Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 740
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»
1.1.2 Модели эмоционального интеллекта
1.2 Подходы к определению групповой сплоченности
1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков
2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования
Таблица 14 – Проверка гипотезы различий в распределении общего, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта у популярных
и непопулярных подростков по критерию «дружба»
Итоги по проверке гипотезы | ||||
| Нулевая гипотеза | Критерий | знач.a,b | Решение |
1 | Распределение ВЭИ является одинаковым для категорий статус по критерию «дружба» (популярные и непопулярные подростки) | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,337 | Нулевая гипотеза принимается. |
2 | Распределение МЭИ является одинаковым для категорий статус по критерию «дружба» (популярные и непопулярные подростки) | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,828 | Нулевая гипотеза принимается. |
3 | Распределение ОЭИ является одинаковым для категорий статус по критерию «дружба» (популярные и непопулярные подростки) | Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок | ,623 | Нулевая гипотеза принимается. |
a. Уровень значимости равен ,050. | ||||
b. Выводится асимптотическая значимость. |
Между показателями способности управлять своими и чужими эмоциями и оценкой групповой сплоченности статистически была выявлена умеренная положительная связь. Интересно, что большинство подростков с очень высоким уровнем показателя УЭ оценивают групповую сплоченность как высокую, ученики с уровнем выше среднего оценивают ее как выше среднего, а подростки с очень низким уровнем оценивают как среднюю и ниже среднего (см. рис. 6).
Рисунок 6 – Гистограмма соотношения уровней способности к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) и оценкой групповой сплоченности
Выводы по главе
1. Анализ результатов диагностического исследования по опроснику эмоционального интеллекта Д. В. Люсина показал, что у 35% опрошенных учащихся средний уровень общего эмоционального интеллекта, у 38% – средний уровень внутриличностного и у 29% – средний уровень межличностного эмоционального интеллекта.
Результаты, полученные в ходе исследования групповой сплоченности, показали, что большинство учащихся оценивает ее уровень как выше среднего (36%), при этом в большем процентном соотношении девочки оценивают уровень групповой сплоченности как средний, а мальчики – как выше среднего.
Результаты исследования социометрических статусов показали, что
в общем в классах больше всего «принятых» учеников. По критерию «учеба»
в классе «А», «Б» и «Г» больше всего учеников со статусом «принятый»,
а в классе «В» – со статусом «звезда». По критерию «дружба» в классах «А», «Б» и «В» большинство «принятых», а в классе «Г» – одинаковый процент «предпочитаемых» и «отвергаемых». При этом уровень благополучия во всех классах – высокий.
2. Данные статистического анализа показали, что:
-
различия по полу были выявлены в показателе внутриличностного эмоционального интеллекта. У мальчиков он преобладает. Преобладание межличностного эмоционального интеллекта у девочек подтверждено
не было. Соответственно, гипотеза о том, что у мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект, у девочек – межличностный – подтверждена частично; -
между показателем межличностного эмоционального интеллекта
и количеством положительных выборов по критерию «учеба» есть слабая положительная связь средней степени значимости (r-Спирмена=0,24
при p≦0,009). Следовательно, гипотеза о том, что чем выше уровень межличностного эмоционального интеллекта, тем больше положительных выборов получает подросток подтвердилась частично; -
между показателем общего эмоционального интеллекта и уровнем групповой сплоченности есть слабая положительная связь низкой степени значимости (r-Спирмена=0,23 при p≦0,013). Следовательно, гипотеза о том,
что чем выше показатель эмоционального интеллекта, тем выше подросток оценивает групповую сплоченность подтвердилась; -
различий в распределении общего, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта между популярными учениками
и их непопулярными сверстниками найдены не были. Соответственно, гипотеза о том, что у популярных учеников со статусом «звезда», «предпочитаемый» и «принятый» преобладает межличностный эмоциональный интеллект, а у непопулярных сверстников («пренебрегаемые», «отвергаемые», «изолированные») – внутриличностный эмоциональный интеллект – не подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст связан с различными внутриличностными
и межличностными изменениями. В этот период развивается и формируется эмоциональный интеллект – совокупность ментальных способностей
к идентификации, пониманию и управлению как своими эмоциями,
так и эмоциями окружающих. Он является важным фактором адаптации подростка в социальном окружении.
