ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Уметь заинтересовать собеседника предметом разговора.

Проявить внимание к партнеру, его действиям: поблагодарить за беседу, выразить удовлетворение результатами беседы, общения, продемонстрировать заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве.

Эффект обратной связи. В процессе общения мы не только воздействуем, но и взаимодействуем, поэтому важно уметь устанавливать обратную связь. Почему обратная связь так важна в формировании имиджа? Прежде всего, потому, что по каналам обратной связи мы определяем, какое впечатление производит на собеседников наша речь, наш внешний вид. Получение информации по каналам обратной связи должно использоваться: 1) с целью корректировки восприятия нашего имиджа; 2) с целью изменения действий, поступков, управления; 3) с целью совершенствования навыков и умений делового повседневного общения.Каждый человек заинтересованный во взаимопонимании и взаимодействии с другими людьми стремится найти лучший способ выражения своих мыслей, лучший способ установления контакта используя как вербальные, так и невербальные средства общения.Типичные черты обаятельного человека: эрудиция, профессионализм; остроумие, развитое чувство юмора; культура речи; способность к психологическому заражению; умение вести полемику; психологическая защищенность; неординарная личность.Выводы. Как видим, технология создания имиджа довольно сложна и требует определенных знаний и навыков. Для руководителя имидж – важная составная часть культуры делового общения. Управленцу, руководителю любого уровня необходим деловой имидж, как средство демонстрации деловых и личностных качеств. Имидж – это прежде всего создание своего профессионального лица; Технология создания имиджа заключается в познании собственных сильных и слабых сторон и дальнейшем фокусировании на своих достоинствах, в самореализации своего потенциала.Деловой имидж необходимо строить на вашем настоящем, внутреннем «Я», окружающие должны видеть вас такого, каким вы являетесь на самом деле, а не искусственную модификацию вашей личности. Именно от внутренних качеств зависят репутация, авторитет, популярность. Контрольные Вопросы Дайте характеристику понятия имиджа. Раскройте содержание функций имиджа. Охарактеризуйте техники формирования имиджа. ЗаключениеВ заключении хотелось бы подчеркнуть значение технологии делового общения как особого вида деятельности, без которого трудно стать хорошим специалистом, профессионалом, от владения которым зависит успех и карьера. Умение строить отношения с людьми – это показатель профессионального мастерства. У людей, которые владеют технологией делового общения, адекватная, высокая самооценка, хорошая социальная адаптация, умелая демонстрация лучших личностно-деловых качеств: профессионализм (знание дела и умение его делать), гармоничное взаимодействие с другими людьми, способность к открытому типу диалога, признание значимости другой личности, умение владеть словом, привлекательная внешность, влияние на других людей. Эффективность технологий и техник определяется тем, насколько человек владеет этими знаниями и умеет ими пользоваться на практике. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Основные коммуникативные умения в профессиональной деятельности управленца: умение выбрать способ, стиль общения, отвечающий индивидуальным особенностям личности; потребностям и ожиданиям группы людей, массовой аудитории, гармонично используя вербальные и невербальные средства общения; умение анализировать и прогнозировать поступки и поведение своих собеседников; умение должным образом представить свои идеи, предложения – высокий уровень речевого развития; умение создать атмосферу взаимного доверия, вызвать чувство симпатии; умение обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов, если они кажутся несостоятельными; умение деликатно, ненавязчиво подвести собеседника к принятию оптимального решения, к согласию с вашей точкой зрения; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей. Часто на тренинге обучающиеся в ответ на предложение поучаствовать в игре, отвечают отказом, мотивируя его тем, что «я не умею, я лучше поучусь, посмотрю на других». Конечно, можно учиться на опыте других, но хорошо что-то делать можно только обретя собственный опыт в процессе постоянных тренировок, упражнений. Никто не достиг успеха ни в одном деле без постоянной практики, тренировки. Не отчаивайтесь, если с первой попытки вам что-то не удалось, не опускайте руки, тренируйтесь, выступайте и вскоре вы обретете умение, которое сможет изменить вашу жизнь. Способность хорошо говорить, доносить информацию, убеждать, заинтересовывать, мотивировать и вдохновлять – одно из самых востребованных качеств управленца. Профессиональное общение предполагает не поиск легкой и эффективной техники воздействия, а постоянное самопознание, саморазвитие. Ни методы, ни способы, ни сам человек не могут оставаться неизменными. Постоянно совершенствуйте свое мастерство. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Шепель В.М. Управленческая антропология. – М., 2000.


