Файл: 11_06_2013_MU_po_Trudovomu_pravu_Yur.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2021

Просмотров: 1914

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Цели и задачи учебной дисциплины

ОПД.10 Трудовое право (216 ч.)

Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права; метод и система трудового права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой коллектив; права и роль профсоюзов; понятие коллективного договора и его роль; правовое регулирование трудоустройства; понятие трудового договора; виды трудовых договоров; контракт, рабочее время и время отдыха; методы правового регулирования заработной платы; тарифная система оплаты рабочих и служащих; система заработной платы; правила внутреннего распорядка: трудовая дисциплина; материальная ответственность сторон трудового правоотношения; охрана труда; индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения; трудовые конфликты и порядок их разрешения; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Задача 1

Задача 1

Возможно ли совместительство по двум руководящим должностям?

Задача

Задача 1

Практическое занятие № 22

Задача 1

Задача 3

Задача 1

Задача 2

Задача

Задача 1

Задача 2

Тема 21. Дисциплинарная ответственность – 2 часа


Цель занятия: уяснить виды и основания наступления дисциплинарной ответственности, виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения


Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие и виды дисциплинарной ответственности (общая, специальная).

  2. Понятие и состав дисциплинарного проступка.

  3. Дисциплинарные взыскания (виды, порядок наложения, обжалования и снятия).

  4. Гарантии отдельным категориям работников при привлечении их к дисциплинарной ответственности.

  5. Иные меры воздействия, применяемые к нарушителям трудовой дисциплины, предусмотренные коллективным договором, локальными нормативными актами о труде. Соотношение мер воздействия с дисциплинарными взысканиями.


Образовательные технологии
Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.


Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите отличия общей от специальной дисциплинарной ответственности?

  2. Назовите отличия признаков дисциплинарного проступка от состава дисциплинарного проступка?

  3. Назовите меры правового воздействия, применяемые к нарушителям трудовой дисциплины?

  4. Назовите отличия мер правового воздействия, применяемых к нарушителям трудовой дисциплины, от дисциплинарных взысканий?

Задача 1

Коллективным договором ООО «Матрена» предусмотрены следующие меры воздействия к нарушителям дисциплины: уменьшение отпуска на число дней прогула; отказ в предоставлении путевки в санаторий, дом отдыха; перенос сроков на получение жилья; предупреждение; снижение вознаграждения за выслугу лет.

Оцените законность данных мер воздействия.

Задача 2

Сидоров, член профсоюза, был уволен по п. 6 ст. 81 ТК РФ. Сидоров подал в суд исковое заявление о восстановлении на работе, в котором он ссылался на ч. 2 ст. 82 ТК РФ, требующую от работодателя учета мнения профсоюзного органа при наложении дисциплинарного взыскания на их члена.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 3

Приказом от 03.02.2003 г. Тебеньков был уволен по пп. «б» п.6 ст. 81 ТК РФ, однако приказом от 03.04.2003 г. увольнение ему было заменено на выговор.

Законно ли решение работодателя, если нет, то, как нужно было поступить ему в этой ситуации?



Методические рекомендации к темам № 20-21



Изучение данной темы следует начать с уяснения понятия «дисциплина труда».


Необходимо изучить и усвоить вопрос о правовых методах обеспечения трудовой дисциплины.

Самым внимательным образом следует подойти к правово­му регулированию внутреннего трудового распорядка.

Не­обходимо хорошо знать структуру правил внутреннего трудового распорядка. В них с уче­том специфики организации закрепляются основные обязан­ности сторон трудового правоотношения, устанавливается порядок использования рабочего времени, поощрения за ус­пехи в труде, меры взыскания и т.п. В некоторых отраслях народного хозяйства для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине.

Последовательное изучение вопросов данной темы позво­лит студенту перейти к рассмотрению мер поощрения за ус­пехи в труде и порядку их применения.

Необходимо хорошо изучить вопрос о дисциплинарной от­ветственности работников. Она является одним из видов юридической ответственности, которая предусмотрена законо­дательством за неправо-мерное поведение.

В основе дисциплинарной ответственности всегда лежит конкретный дисциплинарный проступок. Это – противоправ­ное, виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.

Действующее трудовое законодательство предусматривает два вида дисциплинарной ответственности работников: общую и специальную. Следует детально изучить эти два вида, пока­зать отличие специальной дисциплинарной ответственности от общей. Изучая специальную дисциплинарную ответственность, необходимо знать, какими актами она предусмотрена.

Следует знать меры взыскания за нарушение трудовой дисциплины. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, об­стоятельства, при которых он совершен, предшествующая ра­бота и поведение работника.

Необходимо усвоить порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий, а также порядок снятия дисциплинарного взыскания.

