Файл: Литература Автослесарь устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Организация рабочего места мастера должно соответствовать современным методам обучения, требованиям научной организации труда, конструктивно-механическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим нормам.

Методически правильная организация рабочего места зависит от самого мастера, его инициативы, творческого подхода к работе.

Рабочее место мастера должно быть расположено так, чтобы хорошо было видно всем обучающимся.

Основные требования к рабочему месту мастера следующие:

Мастеру должно быть удобно, наблюдать за работой обучающихся, а обучающимся хорошо видны показываемые им во время коллективного инструктажа приемы работ, экспонаты, наглядные пособия, чертежи и т.д.;

Перед рабочим местом мастера должна быть свободная зона, где на складных скамейках или стульях располагаются обучающиеся во время коллективного инструктажа; после инструктажа их убирают в подмостье рабочего места мастера;

В зависимости от профессии на рабочем месте устанавливается оборудование, на котором мастер демонстрирует изучаемые приемы;

Для повышения эффективности учебного процесса рабочее место оборудуется ТСО;

Рабочее место оснащается необходимыми инструментами, приспособлениями, а также устройствами для хранения и демонстрации наглядных пособий, документации.

1.4. Методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей



Сначала мастер проводит фронтальный вводный инструктаж для всех обучающихся группы по теме «Техническое обслуживание и ремонт двигателя, регулировка газораспределительного механизма, установка двигателя на автомобиль», после чего проводит инструктажи для отдельных бригад. В начале вводного инструктажа мастер проверяет явку обучающихся на занятия и их внешний вид. Далее он сообщает обучающимся тему и цель урока, тему записывает на доске.

С целью актуализации знаний и опыта обучающихся мастер проводит опрос обучающихся по материалу прошлых занятий по вопросам:

1.Какова последовательность разборки двигателя,

2. Какова подготовка автомобиля регулировкой газораспределительного механизма?

и беседу по материалу текущего занятия, который они изучали на уроках по предмету «Устройство автомобиля». Затем мастер переходит к сообщению нового материала, в основе которого лежит объяснение порядка выполнения работ:

1. Перед началом работы необходимо привести в порядок рабочую одежду: застегнуть рукава, убрать волосы, при ремонте машин, которые работают на этилированном бензине надеть резиновые сапоги, резиновые перчатки, нарукавники. Проверить исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.

2. Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов, не иметь трещин и забоин. Губки ключей не должны быть строго параллельны и не должны быть закатаны. Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.

3. Нельзя класть подкладки между губками ключей и головкой болта, нельзя удлинять рукоятки ключей с помощью труб и других предметов.

4. Слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую без трещин поверхность бойка. Сам боёк надежно закреплён на рукоятке.

5. Рукоятка молотков и кувалд должна быть слега выпуклой и гладкой и сделан из твёрдых и вязких пород древесины.

6. Ударные инструменты не должны иметь трещин, заусениц. Зубило не менее 150мм.

7. Рабочее место должно быть достаточно освещённым и свет не слепит в глаза. При пользовании переносной электролампы, проверить есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Если рядом проводится сварочная работа

, то необходимо от администрации требовать установки шита для защиты глаз и лица или надеть специальные очки.

8. Подготовить настил для работы под автомобилем.

9. Слив масла и воды из агрегатов в специальную тару.

10. При снятии и установки агрегатов установить раму машины на металлические козлы, а под колёса автомобиля подкладывать клинья.

11. Привести в порядок рабочее место.

12. Если автомобиль на козлах проверить надёжность его установки.

13. Не оставлять автомобиль висячим на тросе грузоподъёмного механизма.

14. Вымыть руки и лицо тёплой водой с мылом, принять душ, спец. одежду повесить в предназначенный для спец. одежды шкаф. В шкафу нельзя хранить легко воспламеняющиеся жидкости и обтирочный промасленный материал.

При подготовке к данному занятию, мастер ослабил крепеж на агрегате, на котором он проводит показ. При объяснении мастер использует инструкционно-технологическую карту увеличенного размера, а обучающиеся одновременно с этим знакомятся с порядком работы по картам обычного размера. При объяснении материала постоянно необходимо освещать вопросы рациональной организации труда и соблюдению техники безопасности. Также мастер разъясняет обучающимся наиболее типичные ошибки: неправильное использование гайковерта и нарушение последовательности разборки ГРМ; которые обычно совершаются при выполнении таких работ, их причины, способы предотвращения и исправления. Для того чтобы обучающиеся приучались ценить время, мастер сообщает им нормы времени на выполнение работы. На рабочем месте мастера в процессе занятия должен быть образцовый порядок.

В конце вводного инструктажа мастер проводит закрепление нового материала и проверку усвоение его обучающимися. Для этого мастер задает обучающимся вопросы по новому материалу:

Какова последовательность регулировки ГРМ?

Что необходимо сделать с автомобилем перед выполнением данных работ?

