Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 740

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии

1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»

1.1.2 Модели эмоционального интеллекта

1.2 Подходы к определению групповой сплоченности

1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков

Выводы по главе

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ

2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.2.1 Результаты исследования эмоционального интеллекта по Опроснику эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина

2.2.2 Результаты исследования групповой сплоченности по Тесту для определения индекса групповой сплоченности Сишора

2.2.3 Результаты исследования социометрических статусов по методике Диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено

2.2.4 Статистический анализ показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б



Таблица 14 – Проверка гипотезы различий в распределении общего, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта у популярных
и непопулярных подростков по критерию «дружба»

Итоги по проверке гипотезы




Нулевая гипотеза

Критерий

знач.a,b

Решение

1

Распределение ВЭИ является одинаковым для категорий статус по критерию «дружба» (популярные и непопулярные подростки)

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,337

Нулевая гипотеза принимается.

2

Распределение МЭИ является одинаковым для категорий статус по критерию «дружба» (популярные и непопулярные подростки)

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,828

Нулевая гипотеза принимается.

3

Распределение ОЭИ является одинаковым для категорий статус по критерию «дружба» (популярные и непопулярные подростки)

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,623

Нулевая гипотеза принимается.

a. Уровень значимости равен ,050.

b. Выводится асимптотическая значимость.


Между показателями способности управлять своими и чужими эмоциями и оценкой групповой сплоченности статистически была выявлена умеренная положительная связь. Интересно, что большинство подростков с очень высоким уровнем показателя УЭ оценивают групповую сплоченность как высокую, ученики с уровнем выше среднего оценивают ее как выше среднего, а подростки с очень низким уровнем оценивают как среднюю и ниже среднего (см. рис. 6).



Рисунок 6 – Гистограмма соотношения уровней способности к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) и оценкой групповой сплоченности

Выводы по главе


1. Анализ результатов диагностического исследования по опроснику эмоционального интеллекта Д. В. Люсина показал, что у 35% опрошенных учащихся средний уровень общего эмоционального интеллекта, у 38% – средний уровень внутриличностного и у 29% – средний уровень межличностного эмоционального интеллекта.

Результаты, полученные в ходе исследования групповой сплоченности, показали, что большинство учащихся оценивает ее уровень как выше среднего (36%), при этом в большем процентном соотношении девочки оценивают уровень групповой сплоченности как средний, а мальчики – как выше среднего.

Результаты исследования социометрических статусов показали, что
в общем в классах больше всего «принятых» учеников. По критерию «учеба»
в классе «А», «Б» и «Г» больше всего учеников со статусом «принятый»,
а в классе «В» – со статусом «звезда». По критерию «дружба» в классах «А», «Б» и «В» большинство «принятых», а в классе «Г» – одинаковый процент «предпочитаемых» и «отвергаемых». При этом уровень благополучия во всех классах – высокий.

2. Данные статистического анализа показали, что:

  • различия по полу были выявлены в показателе внутриличностного эмоционального интеллекта. У мальчиков он преобладает. Преобладание межличностного эмоционального интеллекта у девочек подтверждено
    не было. Соответственно, гипотеза о том, что у мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект, у девочек – межличностный – подтверждена частично;

  • между показателем межличностного эмоционального интеллекта
    и количеством положительных выборов по критерию «учеба» есть слабая положительная связь средней степени значимости (r-Спирмена=0,24
    при p≦0,009). Следовательно, гипотеза о том, что чем выше уровень межличностного эмоционального интеллекта, тем больше положительных выборов получает подросток подтвердилась частично;

  • между показателем общего эмоционального интеллекта и уровнем групповой сплоченности есть слабая положительная связь низкой степени значимости (r-Спирмена=0,23 при p≦0,013). Следовательно, гипотеза о том,
    что чем выше показатель эмоционального интеллекта, тем выше подросток оценивает групповую сплоченность подтвердилась;

  • различий в распределении общего, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта между популярными учениками
    и их непопулярными сверстниками найдены не были. Соответственно, гипотеза о том, что у популярных учеников со статусом «звезда», «предпочитаемый» и «принятый» преобладает межличностный эмоциональный интеллект, а у непопулярных сверстников («пренебрегаемые», «отвергаемые», «изолированные») – внутриличностный эмоциональный интеллект – не подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подростковый возраст связан с различными внутриличностными
и межличностными изменениями. В этот период развивается и формируется эмоциональный интеллект – совокупность ментальных способностей
к идентификации, пониманию и управлению как своими эмоциями,
так и эмоциями окружающих. Он является важным фактором адаптации подростка в социальном окружении.