Эмоциональный интеллект у подростков положительно связан
с отношением к себе, выбором конструктивных стратегий поведения
в конфликте, а отрицательно с деструктивным поведением, проявляемым как
по отношению к подросткам, так и подростками по отношению к окружающим. Ведь, в подростковый период по данным исследований возникает большая часть буллинга в школах. Низкий уровень эмоционального интеллекта связывают
с агрессией, направленной на нанесение вреда жертве. Изучается связь эмоционального интеллекта и занимаемыми позициями в ситуации буллинга.
Часть исследователей предполагает, что повышение групповой сплоченности является одним из факторов профилактики буллинга в школе,
а также то, что несформированность эмоционального интеллекта может быть
и причиной, и следствием девиантного поведения. Так как, по данным, средний и низкий уровень эмоционального интеллекта затрудняет процесс общения,
что может провоцировать конфликты и чувство изолированности подростка.
Изучив литературу по теме нашего исследования, мы выдвинули четыре гипотезы о закономерностях показателей эмоционального интеллекта
у учащихся 9-ых классов, их социометрического статуса и уровня групповой сплоченности. Исследование проводилось в четырех 9-ых классах школы №140 г. Екатеринбург и школы №25 г. Каменск-Уральский. В исследовании приняло участие 110 человек (63 ученика – школа №140, 47 учеников – школа №25).
Было проведено эмпирическое исследование при помощи следующих методик: опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина,
тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора, методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено.
Результаты диагностического исследования показали, что у большинства учеников средний уровень показателей общего, внутриличностного
и межличностного эмоционального интеллекта. У мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект. В целом большинство учеников
в классах занимают позицию «принятый». Уровень благополучия во всех классах высокий. А уровень групповой сплоченности – выше среднего.
С целью статистического изучения показателей эмоционального интеллекта, социометрического статуса и групповой сплоченности были применены критерий U – Манна-Уитни, критерий F – Фишера и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Гипотезы исследования подтвердились частично:
-
гипотеза о том, что у мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект, у девочек – межличностный – подтвердилась частично; -
гипотеза о том, что чем выше уровень межличностного эмоционального интеллекта, тем больше положительных выборов получает подросток – подтвердилась частично; -
гипотеза о том, что чем выше показатель эмоционального интеллекта,
тем выше подросток оценивает групповую сплоченность – подтвердилась; -
гипотеза о том, что у популярных учеников со статусом «звезда», «предпочитаемый» и «принятый» преобладает межличностный эмоциональный интеллект, а у непопулярных сверстников («пренебрегаемые», «отвергаемые», «изолированные») – внутриличностный эмоциональный интеллект – не подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Андреева, И. Н. Концептуальное поле понятия "эмоциональный интеллект" / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 131-141. -
Андреева, И. Н. О становлении понятия "эмоциональный интеллект" / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 83-95. -
Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С.57 – 65. -
Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с. -
Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78 – 86. -
Андриенко, О. А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива // БГЖ. 2019. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vzaimosvyazi-vospitaniya-lichnosti-i-razvitiya-kollektiva (дата обращения: 29.04.2021). -
Беляева, А. С. Роль эмоционального интеллекта в формировании девиантного поведения подростков / А. С. Беляева, О. А. Харькова // Инновационная наука. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-emotsionalnogo-intellekta-v-formirovanii-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 01.05.2021). -
Беспалов, Д. В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах // Научный журнал КубГАУ. 2013. №89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-podhodov-k-ponimaniyu-destruktivnogo-liderstva-v-malyh-gruppah (дата обращения: 26.01.2021). -
Бодалев, А.А. Об одаренности человека как субъекта общения // Психология. 1999. № 1. С. 24—29. -
Бочкова, М. Н., Мешкова, Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 49—59. -
