Файл: 11_06_2013_MU_po_Trudovomu_pravu_Yur.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2021

Просмотров: 1931

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Цели и задачи учебной дисциплины

ОПД.10 Трудовое право (216 ч.)

Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права; метод и система трудового права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой коллектив; права и роль профсоюзов; понятие коллективного договора и его роль; правовое регулирование трудоустройства; понятие трудового договора; виды трудовых договоров; контракт, рабочее время и время отдыха; методы правового регулирования заработной платы; тарифная система оплаты рабочих и служащих; система заработной платы; правила внутреннего распорядка: трудовая дисциплина; материальная ответственность сторон трудового правоотношения; охрана труда; индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения; трудовые конфликты и порядок их разрешения; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Задача 1

Задача 1

Возможно ли совместительство по двум руководящим должностям?

Задача

Задача 1

Практическое занятие № 22

Задача 1

Задача 3

Задача 1

Задача 2

Задача

Задача 1

Задача 2


Задача 2

При заключении трудового договора Глушко предложи­ли заполнить кадровую анкету. Ознакомившись с ее текстом, Глушко обратилась за консультацией к юрисконсульту с во­просом о правомерности требования заполнения данной анкеты, в частности, по таким вопросам, как наличие родственников, проживающих за границей; наличие судимости; наличие родственников, привлекавшихся к уголовной ответственности.

Какой ответ должен дать юрисконсульт по данному вопросу?


Методические рекомендации к теме № 14


Студент должен иметь представление о защите в России информации о личной жизни граждан. Для этого необходимо знать, как распространяется данная защита на трудовые отношения. В законодательстве даётся определение персональных данных, под которыми понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающегося конкретного работника. Следует понимать, что при заключении трудового договора работодателю становятся известны и иные сведения о работнике, не связанные с трудовыми отношениями, которые также подлежат правовой защите. В связи с этим студент должен чётко различать виды персональных данных о работнике и их правовой режим.

Студент должен знать порядок сбора, обработки и хранения персональных данных работника. Для этого необходимо тщательно проанализировать ст. ст. 86, 87 ТК РФ. Кроме того, необходимо уяснить порядок передачи персональных данных и круг субъектов, которым такие данные могут быть переданы. В заключении следует остановиться на видах юридической ответственности, которая наступает за нарушение правил сбора, обработки, хранения и передачи персональных данных работника. Для этого необходимо проанализировать нормы УК РФ, КоАП РФ и ГК РФ.


Практическое занятие № 15

Тема 15. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников – 2 часа


Цель занятия: уяснения форм и условий профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников


Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие и формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

  2. Ученический договор: порядок заключения, срок, форма, содержание, основания расторжения.

  3. Формы ученичества. Время и оплата ученичества.

  4. Правовой статус учеников. Права и обязанности учеников по окончании своих договорных обязанностей по договору ученичества.

  5. Льготы работникам, обучающимся без отрыва от производства по направлению работодателя.


Образовательные технологии
Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.

Тест предназначен для оценки уровня понимания и применения базовых терминов и положений темы.


Методические рекомендации к теме № 15


Студент должен знать закреплённое в ст. 21 ТК РФ право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Указанное право реализуется путём заключения дополнительного договора между работником и работодателем, который называется ученический договор. Необходимо уяснить содержание ученического договора. Для этого нужно внимательно изучить ст. 199 ТК РФ.

Студент должен знать особенности правового статуса учеников, а также права и обязанности учеников по окончании своих договорных обязанностей по договору ученичества. Кроме того, необходимо знать, какие существуют льготы работникам, обучающимся без отрыва от производства по направлению работодателя. Следует рассмотреть вопрос об ответственности за невыполнение условий ученического договора.



Нормативные правовые акты


  1. ТК РФ ФЗ РФ от 30.12.2001., № 197 ФЗ в ред. от 24.07.2002 и от 25.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 1. ч. 1. – Ст. 3; № 30. – Ст. 3014; № 30. – Ст. 3033.

  2. КоАП РФ. – М., 2002.

  3. УК РФ. – М., 2002.

  4. О применения судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.04.2004 г. № 2 // Российская газета. – 2004. – 8 апреля.