Следует рассмотреть вопрос об иных мерах правового воздействия за нарушения трудовой дисциплины, знать, каким актами они устанавливаются, и сравнить их с дисциплинарными взысканиями.



Нормативные правовые акты


  1. ТК РФ ФЗ РФ от 30.12.2001., № 197 ФЗ в ред. от 24.07.2002 и от 25.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – ч. 1. – Ст. 3; № 30. – Ст. 3014; № 30. – Ст. 3033.

  2. ФЗ РФ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.

  3. ФЗ РФ «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.98 г. № 8-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 224.

  4. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.92 № 3132-1 в ред. от 20.06.2000 г. // Ведомости РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 1792; СЗ РФ. – 2000. № 26. – Ст. 2736.

  5. Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.92. № 2202-1 в ред. от 10.02.99 г. // СЗ РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.

  6. Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 06.06.96 г. № 810 // СЗ РФ. – 1996. – № 24. – Ст. 2868.

  7. Указ Президента РФ «О государственных наградах РФ» от 02.03.94 г. № 442 // САПП РФ. – 1994. – № 10. – Ст. 775.

  8. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – № 8. – С. 61.

  9. Об установлении почетных званий Российской Федера­ции, утверждении положений о почетных званиях и описа­ния нагрудного знака к почетным званиям Российской Фе­дерации: Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 (с последующими изменениями) // СЗ РФ. – 1996. – № 2. – Ст. 64; № 5. – Ст. 458; 1997. – № 22. – Ст. 2570; 1998. – № 14. – Ст. 1542; 2000.– № 10. – Ст. 1116; 2001. – № 53. – Ч. II. – Ст. 5147.

  10. Постановление Правительства РФ «О почетной грамоте Правительства РФ» от 31.05.95 г. № 547 // Российская газета. – 1995. – 14 июня.

  11. Положение о дисциплине работников железнодорож­ного транспорта Российской Федерации: Утверждено по­становлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621 (с последующими изменениями) // САПП РФ. – 1992. – № 9. – Ст. 608; СЗ РФ. – 1996. – № 18. – Ст. 2152; 1999. – № 7. – Ст. 916; 2001. – № 30. – Ст. 3166.

  12. Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии: Утвержден постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 744 // СЗ РФ. – 1998. – № 29. – Ст. 3557.



Основная литература

  1. Гусов К.Н. Трудовое право России : учебник рек. Минобразования РФ / Гусов К.Н. - М. : Юрист; Проспект, 2004. – 496 с.

  2. Никонов Д.А. Трудовое право : учебное пособие рек. УМО / Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов, Н. Д. Амаглобели ; Под. ред. А. В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.

  3. Никонов Д.А. Трудовое право : курс лекций / Никонов Д.А., Стремоухов А.В.. - М.: Норма, 2008. – 431 с.

  4. Пресняков М.В. Трудовое право России : учебник / Пресняков М.В., Чаннов С.Е.. - М.: Юристъ, 2007. – 475 с.

  5. Трудовое право России : учебник доп. Минобразования РФ / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой . - М.: МЦФЭР, 2004. – 880 с.

  6. Трудовое право России : учебник : краткий курс / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова . - М. : ИНФРА-М, 2003. – 402 с.


Дополнительная литература


  1. Колосовский А.В. Дисциплинарная ответственность: позитивный и ретроспективный аспект // Трудовое право. – 2012. – №8

  2. Курочкина М.Г. Дисциплина имеет значение // Трудовое право. – 2011. – № 9

  3. Тимофеев В. Нужен новый вид дисциплинарной ответственности // Законность. – 2010. – №3

Практическое занятие № 22

Тема 22. Материальная ответственность работников – 2 часа


Цель занятия: закрепление знаний студентов о материальной ответственности работника перед работодателем


Вопросы для обсуждения:


  1. Нормативные акты о материальной ответственности сторон трудового договора.

  2. Понятие материальной ответственности, ее отличие от дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности.

  3. Основания и условия привлечения к материальной ответственности работника. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника.

  4. Ограниченная и полная материальная ответственность работников.

  5. Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности.

  6. Определение размера ущерба, причиненного работником, и порядок его возмещения.


Образовательные технологии
Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.


Вопросы для самоконтроля

        1. Назовите отличия материальной ответственности от дисциплинарной и гражданско-правовой

        2. Назовите условия нормального хозяйственного риска?

        3. Назовите отличия ограниченной от полной материальной ответственности?

        4. С какими категориями работников могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности?


Задача 1

Иванов на станке в рабочее время обрабатывал деталь для своего личного автомобиля. Вдруг его рукав затянуло в станок. Чтобы избежать травмы, Иванов вынужден был сломать станок. Как показала экспертиза, рукав Иванова затянуло в станок из-за дефектов станка.

