Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 607

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии

1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»

1.1.2 Модели эмоционального интеллекта

1.2 Подходы к определению групповой сплоченности

1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков

Выводы по главе

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ

2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.2.1 Результаты исследования эмоционального интеллекта по Опроснику эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина

2.2.2 Результаты исследования групповой сплоченности по Тесту для определения индекса групповой сплоченности Сишора

2.2.3 Результаты исследования социометрических статусов по методике Диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено

2.2.4 Статистический анализ показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

который связан с обработкой, интерпретацией и использованием эмоциональной информации [1].

Четвертый период (1994-1997 гг.) ознаменовался популяризацией концепта эмоционального интеллекта. Термин стал популярней, а область исследований стала расширяться. Д. Гоулман и его последователи стали изучать эмоциональный интеллект в сфере бизнеса и обучения [56]. В эти годы создается множество методик для его измерения, а также начинают появляться психологические агентства, цель которых развитие эмоционального интеллекта.

С 1998 г. по настоящее время пятый период – прояснение сущности феномена. Предлагается множество вариантов усовершенствования
его концепции, внедрение новых методик измерения, изучение и применение
в различных областях науки и жизни.

Предпосылки введения термина «эмоциональный интеллект»
в отечественную психологию


Идея единства аффекта и интеллекта прослеживается в трудах
Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия,
Б. В. Зейгарник, О. К. Тихомирова. В работе Л. С. Выготского появляется термин «смысловое переживание», развитие которого связывается им со способностью человека к логике чувств, с формированием его обобщенного отношения к себе, к другим, с пониманием своей ценности, благодаря чему появляется ряд сложных личностных образования (самооценка, уровень притязаний и т.д.) [12]. А. Н. Леонтьев показал, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию [2].

С. Л. Рубинштейн предвосхищает идею эмоционального интеллекта: заявляя: «В действительности нужно говорить не просто о единстве эмоций
и интеллекта в жизни личности, но о единстве эмоционального,
или аффективного, и интеллектуального внутри самих эмоций, так же как внутри самого интеллекта» [45, С. 153].

Аналогом понятия «эмоциональный интеллект» можно считать термин
О. К. Тихомирова «эмоциональное мышление». Его исследования доказывают наличие эмоциональной регуляции мыслительной деятельности и тот факт,
что эмоциональная активизация является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности [47].

Роль эмоциональности как предиктора успешности деятельности также изучалась российскими учеными И. В. Пацявичусом, А. Е. Ольшанниковой,

И. А. Переверзевой [2]. А. А. Бодалев, изучая проблему эмоциональных способностей, заметил, что у некоторых людей есть определенная социальная одаренность. Она выражается в своеобразном объединении интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных способностей, являющихся психологической основой успешности их коммуникаций с окружающими [9].

Таким образом, понятие «эмоциональный интеллект» не было представлено в отечественной психологии и было заимствовано, однако сама идея взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов была отражена
в таким терминах, как «смысловое переживание», «обобщение переживаний», «интеллектуализация аффекта» (Л. С. Выготский), «эмоциональное мышление» (О. К. Тихомиров), «эмоциональное воображение» [1].

Как мы видим, развитие конструкта «эмоциональный интеллект» берет свое начало еще в прошлом столетии. Изначально исследователи рассматривали его в рамках социального интеллекта. Постепенно эмоциональный интеллект начинает обособляться в отдельное направление изучения когнитивно-эмоциональной сферы человека. Перейдем к рассмотрению его моделей.

1.1.2 Модели эмоционального интеллекта


Конструкт «эмоциональный интеллект» имеет различные формы
и содержание в зависимости от взгляда исследователя, рассматривающего его.
В широком понимании к эмоциональному интеллекту можно отнести способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются
в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей
(Д. Гоулман, 2001; Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Р. Д. Робертс, 2003; Дж. Мэйер,
П. Саловей, 1997; Д. В. Люсин, 2004) [52].

Авторы статьи «Основные направления исследования эмоционального интеллекта» [52] выделают две альтернативные группы моделей эмоционального интеллекта на основании его измерения.

К первой группе относят модели способностей, определяющие эмоциональный интеллект как набор способностей, которые измеряются
при помощи тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы. Авторами данных моделей являются Дж. Мэйер, П. Саловей, Д. Карузо. К эмоциональному интеллекту они относят когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации.

Альтернативной группой моделей выступают смешанные модели
Д. Гоулмана, Р. Бар-Она и Х. Вайсбаха. Эти модели включают когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания
с трудностями. Измерение эмоционального интеллекта в данной парадигме происходит с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам Авторы смешанных моделей утверждают, что управление эмоциональным состоянием происходит за счет определенного комплекса когнитивных способностей и личностных черт [40; 49; 52].

