Файл: И. Т. Касавиндоктор филос наук, чл корр. Ран б. Г. Юдин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
144
ГЛАВА VI
СОЗНАНИЕ
*
Сознание является высшей когнитивной способностью, оно играет огромную роль в управлении многими когнитивными функ- циями — распознаванием образов, невербальных символов и звуко- вых паттернов, слов, знаково-символическим (логико-вербальным) мышлением, вниманием, работой кратковременной и долговременной памяти, а также поведением людей. Поэтому анализ сознания имеет первостепенное значение для эпистемологии. Мы будем исходить из предпосылки, что человеческое сознание имеет информационную природу, что оно представляет собой своего рода естественное логиче- ское устройство (комплекс когнитивных программ и метапрограмм), управляющее только информационными процессами нашей когнитив- ной системы. Сознание не может быть редуцировано к протекающим в нейронных сетях мозга материальным процессам более низкого уровня — к физико-химическим, нейробиологическим, нейрофизио- логическим и т.д., — хотя и базируется на них. Это означает, что мы с нашей когнитивной системой и нашими высшими когнитивными способностями принадлежим к природному миру, что мы включены в его структуры и что только для рассмотрения процесса познания мы должны аналитически жестко разграничить внешний мир и наше сознательное «Я»
72
Сознание — это высшая когнитивная способность живых су- ществ, проявляющееся прежде всего в самосознании (т.е. в осознании собственного «Я» и своего отличия от других представителей вида,
*
Исследование по данной теме проведено при финансовой поддержке РГНФ, грант
№ 04-03-00311а.
145
в «узнавании» себя, распознавании образа «Я», в наличии «Я-образов» и т.д.), которая вместе с тем выступает и как сопряженная с самосо- знанием когнитивная структура более высокого уровня, ответственная за центральное управление человеческим знаково-символическим
(логико-вербальным) мышлением от лица «Я-образов» и «Я-понятий» и интегрированными с этим мышлением когнитивными функциями
(памятью, вниманием, распознаванием образов и т.д.). Сознание также управляет и действиями людей главным образом на уровне их планов, целей и намерений.
6.1. Эволюция сознания
На протяжении 500 млн. лет биологическая эволюция организмов сопровождалась усложнением их когнитивной системы. Она привела к формированию у них восприятия и самовосприятия (предполагаю- щего фиксацию своего существования в окружающей среде), а затем и высших когнитивных функций (мышления, долговременной памяти и т.д.). Появление рудиментов сознания скорее всего явилось результа- том дальнейшей эволюции самовосприятия, результатом усложнения ответственных за его работу когнитивных структур. На определенном этапе когнитивной эволюции эти структуры, скорее всего, стали стал- киваться с проблемами, обусловленными значительным увеличением массива когнитивной информации (внутренней, поступающей из организма животных, и внешней, создаваемой на основе сигналов из окружающей среды), требующей принятия решений. Эти «вы- числительные» проблемы могли быть решены путем буферизации избыточной для самовосприятия когнитивной информации и порож- дения более высокоуровневых преадаптивных когнитивных структур, генерирующих рудименты
перцептивного самосознания (сознания).
Первоначально эта новая (преадаптивная) когнитивная способность скорее всего оставалась у высших приматов функционально избыточ- ной и, в отличие от их относительно низкоуровневого самовосприятия, не была сопряжена с единым центром управления когнитивными и физиологическими функциями животных и их поведением.
У ныне живущих шимпанзе (и некоторых видов орангутангов), генетически наиболее близких гоминидам, рудименты перцептивного самосознания были обнаружены экспериментально. Нейрофизиоло- гические исследований показали, что они обладают ограниченной
146
когнитивной способностью отличать Я от не-Я. Эта способность была выявлена американским нейрофизиологом Р.Сперри с помощью теста с зеркалом. Как оказалось, шимпанзе испытывает огромное удовольствие, рассматривая себя в зеркале. Положительный тон эмоциональной реакции животного был объективно зафиксирован с помощью экспериментального устройства, позволяющего снимать сигналы с электродов, вживленных в соответствующие зоны голов- ного мозга. Позднее положительные результаты этого теста получили дополнительное экспериментальное подтверждение с помощью но- вых технических устройств — электронных томографов и сканеров магнитного резонанса, — которые позволили зафиксировать всплеск информационной активности мозга подопытного животного. Ранее считалось, что только человек способен узнавать себя в зеркале, при- чем это зачаточное проявление самосознания развивается у детей довольно поздно, лишь к 18 месяцам жизни (за исключением детей, когнитивно отсталых или больных аутизмом). И это неудивительно, так как распознавание перцептивного образа человеческого лица требует одновременной переработки сотен параметров, которая «по плечу» только мощной когнитивной системе, имеющей параллельную архитектуру.