Подлежит ли Иванов материальной ответственности?



Задача 2

Кладовщик Сидоров был привлечен к материальной ответственности за ненадлежащее хранение вверенных ему товаров. Однако Сидоров оспаривает наложение на него взыскания, мотивируя это тем, что его вины в причиненном ущербе нет. По данным экспертизы, товары, находящиеся на складе, были испорчены в результате протекания крыши, о чем неоднократно Сидоров сообщал работодателю, однако работодатель на это никак не реагировал.

Законно ли был привлечен Сидоров к материальной ответственности?

Задача 3

С бригадой инкассаторов, состоящей из 13 человек, был заключен договор о коллективной материальной ответственности. После начала работы из бригады выбыло 2 человека, на их место были приняты новые 2 человека. После этого бригада инкассаторов не обеспечила сохранность вверенных ей ценностей и была привлечена к материальной ответственности.

Однако бригада не согласна с таким решением и ссылается на то, что после выбытия из нее 2 человек и принятия на их место новых 2 человек, договор о бригадной материальной ответственности должен был быть перезаключен, т.к. изменился субъектный состав бригады.

Законно ли бригада была привлечена к материальной ответственности?


Методические рекомендации к теме № 22


Изучению данной темы необходимо уделить самое при­стальное внимание, поскольку трудовое законодательство, регулируя отношения по материальной ответственности сторон трудового договора, направлено как на обеспече­ние сохранности имущества работодателя, так и на защиту права работника на труд, охрану его здоровья и личной собственности.

Студентам необходимо обратить внимание на то, что субъ­ектом материальной ответственности в трудовом праве могут быть только работники, состоящие (или состоявшие в момент причинения ущерба) в трудовых отношениях с тем работодателем, которому они причинили материальный ущерб.

Материальную ответственность работников по нормам тру­дового права необходимо отличать от других мер материаль­ного воздействия, а именно: лишения или уменьшения пре­мии, предусмотренной системой оплаты труда, и вознагражде­ния по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием; снижения коэффициента трудового участия при бригадной (коллективной) форме орга­низации и стимулирования труда.

Самым внимательным образом студентам следует изучить те условия, при которых работник может быть привлечен к материальной ответственности.

Студенты должны самым внимательным образом изучить все виды материальной ответственности, установленные зако­нодательством о труде. Различают два основных вида матери­альной ответственности работников: ограниченную и полную. В зависимости от субъектного состава полная материальная ответственность может быть индивидуальной или, в предусмотренных законом случаях, коллективной (бригадной).


Усвоив учебный материал по вопросам полной материаль­ной ответственности, студенты могут перейти к изучению следующего вопроса: определение размера ущерба, подлежа­щего возмещению. Важным при этом является правильно оп­ределить не только размер причиненного ущерба, но и размер ущерба, подлежащего возмещению работниками, причинившими его, поскольку эти размеры в ряде случаев не совпада­ют в связи с тем, что законодательством установлены особые случаи определения размера возмещаемого ущерба.

Далее студенты должны изучить действующий порядок возмещения ущерба, причиненного работниками. Здесь, прежде всего, следует иметь в виду, что работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично.

В случае отказа работника от добровольного возмещения ущерба, причиненного по его вине, этот ущерб взыскивается принудительно во внесудебном или судебном порядке.



Практическое занятие № 23

Тема 23. Материальная ответственность работодателя – 2 часа


Цель занятия: закрепление знаний студентов о материальной ответственности работодателя перед работником


Вопросы для обсуждения:


  1. Основания и виды материальной ответственности работодателя.

  2. Ответственность работодателя за ущерб, причинённый в результате незаконного лишения работника возможности трудиться.

  3. Ответственность работодателя за ущерб, причинённый имуществу работника.

  4. Ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы.

  5. Ответственность работодателя за ущерб, причинённый смертью кормильца.

  6. Ответственность работодателя за ущерб, причинённый здоровью работника.

  7. Возмещение морального вреда, причинённого работнику.



Образовательные технологии
Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.


Вопросы для самоконтроля

1. Как рассчитывается неустойка за задержку выплаты заработной платы?

2. В каких случаях работодатель обязан возместить работнику компенсацию морального вреда?


Задача 1

Иванов уволился из АО «Искра» по собственному желанию, однако в день увольнения ему не была выдана трудовая книжка (трудовую книжку ему выдали только через месяц после увольнения), из-за чего Иванов не смог устроиться на работу, которую ему предлагали сразу же после увольнения. Иванов обратился в суд с требованиями взыскать средний заработок за все время вынужденного прогула; возместить ему моральный вред.