Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 535

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Задачи исследования:

методы исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:

Диагностические задания по критерию композиционного мышления:

Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной

Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:

Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:

Композиционное мышление:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Б. Кустодиев, «Масленица»

Б. Кустодиев, «Зимняя ярмарка»

не требовался. Один обучающийся изначально не хотел выполнять задания, что сказалось на его результатах;

  • по критерию композиционного мышления – дети в недостаточной степени обладают умением самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира. Детям было сложно самостоятельно справится с заданием. Им постоянно требовалась посторонняя помощь учителя в виде наводящих вопросов и показа образца. Двое детей самостоятельно, без затруднений выполнили все задания без ошибок, кроме того, дополнительно составили сложный узор из кубиков Кооса.

  1. В связи с этим был разработан комплекс заданий, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности. Комплекс заданий разрабатывался с учётом возрастных особенностей детей, выделенных критериев и показателей уровня развития композиционных навыков, рассмотренных в первой главе исследования. Изобразительная деятельность осуществляется на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Задания подобраны таким образом, чтобы у учителя была возможность использовать их на любом этапе урока или внеурочного занятия. Структура каждого задания соответствует этапам формирования композиционных навыков по Л.Б. Ительсону.

При выполнении комплекса заданий в рамках изобразительной деятельности дети знакомятся с традициями русского народа, с понятийным аппаратом, способами рисования, узнают особенности построения композиции, работают с различными художественными материалами. Анализируют репродукции картин русских художников (Б.М. Кустодиева,
Е.А. Уварова, В.С. Гусев, А.И. Бортников, Ф.В. Сычков). А также способствует развитию композиционного мышления и целостного

визуального восприятия объектов окружающей среды и групп объектов. Предусмотрена как индивидуальная, так и коллективная работа. Большинство заданий предполагает обращение детей к собственному жизненному опыту.

Процесс развития композиционных навыков можно выстраивать при помощи следующих частных методов по Б.М. Неменскому: поэтапных открытий, единства восприятия и созидания, широких ассоциаций, привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, отчётных уроков, оформления работами учеников класса, школы, витрины, а также праздников, свободы в системе ограничений, диалогичности, сравнения.

По мнению Б.М. Неменского, целостность обучения обеспечивается определёнными методами, через которые реализуются соответствующие принципы: освоение вживанием, постоянства связи с жизнью, опоры на апогей явления в искусстве, единства формы и содержания в процессе обучения, создания потребности в приобретении знаний и навыков.

Изобразительная деятельность является частью учебно-воспитательной работы в школе. Способствует развитию умения определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 класс / М.А. Абрамова. Москва: ВЛАДОС, 2004. 122с.

  2. Алпатов, М.А. Композиция в живописи / М.А. Алпатов. Москва: Искусство, 1940.

  3. Бабаева, Т. И. Методические советы к программе детства / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. Санкт -Петербург: Детство - Пресс, 2002.

  4. Баенская, Е.Р. Пути понимания и помощи. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми / Е.Р. Баенская// Журнал Альманах. – 2014. – №20. С. 32-34.

  5. Бардина, Р.И. Психолог в дошкольном учреждении / Р.И Бардина. Москва: Гном и Д, 2002. 144с.

  6. Батаева, Л.А. Критерии оценки развития композиционного мышления/ Л.А. Батаева // Научно электронная библиотека Кибер Ленинка.

2012. 4. С. 124-126. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii- otsenki-razvitiya-kompozitsionnogo-myshleniya-uchaschihsya-hudozhestvennoy- shkoly-v-protsesse-osvoeniya-iskusstva-silueta/viewer (дата обращения: 08.10.2020).

  1. Векслер, А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: автореф. канд. пед. наук: 13.00.02 / А.К. Векслер; Санкт-Петербург, 2011. 24 с.

  2. Венгер, Л.А. Педагогика способностей/Л.А. Венгер. Москва: Знание, 1973. – 96 с.