Обнаруженные у шимпанзе зачатки самосознания позволяют этим антропоидам легко «узнавать себя», т.е. визуально распознавать множество параметров, характеризующих их индивидуальные внеш- ние признаки, и создавать внутреннюю перцептивную репрезентацию себя — «Я-образ». Эта преадаптивная способность к перцептивному сознанию, видимо, получила развитие у филогенетических родствен- ников этих антропоидов — древнейших гоминид, — которые жили небольшими охотничьими коллективами (не более 50-150 особей) и, видимо, еще не обладали даром полноценной членораздельной речи.
Поэтому в когнитивные предпосылки формирования перцептивного сознания не могут быть вплетены ни речь, ни труд, ни общество в со- временном его понимании.
Перцептивное сознание древних гоминид, по-видимому, не принимало серьезного участия в управлении когнитивными функ- циями. Оно в основном «информировало» людей о их собственном существовании и внутренних состояниях, выступая тем самым как дополнительное средство информационного контроля «внутренней» среды. Поскольку правополушарное пространственно-образное мышление подчиняется своим собственным, генетически направляе- мым стратегиям, перцептивное сознание в принципе не могло влиять на эти стратегии, выбирать из них наиболее оптимальные и т.д.
147
Мыслительные акты скорее всего запускались центром, сопряжен- ным с самовосприятием. Полезной аналогией (или лучше, метафорой), позволяющей нам как-то представить себе работу древнейшего перцеп- тивного сознания, по-видимому, может служить функционирование сознания современных людей в состоянии сна. Как уже отмечалось во сне высшие управляющие уровни символьного (вербального) сознания отключается и его функции редуцируются к наблюдению, «подгля- дыванию» за сценариями сновидений. Каким-то образом повлиять на эти сценарии и на общий ход сновидений символьное сознание не может в силу автоматизма правополушарных мыслительных процессов.
Оно лишь в состоянии создать «отчет» о своей работе «наблюдателя» в нашей долговременной эпизодической памяти.
Способность управлять мыслительными процессами сознание обрело в ходе дальнейшей биологической (когнитивной) эволюции го- минид благодаря появлению и развитию у них речевой коммуникации и «вторичного», вербального и невербально-символьного кодирования мысли, это потребовало формирования новых, более высокоуровне- вых когнитивных структур, ответственных за центральное управление речью и знаково-символическим (логико-вербальным) мышлением.
Возникшее
символьное (вербальное) сознание, в отличие от более низ- коуровневого перцептивного сознания, оказалось в состоянии взять на себя целенаправленное управление ходом мыслительных преоб- разований, выбор и оптимизацию левополушарных мыслительных стратегий. Поскольку символьные коды — это коды «вторичные», репрезентирующие идеальные концептуальные структуры и систе- мы, то мысленная манипуляция символами и словами не блокиру- ется относительно низкоуровневыми генетически управляемыми программами, адаптированными к оперированию исключительно перцептивными, «первичными» репрезентациями. Когнитивные структуры символьного (вербального) сознания, конечно же, не могли не получить генетического закрепления в геноме отдельных человеческих популяций в результате действия механизмов есте- ственного отбора, поскольку они оказались адаптивно ценным эво- люционным приобретением, способствующим развитию социаль- ной коммуникации, знаково-символического (логико-вербального) мышления, а также общего, «совместного знания» («социального сознания»), духовной и материальной культуры, имевших приори- тетное значение для выживания Homo sapiens sapiens.
148 6.2. Перцептивное и символьное (вербальное) сознание
В когнитивной науке, в психологии, психофизиологии и фило- софской литературе исследователи прибегают к услугам весьма много- численных классификаций сознания. Весьма полезным для некоторых исследовательских задач является довольно распространенное (глав- ным образом в описательной психологии и некоторых философских направлениях) выделение уровней сознания — предсознательного
(подсознательного) и бессознательного. Более строгой и более точной дифференциацией, на наш взгляд, было бы отнесение этих уровней к функционированию структур когнитивной системы человека, к проте- кающим в ней процессам переработки когнитивной информации, по- скольку «бессознательное» в самом общем смысле означает лишь, что есть уровень когнитивной активности, не подлежащий сознательному контролю, а следовательно, и не относящийся к сфере сознательного.
По-видимому, уровень «бессознательного», если не ограничиваться его специфическими определениями, выдвинутыми в работах З.Фрейда,
К.Юнга и других психоаналитиков, также может быть аналитически дифференцирован на несколько уровней. Кроме того, необходимо учитывать, что в нашем организме протекают огромное количество биологических процессов, которые скорее всего вообще автономны не только от сознания, но и от работы нашей когнитивной системы.
Непосредственно генетически, например, управляется рост волосяного покрова и ногтей, который продолжается даже некоторое время после смерти людей. Хотя такого рода процессы не контролируются нашим сознанием и в этом смысле они действительно «бессознательны», их, конечно же, нельзя относить к неосознаваемым уровням переработки информации нашей когнитивной системой. Классификации «созна- тельное — бессознательное» могут подлежать, с нашей точки зрения, только процессы переработки
когнитивной информации.