Основная литература

  1. Гусов К.Н. Трудовое право России : учебник рек. Минобразования РФ / Гусов К.Н. - М. : Юрист; Проспект, 2004. – 496 с.

  2. Никонов Д.А. Трудовое право : учебное пособие рек. УМО / Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов, Н. Д. Амаглобели ; Под. ред. А. В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.

  3. Никонов Д.А. Трудовое право : курс лекций / Никонов Д.А., Стремоухов А.В.. - М.: Норма, 2008. – 431 с.

  4. Пресняков М.В. Трудовое право России : учебник / Пресняков М.В., Чаннов С.Е.. - М.: Юристъ, 2007. – 475 с.

  5. Трудовое право России : учебник доп. Минобразования РФ / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой . - М.: МЦФЭР, 2004. – 880 с.

  6. Трудовое право России : учебник : краткий курс / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова . - М. : ИНФРА-М, 2003. – 402 с.



Практическое занятие № 16

Тема 16. Рабочее время – 2 часа


Цель занятия: формирование у студентов знаний в области рабочего времени


Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие и виды рабочего времени: нормальное, сокращенное, неполное. Методы правового регулирования рабочего времени.

  2. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени: совместительство, сверхурочная работа.

  3. Понятие и виды режима рабочего времени: сменный, вахтовый, гибкий, раздробленный, ненормированный. Порядок установления режима рабочего времени.

  4. Учет рабочего времени: поденный, еженедельный, суммированный и порядок его установления.

  5. Продолжительность работы накануне праздничных нерабочих и выходных дней. Работа в ночное время. Дежурства. Работа в выходные и праздничные нерабочие дни.



Образовательные технологии
Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.



Контрольные вопросы для самопроверки:


  1. Назовите отличия сокращенного рабочего времени от неполного?

  2. Назовите отличия сменного режима рабочего времени от вахтового?

  3. Назовите отличия гибкого режима рабочего времени от разделения рабочего дня на части?

  4. Назовите отличия ненормированного рабочего времени от сверхурочной работы?

  5. Назовите отличия совместительства от сверхурочной работы?


Задача

Составьте проект приказа о привлечении работников к сверхурочным работам.


Методические рекомендации к теме № 16


Студентам, прежде всего, следует обратить внимание на четкое и пра­вильное определение правового понятия рабочего времени. Это определение содержится как в нормах, регулирующих рабочее время, так и в учебной ли­тературе. Рекомендуется давать сравнительный анализ этих определений, отмечать преимущество того или иного опреде­ления для решения практических вопросов.

При изучении вопроса о нормах и видах рабочего времени необходимо иметь в виду, что общая норма рабочего времени установлена в объеме еженедельной его продолжительности, который не может превышать 40 часов в неделю. Законом установлены и виды рабочей недели — пятидневная или шестидневная рабочая неделя. Вид недели устанавливается работодателем совместно с соответствующим органом профсоюза с учетом специфики работы организации.

Важно внимательно изучить вопрос о видах продолжитель­ности рабочего времени – нормальной, сокращенной и не­полной. Эти вопросы урегулированы в ТК РФ и других нор­мативных актах, а также подробно излагаются в учебной ли­тературе. Необходимо отличать сокращенную продолжительность рабочего времени от неполной. При этом надо обратить внимание на порядок уста­новления неполного рабочего времени.

Важное практическое значение имеет знание вопроса о режиме и видах учета рабочего времени. Законодательством предусматривается возможность уста­новления различного режима, в основе которого могут быть графики сменности: скользящий (гибкий) график рабочего времени, вахтовый метод режима труда и др. На основе учебной литературы и действующего законодательства важно уметь дать правильную характеристику существующих режи­мов рабочего времени, обратив внимание на крут лиц, в от­ношении которых он может устанавливаться, специфику про­изводственных условий, вызывающих необходимость приме­нения соответствующего режима (например, вахтового ме­тода).


Независимо от вида режима каждый из них направлен на обеспечение условий для выполнения работником установлен­ной нормы труда – нормы рабочего времени, которая имеет важное значение при определении часовой тарифной ставки и всего размера оплаты труда.

Студенты должны разбираться в порядке подсчета отработанного времени при каждом из этих видов учета.

