Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 762

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии

1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»

1.1.2 Модели эмоционального интеллекта

1.2 Подходы к определению групповой сплоченности

1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков

Выводы по главе

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ

2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.2.1 Результаты исследования эмоционального интеллекта по Опроснику эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина

2.2.2 Результаты исследования групповой сплоченности по Тесту для определения индекса групповой сплоченности Сишора

2.2.3 Результаты исследования социометрических статусов по методике Диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено

2.2.4 Статистический анализ показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

2.2.2 Результаты исследования групповой сплоченности по Тесту
для определения индекса групповой сплоченности Сишора


В таблице 3 видно, уровень групповой сплоченности как низкий никто из учеников не оценил, наиболее высоко групповую сплоченность оценил класс «Г». При этом в целом уровень групповой сплоченности школьниками оценивается как выше среднего.

Таблица 3 – Процентное соотношение уровней групповой сплоченности в 9-ых классах

Уровень ГС

Общее (110 человек)

«А» (31 человек)

«Б» (32 человека)

«В» (23 человека)

«Г» (24 человека)

Ниже среднего

6%

6%

3%

9%

4%

Средний

29%

39%

25%

26%

25%

Выше среднего

36%

39%

41%

35%

29%

Высокий

29%

16%

31%

30%

42%


Рассматривая выбираемый уровень групповой сплоченности по полу
в таблице 4, видно, что распределение в выборе не равно. В большем процентном соотношении девочки оценивают уровень групповой сплоченности как средний (34%), в то время как мальчики оценивают его как выше среднего (44%).

Таблица 4 – Процентное соотношение уровней групповой сплоченности и пола

Уровень ГС

Пол

Девочки

Мальчики

Ниже среднего

8%

3%

Средний

34%

25%

Выше среднего

28%

44%

Высокий

30%

28%

Различий в определении уровня групповой сплоченности по полу
в таблице 5 найдено не было.

Таблица 5 - Проверка гипотезы различий
уровней групповой сплоченности по полу

Итоги по проверке гипотезы




Нулевая гипотеза

Критерий

знач.a,b

Решение

1

Распределение ГС является одинаковым для категорий пол.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,370

Нулевая гипотеза принимается.

a. Уровень значимости равен ,050.

b. Выводится асимптотическая значимость.

Таким образом, в целом в опрошенных 9-ых классах преобладает уровень групповой сплоченности выше среднего. Можно предположить, что в классах высокая степень интеграции членов группы, устойчивость и единство межличностных взаимоотношений и взаимодействии. Статистических различий в оценке групповой сплоченности по полу выявлено не было. Хотя в процентном соотношении большинство девочек оценивает уровень групповой сплоченности как средний, а мальчики – как выше среднего.

Можно предположить, что в классе у мальчиков больше дружеского общения, общих интересов, поэтому и уровень групповой сплоченности они оценивают выше. В то время как девочки больше делятся по группам,
а не общаются со всеми членами класса в целом.

2.2.3 Результаты исследования социометрических статусов по методике Диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено


В результате диагностики был определен социометрический статус каждого ученика по двум критериям «учеба» и «дружба».

Рисунок 2, 3 – Соотношение социометрических статусов подростков по критериям «учеба» и «дружба»

На рисунке 2 и 3 видно, что процентное соотношение социометрических статусов подростков по критериям «учеба» и «дружба» практически
не различается. Количество учеников со статусом «звезда»
не изменяется при выборе другого критерия оценки. «Предпочитаемых» становится на 1% больше в критерии «дружба», «принятых» больше в критерии «дружба» на 4%, «пренебрегаемых» и «изолированных» больше по критерию «дружба» на 2% в обоих случаях, а «отвергаемых» подростков на 1% больше
по критерию «учеба».

