Файл: И. Т. Касавиндоктор филос наук, чл корр. Ран б. Г. Юдин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
102
шария. Оказалось, что вербальная активность левого полушария кон- тролируется и направляется интенциональностью правого полушария, в то время как осознаваемая активность пространственно-образного мышления — интенциональностью левого полушария
32
. Конечно, проявляющиеся в ходе когнитивной эволюции нарастание межполу- шарной асимметрии человеческого мозга, все увеличивающаяся диф- ференциация его функций и доминирование левой гемисферы и т.п. приводят к изменениям в межполушарной кооперации, к перерас- пределению объемов и типов решаемых задач между пространственно- образным мышлением и мышлением знаково-символическим (логико- вербальным). Однако такие эволюционные изменения в когнитивной системе людей носят адаптивно ценный характер. Когнитивная эволюция человеческих популяций в принципе не может быть направ- лена
на снижение их приспособленности. За последние 10 тыс. лет она обеспечила исключительный рост эффективности нашего мышления как инструмента информационного контроля окружающей среды и внутренних состояний людей.
В результате совместной эволюции систем обработки когнитивной информации правого и левого полушарий у отдельных популяций
Homo sapiens sapiens знаково-символическое (логико-вербальное) мышление становится доминирующим, т.е. статистически преобла- дающим. Применительно к этим популяциям эволюцию мышления, видимо, можно рассматривать как постепенный переход от преиму- щественно пространственно-образного мышления к мышлению преимущественно знаково-символическому (логико-вербальному)
33
Разумеется, когнитивная эволюция предполагает не только изменения в стратегиях переработки когнитивной информации, в генетически контролируемых стратегиях нашего знаково-символического (логико- вербального) и пространственно-образного мышления, но и
эволюцию
всех без исключения высших когнитивных способностей, и в первую оче- редь саморефлексии и сознательного управления, а также, видимо, и тесно интегрированных с мышлением относительно низкоуровневых когнитивных программ и их комплексов.
4.3. Мышление как информационный процесс
Благодаря все более широкому применению моделей переработки информации в когнитивной науке, в нейробиологии, нейрофизиоло- гии и нейропсихологии, а также в области исследования искусствен- ного интеллекта за последние десятилетия были получены мно-
103
гочисленные экспериментальные данные, касающиеся мышления и других высших когнитивных способностей. Несомненные успехи информационного подхода, позволившего когнитивной науке соз- дать принципиально новую теоретическую картину мыслительных процессов, на наш взгляд, требуют адекватной эпистемологической интерпретации. При этом вполне можно оставить открытым вопрос о том, до какого предела искусственный интеллект способен имити- ровать человеческое мышление. В современной философии сознания на этот счет высказываются различные точки зрения. В частности, сторонники
слабой версии теории искусственного интеллекта счита- ют, что соответствующим образом запрограммированный компьютер может только
моделировать мыслительные акты человека, в то время как сторонники
сильной версии допускают, что запрограммированные компьютерные устройства действительно
мыслят и в силу этого могут находиться в соответствующих когнитивных состояниях. В первом случае компьютерное устройство оказывается способным лишь к
когнитивной симуляции, т.е. оно просто имеет тот же самый вход и вы- ход, что и человеческое мышление. Но если компьютер действительно мыслит, то это означает, что он способен к
когнитивному дублированию, которое предполагает воспроизведение вычислительным устрой- ством причинных отношений между мысленными репрезентациями, генерируемыми человеческим мозгом. И, наконец, «компьютерное мышление» может означать также возможность
когнитивной эмуляции, когда вычислительное устройство оказывается не только способным воспроизводить причинные отношения между генерируемыми челове- ческим мозгом мысленными репрезентациями, но и сделано из того же самого «железа» — нервных клеток (нейронов). Конечно, нейронные сети человеческого мозга нельзя воссоздать с помощью силиконовых микропроцессоров. Но биотехнологии быстро развиваются, и молеку- лярные биологи уже предпринимают попытки использовать молекулы
ДНК для решения сложных вычислительных задач. Поэтому, если мышление рассматривать как эмержентное свойство органической материи, обрабатывающих информацию нейронных систем мозга, то лишь в случае создания дублирующих вычислительных устройств из соответствующего материала они действительно будет обладать способностью мыслить.
