Файл: И. Т. Касавиндоктор филос наук, чл корр. Ран б. Г. Юдин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

92
странению на сферу обмена адаптивно ценной информацией, а сле- довательно, и формированию более развитой коммуникационной системы. Давление естественного отбора по когнитивным функциям оказалось направленным на генерацию и эволюционные измене- ния комплекса когнитивных программ, обеспечивающих развитие необходимой для выживания гоминид вербальной коммуникации и тесно интегрированного с речью
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21

логико-вербального мышления — специфической, присущей только людям разновидности знаково- символического мышления. Биологически этому соответствовало смещение локализованного центра управления звуками у гоминид из лимбической системы в неокортекс.
Понятно, что развитие у гоминид вербальных способностей (перво- начально еще весьма примитивных, обеспечивающих, например, речепродукцию лишь в виде нечленораздельного мычания или пения) предполагало наличие в их мозге каких-то уже сформировавшихся преадаптированных морфологических структур, которые в ходе даль- нейшей биологической (когнитивной) эволюции стали бы ответствен- ными за речь. Одну из таких структур — зону Брок_ — действительно удалось обнаружить в результате исследований ископаемых останков черепа Homo habilis. Однако овладение хотя бы простейшими элемен- тами речепродукции (но, конечно, намного более развитыми, чем это имеет место у современных шимпанзе-бонобо) требовало также весьма существенных морфологических видоизменений гортани и мышц рта, а также развития координации языка, гортани и губ, без которой невоз- можна правильная артикуляция звуков. К тому же речь, как отмечал еще в свое время психолог Б.Кэмпбелл, «есть нечто большее, чем соединение звуков. Она представляет собой процесс кодирования мысли в серии регулярных и связанных между собой звуков»
28
. Это кодирование происходит в коре головного мозга, что, конечно же, предполагает формирование преадаптивных структур и соответствующую эволюцию тех ее участков — переднего, заднего и теменного, — которые контро- лируют речь. Кроме зоны Брока, ответственной за речепродукцию и усвоение грамматики, функции речевого аппарата зависят также и от работы специализированных нейронных структур, локализованных в зоне Вернике, которые обеспечивают запоминание вербального материала
29
. В ходе биологической (когнитивной) эволюции гоминид зона Вернике формируется значительно позже, чем зона Брока (пока что ее удалось идентифицировать только у Homo sapiens sapiens), — у предшествующих видов гоминид, видимо, не было серьезных когни- тивных проблем с запоминанием слов, фраз, более или менее объемных массивов вербально репрезентируемой информации.

93
Хотя конкретные гены развития, направляющие нейроэволюцию гоминид в течение периода, когда происходили преобразования их мозга, до сих пор остаются неизвестными, есть все же основания предполагать, что решающую роль в такого рода эволюционных изменениях, веду- щих к образованию преадаптированных структур, сыграли дубликации
(удвоения) генетического материала — прежде всего отдельных генов и коротких участков хромосом
30
. Возникшие при удвоении участки ДНК могли затем эволюционировать и взять на себя выполнение каких-то новых функций, в то время как другая копия продолжала выступать в своей прежней роли. Конечно, нейроэволюцию (и эволюцию ког- нитивных способностей) нельзя сводить только к прогрессирующей
церебрализации, т.е. к увеличению объема мозга и количества нейронов и нейронных сетей. Не в меньшей степени это и вопрос качественного роста, роста дифференциации центральной нервной системы, разноо- бразия групп и сетей нейронов. Характерная для нейроэволюции го- минид нарастающая дифференциация мозга, видимо, сопровождалась формированием отдельных когнитивных подсистем, которые стали выполнять соответствующие когнитивные функции. Постепенно к выполнению этих функций подключались более сложные когнитивные структуры, что позволило им обрести статус
способностей. Одновре- менно возникала необходимость в интеграции множества разноо- бразных внутренних связей между когнитивными программами и их комплексами, а также в развитии центрального контроля со стороны символьного (вербального) сознания), ответственного за управление важнейшими для выживания гоминид когнитивными функциями.
Когнитивная система гоминид, по-видимому, аккумулировала все наиболее значимые достижения когнитивной эволюции организмов, обладавших нервной системой, за предшествующие 500 млн. лет.
В пользу этого свидетельствует и «слоистая» структура мозга Homo sapiens sapiens — он состоит как бы из отдельно сформировавшихся строительных блоков, частично совпадающих уровней интеграции, между элементами и подсистемами которых имеют место как жесткие, так и гибкие функциональные связи и взаимодействия.
В силу избыточности генетических программ, направлявших эволюцию мозга древних гоминид, появление у них преадаптивных структур, ответственных за речевую функцию, правомерно рассма- тривать как индикатор уже накопленного дополнительного резерва генетической информации, которая при определенных условиях внешней среды могла быть частично востребована и реализована в виде каких-то качественных преобразований центральной нервной системы. Дальнейшее развитие речи и соответствующих способнос-