Водяха, С. А. Эмоциональный интеллект и школьное благополучие современных подростков / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха // Педагогическое образование в России. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-shkolnoe-blagopoluchie-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 01.05.2021). -
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. -
Гайнанова, Л. Ф. Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 30.04.2021). -
Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. – С. 266-269 -
Гулевич, О. А. Социальная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 452 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. -
Давыдова, Ю. В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-aspekt-izucheniya-emotsionalnogo-intellekta-podrostkov (дата обращения: 29.04.2021). -
Еликова, М. Е. Взаимосвязь эмоционального интеллекта старших школьников и поведения в конфликте // Наука через призму времени. – 2020. - №11 (44). – с. 49-53. -
Иванова, Е. С. Естественная и сформированная динамика эмоционального интеллекта старших школьников // Наука и современность. 2011. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennaya-i-sformirovannaya-dinamika-emotsionalnogo-intellekta-starshih-shkolnikov (дата обращения: 01.05.2021). -
Иванова, Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-v-podrostkovom-vozraste-2 (дата обращения: 26.01.2021). -
Изард, К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. -
Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с. -
Калинина, Р. Р. Возрастно-половые особенности представления о буллинге у учащихся подросткового возраста / Р. Р. Калинина, Д. Я. Грибанова // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №7 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastno-polovye-osobennosti-predstavleniya-o-bullinge-u-uchaschihsya-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 26.01.2021). -
Камышникова, Л. Д. Поведение в социальных ситуациях как фактор эмоционального интеллекта / Л. Д. Камышникова, С. С. Белова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2011. – Т. 1. – № 13. – С. 60-67. -
Каргина, А. Е. Гендерные различия параметров эмоционального интеллекта подростков / А. Е. Каргина, И. С. Морозова // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razlichiya-parametrov-emotsionalnogo-intellekta-podrostkov (дата обращения: 29.04.2021). -
Карпов, А. В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма / А. В. Карпов, А. С. Петровская // Вестник интегративной психологии. – 2006. – № 4. – С. 83-86. -
Клыпа, О. В. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков / О. В. Клыпа, П. А. Стежко // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problemy-emotsionalnogo-intellekta-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 29.04.2021). -
Кочетова, Ю. А., Климакова, М. В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. C. 65–74. -
Кочнева, Е. М. Социометрическая позиция школьника и его роль в структуре буллинга / Е. М. Кочнева, И. Е. Емелина, А. А. Симанина // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiometricheskaya-pozitsiya-shkolnika-i-ego-rol-v-strukture-bullinga (дата обращения: 29.04.2021). -
Кричевский, Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект пресс, 2001. - 318 с. -
Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования/ под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 176 с. -
Люсин, Д. В. Способность к пониманию эмоций: психометрический и когнитивный аспекты / Д. В. Люсин // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен : материалы Первой международной научно-практической конференции, Москва, 20–24 октября 1999 года. – Москва: Издательство "Смысл", 2000. – С. 25-35. -
Максимова, Е. Б. Соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии в подростковом возрасте // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 3 (9). С. 148-166. -
Манойлова, М. А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ / М. А. Манойлова // Сеть творческих учителей [Электронный ресурс]. -
Манойлова, М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов / М. А. Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 60 с. -
Мэйер, Дж. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 123—129. -
Никифорова, Д. М. Разработка программы по оптимизации безопасного защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде / Д. М. Никифорова, А. Д. Бойко // Педагогическое образование в России. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-programmy-po-optimizatsii-bezopasnogo-zaschitnogo-i-sovladayuschego-povedeniya-studentov-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 26.01.2021). -