Хорошее знание вопроса о видах и порядке учета рабочего времени помогает правильно определить правовую природу переработки количества рабочих часов. Такая переработка может быть связана с недостатками в составлении графиков сменности, которые должны обеспечивать баланс рабочего времени в рамках учетного периода, исчисленного по кален­дарю пятидневной рабочей недели, или являться сверхурочной работой, для выполнения которой в Законе установлены оп­ределенные правила, которые могут быть конкретизированы в коллективных или трудовых договорах.

При изучении вопроса о сверхурочных работах студентам необходимо, прежде всего, отправляться от принципиального положения действующего законодательства об ограничении сверхурочных работ. Необходимо отличать сверхурочную работу от работы по совместительству. Для этого нужно изучить определение совместительства, указанное в ст. 282 ТК РФ.


Практическое занятие № 17

Тема 17. Время отдыха – 2 часа


Цель занятия: формирование у студентов знаний в области времени отдыха


Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие и виды времени отдыха.

  2. Правовое регулирование краткосрочных видов времени отдыха (перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный отдых), выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни).

  3. Понятие и классификация отпусков. Отличие отпусков от иных видов времени отдыха.

  4. Ежегодный отпуск и его виды. Порядок предоставления и суммирования отпусков. Продление и перенесение ежегодного отпуска. Разделение ежегодного отпуска на части. Отзыв из отпуска. Замена ежегодного отпуска денежной компенсацией.

  5. Отпуск без сохранения заработной платы и порядок его предоставления.

  6. Отпуска в связи с обучением.

  7. Отпуска по беременности и родам и по уходу за ребёнком.

  8. Иные, кроме отпусков, периоды освобождения от работы (состояние здоровья, выполнения донорских функций, выполнение государственных или общественных обязанностей).


Образовательные технологии
Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.


Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Назовите отличия отпуска от иных видов времени отдыха?

2. Как можно классифицировать отпуска?


Задача 1

Гражданину Пуговкину по его просьбе был установ­лен неполный рабочий день продолжительностью четыре часа при пятидневной рабочей неделе. При предоставле­нии Пуговкину ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительность отпуска была сокращена пропорционально продолжительности рабочей недели. Считая, что его права на ежегодный оплачиваемый отпуск нарушены, Пуговкин обратился в федеральную инспекцию труда.

В роли государственного инспектора труда дайте юри­дически обоснованный письменный ответ Пуговкину и составьте предписание работодателю.



Задача 2

Инженер Савушкин, имеющий согласно трудовому договору ненормированный рабочий день, систематичес­ки привлекался к выпол-нению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжи-тельности рабочего дня. Считая, что в отношении его нарушается трудовое законодательство, Савушкин обратился с письменной жалобой к директору предприятия.

От имени юриста организации подготовьте ответ па жалобу работника.



Задача 3

В результате поломки оборудования на заводе работодатель предоставил всем работникам отпуск без сохранения заработной платы до восстановления поломанного оборудования.

Прав ли работодатель?



Методические рекомендации к теме № 17



При изучении вопросов времени отдыха надо обратить внимание на его понятие и виды, предусмотренные в дейст­вующем законодательстве и раскрываемые в учебной литера­туре.

При изучении вопроса о ежегодных оплачиваемых отпусках особенно важно обратить внимание на виды дополнительных отпусков, основания их предоставления, минималь­ную продолжительность и порядок суммирования дополнительных отпусков с ежегодным основным отпуском. Необходимо хорошо знать важнейшие факторы, с которыми закон взывает обязанность работодателя предоставлять ежегодные дополнительные отпуска.

В настоящее время установлено, что отпуск продолжитель­ностью в 28 календарных дней является основным, базовым, к ко­торому частично или полностью должны присоединяться до­полнительные отпуска. Студентам необходимо хорошо знать очередность предоставления отпусков.

При изучении вопроса об отпусках без сохранения зара­ботной платы следует иметь в виду, что действующее трудо­вое законодательство устанавливает два вида оснований для их предоставления по просьбе работника. При наличии одних работодатель обязан предоставлять работникам соответствую­щий отпуск, а при наличии других – может и не предоста­вить. Предоставление кратковременных отпусков без сохране­ния заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам предусмотрено в ст. 128 ТК РФ.