Файл: И. Т. Касавиндоктор филос наук, чл корр. Ран б. Г. Юдин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

77 4.2. Эволюция мышления
На протяжении 500 млн. лет биологическая эволюция организмов, обладающих нервной системой, шла преимущественно по пути нако- пления адаптивно ценных морфологических изменений в мозге, т.е. носила характер
нейроэволюции. Эволюция нейронных структур мозга обеспечивала своего рода обновляемую материальную «элементную базу» для
когнитивной эволюции, для эволюции когнитивных способ- ностей животных. Она порождала и генетически закрепляла селектив- ные преимущества, связанные с выполнением когнитивных функций, которые в относительно большей мере способствовали адаптации и выживанию живых существ.
В течение многих веков теологи и философы отождествляли мыш- ление исключительно с человеческим вербальным мышлением. Все животные (за исключением, естественно, человека как ближайшего
«подобия» Бога) рассматривались как своего рода живые автоматы
(Декарт), способные лишь к неальтернативному поведению, которое однозначно управляется их биологическими инстинктами. Только в первой половине XX в. благодаря исследованиям форм поведения животных, возникающих в результате научения, было обнаружено, что в отличие от простых устройств, преобразующих информацию
(например, старого радиоприемника или телевизора, не снабженных интеллектуальным устройством), они обладают
интенциональными
состояниями, т.е. состояниями перцептивной уверенности, которые имеют некоторое пропозициональное содержание.
Перцептивная уверенность предполагает способность
различать эквивалентные в информационном отношении сообщения и
от-
давать предпочтение одним альтернативам, а не другим, т.е. способ- ность к
выбору альтернативных вариантов поведения. Однако схема
(план) возможного поведения должна предварительно генерировать- ся когнитивной системой организмов в результате осуществления каких-то мыслительных операций. С этой точки зрения животные действительно обладают когнитивной способностью к мыслительным актам,
информационно эквивалентным актам суждения. Мышление (в самом общем плане) — это процесс манипулирования (оперирова- ния) внутренними мысленными репрезентациями (перцептивными и символьными), который протекает в кратковременной памяти (с использованием ресурсов долговременной памяти) и приводит к воз- никновению новой мысленной репрезентации, позволяющей решить некоторую проблему (проблемную ситуацию) или задачу на когни- тивном уровне. Мышление может целенаправленно управляться цен-


78
трами, сопряженными с самовосприятием (или сознанием). Руковод- ствуясь обнаруженным смыслом (пониманием) проблемы, эти центры запускают соответствующие когнитивные программы и их комплексы, обеспечивающие направляемую мыслительными стратегиями пере- работку (преобразование) когнитивной информации. В отличие от людей животные могут манипулировать (оперировать) только невер- бальными внутренними репрезентациями, использующими различные перцептивные и знаковые коды.
4.2.1. Перцептивное мышление
Важнейшим событием когнитивной эволюции оказалось воз- никновение перцептивного мышления. Филогенетически неразвитые формы этого мышления скорее всего порождались как своего рода
«встроенное» в механизмы восприятия дополнительное программное обеспечение, увеличивающее приспособленность, адаптацию организ- мов. Первоначально перцептивное мышление не было обособлено от восприятия и действий животных — результаты мыслительных актов трансформируют поле восприятия и непосредственно реализуются в моторные акты.
Восприятие (даже если оно тесно интегрировано с когнитивными структурами, обеспечивающими, например, распознавание образов, запоминание, обучение, работу внимания и т.п.) всегда остается по- следовательностью перцептивных образов, относящихся только к текущей ситуации. Изменения этой ситуации может потребовать ответной реакции организма, внесения в его поведение корректив, необходимых для выживания. Понятно, что задача адаптивного из- менения поведения сначала должна быть решена на управляющем, когнитивном (информационном) уровне. Только после этого по- лученное информационное решение проблемы, выступая в качестве внутренней интенции организма к действию, может автоматически, практически мгновенно реализоваться в моторные акты. Однако ин- формационный выбор предполагает определенное
понимание, обна- ружение смысла проблемы (проблемной ситуации) или задачи. Таким образом, возникновение перцептивного мышления у организмов, обладавших нервной системой, означало, что эти организмы обрели когнитивную способность к пониманию (первоначально, видимо, весьма ограниченную).
Понимание — это комплекс мыслительных опе-
раций, обеспечивающих соотнесение когнитивной информации, созданной
на основе сигналов внешней среды, с когнитивной информацией о себе (по-
лучаемой в результате самовосприятия или самоосознавания, если речь


79
идет о человеке), обнаружение (выявление) смысла проблемы, проблемной
ситуации и включение его в структуры смысловых связей и отношений, в
систему взаимосвязанных ментальных репрезентаций — перцептивных
образов, сценариев, представлений, знаков, символов и т.д., обладающих
пропозициональным содержанием (смыслом). Таким образом, только благодаря соотнесению сенсорно воспринимаемых данных из окру- жающей среды с когнитивной информацией о себе организмы оказы- ваются в состоянии обнаружить и понять смыслы своих перцептивных образов. А это, в свою очередь, позволяет их центрам управления запустить мыслительные процессы и, основываясь на полученных результатах, внести коррективы в поведение, имеющие решающее зна- чение для выживания. Эти центры, сопряженные с самовосприятием животных, запускают также работу когнитивных структур, ответствен- ных за
внимание. Внимание проявляется в концентрации когнитивных способностей на воспринимаемых и мыслимых событиях.
Итак, первоначально оперативные возможности перцептивного мышления скорее всего были крайне ограничены. В его функции главным образом входило выявление смысла проблемной ситуации
(или задачи), которое позволяло организму (на уровне собственной когнитивной системы) принимать решение о запуске программ транс- формации и переструктурирования воспринимаемых перцептивных образов в кратковременной памяти (а соответственно, и поля вос- приятия) с целью нахождения ее мысленного решения. Переструктури- рованный перцептивный образ служит на когнитивном уровне целью последующих действий организмов — их центры отдают команды и запускают программы, управляющие моторными действиями, поведе- нием. Животное оказывается в состоянии практически одновременно воспринимать, мыслить и действовать сообразно возникающим в текущей ситуации проблемам. Кроме того, переструктурированные перцептивные образы вместе с информацией, извлеченной из кине- стетических самовосприятий, могут быть запомнены и сохранены в долговременной памяти как
стереотипный поведенческий сценарий,
схемы будущих действий в сходных проблемных ситуациях. (Другими словами, при достаточном развитии когнитивных структур долговре- менной памяти может иметь место обучение.) Конечно, благодаря появлению перцептивного мышления животные получили бесспорные адаптивные преимущества и дополнительные шансы на выживание.
Соответствующие когнитивные программы и их комплексы оказались генетически закрепленными в геноме популяций благодаря механиз- мами естественного отбора.