С другой стороны, люди, не имеющие специальной подготовки, обычно не в состоянии сознательно управлять ритмом сердечных сокращений, уровнем своего кровяного давления, температурой тела и многими другими протекающими в человеческом организме физиологическими процессами, хотя они и контролируются нашей нервной системой. Означает ли это, что процессы переработки ког- нитивной информации, управляющие нашими физиологическими состояниями, вообще неосознаваемы (т.е. относятся к уровням бес- сознательного)? С помощью соответствующих аутогенных трени- ровок и самовнушения многие из нас, однако, могут научиться вос-
149
принимать и осознавать когнитивную информацию о работе своего сердца, они даже могут в определенных границах управлять ритмом сердечной мышцы. После обучения тренированные люди также об- ретают способности существенно понижать свое кровяное давление или увеличивать температуру локализованного участка своего тела на несколько градусов. (Гораздо большими возможностями управления своими физиологическими состояниями обладают многие виды живот- ных с достаточно развитым самовосприятием.) Но тогда оказывается, что наше сознательное «Я» все же имеет доступ к структурам нервной системы, осуществляющим управление некоторыми физиологическими процессами, и может влиять на их работу. Поскольку перенесение ког- нитивной информации о некоторых своих физиологических состояниях в поле сознания для тренированного человека не представляет особых трудностей, то не является ли это свидетельством, что эта информация все-таки локализована на предсознательном уровне?
Определенные трудности также возникают с особого рода ког- нитивной информацией, которую многие люди способны создавать на основе сигналов, получаемых на субсенсорном уровне. Они чутко реагируют на изменения атмосферного давления, электромагнитных и геомагнитных полей и т.д., влияющих на их организм, на его внутрен- ние состояния. Способность воспринимать сигналы на субсенсорном уровне, видимо, была унаследована гоминидами от своих дальних негоминидных предков. При определенных условиях информация, создаваемая на основе сигналов, извлекаемых на субсенсорном уров- не, попадает в поле сознания, может частично осознаваться. Однако пути трансляции такого рода когнитивной информации, как и каким образом она создается, где в нашем мозге локализованы центры ее переработки и т.д. — все это до сих пор остается неясным.
И, наконец, возникает вопрос, к какому уровню следует относить вполне осознаваемые процессы переработки когнитивной информа- ции, которые в то же время остаются вне сферы сознательного управ- ления? Характерным примером здесь могут служит мыслительные процессы, протекающие в период трансформированного состояния сознания — сна. Как полагают многие исследователи, абсолютно не- подконтрольные нашему сознанию сценарии сновидений являются результатом сенсорного дефицита, развивающегося в период сна.
Это подтверждается экспериментами по сенсорной депривации, ког- да у испытуемых, находящихся длительное время в изолированной комнате, отмечалось появление в бодрствующем состоянии зри- тельных галлюцинаций. Хотя во время сна происходит ослабление общей и локальной активности мозга, наша когнитивная система,
150
видимо, все же стремится «компенсировать» сенсорный дефицит, за- пуская сознательно не контролируемые мыслительные процессы. Наше редуцированное, перцептивное сознание способно лишь пассивно
«созерцать» эту мыслительную активность. Характерно, однако, что информация о симптомах многих надвигающихся патологических изменений человеческого организма иногда получает символьную репрезентацию в сознательно неконтролируемых сюжетах снови- дений.
В когнитивной психологии, где познавательные процессы рас- сматриваются с точки зрения моделей переработки информации, довольно широкое признание получила предложенная Э.Тульвингом дифференциация сознания на три типа — аноэтичное, ноэтичное и автоноэтичное, — которые, как полагают, связаны с использованием трех видов памяти: процедурной, семантической и эпизодической.
Аноэтичное (или «незнающее») сознание ограничено во времени конкретной текущей ситуацией. Оно позволяет человеку лишь фик- сировать перцептивно воспринимаемую информацию и реагировать своим поведением на изменения окружающей среды. Для такого сознания достаточно когнитивных ресурсов процедурной памяти, которая сохраняет знания, относящиеся к навыкам и умениям.
Ноэтичное (или «знающее») сознание дает возможность осознавать события, объекты и взаимосвязи между ними, даже если они и не находятся в поле восприятия или существуют только как идеальные концептуальные структуры. Этот тип сознания в чем-то аналогичен символьному (вербальному) сознанию и предполагает использование ресурсов семантической памяти. И, наконец, наиболее сложный тип сознания — это автоноэтичное (или «знающее о себе») сознание. Оно позволяет воспроизвести лично пережитые события, факты личной жизни и т.д. Это сознание связано с работой эпизодической памяти, так как она способна сохранить информацию о событиях жизни от- дельного человека.
Эта классификация типов сознания, опирающаяся на выделенные в когнитивной психологии виды памяти, только на первый взгляд может показаться довольно формальной. Она заслуживает самого при- стального внимания, поскольку специфическую работу сознания как способности управлять другими, более низшими когнитивными спо- собностями (например, знаково-символическим (логико-вербальным) мышлением) экспериментально психологам и нейропсихологам пока что не удается исследовать
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21