Николаева, И. А. Возможности смеха в профилактике и коррекции детской агрессии / И. А. Николаева, С. А. Котова // Вестник Курганского государственного университета. 2019. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-smeha-v-profilaktike-i-korrektsii-detskoy-agressii (дата обращения: 26.01.2021). -
Новикова, М. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования / М. А. Новикова, А. А. Реан // Вопросы образования. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-shkolnogo-klimata-na-vozniknovenie-travli-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt-issledovaniya (дата обращения: 26.01.2021). -
Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: «КСП+», 2003 -
Панкратова, А. А. Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования модели и теста Мэйера-Сэловея-Карузо // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-o-vozmozhnosti-usovershenstvovaniya-modeli-i-testa-meyera-seloveya-karuzo (дата обращения: 17.04.2021). -
Петровский, A. B., Ярошевский, М. Г. Психология.-М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 512 с. -
Практический интеллект / Р. Дж. Стенберг [и др.]; под общ. ред. Р. Стенберга. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с. – (Серия «Мастера психологии»). -
Прохорова, К. А. Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте / К. А. Прохорова, Ю. А. Кочетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50447/ (дата обращения: 26.01.2021). -
Романюк Т. В. Основные методологические подходы к пониманию групповой сплоченности / Т. В. Романюк // nsportal.ru : 2020. – URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2020/12/17/osnovnye-metodologicheskie-podhody-k-ponimaniyu-gruppovoy (дата обращения: 25.03.2021). -
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. -
Сачкова, М. Е. Взаимосвязь статусной дифференциации и сплоченности в ученических группах старших подростков / М. Е. Сачкова, О. В. Васькова // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 1. С. 92–102. -
Тихомиров О.К. Психология мышления. M.: Изд-во МГУ, 1984. -
Чебикін, О. Я. Становлення емоційної зрілості особистості : монографія / О. Я. Чебикін, І. Г. Павлова. – Одеса : ПНЦ АПН України, 2009. – 238 с. -
Шевырева, Е. Г. Основные теоретические модели эмоционального интеллекта / Е. Г. Шевырева, И. В. Федосова // Бюллетень науки и практики. 2016. №9 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-teoreticheskie-modeli-emotsionalnogo-intellekta (дата обращения: 02.02.2021). -
Шнайдер, М. И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-issledovaniya-emotsionalnogo-intellekta (дата обращения: 29.01.2021). -
Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -
Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж, Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология. Журнал ВШЭ. 2004. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-problemy-teorii-izmereniya-i-primeneniya-na-praktike (дата обращения: 29.01.2021). -
Bar-On, R. The Bar-On model of emotional-social intelligence. In P. Fernández-Berrocal and N. Extremera (Guest Editors), Special Issue on Emotional Intelligence. Psicothema, 17, 2005. -
Bar-Оn, R. Development of the Ваr-Оn EQ-I: А measure of Emotional Intelligence / R. Ваr-Оn. – Paper presented at 105th Annual Convention of American Psychological Association, Chicago, 1997. -
Curşeu, P. L., Pluut, H., Boroş, S. and Meslec, N. (2015), The magic of collective emotional intelligence in learning groups: No guys needed for the spell!. Br J Psychol, 106: 217-234. -
Goleman, D. Emotional intelligence. N.Y.: Bantam Books, 1995. -
Mayer, J. D. A field guide to emotional intelligence // Ciarrochi J. P., Forgas J. P., Mayer J. D. (eds). Emotional intelligence in everyday life. Philadelphia, P.A.: Psychology Press, 2001. P. 3— 24. -
Mayer, J. D., Salovey P. Personality moderates the effects of affect on cognition. In: J. Fogas & K. Fielder (eds.), Affect, cognition and social behavior. Toronto: Hogrete, 1988. P. 87—99. -
Mayer, J. D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence, 1993. P. 433— 442. -
Mayer, J. D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications // Psychological Inquiry, 2004. V. 15. N 3. P. 197— 215. -
Mayer, J. D. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence / J.D. Mayer, M. Di Paolo, P. Salovey // Journal of Personality Assessment. – 1990. – Vol. 54, № 3, 4. – P. 772 – 781. -
Troth, A. C., Jordan, P. J. and Lawrence, S. A. (2012) ‘Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion’, Journal of Psychoeducational Assessment, 30 (4), pp. 414–424.