ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2021
Просмотров: 2037
Скачиваний: 10
Образовательные технологии
Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.
Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.
Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Назовите стадии заключения коллективного договора?
2. Какой порядок изменения и дополнения коллективного договора?
3. Назовите порядок и процедуру регистрации коллективного договора?
4. Назовите основания недействительности условий коллективного договора?
Задача 1
В п.1 ст. 1 коллективного договора АО «Сибнефть» указано, что коллективный договор заключен между администрацией и трудовым коллективом.
Оцените законность данного положения.
Задача 2
При заключении коллективного договора работников организации представлял Совет трудового коллектива (СТК).
Имеет ли право СТК представлять работников организации при заключении коллективного договора?
Как формируется СТК?
Нормативные правовые акты
-
ГК РФ – М., 2002.
-
ТК РФ ФЗ РФ от 30.12.2001., № 197 ФЗ в ред. от 24.07.2002 и от 25.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3; № 30. – Ст. 3014; № 30. –Ст. 3033.
-
КоАП РФ – М., 2002.
-
ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. № 82 // СЗ РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.
-
ФЗ РФ «О Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.99 г. № 92-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2218, 2219.
-
Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27.11.2002 г. № 156-ФЗ // Бюллетень Минтруда. – 2002. – № 12.
-
Постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения деятельности Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 05.11.99. № 1229 // СЗ РФ. – 1999. – № 46. – Ст. 5572.
Основная литература
-
Гусов К.Н. Трудовое право России : учебник рек. Минобразования РФ / Гусов К.Н. - М. : Юрист; Проспект, 2004. – 496 с.
-
Никонов Д.А. Трудовое право : учебное пособие рек. УМО / Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов, Н. Д. Амаглобели ; Под. ред. А. В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.
-
Никонов Д.А. Трудовое право : курс лекций / Никонов Д.А., Стремоухов А.В.. - М.: Норма, 2008. – 431 с.
-
Пресняков М.В. Трудовое право России : учебник / Пресняков М.В., Чаннов С.Е.. - М.: Юристъ, 2007. – 475 с.
-
Трудовое право России : учебник доп. Минобразования РФ / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой . - М.: МЦФЭР, 2004. – 880 с.
-
Трудовое право России : учебник : краткий курс / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова . - М. : ИНФРА-М, 2003. – 402 с.
Дополнительная литература
-
Анисимов А.Л. Коллективный договор как средство укрепления трудовых отношений и социального партнерства // Трудовое право. – 2011. – № 5.
-
Стрижаков Г. Правовая природа коллективного договора как акта социального партнерства // Трудовое право. – 2010. – № 10.
Практическое занятие № 8
Тема 8. Соглашения как акты социального партнерства – 4 часа
Цель занятия: Уяснить сущность и правовую природу соглашений и их роль в регулировании трудовых отношений.
Вопросы для обсуждения:
-
Общие положения о соглашении: понятие и юридическая природа соглашения, место соглашения в системе источников российского права.
-
Виды соглашений (стороны и представители каждого из видов соглашений).
-
Порядок заключения соглашения.
-
Содержание и структура соглашения.
-
Действие соглашения. Ответственность за невыполнение соглашения.
Образовательные технологии
Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.
Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.
Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Назовите стадии заключения соглашения?
2. Дайте классификацию социально-партнерских соглашений?
3. Какой порядок изменения и дополнения соглашения?
4. Назовите порядок и процедуру регистрации соглашения?
5. Назовите основания недействительности условий соглашения?
Задача
При заключении отраслевого тарифного соглашения председатель ЦК профсоюза потребовал от заместителя министра отрасли подтвердить его полномочия на ведение переговоров. Тот заявил, что его должностное положение и служебное удостоверение являются достаточным подтверждением.
Соответствует ли это законодательству?