  3. Волков, Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х т./ Н.Н. Волков. – Москва: Искусство, 1977. – 43 с.

  4. Гаймалова, К.И., Основы композиции в живописи / К.И. Гамайлова, В.А. Черокова// Международный студенческий научный


вестник. 2015. №4. С. 568 - 569.

  1. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / С.Л. Кабыльницкая, П.Я. Гальперин. Москва, 1974.

  2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. Москва: Академия, 1999. – 342с.

  3. Зубрилин, К.М. Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству[Текст]: дис. канд. пед.

Наук: 13.00.02 / К.М. Зубрилин; - Москва, 2009. - 149 с.

  1. Изобразительное искусство. Основы композиции: учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч.3. / Н.М. Сокольникова; Обнинск: Титул, 1996. – 80с.

  2. Канащенкова, В.В. Особенности художественного мышления старших дошкольников и условия его формирования: автореф. канд. психол. наук: 13.00.02 / В.В. Канащенкова; Иркутск, 2005. 22 с.

  3. Кандыбей, П.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников с использованием современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства: автореф. канд. пед. наук: 13.00.02 / П.Н. Кандыбей; Москва, 2015. – 10 с.

  4. Комарова, Т.С. Как научить ребёнка рисовать / Т.С. Комарова. – Москва: 1998-12-15с.

  5. Композиция: учеб. для худож.-граф.фак. пед. ин-тов./ Е.В. Шорохов. Москва: Просвещение,1986 285 с.

  6. Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопр. теории и практики) / Е.В. Коротаева. Екатеринбург, 1995.

83 с.

  1. Костерин, Н.П. Учебное рисование: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / Н. П. Костерин; под ред. Г.А. Фиалкина. – Москва: Просвещение, 1984. 240с.

  2. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе / В.С. Кузин. – Москва: Просвещение, 1977. – 208с.

  3. Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту/ Н.А. Курочкина. Санкт- Петербург, 2003. – 115с.

  4. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. Серия «Мастера психологии» /А.Р. Лурия. – Санкт Петербург: Питер, 2004. 320 с.

  5. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей/ Т.Д. Марцинковская. – Москва: Линка – Пресс, 1997. 176 с.

  6. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-


4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. – Москва: Просвещение, 2015. 128с.

  1. Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 книгах. Книга 2. Внимание и память 6 е изд., пер. и доп.: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов – Москва: Юрайт, 2019 261 с.

  2. Обухова Г.Г. Краткий словарь терминов изобразительного искусства: библиография. Москва, 1965.

  3. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для студентов пед ин-тов

/ В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. Москва: Просвещение, 1987. 128с.

  1. Основы общей психологии учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн – Москва, 2010. 554 с.

  2. Паранюшкин, Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства/ Р.В. Паранюшкин. – Ростов на Дону: Феникс, 2005 – 79 с.

  3. Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст/ Л.И. Переслени. – Москва: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

  4. Рубинштейн, С.Л. О природе мышления и его составе / С.Л. Рубенштейн. – Москва, 1981. 73 с.

  5. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по специальности Дефектология. 3-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Рубинштейн. Москва: Просвещение, 1986. – 192с.

  6. Руднев, И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве. Монография / И.Ю. Руднев. – Москва: Мир науки, 2019. 48 с.

  7. Телегина, И.С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников / И.С. Телегина // Научно электронная библиотека Кибер Ленинка. – 2015. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompozitsionnyh-umeniy-v- syuzhetnom-risovanii-starshih-doshkolnikov/viewer (дата обращения: 10.10.2020).

  8. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/С.В Погодина. – Москва: Академия, 2013 352 с.

  9. Троицкая, И.Ю Что рисуют наши дети. К истории вопроса изучения детского рисунка как средства отражения социального опыта/ И.Ю. Троицкая// Научно электронная библиотека Кибер Ленинка. 2012. 4.