Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 535
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
не требовался. Один обучающийся изначально не хотел выполнять задания, что сказалось на его результатах;
При выполнении комплекса заданий в рамках изобразительной деятельности дети знакомятся с традициями русского народа, с понятийным аппаратом, способами рисования, узнают особенности построения композиции, работают с различными художественными материалами. Анализируют репродукции картин русских художников (Б.М. Кустодиева,
Е.А. Уварова, В.С. Гусев, А.И. Бортников, Ф.В. Сычков). А также способствует развитию композиционного мышления и целостного
визуального восприятия объектов окружающей среды и групп объектов. Предусмотрена как индивидуальная, так и коллективная работа. Большинство заданий предполагает обращение детей к собственному жизненному опыту.
Процесс развития композиционных навыков можно выстраивать при помощи следующих частных методов по Б.М. Неменскому: поэтапных открытий, единства восприятия и созидания, широких ассоциаций, привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, отчётных уроков, оформления работами учеников класса, школы, витрины, а также праздников, свободы в системе ограничений, диалогичности, сравнения.
По мнению Б.М. Неменского, целостность обучения обеспечивается определёнными методами, через которые реализуются соответствующие принципы: освоение вживанием, постоянства связи с жизнью, опоры на апогей явления в искусстве, единства формы и содержания в процессе обучения, создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Изобразительная деятельность является частью учебно-воспитательной работы в школе. Способствует развитию умения определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.
– 2012. – № 4. – С. 124-126. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii- otsenki-razvitiya-kompozitsionnogo-myshleniya-uchaschihsya-hudozhestvennoy- shkoly-v-protsesse-osvoeniya-iskusstva-silueta/viewer (дата обращения: 08.10.2020).
вестник. – 2015. – №4. – С. 568 - 569.
Наук: 13.00.02 / К.М. Зубрилин; - Москва, 2009. - 149 с.
– 83 с.
4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. – Москва: Просвещение, 2015. – 128с.
/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – Москва: Просвещение, 1987. – 128с.
-
по критерию композиционного мышления – дети в недостаточной степени обладают умением самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира. Детям было сложно самостоятельно справится с заданием. Им постоянно требовалась посторонняя помощь учителя в виде наводящих вопросов и показа образца. Двое детей самостоятельно, без затруднений выполнили все задания без ошибок, кроме того, дополнительно составили сложный узор из кубиков Кооса.
-
В связи с этим был разработан комплекс заданий, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности. Комплекс заданий разрабатывался с учётом возрастных особенностей детей, выделенных критериев и показателей уровня развития композиционных навыков, рассмотренных в первой главе исследования. Изобразительная деятельность осуществляется на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Задания подобраны таким образом, чтобы у учителя была возможность использовать их на любом этапе урока или внеурочного занятия. Структура каждого задания соответствует этапам формирования композиционных навыков по Л.Б. Ительсону.
При выполнении комплекса заданий в рамках изобразительной деятельности дети знакомятся с традициями русского народа, с понятийным аппаратом, способами рисования, узнают особенности построения композиции, работают с различными художественными материалами. Анализируют репродукции картин русских художников (Б.М. Кустодиева,
Е.А. Уварова, В.С. Гусев, А.И. Бортников, Ф.В. Сычков). А также способствует развитию композиционного мышления и целостного
визуального восприятия объектов окружающей среды и групп объектов. Предусмотрена как индивидуальная, так и коллективная работа. Большинство заданий предполагает обращение детей к собственному жизненному опыту.
Процесс развития композиционных навыков можно выстраивать при помощи следующих частных методов по Б.М. Неменскому: поэтапных открытий, единства восприятия и созидания, широких ассоциаций, привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, отчётных уроков, оформления работами учеников класса, школы, витрины, а также праздников, свободы в системе ограничений, диалогичности, сравнения.
По мнению Б.М. Неменского, целостность обучения обеспечивается определёнными методами, через которые реализуются соответствующие принципы: освоение вживанием, постоянства связи с жизнью, опоры на апогей явления в искусстве, единства формы и содержания в процессе обучения, создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Изобразительная деятельность является частью учебно-воспитательной работы в школе. Способствует развитию умения определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
-
Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 класс / М.А. Абрамова. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 122с. -
Алпатов, М.А. Композиция в живописи / М.А. Алпатов. – Москва: Искусство, 1940. -
Бабаева, Т. И. Методические советы к программе детства / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – Санкт -Петербург: Детство - Пресс, 2002. -
Баенская, Е.Р. Пути понимания и помощи. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми / Е.Р. Баенская// Журнал Альманах. – 2014. – №20. – С. 32-34. -
Бардина, Р.И. Психолог в дошкольном учреждении / Р.И Бардина. Москва: Гном и Д, 2002. – 144с. -
Батаева, Л.А. Критерии оценки развития композиционного мышления/ Л.А. Батаева // Научно – электронная библиотека Кибер Ленинка.