Предлагает отдельным обучающимся повторить некоторые приемы работы, после чего, при необходимости повторно разъясняет сложные моменты. Также обучающиеся работают по карточкам-заданиям. Далее мастер разводит обучающихся по рабочим местам в соответствии с графиком перемещений.

Когда обучающиеся начинают выполнять упражнения, мастер руководит их работой с помощью текущего инструктирования. Мастер наблюдает со своего рабочего места за ходом работы и делает себе пометки, в какой помощи нуждаются обучающиеся. Текущее инструктирование проводится обычно индивидуально, путем целевых обходов.


Первый обход имеет цель:

Проверить своевременность начала работы обучающихся, организацию рабочих мест; рациональность способов пользования документацией. Соблюдение техники безопасности.

Второй обход имеет цель:

Проверить правильность выполнения отрабатываемых трудовых приемов и способов. При возникновении трудностей, помочь обучающимся.

Третий обход имеет цель:

Проверка качества выполняемой работы.

При этом каждый обучающийся должен чувствовать, что мастер всегда рядом и следит за его работой. Если у отдельных обучающихся возникают трудности в работе, мастер подходит к ним и на их рабочем месте разъясняет, как их преодолеть, стараясь действовать так, чтобы обучающиеся самостоятельно, с помощью инструкционной карты нашли верные пути. Целесообразно использовать взаимопомощь обучающихся. В случае, если обучающиеся грубо нарушают технику безопасности или многие обучающиеся совершают одинаковые ошибки, мастер останавливает работу и проводит коллективный внеочередной текущий инструктаж.

После завершения работы мастер проводит заключительный инструктаж, целью которого является подведение учебно-производственных итогов урока. Мастер сообщает обучающимся о достижении ими цели урока, сообщает о наиболее частых ошибках и беседует с обучающимися о том, как не допускать эти ошибки в дальнейшем. Проверив выполненные работы обучающихся и уборку их рабочих мест, мастер сообщает обучающимся оценки за урок, сообщает тему следующего урока и выдает им домашнее задание.

Форма организации п/о - способ организационного построения учебно-воспитательного процесса, определяющий характер учебной (учебно-производственной) деятельности обучающихся, руководство этой деятельностью мастером, а также структуру занятий.

Классификация форм п/о:

По организации процесса п/о формы делятся на:

  1. Урочные.

  2. Неурочные.

Урочная форма п/о применяется как правило в учебных мастерских. В условиях производства она малоприменима, поэтому используются и неурочные формы п/о, такие как:

  1. Обучение обучающихся в составе ученических бригад.

  2. Обучение обучающихся в составе бригад квалифицированных рабочих.

  3. Индивидуальное прикрепление обучающихся к квалифицированным рабочим.

  4. Производственные экскурсии.

  5. Выполнение обучающимися домашних заданий.


По организации учебно-производственного труда обучающихся формы бывают:

  1. Фронтально-групповая.

  2. Бригадная (звеньевая).

  3. Индивидуальная.

Труд мастера п/о организуется в формах:

1) Закрепление мастера за учебной группой (или группы за мастером).

2) Закрепление мастера за учебной мастерской.

3) Бригада мастеров.

4) Мастер-преподаватель.

5) Два мастера, закрепленных за группой или мастерской.
1.4.2 Методы п/о

Методы п/о - упорядоченные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и обучающихся, при помощи которых достигается прочное овладение обучающимися профессиональных ЗУН, формируется их мировоззрение, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.

Классификация методов п/о:

По источникам информации методы п/о делятся на:

1) Словесные.

2) Наглядно-демонстрационные.

3) Практические.

4) Методы проверки ЗУН.

Словесные методы в п/о являются вспомогательными. Выделяют следующие словесные методы п/о:

а) Рассказ-объяснение.

б) Беседа.

в) Письменное инструктирование.

г) Работа обучающихся с технической документацией и литературой.

Виды наглядно-демонстрационных методов п/о.

1) Показ приемов трудового действия.

2) Демонстрация наглядных пособий.

3) Применение ТСО.

4) Самостоятельные наблюдения обучающихся.

Виды практических методов п/о.

1) Упражнения (основной метод п/о)

Упражнения - многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования. В процессе упражнений, таким образом, происходит переход количества (в данном случаи количества повторений, воспроизведений) в качества, которое характеризуется совершенствование знаний, способов деятельности, образованием умений и навыков.

Основные требования к упражнениям:

1. Упражнения – это не только повторения, но и обязательное движение вперед. Каждое упражнение – это очередной шаг в овладении профессией.

2. Каждое упражнение должно иметь четкую цель: учебную – чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и производственную – что. Как и сколько сделать в процессе упражнений. Цели эти должны тесно сочетаться, причем достижение производственной цели является средством достижения учебной цели.

3. Упражнения проводятся под руководством мастера производственного обучения.