94
тей людей (прежде всего их знаково-символического мышления и символьного (вербального) сознания) как возможное направление их когнитивной эволюции оказалось, таким образом, в прямой за- висимости от возникновения новых факторов окружающей среды, которые обеспечили бы положительный естественный отбор только по этим когнитивным функциям. Однако человеческим популяциям для реализации новых возможностей ускорения когнитивной эволюции, эволюции мышления, символьного сознания и культуры, возник- ших благодаря появлению речи, потребовались многие тысячелетия.
Вполне вероятно, что Homo erectus (возраст наиболее древних ис- копаемых останков этого вида — приблизительно 1,5 млн. лет) уже обладал способностями произносить отдельные звуковые сочетания и мычать. Каковы были темпы эволюции вербальной коммуникации гоминид — об этом в какой-то степени можно судить на основании данных современной лингвистической антропологии. Они дают осно- вание полагать, что спустя более 1 млн. лет представители ближайшего к нам подвида гоминид — неандертальцы — в силу особенностей строения своей гортани не могли произносить большинство звуков любого естественного языка. Таким образом, обретение когнитивной способности к общению на естественном языке скорее всего оказалось эволюционным достижением исключительно подвида Homo sapiens sapiens. Но до начала неолитической революции темпы когнитивного и культурного прогресса человеческих популяций оставались исклю- чительно медленными.
Речевое общение в коллективах первобытных охотников и собира- телей, вероятно, носило крайне ограниченный характер, довольствуясь лишь минимальным запасом слов и фраз, необходимых для передачи адаптивно ценной информации. Они использовались главным обра- зом для обозначения смыслов перцептивных образов, представлений и прототипов, каких-то их ассоциаций и сценариев, относящихся к предметам повседневного быта, животным и растениям, окружающей природе, социальным отношениям, а также к производству орудий охоты, приготовлению пищи и содержанию простейших религиозно- культовых верований. Некоторое представление о выразительных воз- можностях естественных языков наших далеких предков и их речевом общении дают результаты исследований лингвистами (с начала XX в.) языковых систем современных первобытных популяций, которые вплоть до последнего времени вели образ жизни преимущественно охотников и собирателей. Они могут служить довольно убедитель- ными эмпирическими свидетельствами в пользу предположения, что первобытные люди «позднего каменного века» скорее всего распола-