Методические рекомендации к темам № 7-8
Суть коллективно-договорного регулирования заключается в законодательном установлении необходимости равноправного участия представительных органов, выражающих как интересы работников, так и интересы работодателей, в разработке и обсуждении нормативно-правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения. Основными формами такого регулирования являются коллективные договоры и соглашения.
Определения понятий соглашения и коллективного договора в общих чертах сформулированы в ст. 40, 45 ТК РФ. Эти понятия более полно раскрываются в учебной литературе.
Так, с учетом ст. 45 ТК РФ надо хорошо знать указанные в них виды соглашений в зависимости от сферы их действия, а также учесть, что соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними; указать, кто и на каком уровне выступает в качестве участников соглашений. Далее, анализируя ст. Кодекса, надо хорошо усвоить вопросы о порядке и сроках заключения соглашений, а также показать роль Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в процессе ведения коллективных переговоров и заключении Генерального соглашения на федеральном уровне.
Необходимо чётко уяснить вопрос о сторонах коллективного договора. Четкое усвоение, вопроса о сторонах коллективного договора очень важно для определения круга субъектов, несущих ответственность его нарушение.
Переходя к вопросу о содержании и структуре коллективного договора, надо учесть, что они определяются сторонами. Надо иметь в виду, что понятием «взаимные обязательства работодателя и работников» (см. ст. 41 ТК РФ) охватываются две группы условий: нормативные положения – локальные нормы и обязательственные условия.
Круг вопросов, который может быть предметом локального регулирования (наряду со ст. 41 ТК РФ), определяется также в ряде ст. ТК РФ, а также в ряде федеральных законов (например, в Законе о занятости населения и других нормативных правовых актах).
Вопросы ответственности за нарушения процедуры ведения переговоров по заключению коллективного договора и соглашения урегулированы в КоАП РФ. При анализе данных положений необходимо обратить внимание на круг лиц, несущих ответственность, виды правонарушений в сфере коллективно-договорного регулирования и виды ответственности, установленные за них.
Для глубокого усвоения вопросов данной темы необходимо помимо изучения ТК РФ внимательно познакомиться с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами организаций, разработанными за последние годы.
Нормативные правовые акты
-
ГК РФ – М., 2002.
-
ТК РФ ФЗ РФ от 30.12.2001., № 197 ФЗ в ред. от 24.07.2002 и от 25.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч.1. – Ст. 3; № 30. – Ст. 3014; № 30. –Ст. 3033.
-
КоАП РФ – М., 2002.
-
ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. № 82 // СЗ РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.
-
ФЗ РФ «О Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.99 г. № 92-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2218, 2219.
-
Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27.11.2002 г. № 156-ФЗ // Бюллетень Минтруда. – 2002. – № 12.
-
Постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения деятельности Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 05.11.99. № 1229 // СЗ РФ. – 1999. – № 46. – Ст. 5572.
Основная литература
-
Гусов К.Н. Трудовое право России : учебник рек. Минобразования РФ / Гусов К.Н. - М. : Юрист; Проспект, 2004. – 496 с.
-
Никонов Д.А. Трудовое право : учебное пособие рек. УМО / Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов, Н. Д. Амаглобели ; Под. ред. А. В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.
-
Никонов Д.А. Трудовое право : курс лекций / Никонов Д.А., Стремоухов А.В.. - М.: Норма, 2008. – 431 с.
-
Пресняков М.В. Трудовое право России : учебник / Пресняков М.В., Чаннов С.Е.. - М.: Юристъ, 2007. – 475 с.
-
Трудовое право России : учебник доп. Минобразования РФ / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой . - М.: МЦФЭР, 2004. – 880 с.
-
Трудовое право России : учебник : краткий курс / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова . - М. : ИНФРА-М, 2003. – 402 с.
Дополнительная литература
-
Бородин И.И. Формы социального партнерства и их место в системе социального партнерства // Трудовое право. – 2011. – №1
Практическое занятие № 9
Тема 9. Правовое регулирование занятости и трудоустройства – 4 часа
Цель занятия: формирование понятий о государственной политики в области занятости и трудоустройства, проанализировать правовой статус безработного
Вопросы для обсуждения:
-
Государственная политика в области занятости населения.
