦0,006; -
слабая положительная связь средней степени значимости между показателем МУ (способность к управлению чужими эмоциями) и социометрическим статусом по критерию «учеба» – r-Спирмена=0,26 при p≦0,006; -
слабая положительная связь низкой степени значимости между показателем ВУ (способностьк управлению своими эмоциями) и ГС (уровнем групповой сплоченности) – r-Спирмена=0,25 при p≦0,018; -
умеренная положительная связь высокой степени значимости между показателем УЭ (способность к управлению своими и чужими эмоциями)
и ГС (уровнем групповой сплоченности) – r-Спирмена=0,36 при p≦0,001; -
слабая положительная связь низкой степени значимости между показателем ОЭИ (общий эмоциональный интеллект) и ГС (уровнем групповой сплоченности) – r-Спирмена=0,23 при p≦0,013; -
слабая положительная связь средней степени значимости между показателем МЭИ (межличностного эмоционального интеллекта) и социометрическим статусом по критерию «учеба» – r-Спирмена=0,24 при p≦0,009; -
слабая положительная связь средней степени значимости между показателем МЭИ (межличностного эмоционального интеллекта) и количеством положительных выборов по критерию «учеба» – r-Спирмена=0,25
при p≦0,008; -
слабая положительная связь средней степени значимости между показателем ГС (уровень групповой сплоченности) и социометрическим статусом
по критерию «учеба» – r-Спирмена=0,27 при p≦0,004.
Гипотеза 1: у мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект, у девочек – межличностный – подтверждена частично. Из таблицы 1 видно, что распределение общего и межличностного эмоционального интеллекта является одинаковым для обоих полов. Распределение внутриличностного эмоционального интеллекта различно для мальчиков и девочек. В таблице 2 видно, что показатели внутриличностного эмоционального интеллекта преобладают у мальчиков.
Гипотеза 2: чем выше уровень межличностного эмоционального интеллекта, тем больше положительных выборов получает подросток –
подтверждена частично. Эти показатели имеют статистически слабую положительную связь по критерию «учеба» (см. табл. 10). В таблице 11
мы видим, что наибольшее количество положительных выборов по критерию «учеба» получил один ученик с очень низким межличностным эмоциональным интеллектом. А наибольшее число положительных выборов по критерию «дружба» (таблица 12) набрал подросток со средним уровнем межличностного эмоционального интеллекта. Можно сказать, что межличностный эмоциональный интеллект влияет на количество получаемых выборов,
но не является определяющим фактором.
Таблица 11 – Соотношение уровня межличностного эмоционального интеллекта
и количества положительных выборов, получаемых подростком, по критерию «учеба»
МЭИ Выборы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Очень низкий | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 0 | 1 |
Низкий | 5 | 7 | 6 | 4 | 3 | 2 | 0 | 0 |
Средний | 4 | 2 | 9 | 6 | 2 | 8 | 1 | 0 |
Высокий | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Очень высокий | 2 | 1 | 4 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 |
Таблица 12 – Соотношение уровня межличностного эмоционального интеллекта
и количества положительных выборов, получаемых подростком, по критерию «дружба»
МЭИ Выборы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 12 |
Очень низкий | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 0 | 1 | 0 |
Низкий | 5 | 7 | 6 | 4 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 |
Средний | 4 | 2 | 9 | 6 | 2 | 8 | 1 | 0 | 1 |
Высокий | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Очень высокий | 2 | 1 | 4 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Гипотеза 3: чем выше показатель эмоционального интеллекта, тем выше подросток оценивает групповую сплоченность – подтверждена. Эти показатели имеют статистически слабую положительную связь (см. табл. 10). В процентном соотношении видно, что подростки с высоким и очень высоким уровнем общего эмоционального интеллекта оценивают уровень групповой сплоченности как средний и выше среднего (см. табл. 13).
Таблица 13 – Соотношение показателя общего эмоционального интеллекта и оценки уровня групповой сплоченности подростками
ОЭИ ГС | Ниже среднего | Средняя | Выше среднего | Высокая |
Очень низкий | 1% | 6% | 12% | 6% |
Низкий | 1% | 4% | 4% | 7% |
Средний | 1% | 11% | 11% | 12% |
Высокий | 1% | 5% | 5% | 2% |
Очень высокий | 2% | 3% | 4% | 2% |
не подтверждена. В таблицах 13 и 14 представлены итоги по проверке гипотезы о различиях в распределении общего, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта у популярных и непопулярных подростков
по критериям «учеба» и «дружба». Различий выявлено не было.
Таблица 13 – Проверка гипотезы различий в распределении общего, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта у популярных
и непопулярных подростков по критерию «учеба»
Итоги по проверке гипотезы | ||||
| Нулевая гипотеза | Критерий | знач.a,b | Решение |
1 | Распределение ВЭИ является одинаковым для категорий статус по критерию «учеба» (популярные и непопулярные подростки) | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,714 | Нулевая гипотеза принимается. |
2 | Распределение МЭИ является одинаковым для категорий статус по критерию «учеба» (популярные и непопулярные подростки) | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,078 | Нулевая гипотеза принимается. |
3 | Распределение ОЭИ является одинаковым для категорий статус по критерию «учеба» (популярные и непопулярные подростки) | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,568 | Нулевая гипотеза принимается. |
a. Уровень значимости равен ,050. | ||||
b. Выводится асимптотическая значимость. |