В основе всегда лежит противоречие между чем-то имеющимся и чем-то желательным для каждого участника конфликта

Субъективные причины, как правило, связаны с психологическими особенностями людей, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Они не идут на компромиссное решение проблемы, не уступают, не уходят от конфликта, а выбирают стратегию противодействия. Они добиваются своего в ущерб другим, разрушают доверие к себе окружающих. Порой достигают желаемого, однако тем самым нередко настраивают людей против себя. При случае люди платят ему той же монетой. Изощренный агрессор производит несимпатичное, неприятное впечатление, люди стараются уклоняться от контактов с ним.

В общении с таким человеком – "конфликтоносителем" руководитель в первую очередь должен продемонстрировать психологическую защищенность (я готов открыто и спокойно обсуждать любую проблему), прилюдно обсудить и проанализировать мотивации действий сотрудника. Причем, предвосхищая тему разговора, можно занять преимущественное положение и управлять им. Здесь даже жесткие принципы защиты оправданы, особенно если не вы - виновник ситуации.

Конструктивное разрешение подобной ситуации во многом зависит от позиции руководителя, от его умений "гасить" эмоции, использовать рациональное убеждение, мягкую тактику.

Руководитель должен уметь анализировать возникающие сложные ситуации по "тонким сигналам" – по изменению эмоционального фона, микроритма общения, объема циркулирующей информации.

В конфликте всегда вспыхивают эмоции и они как элементы нашего подсознания, меньше всего поддаются управлению. Более того, нередко попытки оказать успокаивающее воздействие на эмоции в пылу спора оказывают обратный эффект.

Характеристика конфликтоносителей:

  1. Чаще всего озабочены тем, как люди обращаются с ними и меньше всего тем, как они должны обращается с другими; оценка поведения, поступков других исходят лишь из собственных мерок, возможно далеких от совершенства. Но трудно идти по жизни, опираясь на посошок, сделанный по мерке совершенства.

  2. Они постоянно находятся в состоянии раздражения, критики, никогда не воспринимают ситуацию, проблему такой, какая она есть на самом деле, а выискивают или искусственно создают лишь негативные моменты.

  3. Это, как правило, люди с гипертрофированным чувством собственного превосходства, вечно в поиске "врага", играющие роль прокурора или "хронических обвинителей".

  4. Никогда до конца не бывают открытыми и откровенными, хотя требуют этого от других. Трудно спрогнозировать их действия и поступки, так как они играют в "да – но". Собеседник расслабляется и попадает в их сети, потому что они думают одно, говорят другое, а поступают по третьему.


Подобный тип людей постоянно находится в состоянии эмоционального накала, они, как "заряд", способны взрываться, когда происходит накопление отрицательных эмоций или что-то вопреки их воле и желанию. Их поведение подрывает основы доверия людей друг к другу. Особенно опасно, когда такой тип -руководитель. Комфортной обстановки в коллективе никогда не будет.

Стереотипы поведения конфликтного человека:

  • отступление – молчание, отсутствие увлеченности, обособление;

  • внешний вид – напряженная поза, мимика, выражение иронии, презрения, металлический голос;

  • приведение в замешательство – неожиданные вопросы, ответы, неадекватное поведение;

  • жесткий формализм – формальная вежливость, установление норм, буквоедство, слежение за другими;

  • поиск виноватых – самобичевание, ложная скромность, обвинение коллектива или отдельных его членов;

  • навязывание собственной точки зрения, своих вариантов, не считаясь с мнениями других людей;

  • тенденциозность в подборе фактов;

  • отказ от обсуждения ситуации, если она не в его пользу;

  • сталкивание членов коллектива друг с другом – использование приема «разделяй и властвуй»;

  • просчитывание ситуации.

В общении с человеком, конфликтным по своей сути, не пытайтесь переубедить, доказать, что он ошибается, что все на самом деле не так (было, есть), что у вас были совсем другие намерения, цели.  Бесполезно. Он никогда не примет ваших объяснений, т.к. на этот счет у него уже сложилось свое собственное мнение, и он получил удовлетворение – "нашел врага".

Тактика общения с конфликтными людьми предполагает:

знание их запросов, потребностей, интересов и возможных способов удовлетворения их; активное слушание; управление своими эмоциями (умение скрыть возникающее раздражение), частичное соглашение; использование юмора и искусства дипломатии (хотя естественно желание каждого сохранить чувство собственного достоинства и независимости, но цель оправдывает средства). Такая тактика помогает снять агрессию, найти приемлемые, компромиссные решения, достигнуть общего согласия и, наконец, сохранить здоровье.