Таблица 6 – Процентное соотношение социометрических статусов по критерию «учеба» в 9-ых классах

Социометрический статус

Общее (110 человек)

«А» (31 человек)

«Б» (32 человека)

«В» (23 человека)

«Г» (24 человека)

«Звезда»

16%

10%

16%

26%

17%

«Предпочитаемый»

13%

16%

12%

9%

12%

«Принятый»

38%

52%

47%

13%

33%

«Пренебрегаемый»

15%

13%

6%

22%

25%

«Отвергаемый»

15%

10%

16%

22%

13%

«Изолированный»

3%

-

3%

8%

-

В таблице 6 мы видим, что по критерию «учеба» в классе «В» преобладают ученики со статусом «звезда» (26%), при это в этом же в классе большее число «отвергаемых» (22%) и «изолированных» (8%). В остальных классах больший процент социометрических статутов подростков приходится на статус «принятый» (общее – 38%, «А» – 52%, «Б» – 47%, «Г» – 33%). «Изолированных» учеников нет в классах «А» и «Г».


Уровень благополучия считается высоким, если «звезд»
и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «изолированных»; средним, если эти показатели равны; низким, если «звезд»
и «предпочитаемых» меньше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных».

Уровень благополучия во всех классах по критерию «учеба» – высокий. При этом показатель в классе «А» (13%) и «Б» (19%) выше, чем в «В» (5%)
и «Г» (4%). Можно предположить, что наиболее благоприятное соотношение статусов в классе по критерию «учеба», когда «принятых» больше, чем других категорий, а особенно «звезд» и «пренебрегаемых».

Таблица 7 – Процентное соотношение социометрических статусов по критерию «дружба» в 9-ых классах

Социометрический статус

Общее (110 человек)

«А» (31 человек)

«Б» (32 человека)

«В» (23 человека)

«Г» (24 человека)

«Звезда»

16%

23%

16%

14%

12%

«Предпочитаемый»

14%

13%

6%

13%

25%

«Принятый»

34%

29%

50%

30%

21%

«Пренебрегаемый»

17%

22%

10%

13%

25%

«Отвергаемый»

14%

10%

9%

22%

17%

«Изолированный»

5%

3%

9%

8%

-

По критерию «дружба» в таблице 7 видно, что в классах «А», «Б»
и «В» преобладают ученики со статусом «принятый» (29%, 50% и 30% соответственно.). В классе «Г» наибольшее число «предпочитаемых» (25%)
и «пренебрегаемых» (25%). «Изолированных» подростков нет только в классе «Г», а их наибольший процент в классе «Б» (9%).

Уровень благополучия во всех классах по критерию «дружба» – высокий. При этом показатель в классе «А» (11%) выше, чем в «Б» (3%), «В» (6%)

и «Г» (2%). По критерию «учеба» процентные показатели были выше.

Рассматривая социометрические статусы по полу в таблице 8, видно, что по обоим критериям в процентном соотношении статус «принятый»
(48%, 38%) преобладает у девочек, «пренебрегаемый» (16%, 20%)
и «отвергаемый» (14%, 18%) – у мальчиков. При этом по критерию «учеба», статус «звезда» получают больше мальчиков (16%), чем девочек (14%),
а по критерию «дружба» – преобладают девочки (20%).

Таблица 8 – Процентное соотношение социометрических статусов по критериям «учеба» и «дружба» и пола в 9-ых классах

Критерий

Учеба

Дружба

Статус

Пол

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

«Звезда»

14%

16%

20%

14%

«Предпочитаемый»

16%

13%

12%

15%

«Принятый»

48%

28%

38%

30%

«Пренебрегаемый»

12%

16%

14%

20%

«Отвергаемый»

8%

14%

8%

18%

«Изолированный»

2%

3%

8%

3%

Из таблицы 9 видно, что различий в показателях социометрического статуса по критериям «учеба» и «дружба» по полу найдено не было.

Таблица 9 - Проверка гипотезы различий социометрических статусов и пола

Итоги по проверке гипотезы




Нулевая гипотеза

Критерий

знач.a,b

Решение

1

Распределение статус, «учеба» является одинаковым для категорий пол.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,180

Нулевая гипотеза принимается.

2

Распределение статус, «дружба» является одинаковым для категорий пол.

Критерий U Манна-Уитни для независимых выборок

,330

Нулевая гипотеза принимается.

a. Уровень значимости равен ,050.

b. Выводится асимптотическая значимость.