Файл: Тема выпускной квалификационной работы Управление развитием творческого потенциала педагогических работников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления развитием творческого потенциала работников педагогической организации

1.1. Понятие творческого потенциала работников образовательной организации

1.2. Методы управления развитием творческого потенциала работников образовательной организации

1.3. Современные тенденции управления творческим потенциалом образовательной организации

Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ системы управления развитием работников образовательной организации

2.1. Общая характеристика образовательной организации

2.2. Анализ системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

2.3. Изучение и оценка подходов к развитию творческого потенциала работников образовательной организации

Выводы по главе 2

Глава 3. Совершенствования системы управления творческим потенциалом работников в образовательной организации

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

3.2. Расчёт эффективности предложенных мероприятий

Выводы по главе 3

Заключение

Список использованной литературы


Хотя уже были попытки описания подобных схем цикличности творчества ранее, именно Уоллес первым высказал предположение, что для нахождения верного решения требуется расслабление ума, покой после напряженной работы.[46]

«Ментальные карты». Основатель данной методики Тони Бьюзен считал, что творческая креативность умственной деятельности человека находится в прямой зависимости от степени развития ассоциативного мышления. Он предложил для быстрого нахождения решения поставленной задачи рисовать ментальные карты, или интеллект-карты.

Во время рисования в голове происходит перебор вариантов-ассоциаций, значительно активизирующий процесс мышления, таким образом, задача может быть решена довольно быстро.[35]

Метод «шести шляп». Прием, разработанный Эдвардом де Боно – метод шести шляп – предполагает режимность мышления человека. Любую проблему можно рассматривать с разных углов зрения. Де Боно предлагает «примерить» шесть шляп - направлений мышления, подробно проанализировав и хорошенько рассмотрев поставленную задачу с каждого ракурса:

Белая шляпа – научный подход. Анализируются факты и цифры, выявляются «пробелы», которые нужно восполнить, найти недостающую информацию;

Черная – критическая оценка ситуации, выявление «подводных камней», недостатков и возможных рисков;

Желтая – взгляд оптимиста. Явные плюсы и выгоды решения проблемы, отдаленные перспективы;

Красная – эмоциональная оценка ситуации. Интуитивное решение;

Зеленая – креативный подход, нестандартность;

Синяя – управление. Вырабатывается общий алгоритм решения конкретной задачи. Систематизируются все ранее высказанные точки зрения, объединяются в одну логическую линию.

Мы рассмотрели несколько методов развития креативности. Как мы понимаем, процесс решения любой самой сложной проблемы можно и нужно систематизировать.

Вышеназванные методы могут быть применимы как для оценки индивидуального, так и коллективного творческого потенциала. Для этого после проведения индивидуального тестирования одним или несколькими методами необходимо выделить различные предложения (решения задач) по всей группе тестируемых и оценить их как предложения одного субъекта, получив тем самым интегральную оценку по группе.



1.3. Современные тенденции управления творческим потенциалом образовательной организации



Необходимость внедрения механизмов управления творческим потенциалом сотрудников в профессиональной образовательной организации обусловлена повышением роли человеческого фактора, который является одним из важных показателей повышения эффективности деятельности организации. И педагогически значимыми, как показывают проведенные многими авторами исследования, становятся не только знания и опыт сотрудников, но и их креативные способности: воображение, адаптивность, гибкость мышления, способность генерировать новые идеи, решать нестандартные задачи. [53]

Основные сложности для внедрения механизмов управления творческим потенциалом в образовательных организациях связаны со следующими причинами:

– наличие стратегических планов развития только у крупных образовательных организаций. Учебные заведения, инновационных и инвестиционных решений, во многих случаях, текущие краткосрочные планы не входит в реализации значительно ограничивает, они свою работу;

– высокий уровень централизации управления в руках высшего руководства всех значимых решений, что не дает возможности реализации инновационных идей;

– низкий уровень технической оснащенности;

– технократический подход к управлению сотрудниками, который сводится к подбору кадров соответствующей квалификации и их расстановке согласно оптимальному решению задач организации обучения, что ведет к снижению творческой активности. Поэтому сколько ресурсов для создания благоприятной среды при проектировании, дающих высшее профессиональное образование, не только руководства организаций, направленного на обеспечение поддержки и продвижения новостей состоит из основной задачей;

– низкий уровень мотивации и увеличение среднего возраста работников образовательной сферы.