Эмоциональный интеллект у подростков положительно связан
с отношением к себе, выбором конструктивных стратегий поведения
в конфликте, а отрицательно с деструктивным поведением, проявляемым как
по отношению к подросткам, так и подростками по отношению к окружающим. Ведь, в подростковый период по данным исследований возникает большая часть буллинга в школах. Низкий уровень эмоционального интеллекта связывают
с агрессией, направленной на нанесение вреда жертве. Изучается связь эмоционального интеллекта и занимаемыми позициями в ситуации буллинга.

Часть исследователей предполагает, что повышение групповой сплоченности является одним из факторов профилактики буллинга в школе,
а также то, что несформированность эмоционального интеллекта может быть
и причиной, и следствием девиантного поведения. Так как, по данным, средний и низкий уровень эмоционального интеллекта затрудняет процесс общения,
что может провоцировать конфликты и чувство изолированности подростка.

Изучив литературу по теме нашего исследования, мы выдвинули четыре гипотезы о закономерностях показателей эмоционального интеллекта
у учащихся 9-ых классов, их социометрического статуса и уровня групповой сплоченности. Исследование проводилось в четырех 9-ых классах школы №140 г. Екатеринбург и школы №25 г. Каменск-Уральский. В исследовании приняло участие 110 человек (63 ученика – школа №140, 47 учеников – школа №25).

Было проведено эмпирическое исследование при помощи следующих методик: опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина,
тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора, методика диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено.

Результаты диагностического исследования показали, что у большинства учеников средний уровень показателей общего, внутриличностного

и межличностного эмоционального интеллекта. У мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект. В целом большинство учеников
в классах занимают позицию «принятый». Уровень благополучия во всех классах высокий. А уровень групповой сплоченности – выше среднего.

С целью статистического изучения показателей эмоционального интеллекта, социометрического статуса и групповой сплоченности были применены критерий U – Манна-Уитни, критерий F – Фишера и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Гипотезы исследования подтвердились частично:

  • гипотеза о том, что у мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект, у девочек – межличностный – подтвердилась частично;

  • гипотеза о том, что чем выше уровень межличностного эмоционального интеллекта, тем больше положительных выборов получает подросток – подтвердилась частично;

  • гипотеза о том, что чем выше показатель эмоционального интеллекта,
    тем выше подросток оценивает групповую сплоченность – подтвердилась;

  • гипотеза о том, что у популярных учеников со статусом «звезда», «предпочитаемый» и «принятый» преобладает межличностный эмоциональный интеллект, а у непопулярных сверстников («пренебрегаемые», «отвергаемые», «изолированные») – внутриличностный эмоциональный интеллект – не подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Андреева, И. Н. Концептуальное поле понятия "эмоциональный интеллект" / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 131-141.

  2. Андреева, И. Н. О становлении понятия "эмоциональный интеллект" / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 83-95.

  3. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С.57 – 65.

  4. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.

  5. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78 – 86.

  6. Андриенко, О. А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива // БГЖ. 2019. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vzaimosvyazi-vospitaniya-lichnosti-i-razvitiya-kollektiva (дата обращения: 29.04.2021).

  7. Беляева, А. С. Роль эмоционального интеллекта в формировании девиантного поведения подростков / А. С. Беляева, О. А. Харькова // Инновационная наука. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-emotsionalnogo-intellekta-v-formirovanii-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 01.05.2021).

  8. Беспалов, Д. В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах // Научный журнал КубГАУ. 2013. №89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-podhodov-k-ponimaniyu-destruktivnogo-liderstva-v-malyh-gruppah (дата обращения: 26.01.2021).

  9. Бодалев, А.А. Об одаренности человека как субъекта общения // Психология. 1999. № 1. С. 24—29.

