Файл: 1 Содержание деятельности, функции, роль и значение хозяйственной службы в гостиничном сервисе 5.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы деятельности хозяйственной службы гостиничного предприятия
1.1. Содержание деятельности, функции, роль и значение хозяйственной службы в гостиничном сервисе
1.2. Организация деятельности хозяйственной службы гостиничного предприятия
1.3. Операционные стандарты хозяйственной службы гостиничного предприятия
Глава 2. Анализ деятельности хозяйственной службы гостевого дома «Целинбург»
2.1. Организационно-экономическая характеристика гостиничного предприятия
2.2. Анализ управления хозяйственной службой гостиничного предприятия
2.3. Оценка эффективности управления хозяйственной службой гостиничного предприятия
3.1. Разработка мероприятий по оптимизации деятельности хозяйственной службы
Рекомендуется также внедрить проактивную систему закупки расходных материалов для гостиницы.
Во многих компаниях возникает необходимость усовершенствовать последовательность действий по решению конкретных задач в главном направлении производства.
Рассмотрим бизнес-процесс «Закупка расходных материалов», который является вспомогательным процессом, он осуществляет обеспечение основных и вспомогательных процессов гостиницы необходимыми материалами61.
Определим границы процесса. Начало процесса (граница входа) ‒ получение от старшей горничной информации о необходимости пополнения запасов расходников. Заканчивается бизнес-процесс учетом закупленных материалов в информационной системе.
Перспектива ресурсов – это набор исполнителей, который в рассматриваемом процессе включает старшую горничную, администратора, бухгалтера и кладовщика.
Перспектива ресурсов представлена на рисунке 18.
Рисунок 18 - Перспектива ресурсов бизнес-процесса «Закупка расходных материалов»
Поток данных процесса описывает бизнес-правила передачи информации, необходимой для выполнения операций, а также зоны ответственности во вводе необходимых данных. Перспектива данных (набор внутренних переменных) представлена на рисунке 19.
Рисунок 19 - Перспектива данных бизнес-процесса «Закупка расходных материалов»
Перспектива операций включает также автоматизированные операции, выполняемые информационной системой. В workflow-системе это реализуется с помощью задач сценариев. Часть операций выполняется в отдельных сценариях повторно, это связано с зонами ответственности в бизнес-правилах последующих исполнителей, которые вносят исправления в ранее созданные в процессе документы, если обнаруживают несоответствие с регламентами, бюджетами, контрольными значениями (таблица 17).
Таблица 17
Этапы процесса закупки
Операция | Исполнитель | Переменные (ввод, вывод, коррекция) | Сценарий | ||
1 | 2 | 3 | |||
Ввод данных | Старшая горничная | Ввод переменных: количество товара, текущая дата, сроки поставки | + | + | + |
Формирование листа заказа | Информационная система | | + | + | + |
Проверка запроса на приобретение товаров | Администратор | Ввод переменных: комментарий администратора. Вывод переменных: файл - лист заказа | + | ++ | + |
Корректировать данные | Старшая горничная | Коррекция: файл-лист заказа Вывод переменных: комментарий администратора | | + | |
Получить договор от поставщика | Администратор | | + | + | + |
Визирование договора | Бухгалтер | | + | + | + |
Принять товар | Кладовщик | | + | + | ++ |
Проверить товар на соответствие с листом заказа | Кладовщик | Вывод переменных: файл-лист заказа | + | + | ++ |
Продолжение таблицы 17
Операция | Исполнитель | Переменные (ввод, вывод, коррекция) | Сценарий | ||
1 | 2 | 3 | |||
Повторно запросить заказ | Администратор | | | | + |
Оплатить счет за поставку | Бухгалтер | | + | + | + |
Добавить расходные материалы в систему гостиницы | Администратор | | + | + | + |
Перспектива управления исполнимого бизнес-процесса «Закупка расходных материалов» представлена на рисунке 20.
Рисунок 20 - Перспектива управления
Старшая горничная после проверки склада для расходных материалов запускает бизнес-процесс на выполнение. Формируется лист заказа, в котором указываются количество необходимого товара и сроки поставки (рисунок 21).
Рисунок 21 - Стартовая форма
В процессе присутствуют две задачи сценария, исполнителями которых являются боты. Задача сценария ‒ это элемент BPMN, при прохождении через который точки управления выполняется заранее определенный алгоритм действий. Первая задача сценария ‒ «Определение текущей даты» (рисунок 22). Здесь в качестве обработчика используется метод «Выполнить формулу». Функция current_date определяет текущую дату и сохраняет результат в переменную «Текущая дата».
Рисунок 22 - Первая задача сценария
Следующая задача сценария формирует файл листа заказа (рисунок 23). В качестве класса обработчика выбирается метод «Word: Формирование документа DOCX используя шаблон».
Рисунок 23 - Вторая задача сценария
Данные, которые ввела старшая горничная, передаются администратору (рисунок 24). Ветвление реализовано с помощью выбора условий (кнопки «Есть замечания» и «Нет замечаний»).
Рисунок 24 - Запрос на приобретение расходных материалов
Администратор в свою очередь проверяет лист заказа и в случае необходимости оставляет комментарий (рисунок 25).
Рисунок 25 - Вариант заполненного листа заказа
Исполнимый бизнес-процесс далее имеет три варианта развития событий:
Сценарий 1. Администратор соглашается с листом заказа, взаимодействует вне системы с поставщиком, получает от поставщика договор, который направляется бухгалтеру для согласования. Процесс находится в режиме ожидания поставки. В момент поставки кладовщик принимает товар и при проверке не обнаруживает проблем. Бухгалтер оплачивает счет. Администратор добавляет расходные материалы в систему гостиницы.