Однако подавляющее большинство сторонников сильной вер- сии не идут столь далеко в своих допущениях и не соглашаются с условием эмуляции мыслительных актов человека в вычислительных устройствах. Они считают правомерным рассматривать мышление как сугубо функциональное свойство когнитивных (информационных)
104
систем, которое совершенно не зависит от типа физического устрой- ства, от конкретного типа «железа». Эта точка зрения отражает мнение многих ученых и инженеров, создателей новых компьютерных систем и программного обеспечения, которым за последние десятилетия удалось разработать и практически реализовать в современных инфор- мационных технологиях два стандартных вычислительных подхода к моделированию человеческого мышления —
символицизм (symbolicism) и
коннекционизм (connectionism).
Классический символицизм исходит из предположения, что чело- веческое мышление
функционально эквивалентно мышлению компью- терного интеллекта, состоящего из центральный процессора, который в состоянии последовательно (т.е. один элемент за другим) обрабаты- вать единицы символьной информации
34
. Сторонники коннекцио- низма, со своей стороны, полагают, что идея центрального цифрового процессора в принципе неприменима к человеческому мозгу в силу ее несовместимости с соответствующими нейробиологическими дан- ными, а перерабатываемая информация не обязательно символьная.
С их точки зрения, гораздо более адекватная симуляция мыслительных процессов может быть достигнута с помощью искусственных нейрон- ных сетей — систем взаимосвязанных вычислительных элементов,
«формальных» нейронов
35
. Такого рода компьютерные устройства в состоянии обрабатывать самую разнообразную (в том числе и символь- ную) информацию, которая сохраняется как паттерн установленных между узлами соединений. Как оказалось, по сравнению с обычными цифровыми компьютерами устройства, функционирующие наподобие нейронных сетей, обладают рядом неоспоримых преимуществ — они, в частности, могут эффективно распознавать перцептивные образы, обучаться, решать сложные проблемы (где входящая информация сопровождается шумом, а также если решение невозможно найти с помощью простого алгоритма) и т.д. Однако в решении некоторых аналитических задач, требующих основанной на четких правилах об- работки информации более высокого уровня — например, обучения языку, — они пока что уступают цифровым компьютерам.
По-видимому, функционирование компьютерных устройств, состоящих из искусственных нейронных сетей, во многих отноше- ниях действительно напоминает работу нашего правополушарного, пространственно-образного мышления. Ведь благодаря «встроен- ной», генетически запрограммированной холистической стратегии это мышление способно параллельно перерабатывать значительное число одновременно поступающих на «вход» единиц когнитивной ин-
105
формации. Что касается работы нашего левополушарного, знаково- символического (логико-вербального) мышления, то предположение о его
функциональном подобии цифровому компьютеру также не лишено оснований. Конечно, нам еще многое предстоит выяснить, каким об- разом — с помощью каких кодов, многократного перекодирования, сжатия информации и т.п. — наш мозг обрабатывает когнитивную информацию. Не исключено, что наше ДНК есть ничто иное, как цифровой код, наподобие того, что используется в компьютерных программах. Однако благодаря имеющемуся опыту компьютерного симулирования мыслительных процессов стало по крайней мере ясно, что мышление обязательно предполагает
внутреннюю ментальную
репрезентацию информации в когнитивной системе. Эта когнитивная репрезентация мысли не является синтаксической, подобно символь- ному языку, она также не локализована в отдельных нейронных узлах или нейронах, а распределена в когнитивной системе. Человеческая мысль с этой точки зрения возникает в результате образования сложных паттернов, действие которых распределено по относительно большим зонам неокортекса.
С учетом вышеизложенного мышление (в первом приближении) можно определить как направляемый процесс переработки инфор- мации в когнитивной системе живых существ, который реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальны- ми репрезентациями, подчиняющихся определенным стратегиям.
В результате возникают новые ментальные репрезентации, смысл которых соответствующим образом соотносится с информационным содержанием самовосприятия или «Я-образов», с каким-то смыслами
«Я-образов» (если речь идет о человеке). С точки зрения информаци- онного подхода мышление предполагает возникновение у познающего субъекта внутренних репрезентаций когнитивной информации, смыс- ловое содержание которой выражается с помощью актов суждения (т.е. пропозиционально). Хотя суждение мы не можем вербально опреде- лить без использования лингвистической структуры — предложения, это означает лишь, что применительно к человеческому мышлению суждения строятся по лингвистическому образцу, и этот образец (пред- ложение) нужен для вербальной репрезентации суждения (мысли).