  10. Бочкова, М. Н., Мешкова, Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 49—59.

  11. Водяха, С. А. Эмоциональный интеллект и школьное благополучие современных подростков / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха // Педагогическое образование в России. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-shkolnoe-blagopoluchie-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 01.05.2021).

  12. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.

  13. Гайнанова, Л. Ф. Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 30.04.2021).

  14. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. – С. 266-269

  15. Гулевич, О. А. Социальная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 452 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

  16. Давыдова, Ю. В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-aspekt-izucheniya-emotsionalnogo-intellekta-podrostkov (дата обращения: 29.04.2021).

  17. Еликова, М. Е. Взаимосвязь эмоционального интеллекта старших школьников и поведения в конфликте // Наука через призму времени. – 2020. - №11 (44). – с. 49-53.

  18. Иванова, Е. С. Естественная и сформированная динамика эмоционального интеллекта старших школьников // Наука и современность. 2011. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennaya-i-sformirovannaya-dinamika-emotsionalnogo-intellekta-starshih-shkolnikov (дата обращения: 01.05.2021).

  19. Иванова, Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-v-podrostkovom-vozraste-2 (дата обращения: 26.01.2021).

  20. Изард, К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

  21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

  22. Калинина, Р. Р. Возрастно-половые особенности представления о буллинге у учащихся подросткового возраста / Р. Р. Калинина, Д. Я. Грибанова // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №7 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastno-polovye-osobennosti-predstavleniya-o-bullinge-u-uchaschihsya-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 26.01.2021).

  23. Камышникова, Л. Д. Поведение в социальных ситуациях как фактор эмоционального интеллекта / Л. Д. Камышникова, С. С. Белова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2011. – Т. 1. – № 13. – С. 60-67.

  24. Каргина, А. Е. Гендерные различия параметров эмоционального интеллекта подростков / А. Е. Каргина, И. С. Морозова // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razlichiya-parametrov-emotsionalnogo-intellekta-podrostkov (дата обращения: 29.04.2021).

  25. Карпов, А. В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма / А. В. Карпов, А. С. Петровская // Вестник интегративной психологии. – 2006. – № 4. – С. 83-86.

  26. Клыпа, О. В. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков / О. В. Клыпа, П. А. Стежко // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problemy-emotsionalnogo-intellekta-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 29.04.2021).

  27. Кочетова, Ю. А., Климакова, М. В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. C. 65–74.

  28. Кочнева, Е. М. Социометрическая позиция школьника и его роль в структуре буллинга / Е. М. Кочнева, И. Е. Емелина, А. А. Симанина // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiometricheskaya-pozitsiya-shkolnika-i-ego-rol-v-strukture-bullinga (дата обращения: 29.04.2021).

  29. Кричевский, Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект пресс, 2001. - 318 с.

  30. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования/ под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 176 с.

  31. Люсин, Д. В. Способность к пониманию эмоций: психометрический и когнитивный аспекты / Д. В. Люсин // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен : материалы Первой международной научно-практической конференции, Москва, 20–24 октября 1999 года. – Москва: Издательство "Смысл", 2000. – С. 25-35.

  32. Максимова, Е. Б. Соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии в подростковом возрасте // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 3 (9). С. 148-166.

  33. Манойлова, М. А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ / М. А. Манойлова // Сеть творческих учителей [Электронный ресурс].

  34. Манойлова, М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов / М. А. Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 60 с.

  35. Мэйер, Дж. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 123—129.

  36. Никифорова, Д. М. Разработка программы по оптимизации безопасного защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде / Д. М. Никифорова, А. Д. Бойко // Педагогическое образование в России. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-programmy-po-optimizatsii-bezopasnogo-zaschitnogo-i-sovladayuschego-povedeniya-studentov-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 26.01.2021).

  37. Николаева, И. А. Возможности смеха в профилактике и коррекции детской агрессии / И. А. Николаева, С. А. Котова // Вестник Курганского государственного университета. 2019. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-smeha-v-profilaktike-i-korrektsii-detskoy-agressii (дата обращения: 26.01.2021).