-
Понятие занятости. Лица, считающиеся занятыми.
-
Массовое высвобождение работников, его критерии и меры по его предотвращению. Правовые способы защиты лиц, находящихся под угрозой высвобождения.
-
Понятие безработного. Лица, которые не могут быть признаны безработными.
-
Порядок регистрации безработных граждан.
-
Права и обязанности безработного. Ответственность безработного.
-
Виды социальных гарантий при безработице.
-
Правовое регулирование общественных работ.
-
Понятие трудоустройства, его формы и значение. Понятие подходящей работы.
-
Дополнительные гарантии трудоустройства для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы.
Образовательные технологии
Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.
Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.
Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.
Контрольные вопросы для самопроверки:
-
Назовите виды и модели государственной политики в области занятости?
-
Что представляет собой неполная занятость?
-
Что представляет собой сверхзанятость?
-
Что такое циклическая безработица?
-
Чем занимаются рекрутинговые компании?
Задача 1
Дубинин имеет три акции АО «Энергомаш» и учится заочно в ДВАГС. Когда он обратился в службу занятости, ему отказали в регистрации его в качестве безработного, мотивируя это тем, что Дубинин является студентом ДВАГС и, поэтому, не может быть признан безработным.
Правильно ли поступила служба занятости?
Задача 2
Семенова по направлению службы занятости прошла переобучение и получила специальность бухгалтер. Однако, Семенова и по новой специальности не нашла работу и тогда она снова обратилась в службу занятости. Служба занятости отказала Семеновой в регистрации ее в качестве безработной, сославшись на то, что лицо, прошедшее обучение по направлению службы занятости, не может больше быть признано безработным.
Разберитесь в данной ситуации.
Задача 3
Гражданка Ефимова, проработавшая в НИИ «Тяжмашбумтранс» более 20 лет в качестве бухгалтера-экономиста, была уволена по сокращению штатов. Обратившись в службу занятости, она получила предложение поступить на работу в фирму «Солнцедар», расположенную в том же районе города, на должность главного бухгалтера с окладом почти вдвое выше прежнего, но по срочному трудовому договору на год. Ефимова сочла предложенную работу неподходящей, так как прежний ее трудовой договор был бессрочным.
Можно ли считать подходящей предложенную Ефимовой работу?
Методические рекомендации к теме № 9
Статья 37 Конституции РФ предусматривает право на защиту от безработицы. На это направлены и гарантии права на труд, закрепленные в ТК РФ. Их надо хорошо усвоить, и уметь каждую из них раскрыть. Следует также уяснить понятие права на труд, понятие его гарантий и их виды, обратив особое внимание на юридические гарантии права на труд при обеспечении занятости, приеме на работу.
По данной теме надо тщательно изучить Закон РФ «О занятости населения в РФ» и уметь дать ему общую характеристику. При этом необходимо обратить внимание, как законодатель в ст. 2 и 4 дает понятие занятости, подходящей работы, раскрывает, кого следует считать занятым, а кого безработным.
Вопрос о массовом высвобождении работников, его критериях надо изучить по Положению об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения.
Поскольку правовой статус безработного включает его основные (статутные) права и обязанности и их гарантии, то надо усвоить это по законодательству.
Надо знать, как определяется и выплачивается пособие по безработице, его размер и сроки выплаты, в каких случаях это пособие может быть уменьшено, отложено или приостановлена его выплата, и когда прекращается эта выплата. Надо также ознакомиться и с другими видами материальной помощи и поддержки безработным и членам их семей, социальными гарантиями безработным, с условиями выплаты компенсаций и т.д. Следует обратить внимание, что редакция Закона почти везде слова «минимальная оплата труда» заменила словами «величина прожиточного минимума», исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.