Таким образом, в общем случае пропозициональное содержание мысли совершенно не обязательно должно получать репрезентацию только в речевых актах
36
В первой половине XX в. в психологии доминировали представ- ления, которые явно или неявно отождествляли человеческое мыш- ление исключительно с речью, с вербальным мышлением. Многие
106
философы разделяли точку зрения Л.Витгенштейна, изложенную в его «Логико-философском трактате», согласно которой человеческий язык и окружающий нас мир изоморфны, а наш язык — это и есть наше мышление. Поскольку между языком и познаваемой действительно- стью нет никаких посредствующих когнитивных звеньев, они имеют одинаковую структуру. Именно поэтому основная задача философии, согласно взглядам Витгенштейна, сводится к критике языка. Весьма убедительные и довольно многочисленные экспериментальные дан- ные, свидетельствующие о наличии у людей внесловесной мысли и разных форм филогенетически более древнего образного мышления, по разным причинам успешно игнорировались. Конечно, они явно не укладывались в прокрустово ложе «общественно-исторической сущности» человеческого мышления. Но их не удавалось объяснить и с позиции теории условных рефлексов, служившей надежным под- спорьем разного рода бихевиористских представлений, доминировав- ших в психологии первой половины XX в. До появления в конце XX в. принципиально новых экспериментальных устройств, позволяющих исследовать работу человеческого мозга в реальном времени, и вы- явления вне распространяются законы биологической эволюции.
Соответственно оказывалось, что когнитивные способности людей к перцептивному восприятию и образному мышлению не претерпевают существенных эволюционных изменений в ходе филогенеза и обре- чены оставаться законсервированными на уровне соответствующих способностей высших приматов. Имеющиеся данные о нейроэволю- ции и когнитивной эволюции человеческих популяций практически исключают такую возможность — нарастающая в филогенезе асимме- трия человеческого мозга и все увеличивающаяся дифференциация его функций, естественно, не отменяли межполушарную кооперацию и не могли послужить нейрофизиологической основой развития только тех когнитивных способностей людей, которые связаны лишь исклю- чительно с функциональной активностью левого полушария.
Проведенные в последние десятилетия многочисленные ис- следования когнитивных психологов дают основания полагать, что человеческое мышление не обязательно нуждается в вербальных ко- дах — люди могут мыслить не только в терминах естественного языка, но и при помощи конкретных представлений, образов и сценариев, а также прибегать к услугам мыслительных действий, которые, видимо, нельзя идентифицировать с каким-либо единственным перцептив- ным или вербальным кодом
37
. Таковы, например, неосознаваемые ментальные процессы, результатом которых оказывается внезапное
107
появление в поле человеческого сознания какой-то новой идеи, до- гадки, решения проблемы и т.д. Весьма продуктивной формой невер- бального мышления является наша споспобность к манипулированию визуальными представлениями и их элементами. В результате таких манипуляций происходит развертывание латентно содержащейся в перцептивных представлениях информации, выявление нового зна- ния, которое иногда просто невозможно или весьма затруднительно получить вербально. Примером может служить географическая карта, позволяющая нам визуально извлечь огромный массив информации относительно расположения населенных пунктов, расстояния между ними, кратчайших маршрутов, обходных дорог и т.п. Мысленно со- вмещая друг с другом две геометрические фигуры, мы можем визуально обнаружить их конгруэнтность. Если перед нами поставлен вопрос, можно ли при написании данной буквы алфавита (например, «р») ограничиться лишь прямыми линиями или для этого потребуется по крайней мере хотя бы одна кривая, то мы также полагаемся исклю- чительно на возможности пространственно-образного мышления.
Человеческое мышление способно манипулировать не только буквами, словами, рассказами и перцептивными репрезентациями, но и картин- ками, графиками, фотографиями, цифрами, символами, формулами, картами, статистикой и т.д.
По мнению ряда когнитивных психологов (в частности,
З.Пилишина), есть достаточно веские основания предполагать, что все ментальные репрезентации, а соответственно, и человеческое мышление (и знание) в целом, если его рассматривать с информаци- онной точки зрения, имеет пропозициональную (концептуальную) природу, а не перцептивно-образную или символьно-вербальную
38
Наша мысль может использовать не только перцептивные, невер- бальные символьные и вербальные коды, но и коды абстрактные, пропозициональные, в которых, вероятно, заключены человеческие знания грамматики языка и базисной арифметики. Наличие пропози- циональнных кодов дает нам, в частности, возможность легко и быстро переводить мысль с перцептивного кода на вербальный и обратно.
М
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 21