Подбирая аргументы, учитывайте, что имеете дело не только с логично рассуждающим созданием, но и с человеком, движимым в своих поступках гордыней, тщеславием, властолюбием.

Факторы, порождающие искажение восприятия конфликтной ситуации:



  • состояние стресса – затрудняет мышление, упрощает восприятие;

  • высокий уровень негативных эмоций – ведет к резкому увеличению искажения восприятия ситуации;

  • уровень информированности участников друг о друге – чем меньше информации о другом имеется у оппонента, тем больше он домысливает и "достраивает" недостающие фрагменты информации, формируя образ конфликтной ситуации;

  • личности с низким когнитивным (уровень познания) развитием оценивают ситуацию поверхностно, их оценки носят крайне низкий характер;

  • неумение предвидеть последствия, неспособность правильно оценить и спрогнозировать развитие конфликта;

  • чем более жизненно важные мотивы и потребности личности затрагиваются в конфликте, тем выше вероятность искажения восприятия;

  • негативная установка на оппонента, сформировавшаяся в доконфликтный период отношений, служит своеобразным фильтром для адекватного восприятия.

Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.

Стили поведения в конфликтной ситуации: конкуренции, сотрудничество, компромисс, уклонения, приспособления.

Техники саморегуляции в конфликтной ситуации.

Управление эмоциональным состоянием в межличностных и внутриличностных конфликтах: спокойно разберитесь в сути происшедшего, не спешите с выводами, оценками.

Используйте тактику конструктивных вопросов.

1. ЧТО произошло? Это "катастрофа" или лишь одна из неприятностей?

Вам сказали очень неприятное?

Вас обвинили, а вы чувствуете себя невиновным?

Не оценили вашу работу?

Вас увольняют по сокращению штата?

Вас не понимают?

Предложили желаемую должность не вам, а другому?

Да, все это неприятно, но мы уже говорили о том, что это неизбежные явления в производственных отношениях. Если вам кажется, что сегодня выхода из ситуации нет, то знайте, что жизнь сама подскажет вам выход. Но сознательная работа над собой, над своими чувствами, позволит быстрее найти этот выход и с наименьшими потерями.

Если суть конфликта не ясна, то задайте себе другой вопрос.

2. ПОЧЕМУ это произошло?

Научитесь смотреть на проблему со стороны, ничего в ней не приукрашивая и не жалея себя. Для того, чтобы избежать конфликта в будущем, важно уметь увидеть, понять, оценить свои действия и даже свою вину в произошедшей ситуации. В конфликте никогда не бывает виноват кто-то один. Откажитесь от "иллюзии собственного благородства", когда сам человек в ситуации конфликта объясняет свою роль и поведение с позиций благой цели, а другим приписывает деструктивную роль. Но с позиции других людей все может выглядеть наоборот.


Проанализировав причины конфликтной ситуации, осознав свой вклад в ее образование, ошибки в поведении, попробуйте извлечь из нее позитивное, т.е. урок и отнеситесь к проблеме как приобретению положительного опыта.

Направьте свою энергию на то, чтобы разрешить проблему и разрядить напряженную атмосферу.

3. ЧТО я хочу изменить?

4. ЧТО мне нужно сделать, для того, чтобы изменить ситуацию и расстаться с этим чувством гнева, обиды?

Переведите негативные мысли в созидательные. Найдите положительную альтернативу негативному состоянию. В то же время, нельзя блокировать отрицательные эмоции, они должны иметь выход. Чем больше неразрешенных эмоций из прошлого, тем меньше мы к контакте с настоящим.

После того, как страсти угаснут, люди ругают себя и вспоминают и про разум, и про советы о том, что надо было действовать по-другому. Наши стереотипные привычки и реакции на слова и действия человека в стрессовой ситуации всегда побеждают благое намерение следовать мудрому совету. Это самое большое препятствие внутри каждого из нас.

Но привычки – это всего лишь образ мыслей и его можно менять. Для этого нужно научиться управлять собой, стать более уверенным в себе и перестать бояться делать ошибки.

Технологические способы общения в конфликтной ситуации.

Уметь определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые: были бы адекватны характеру и данной причине; учитывали психологические особенности лиц, вовлеченных в нее; носили бы конструктивный характер.

  1. Важно уметь создать атмосферу взаимного доверия, уважения, сочетающуюся с разумной требовательностью.

  2. Признание за подчиненным, коллегой права на собственную точку зрения, права быть таким, каков он есть.

