Файл: И. Т. Касавиндоктор филос наук, чл корр. Ран б. Г. Юдин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

82
того, чтобы выявить и понять стоящий за воспринимаемыми собы- тиями некий упорядоченный смысловой контекст, создать целостный образ ситуации и мысленно преобразовать его в перцептивное пред- ставление, которое может служить своего рода инструкцией для их будущих действий. Пространственно-образное мышление людей, ко- нечно, обладает куда более мощными оперативными возможностями.
Оно, кроме всего прочего, базируется на работе более низкоуровневых когнитивных программ (сформировавшихся, по-видимому, еще у высших приматов и негоминидных предков человека), которые управ- ляют процессами отбора, абстрагирования и обобщения когнитивной информации и ведут к формированию в нашей кратковременной памяти (наряду с представлениями) также и еще более абстрактных перцептивных репрезентаций — прототипов (например, простые гео- метрические фигуры).
По понятным причинам перцептивное мышление животных, ориентированное в конечном итоге на овладение ситуацией в целом, необходимое для адаптивного поведения, довольно жестко управля- ется биологическими императивами — потребностью в информаци- онном контроле окружающей среды, инстинктивными желаниями или страхом и т.д., — которые получают на уровне их самовосприятия соответствующую информационную репрезентацию. Через самовос- приятие и сопряженные с ним центры управления эти императивы участвуют в мыслительных процессах, обеспечивающих выявление смысла перцептивных образов, в организации поля восприятия, они также определяют отбор подлежащих мыслительным преобразованиям перцептивных представлений и цель этих преобразований. Самовос- приятие эволюционно развитых животных, по-видимому, способно интегрировать и оценивать достаточно солидный объем когнитив- ной информации, создаваемой на основе «внешних» и «внутренних» данных. Эта информация необходима для запуска мыслительных процессов, направленных на поиск решения проблемы, на достижение нужного результата, она также нужна для выбора одной из поведенче- ских альтернатив. Отдыхающий после удачной охоты тигр останется равнодушным наблюдателем мигрирующего невдалеке стада антилоп, а стая голодных волков проявит чудеса мыслительной изобретательности и хитрости, чтобы проникнуть в охраняемый, а потому и представляю- щий для них опасность, загон для домашнего скота.
Для перцептивного мышления в целом характерна холистическая стратегия обработки когнитивной информации — любая, оказываю- щаяся в фокусе внимания животных, ситуация репрезентируется и осмысливается ими как расчлененный, дифференцированный вну-


83
три себя целостный перцептивный образ или представление, где смысл целого полностью определяет смысл его взаимосвязанных частей. Бла- годаря наличию соответствующих когнитивных программ более низ- кого уровня, «подпитывающих» перцептивное мышление животных, они способны не только обнаружить полезную для себя
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21

связь между из- менением сигнала (знаком) и следующим за ним событием или между средством и целью, но и использовать эту когнитивную информацию для мысленного переструктурирования своих представлений, которое позволяет им внести соответствующие коррективы в поведение.
Исследования способности мышей к перцептивному мышлению и научению, в частности, показали, что эти животные в условиях эксперимента довольно быстро осваивают реакцию избегания, когда через пол одного из отсеков клетки пропускают слабый электрический ток, вызывающий у них легкую боль. Если о включении тока заранее сигнализировать вспышкой света, то мыши быстро обучаются пере- прыгивать в безопасный отсек клетки, как только увидят вспышку.
Таким образом, в результате мысленного переструктурирования знак (т.е. вспышка света) вместе с сопутствующей временной связью оказывается новым элементом, органической частью возникшего перцептивного представления ситуации в целом. Это представление сохраняется в долговременной памяти вместе со сценарием возмож- ного поведения в будущем, если ситуация повторится. Аналогичным образом происходит выявление полезной для выживания животных связи между средством и целью. Если, например, крыса совершенно случайно обнаруживает, что при нажатии на рычаг открывается до- ступ к пище, то после многократного успешного повторения своих попыток она начинает использовать этот рычаг как инструмент, как вспомогательное средство достижения цели, которое становится неотъемлемой частью ее мысленного перцептивного представления о ситуации.
Уровень развития перцептивного мышления животных опреде- ляется их когнитивной системой (и, разумеется, их биологической конституцией и нейронными структурами мозга), которая благодаря наличию арсенала соответствующих когнитивных программ и мета- программ может обладать относительно большими возможностями активно создавать внутренне дифференцированные перцептивные репрезентации, устанавливать разнообразные многозначные смыс- ловые связи между целым и его частями, мысленно манипулировать элементами образов и представлений и извлекать из них какую-то новую адаптивно ценную когнитивную информацию, выявлять но