80
Несмотря на огромную эволюционную дистанцию между пер- цептивным мышлением животных и пространственно-образным мышлением людей последнее аккумулирует и прочно сохраняет замечательные достижения предшествующих этапов когнитивной эволюции. Наше пространственно-образное мышление также может эффективно работать в тесной интеграции с восприятием текущей ситуации и практическими действиями как единый, управляемый сознанием комплекс. В повседневной жизни людей громадную роль играет
визуальное мышление, позволяющее нам (нередко даже без сколь-либо существенного участия сознательного контроля) с по- мощью визуальных операций трансформировать и переструктуриро- вать в кратковременной памяти элементы зрительных образов (и их последовательностей — сценариев) с целью нахождения мысленного решения проблемных ситуаций. Найденные мысленные решения немедленно реализуются в моторные акты, в действия, как это имеет место, например, в процессе управления движением автомобиля или самолета в сложной обстановке.
В ходе дальнейшей биологической и когнитивной эволюции воз- никают новые когнитивные структуры, управляющие перцептивным мышлением, которые относительно обособлены от структур восприя- тия текущей ситуации. Не исключено, что генерация таких структур в когнитивной системе организмов оказалась вопросом их адаптации и выживания в новых условиях окружающей среды. Дело в том, что возможности мысленного манипулирования элементами перцептив- ных образов, трансформация и переструктурирование последних в кратковременной памяти ограничены их огромной информационной емкостью как формата, адаптированного к репрезентации лишь непо- средственно воспринимаемых объектов и текущих ситуаций. Объем кратковременной памяти, а потому и количество параллельно перера- батываемой в ней одновременно когнитивной информации имеет есте- ственные пределы. Избыточность объема информации, подлежащей мысленному манипулированию в кратковременной памяти, влечет за собой резкое «торможение» процессов ее переработки, а следовательно, и увеличение времени реакции, необходимой для принятия решения
25
А это может иметь важные негативные последствия для животных, так как ограничения на когнитивном уровне обязательно проявляются в их поведении, снижают их приспособленность, а соответственно, и шансы на выживание.
Эта когнитивная проблема, непосредственно влияющая на при- способленность организмов, видимо, была решена в ходе их эволю- ции путем генерации когнитивных программ, которые обеспечили


81
отбор, абстрагирование и буферизацию содержащейся в перцептивных образах селективно ценной информации. Используя эту информа- цию, когнитивные структуры оказались в состоянии генерировать в кратковременной памяти абстрактные мысленные репрезента- ции —
перцептивные представления (своего рода «описания») объ- ектов и ситуаций, отсутствующих в поле восприятия. Понятно, что такие абстрактные представления уже не могут быть локализованы в когнитивном пространстве восприятия, а только в
воображаемой пространственно-образной модели окружающей среды. Поэтому в когнитивной системе животных должны были произойти программные и генетические изменения, которые обеспечили дифференциацию формирующейся в результате мыслительных актов интенции к дей- ствию от ее непосредственного, автоматического перевода в моторные акты. В итоге произошло «освобождение места» для воображаемого пространства, и животные оказались способными мысленно «видеть» репрезентируемый перцептивным представлением объект (событие), которого нет в поле восприятия. Результаты мысленного «видения» предоставляют достаточно исчерпывающую когнитивную информа- цию для принятия животным решения о том, есть ли необходимость их реализации в моторные акты или нет. Стареющий лев, адекватно воспринимающий свое собственное физическое состояние, поста- рается, например, избежать столкновения с гораздо более молодым и мощным соперником,
мысленно представляя фатальные для себя последствия такого столкновения, хотя это и грозит ему возможной потерей контроля над территорией.
Таким образом, благодаря дальнейшей эволюции перцептивного мышления у животных появляется возможность осуществлять опера- ции с
перцептивными представлениями, не относящимися к текущей сенсорно воспринимаемой ситуации, и как бы «проигрывать» пред- стоящие действия в воображаемом пространстве, т.е. мыслить, прежде чем действовать. В результате они оказались в состоянии
предвидеть наступление событий, предвидеть развитие текущей ситуации во времени, а соответственно, и
планировать свои будущие действия
(что особенно важно для хищников, добывающих свою пищу охотой).
И это их весьма ощутимое адаптивное преимущество также получило генетическое закрепление благодаря естественному отбору. Разуме- ется, сложившиеся в ходе биологической (когнитивной) эволюции способности различных живых существ к перцептивному мышлению
(и научению) существенно варьируются. У таких животных, как, например, крысы и собаки, не говоря уже о высших приматах, эво- люционный уровень мышления (интеллекта) вполне достаточен для