  3. Проявление эмпатии (сопереживание, сочувствие) во взаимных контактах, недопущение предвзятости, предубеждений, необоснованных претензий.

  4. Контроль за своим поведением, интонацией; не подливайте масла в огонь своей несдержанностью.

  5. Умение слушать и слышать другого, следуя восточной поговорке: « слушай, что говорят люди, но понимай, что они при этом чувствуют». При слушании необходимо вникать в суть вопросов, суждений, отвечать на них, а не на свои собственные мысли. Слушать с сочувствием, какими бы отрицательными эмоциями вы бы не были охвачены, отделите себя от них. Слушать внимательно, не делая оценок. Это наилучший способ дать человеку возможность высказать то, что он в действительности думает, и выразить те эмоции, которые могут препятствовать решению проблемы. Методы слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

  6. Открыто обсуждать неверные суждения, действия другого человека, не носить "камень за пазухой", не сплетничать, не вовлекать в обсуждение людей, не имеющих к данной ситуации никакого отношения.

  7. Не проявляйте эгоцентризма – желания найти у партнера понимания лишь тех проблем, которые волнуют вас самих.

  8. Терпение – терпимость состоит в том, чтобы без раздражения переносить недостатки других, у нас они тоже есть.

  9. Способность к компромиссу – уметь достигать согласия как при схожих, так и различных мнениях, не разжигайте костра страстей.

  10. Умение держать паузу. Пауза – способ сохранения эмоциональной сдержанности , магическое средство, позволяющее сохранять контроль над собой в критические моменты общения. Пауза эффективна: а) когда собеседник находится в раздражительном состоянии, дайте возможность выплеснуть наболевшее, а затем направьте беседу в нужное вам русло; б) дайте возможность собеседнику сосредоточить внимание, осмыслить сказанное; в) необходима психологическая разрядка.

  11. Использование невербальных средств общения – мимики, жестов, позы, голоса. От того, как человек говорит (интонация, тембр голоса), как ведет себя (поза, мимика, жесты) формируется и наше отношение к нему и установка нашего восприятия, а значит и дальнейшие отношения.

  12. Стремиться улучшить отношения и расширить общение.

  13. Реально оцените свои шансы в создавшейся ситуации и возможности, которыми вы реально располагаете.


Конфликт считается разрешенным, когда противостоящие стороны признают, что вскрыты и устранены причины разногласий и столкновений.

Не позволяйте спровоцировать себя на мелкие конфликты, чтобы они затем не переросли в большой конфликт. Для этого необходимо научиться управлять коммуникацией в жестких условиях взаимодействия, знать собственные "эмоционально пробиваемые точки" и быть готовым к защите.

Испытываете ли Вы стрессы на работе? Как часто приведенные ниже факторы мешают Вам трудиться? Попробуйте определить это с помощью теста. Ответ "никогда, такого не бывает" оценивается в 1 балл, "редко" – в 2 балла, "иногда" – в 3, "часто" – в 4, и "всегда" – в 5 баллов.

  1. Работающие с Вами люди знают, что от Вас можно ждать чего угодно.

  2. Вы убеждены, что делаете не то, что нужно.

  3. Вы чувствуете, что не в состоянии удовлетворять разноречивые требования вышестоящих руководителей.

  4. Вы ощущаете перегрузку.

  5. Чтобы сделать работу как следует, Вам необходимо гораздо больше времени.

  6. Вы чувствуете, что работа отражается на личной жизни.

  7. Вы часто не знаете, какое задание Вам дадут.

  8. Вы чувствуете, что для исполнения работы Вам недостает власти.

  9. Вы чувствуете, что не можете переварить всю необходимую вам информацию.

  10. Вы не знаете, как Вас оценивает Ваш начальник.

  11. Вы не в состоянии предугадать реакций вышестоящих начальников.

  12. Ваши взгляды коренным образом расходятся со взглядами Вашего начальника.

Результаты

Общий бал по всему тексту может быть от 12 до 60 очков Показатель свыше 36 свидетельствует о том, что Ваша работа изобилует стрессогенными факторами. Подумайте, как смягчить вредное воздействие стресса.

Контрольные вопросы.

  1. Какие виды конфликтов наиболее часто возникают в управленческой деятельности?

  2. Каковы основные причины возникновения конфликта?

  3. Какие характеристики конфликтного человека вы можете привести?

  4. Как проявляются стереотипы поведения конфликтного человека?

  5. В чем заключается техника саморегуляции?

  6. Какие техники взаимодействия в конфликтной ситуации вы считаете наиболее эффективными?