Проведя анализ литературных источников, мы можем выделить
другую классификацию моделей эмоционального интеллекта на основании выделяемых авторами компонентов:

  • когнитивные модели: процессы познания и управления эмоциями способности, связанные с переработкой эмоциональной информации
    (Дж. Мэйер, П. Саловей и Д. Карузо, А. В. Карпов и А. С. Петровская);

  • личностные модели: внутриличностные и межличностные (социальные) аспекты, связанные с познанием себя и общением с окружающими
    (О. Бар-Он, М. А. Манойлова);

  • смешанные модели: совокупность когнитивных, личностных
    и мотивационных черт (Д. Гоулман, Д. В. Люсин, И. Н. Андреева).


Когнитивные модели

Наиболее известной моделью считается концепция Дж. Мэйера,
П. Саловея и Д. Карузо
– эмоциональный интеллект как модель способностей.
В определении данного конструкта исследователи опираются
на теоретическое положение о единстве интеллекта и эмоций, а также рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального.

В первоначальной модели исследователи определяли эмоциональный интеллект как группу ментальных способностей, способствующих осознанию
и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих [61]. Позднее структура была доработана и под эмоциональным интеллектом стали понимать способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях.
В эмоциональный интеллект авторы включают четыре компонента («ветви»), каждый из которых относится как к собственным эмоциям человека,
так и к эмоциям других людей:

  • различение (идентификация) и выражение эмоций – взаимосвязанные способности к восприятию эмоций, их идентификации, адекватному выражению, различению подлинных эмоций и их имитации по лицевой
    и пантомимической экспрессии, а также по особенностям вокализации;

  • ассимиляция эмоций в мышлении, или фасилитация мышления – способность использовать эмоции для направления внимания
    на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач, использовать колебания настроения как средство анализа различных точек зрения на проблему (используется для повышения эффективности мышления и деятельности);

  • понимание (осмысление) эмоций – способность понимать комплексы эмоций, связи между ними, их причины, переходы от одной эмоции к другой, вербальную информацию об эмоциях (связано с развитием речи
    и логического мышления);

  • управление эмоциями – способность к контролю над эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию собственных эмоций, способность к решению эмоциональных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций (способствует личностному росту
    и улучшению межличностных отношений) [4, С. 53-54; 50].

Компоненты ЭИ выстраиваются в иерархию, уровни которой, по мнению авторов модели, осваиваются в онтогенезе последовательно. Порядок «ветвей» ЭИ определяется степенью, в которой способность интегрирована внутри главных психологических подсистем личности. Так, различение (идентификация) и выражение эмоций («ветвь» 1) и использование эмоций

для повышения эффективности мышления («ветвь» 2) занимают внутри эмоциональной системы относительно обособленное пространство. Напротив, осознанная регуляция эмоций («ветвь» 4) должна быть интегрирована внутри общих планов и целей индивида. Внутри каждой «ветви» существует развивающаяся последовательность умений от основных к более сложным [60].

Отечественные психологи А. В. Карпов и А. С. Петровская изучают эмоциональный интеллект в рамках метакогнитивизма. По мнению авторов, эмоциональный интеллект является метапроцессуальным феноменом, являющимся одновременно когнитивным (с точки зрения познания индивидом своих эмоций и чувств других людей) и регулятивным (позволяющим субъекту регулировать собственные процессы и контролировать эмоции окружающих [26].

Личностные модели

В рамках данной группы моделей рассмотрим модель эмоционально-социального интеллекта Р. Бар-Она. Свою теорию он использовал в 1996 г.
в разработке опросника на измерение эмоционального коэффициента. Согласно Р. Бар-Ону, эмоциональный интеллект – это все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [42, С. 88].

Р. Бар-Он выделяет пять сфер компетентности, которые он отождествляет с пятью компонентами эмоционального интеллекта:

  • познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;

  • навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;

  • способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость;

  • управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль
    за импульсивностью;

  • преобладающее настроение: счастье, оптимизм [4; 53].

Еще одной моделью этой группы является отечественная модель
М. А. Манойловой. По ее мнению, эмоциональный интеллект – это «способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний
и чувств других людей и себя самого» [34, С. 17]. Работу эмоционального интеллекта обеспечивают интеллект, эмоции и воля. При этом воля выступает
в качестве средства подчинения эмоционального интеллектуальному [33].

В структуре эмоционального интеллекта М. А. Манойлова выделяет: внутриличностный и межличностный, или социальный, аспекты.