– 2012. – № 4. – С. 124-126. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii- otsenki-razvitiya-kompozitsionnogo-myshleniya-uchaschihsya-hudozhestvennoy- shkoly-v-protsesse-osvoeniya-iskusstva-silueta/viewer (дата обращения: 08.10.2020).
-
Векслер, А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: автореф. канд. пед. наук: 13.00.02 / А.К. Векслер; Санкт-Петербург, 2011. – 24 с. -
Венгер, Л.А. Педагогика способностей/Л.А. Венгер. – Москва: Знание, 1973. – 96 с. -
Волков, Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х т./ Н.Н. Волков. – Москва: Искусство, 1977. – 43 с. -
Гаймалова, К.И., Основы композиции в живописи / К.И. Гамайлова, В.А. Черокова// Международный студенческий научный
вестник. – 2015. – №4. – С. 568 - 569.
-
Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / С.Л. Кабыльницкая, П.Я. Гальперин. – Москва, 1974. -
Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. – Москва: Академия, 1999. – 342с. -
Зубрилин, К.М. Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству[Текст]: дис. канд. пед.
Наук: 13.00.02 / К.М. Зубрилин; - Москва, 2009. - 149 с.
-
Изобразительное искусство. Основы композиции: учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч.3. / Н.М. Сокольникова; Обнинск: Титул, 1996. – 80с. -
Канащенкова, В.В. Особенности художественного мышления старших дошкольников и условия его формирования: автореф. канд. психол. наук: 13.00.02 / В.В. Канащенкова; Иркутск, 2005. – 22 с. -
Кандыбей, П.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников с использованием современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства: автореф. канд. пед. наук: 13.00.02 / П.Н. Кандыбей; Москва, 2015. – 10 с. -
Комарова, Т.С. Как научить ребёнка рисовать / Т.С. Комарова. – Москва: 1998-12-15с. -
Композиция: учеб. для худож.-граф.фак. пед. ин-тов./ Е.В. Шорохов. – Москва: Просвещение,1986 – 285 с. -
Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопр. теории и практики) / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург, 1995.
– 83 с.
-
Костерин, Н.П. Учебное рисование: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / Н. П. Костерин; под ред. Г.А. Фиалкина. – Москва: Просвещение, 1984. 240с. -
Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе / В.С. Кузин. – Москва: Просвещение, 1977. – 208с. -
Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту/ Н.А. Курочкина. – Санкт- Петербург, 2003. – 115с. -
Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. Серия «Мастера психологии» /А.Р. Лурия. – Санкт – Петербург: Питер, 2004. – 320 с. -
Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей/ Т.Д. Марцинковская. – Москва: Линка – Пресс, 1997. – 176 с. -
Неменский, Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-
4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. – Москва: Просвещение, 2015. – 128с.
-
Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 книгах. Книга 2. Внимание и память 6 – е изд., пер. и доп.: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов – Москва: Юрайт, 2019 – 261 с. -
Обухова Г.Г. Краткий словарь терминов изобразительного искусства: библиография. Москва, 1965. -
Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для студентов пед ин-тов
/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – Москва: Просвещение, 1987. – 128с.
-
Основы общей психологии учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн – Москва, 2010. – 554 с. -
Паранюшкин, Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства/ Р.В. Паранюшкин. – Ростов на Дону: Феникс, 2005 – 79 с. -
Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст/ Л.И. Переслени. – Москва: Айрис-пресс, 2006. – 64 с. -
Рубинштейн, С.Л. О природе мышления и его составе / С.Л. Рубенштейн. – Москва, 1981. – 73 с. -
Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по специальности Дефектология. 3-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Рубинштейн. – Москва: Просвещение, 1986. – 192с. -
Руднев, И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве. Монография / И.Ю. Руднев. – Москва: Мир науки, 2019. – 48 с. -
Телегина, И.С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников / И.С. Телегина // Научно – электронная библиотека Кибер Ленинка. – 2015. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompozitsionnyh-umeniy-v- syuzhetnom-risovanii-starshih-doshkolnikov/viewer (дата обращения: 10.10.2020). -
Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/С.В Погодина. – Москва: Академия, 2013 – 352 с. -
Троицкая, И.Ю Что рисуют наши дети. К истории вопроса изучения детского рисунка как средства отражения социального опыта/ И.Ю. Троицкая// Научно – электронная библиотека Кибер Ленинка. – 2012. – № 4.