Сценарий 2. Администратор выявляет неточности, связанные с листом заказа. Старшая горничная получает комментарий администратора с заданием редактировать файл. После этого администратор вновь получает файл на повторное рассмотрение. Далее исполнение процесса протекает в соответствии с первым сценарием.
Сценарий 3. Администратор соглашается с листом заказа. После администратор получает договор от поставщика и бухгалтер визирует договор. При принятии товара кладовщик в соответствии с заявкой обнаруживает недостачу и/или брак в расходных материалах, администратор запрашивает нужный товар повторно и после поставки новых и недостающих расходных материалов вносит товар в систему. Бухгалтер оплачивает счет.
Как можно заметить, бизнес-процесс «Закупка расходных материалов» может происходить по трем сценариям, причем все сценарии заканчиваются успешно, но на их исполнение затрачивается различное количество времени. В одном случае дополнительное время требуется в связи с тем, что у администратора есть некоторые замечания по поводу листа заказа, в другом случае из-за проблем, связанных с принятием товара (брак/недостача). Для того чтобы понять, как оптимизировать данный процесс, необходимо ввести метрики эффективности и результативности исполнения, т.е. показатели продолжительности, стоимости и качества.
Таблица 18 не только регистрирует тривиальные выводы, что сценарий 1 является самым оптимальным по времени, а сценарий 2 и сценарий 3 ‒ более продолжительные, но и позволяет понять, насколько существенны потери времени в неоптимальных сценариях, есть ли смысл в оптимизации или расходы на ее проведение нецелесообразны, тем более что оптимизация может касаться не только самого процесса, но и его окружения.
Таблица 18
Этапы процесса закупки расходных материалов
Операция | Продолжитель-ность, ч | Сценарии | ||
1 | 2 | 3 | ||
Ввод данных | 1/12 | + | + | + |
Проверка запроса на приобретение товаров | 1/4 | + | ++ | + |
Корректировать данные | 7/60 | | + | |
Получить договор от поставщика | 1,5 | + | + | + |
Визирование договора | 1/12 | + | + | + |
Принять товар | 3 дня 1/2 | + | + | ++ |
Проверить товар на соответствие с листом заказа | 1/4 | + | + | ++ |
Повторно запросить заказ | 1/6 | | | + |
Оплатить счет за поставку | 1/6 | + | + | + |
Добавить расходные материалы в систему гостиницы | 1/12 | + | + | + |
Итого: | | 3 дня и 2 часа 50 минут | 3 дня и 3 часа 28 минут | 6 дней и 3 часа 55 минут |
Привязка к длительности операций стоимостных показателей, а также анализ в разрезе нормативных и фактических значений показателей позволяют оценить, насколько велико отклонение и достижимы ли нормативы при текущей организации процесса (таблица 19).
Таблица 19
Время и стоимость операций по закупке расходных материалов
Операция | Исполнитель | Часовая ставка | Время операций, ч | Стоимость операций, руб. | ||
нормативное | фактическое | нормативная | фактическая | |||
Ввод данных | Старшая горничная | 200 | 1/20 | 1/12 | 10 | 50/3 |
Проверка запроса на приобретение товаров | Администратор | 300 | 1/6 | 1/4 | 50 | 75 |
Корректировать данные | Старшая горничная | 200 | 1/12 | 7/60 | 50/3 | 70/3 |
Получить договор от поставщика | Администратор | 300 | 1 | 1,5 | 300 | 450 |
Визирование договора | Бухгалтер | 250 | 1/20 | 1/12 | 25/2 | 125/6 |
Принять товар | Кладовщик | 150 | 2 дня 1/3 | 3 дня 1/2 | 50 | 75 |
Продолжение таблицы 19
Операция | Исполнитель | Часовая ставка | Время операций, ч | Стоимость операций, руб. | ||
нормативное | фактическое | нормативная | фактическая | |||
Проверить товар на соответствие с листом заказа | Кладовщик | 150 | 1/6 | 1/4 | 25 | 75/2 |
Повторно запросить заказ | Администратор | 300 | 1/12 | 1/6 | 25 | 50 |
Оплатить счет за поставку | Бухгалтер | 250 | 1/12 | 1/6 | 125/6 | 125/3 |
Добавить расходные материалы в систему гостиницы | Администратор | 300 | 1/20 | 1/12 | 15 | 25 |
Итого: | | | 2 дня и 2 часа | 3 дня и 3 часа 20 минут | 525 руб. | 802,5 руб. |
Если стоимость и длительность – это показатели эффективности процесса (показатели операций), то качество исполнимого бизнес-процесса связано с результативностью, т.е. завершаются ли отдельные операции и весь процесс в целом целевым результатом или операции эффективно (т.е. быстро и дешево) работают вхолостую. Было предложено пять показателей качества (таблица 20). Отклонения в показателях качества свидетельствуют о проблемах с результатами процесса.
Таблица 20
Отклонения в показателях качества
Название показателя | Нормативное значение | Фактическое значение | Отклонение |
Неверно указываются позиции заказа (ошибка в наименованиях) | Не более 1 раза | 2 | 1 |
Возврат листа заказа старшей горничной | Не более 1 раза | 2 | 1 |
Соответствие товара и листа заказа | 100 % | 95 % | 5 % |
Сроки поставки | 2 дня | 3 дня | 1 день |
Количество повторных запросов на поставку (в связи с бракованным товаром или отсутствием товара) | Не более 1 раза | 2 | 1 |