  38. Новикова, М. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования / М. А. Новикова, А. А. Реан // Вопросы образования. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-shkolnogo-klimata-na-vozniknovenie-travli-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt-issledovaniya (дата обращения: 26.01.2021).

  39. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: «КСП+», 2003

  40. Панкратова, А. А. Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования модели и теста Мэйера-Сэловея-Карузо // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-o-vozmozhnosti-usovershenstvovaniya-modeli-i-testa-meyera-seloveya-karuzo (дата обращения: 17.04.2021).

  41. Петровский, A. B., Ярошевский, М. Г. Психология.-М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 512 с.

  42. Практический интеллект / Р. Дж. Стенберг [и др.]; под общ. ред. Р. Стенберга. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с. – (Серия «Мастера психологии»).

  43. Прохорова, К. А. Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте / К. А. Прохорова, Ю. А. Кочетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50447/ (дата обращения: 26.01.2021).

  44. Романюк Т. В. Основные методологические подходы к пониманию групповой сплоченности / Т. В. Романюк // nsportal.ru : 2020. – URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2020/12/17/osnovnye-metodologicheskie-podhody-k-ponimaniyu-gruppovoy (дата обращения: 25.03.2021).

  45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.

  46. Сачкова, М. Е. Взаимосвязь статусной дифференциации и сплоченности в ученических группах старших подростков / М. Е. Сачкова, О. В. Васькова // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 1. С. 92–102.

  47. Тихомиров О.К. Психология мышления. M.: Изд-во МГУ, 1984.

  48. Чебикін, О. Я. Становлення емоційної зрілості особистості : монографія / О. Я. Чебикін, І. Г. Павлова. – Одеса : ПНЦ АПН України, 2009. – 238 с.

  49. Шевырева, Е. Г. Основные теоретические модели эмоционального интеллекта / Е. Г. Шевырева, И. В. Федосова // Бюллетень науки и практики. 2016. №9 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-teoreticheskie-modeli-emotsionalnogo-intellekta (дата обращения: 02.02.2021).

  50. Шнайдер, М. И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-issledovaniya-emotsionalnogo-intellekta (дата обращения: 29.01.2021).

  51. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

  52. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж, Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология. Журнал ВШЭ. 2004. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-problemy-teorii-izmereniya-i-primeneniya-na-praktike (дата обращения: 29.01.2021).

  53. Bar-On, R. The Bar-On model of emotional-social intelligence. In P. Fernández-Berrocal and N. Extremera (Guest Editors), Special Issue on Emotional Intelligence. Psicothema, 17, 2005.

  54. Bar-Оn, R. Development of the Ваr-Оn EQ-I: А measure of Emotional Intelligence / R. Ваr-Оn. – Paper presented at 105th Annual Convention of American Psychological Association, Chicago, 1997.

  55. Curşeu, P. L., Pluut, H., Boroş, S. and Meslec, N. (2015), The magic of collective emotional intelligence in learning groups: No guys needed for the spell!. Br J Psychol, 106: 217-234.

  56. Goleman, D. Emotional intelligence. N.Y.: Bantam Books, 1995.

  57. Mayer, J. D. A field guide to emotional intelligence // Ciarrochi J. P., Forgas J. P., Mayer J. D. (eds). Emotional intelligence in everyday life. Philadelphia, P.A.: Psychology Press, 2001. P. 3— 24.

  58. Mayer, J. D., Salovey P. Personality moderates the effects of affect on cognition. In: J. Fogas & K. Fielder (eds.), Affect, cognition and social behavior. Toronto: Hogrete, 1988. P. 87—99.

  59. Mayer, J. D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence, 1993. P. 433— 442.

  60. Mayer, J. D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications // Psychological Inquiry, 2004. V. 15. N 3. P. 197— 215.

  61. Mayer, J. D. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence / J.D. Mayer, M. Di Paolo, P. Salovey // Journal of Personality Assessment. – 1990. – Vol. 54, № 3, 4. – P. 772 – 781.

  62. Troth, A. C., Jordan, P. J. and Lawrence, S. A. (2012) ‘Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion’, Journal of Psychoeducational Assessment, 30 (4), pp. 414–424.