84
вые взаимосвязи, функции и т.д., обеспечивающих эффективное ла- тентное научение. Так, например, крыса, научившись после нескольких попыток добираться до источника пищи через лабиринт, если ей пере- крыть самый короткий маршрут, проявляется себя как более «умное» и мыслящее более изобретательно, чем многие другие животные, существо. Она довольно быстро находит обходной путь к цели, так как ее когнитивная система успешно справляется с задачей генера- ции детального перцептивного представления, репрезентирующего структуру лабиринта (т.е. «когнитивной карты»), которое сохраняется в долговременной памяти. Это представление латентно содержит адек- ватное решение проблемной ситуации, оно позволяет крысе мысленно обнаружить различные варианты подходящих маршрутов
26
У высших приматов, в особенности у человекообразных обезьян эволюционное развитие способностей создавать многозначный образ- ный контекст и извлекать из перцептивных образов и представлений новую адаптивно ценную когнитивную информацию достигает гораздо более высокого уровня. В силу тесной интеграции когнитивных про- грамм и метапрограмм, управляющих мыслительными стратегиями, выдающиеся способности шимпанзе и некоторых подвидов орангу- тангов к перцептивному мышлению, видимо, сопряжены с обнаружен- ными у них рудиментами знаково-символического мышления. Про- веденные еще в начале прошлого столетия В.Келером эксперименты убедительно доказали, что интеллектуальное поведение человекообраз- ных обезьян, нахождение ими адекватных решений разного рода задач не может быть результатом хаотичных, слепых и случайных действий, их случайного совпадения с объективными обстоятельствами, так как эти решения непосредственно не вытекают из реальной взаимосвязи частей целого, из структуры ситуации. Как было установлено, пове- дение шимпанзе всегда диктуется определенным общим пониманием экспериментально поставленной проблемы, хотя это понимание и не бывает с самого начала полным и адекватным. В случаях инсайда — например, если шимпанзе удалось обнаружить орудие, с помощью которого действительно можно достать связку бананов, находящуюся вне клетки, — животное вслед за подготовительной стадией внезапно переходит к выполнению сразу всего комплекса действий, ведущего к достижению цели
27
. А это позволяет предположить, что шимпанзе на самом деле руководствуется каким-то отчетливым мысленным по- ниманием всей ситуации в целом, которое соответствует новой, воз- никшей в результате инсайда, структуре перцептивного представления, определяющего релевантный сценарий поведения животного.