– сопротивление сотрудников изменениям, являющееся фактором снижающим эффективность внедрения инновационных подходов;

– низкий уровень осведомленности о современных методах принятия решений. Результаты исследования свидетельствуют, что для принятия решений руководителям в 35% случаев не хватает знаний об опыте решения подобных задач, то
есть процедурных знаний, и в 28% случаев не хватает концептуальных знаний, которые задают иной масштаб видения задачи и объясняют смысл необходимых действий. [54]

Для снижения отрицательного эффекта данных проблем в образовательных организациях необходимо внедрение современных подходов к управлению развитием творческого потенциала.

Как показывают исследования, основной базовой теорией при управлении креативным потенциалом сотрудников является общая теория обучения, которая акцентирует внимание субъектов управления на проблеме использования креативного потенциала всех его сотрудников при разработке и принятии решений, на задачах повышения их квалификации, внедрения в процесс обучения и воспитания современных методов креативного мышления, создания творческой атмосферы внутри коллектива, стимулирующей развитие процесса самореализации и самосовершенствования сотрудников.[71]


Рис. 2. Факторы развития творческого потенциала педагогов
Анализ литературных и эмпирических данных, нормативно-правовой документации позволяет говорить о том, что развитие творческого потенциала сотрудников образовательных организаций, привлечение педагогов к фундаментальным приоритетным научным исследованиям затрудняет ряд проблем, в том числе: доминирование частных научных исследовательских направлений, слабо связанных с потребностями развития образовательного учреждения; низкая степень педагогов в федеральных программах и научно-технических программах Минобразования России; недостаточное привлечение педагогов к инновационной деятельности; отсутствие преемственности в работе в части формирования научно-исследовательской и методологической культуры; недостаток мероприятий по популяризации науки и слабая мотивация педагогов к участию в инициативных исследованиях и оплачиваемых видах научно-исследовательской работы (НИР).[73]

Решение выделенных групп проблем возможно в условиях целенаправленной организации НИР педагогических работников на основе определенных технологий развития творческого потенциала.


Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.

  • промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья или полученных из него полуфабрикатов.

Социальной технологией является технология, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению, - одно или несколько его свойств.[81]

Технология не сводится к совокупности методов. Методы подбираются не случайно, а подчинены единой цели - получению конкретной продукции.

Технология представляет собой преобразование исходных материалов с помощью определенных методов и процессов для получения продукции с заданными параметрами.

Любая технология предполагает прогнозирование конечного результата и наличие путей его достижения.[84]

Понятие «технология» является одним из новых для педагогики. В настоящий момент в психолого-педагогической литературе существуют три основных направления, определяющих понятие «технология», как:

  1. частную методику по достижению поставленной цели;

  2. педагогическую систему в целом;

  3. определенный алгоритм, последовательность.[66]

Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:

  1. Предварительная диагностика уровня творческого развития;

  2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);

  3. Организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию и реализации творческого потенциала личности.

  4. Контроль качества выполнения творческой деятельности.

Значительное влияние должно быть уделено процессу контроля творческой деятельности и при эксплуатации методики эффективного проведения, способствующей созданию определенных условий в процесс организации, которая должна быть направлена на основное внимание.

5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в решении задач, внесение необходимых корректив.[87]

Примером рассматриваемых нами педагогических технологии является технология, способствующая актуализации и развитию творческого потенциала личности (автор Ю.Я. Иванов).[13]

Процесс развития творческого потенциала, и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметны при рассмотрении трех типов творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. Но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра.[98]