95
гали весьма простым и ограниченным арсеналом вербальных средств общения. Их естественные праязыки, сформировавшиеся в условиях доминирования пространственно-образного мышления, видимо, не обладали какой-то аналитически дифференцированной грамматической структурой и относительно автономными лингвистическими механиз- мами генерации слов и предложений.
Так, например, оказалось, что в языке американских индейцев племени нутка (nootka) отсутствует какая-либо заметная дифферен- циация имен существительных и глаголов; простейшей единицей речи здесь выступает предложение, информирующее об отдельном событии или нескольких некоторым образом связанных между собой событиях. В отличие от индоевропейских (и некоторых других языков) язык этого племени не воспроизводит концептуальную дихотомию или, иными словами, противопоставление между двумя артикули- рованными классами — объектами и действиями. В языке другого индейского племени — новахо (novaho) использование конкретного словесного варианта глаголов зависит от внешнего вида или очертаний
(формы) объектов разговора. Поэтому, например, для обозначения смысла понятия «поднять» в предложениях типа «поднять круглый мяч», «поднять длинную и тонкую палку» и «поднять лист бумаги» на языке новахо необходимы различные сочетания звуковых символов, различные глаголы
31
. Эти и ряд других подобного рода данных, на наш взгляд, вполне могут служить также достаточно серьезным аргументом в пользу предположения, что в древнейших праязыках слова, види- мо, выступали лишь в качестве звуковых символов, обозначающих смысл (концепт) перцептивных образов, представлений и прототипов или их связанных последовательностей — сценариев. Конечно, сам по себе тот или иной формат (способ) репрезентации когнитивной информации еще не предопределяет доминирующие мыслительные стратегии, используемые для ее переработки. Арсенал и характер этих стратегий зависит от межполушарных взаимодействий, их со- отношения и доминирующего когнитивного типа мышления и т.п., которые эволюционируют благодаря селективному давлению факторов окружающей среды. Оставаясь только «метками» смыслов конкретных перцептивных репрезентаций — образов, представлений, прототипов и сценариев, — слова и предложения древнейших праязыков отобра- жали довольно рудиментарный эволюционный уровень человеческого логико-вербального мышления. Их выразительные возможности были хорошо адаптированы к когнитивным особенностям архаического, преимущественно пространственно-образного мышления.


96
Мощное давление народонаселения в конце последнего леднико- вого периода привело к появлению интенсивного собирательства и, особенно, специализированных форм охоты на крупных животных, таких как мамонт или дикая лошадь, которые требовали искусной стратегии и планомерной организации действиями сотен людей. Эти изменения в образе жизни, конечно, повлекли за собой коренные из- менения в вербальной коммуникации между членами человеческих популяций. Военные конфликты и образование союзов племен, со- вместная миграция в новые районы местообитания, усложнение соци- альной структуры человеческих популяций и их общественной жизни и, наконец, несомненные успехи в развитии духовной и материальной культуры, пожалуй, еще в большей степени способствовали тому, что древние праязыки стали завоевывать признание за пределами отдель- ных, ранее изолированных, коллективов первобытных охотников и собирателей, постепенно эволюционируя в полноценные естественные языки, способные выражать гораздо более сложный комплекс мате- риальной и духовной жизни человеческих сообществ. Таким образом, еще сравнительно задолго до перехода к земледелию в некоторых географических регионах нашей планеты могли возникнуть ряд фак- торов внешней среды, которые стали оказывать сильное селективное давление на когнитивную эволюцию отдельных древних первобытных популяций Homo sapiens sapiens в направлении формирования у них более развитых речевых способностей, а соответственно, и способ- ностей к знаково-символическому (логико-вербальному) мышлению и символьному (вербальному) сознанию. Возможно, достигнутый этими популяциями уровень когнитивного развития способствовал их более быстрому переходу от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, занятия которыми первоначально, видимо, не носили систематического характер, а являлись лишь дополнительным источ- ником пищевых ресурсов.
Совокупность постоянно действующих факторов окружающей среды, давление которых действительно могло оказать радикальное воздействие на развитие речевой функции людей и одновременно послужить мощным катализатором быстрого (по предшествующим историческим меркам) формирования у некоторых популяций Homo sapiens sapiens тесно связанного с речью относительно самостоятельно- го левополушарного, знаково-символического (логико-вербального) мышления, видимо, возникли лишь не намного ранее VIII тыся- челетия до Р.Х. Именно в этот период в отдельных регионах нашей планеты — прежде всего на Ближнем Востоке, а затем в Египте, Ин-