85
Перцептивное мышление животных обычно направлено на решение конкретной задачи, проблемы, оно включает формирование возможных ответных реакций и выбор одной из альтернатив. В процессе размыш- ления над задачей, требующей нестандартного решения, даже высшие антропоиды с трудом преодолевают «функциональную закрепленность» объектов и орудий, которыми они обычно пользуются. Перцептивные образы этих объектов и орудий вместе со своими прочно усвоенными функциями становятся для них частью воспринимаемой и осмысливае- мой проблемной ситуации. Они сохраняются в долговременной памяти в виде перцептивных установок, стереотипных поведенческих сценариев, которые подключаются к мыслительным процессам, протекающим в кратковременной памяти.
4.2.2. Знаково-символическое мышление
В ходе биологической (когнитивной) эволюции у живых существ наряду со способностями к перцептивному мышлению возникают также рудименты мышления знаково-символического, которые первоначально проявляются в ритуализации их поведения. В про- цессе эволюции исходная функция какого-либо поведенческого сценария животных модифицируется, упрощается и, превращаясь в знак, информационный сигнал, становится средством коммуникации смыслов, мыслей, средством передачи на расстояние необходимой для выживания внутривидовой когнитивной информации. Таким об- разом, формирование знаково-символического мышления связано с появлением когнитивных структур, обеспечивающих «вторичное», символьное кодирование смыслов перцептивных репрезентаций — знак как строгая последовательность непосредственно восприни- маемых стереотипных перцептивных образов репрезентирует только смысл поведенческого сценария. Изменение этой последователь- ности или входящих в нее стереотипов влечет за собой непонимание животным смысла перцептивно воспринимаемого ритуализиро- ванного поведения другой особи в целом. Ритуализация поведения позволяет животным получать самую разнообразную, необходимую для выживания внутривидовую информацию. Так, например, танец пчелы-разведчика, исследовавшей окружающую местность, пере- дает информацию своим сородичам о местоположении медоносного поля, о направлении полета, которого следует придерживаться, и т.д.
Благодаря своим когнитивным способностям к ультразвуковому ска- нированию самка летучей мыши может обнаружить своего заблудив- шегося детеныша на расстоянии до 500 м. Дельфины общаются между


86
собой на языке свиста, передавая друг другу информацию о движу- щихся в определенных направлениях косяках рыб, об их размере, виде и т.д., которая позволяет им успешно организовать коллективную охоту. В свисте дельфинов удалось выявить различные типы зву- ков, обозначающие, например, «поиск», «знакомство» и др. Таким образом, от наличия эффективных символьных средств передачи адаптивно ценной когнитивной информации зависит выживание отдельных особей, видов и групп общественных животных. Поэтому естественный отбор способствовал генетическому наследованию и эволюции также и тех когнитивных структур, которые ответственны за извлечение, понимание и манипулирование когнитивной инфор- мации, репрезентируемой в форматах визуальных, звуковых и т.п. символов.
Конечно, появление новых мысленных репрезентаций — «вто- ричных» кодов, символов — не обязательно должно было повлечь за собой какие-то революционные изменения в стратегиях переработки когнитивной информации — они могли обрабатываться когнитив- ной системой как целостные перцептивные образы, гештальты и их последовательности с помощью характерных для перцептивного мышления холистических стратегий. Для многих животных рудимен- тарный уровень символьного внутривидового общения и знаково- символического мышления оказался вполне достаточен для адаптации и выживания в течение сотен миллионов лет. Лишь некоторые виды приматов оказались способными к дальнейшей эволюции своих систем символьной коммуникации, которая, по-видимому, сопровождалась значительным увеличением объема мозга, усложнением и специали- зацией его нейронных структур. Благодаря успешной нейроэволюции сформировались преадаптивные когнитивные структуры, которые в дальнейшем развились в комплекс новых когнитивных программ и метапрограмм, специализирующихся на переработке более сложной символьной информации и использующих для этого элементы про- стейших аналитических стратегий.
Феномен преадаптации давно известен в биологии, однако до- вольно убедительное теоретическое объяснение он получил только в 60-х гг. прошлого столетия благодаря успешным экспериментам, использующим новый метод электрофореза. Полученные с помощью этого метода данные позволили обнаружить у организмов огромный запас генетической изменчивости, о котором ранее и не подозревали, поскольку генотип лишь частично реализуется в фенотипических признаках. Оказалось, что несмотря на действие естественного от- бора, существуют механизмы, которые активно поддерживают ге-