Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ



  1. Бихевиоризм.

Из всех направлений мировой психологии пожалуй бихе­виоризму (ортодоксальному) менее всего свойственно понятие «личностный рост», так же как и понятия «личность», «свобода», «воля», «творчество», «интеллигентность» и др. Тем не менее, это направление невозможно обойти вниманием, так как на его кон­цептуальной основе многие годы проводится индивидуальная и групповая психотерапия, социально-психологическое обучение, что само по себе предполагает проблему развития.

Согласно Б.Скиннеру, человека можно научить проявлять практически любой тип поведения, проявлять его так часто и в выбранном направлении, насколько это потребуется. Научение может быть осознанным и бессознательным, но наиболее эффек­тивным оно оказывается, когда человек осознает его. Насколько быстро можно обучиться определенному типу поведения и как часто этот новый тип поведения будет проявляться, зависит от того, насколько регулярно и часто оно подкрепляется. Обучение качественно улучшается, когда подкрепляется правильное реаги­рование. Так как подкрепление избирательно направляет поведе­ние к заранее намеченной цели, оно будет более эффективным, чем наказание или контроль с помощью отвержения (антипатий).

Однако само по себе научение еще не характеризует в полной мере развитие человека. Степень развития человека отра­жает его способность ослабить воздействие неблагоприятных ус­ловий и сделать более успешным контроль собственного поведе­ния. Важное значение здесь имеет более высокий уровень мыш­ления человека, который позволит ему лучше использовать дос­тупные средства по предвосхищению, поддержанию и контролю собственного поведения.

В отличие от радикальных бихевиористов, А.Бандура ут­верждает, что личность развивается тремя факторами: поведени­ем человека, его индивидуальными характеристиками, влиянием окружающей среды (реципрокный детерминизм). Эти факторы действуют совместно, влияют друг на друга, но не обязательно вносят одинаковый вклад в мышление и поведение. В разное вре­мя и при разных обстоятельствах каждый из них может оказаться наиболее сильным, но ни один из них не определяет поведение всегда. Любой из факторов реципрокной триады в результате случайной встречи или случайного события может непредсказуе­мо измениться в любой момент времени и человек тоже изменит­ся. Следовательно, человеческое поведение оказывается не де­терминированной, а стохастической системой, что делает точные предсказание практически не возможными. В качестве важнейших характеристик личности А.Бандура выделяет мышление, способ­ность запоминать и предвидеть события, саморегуляцию, само­эффективность. Так, саморегуляция представляет собой реактив­ную попытку человека уменьшить расхождение между своими ре­зультатами и своей целью, а далее - проактивную постановку пе­ред собой новых целей. Самоэффективность означает убежден­ность человека относительно его способности осуществлять кон­кретные действия, управлять событиями, воздействующими на его жизнь. Она возникает, увеличивается или уменьшается в зависи­мости от одного из четырех факторов или от их комбинации: опыта непосредственной деятельности, косвенного опыта, общественно­го мнения, физического и психического состояния человека.


Существенным моментом в работах А.Бандуры является обозначения научения не только путем проигрывания действий и ситуаций (традиционный для бихевиоризма способ), но и посред­ством наблюдения. С его точки зрения, последний является более важным и свойственным только для человека, хотя многочислен­ные наблюдения и эксперименты на животных показали, что это не совсем так. А.Бандура выдвинул предположение, что ядром нау­чения через наблюдение является уподобление, и выделил четы­ре фактора такого научения: концентрация внимания на образце (модели)поведения, запоминание, апробирование новых образцов поведения, мотивация для постоянного воспроизведения новых образцов поведения. Следует отметить, что бихевиористически ориентированные тренинги непосредственно используют эти два способа научения и принцип подкрепления для отработки адекват­ных знаний и способов поведения в конкретных ситуациях (раз­личные виды тренинга умений, например, тренинг уверенного по­ведения). В частности, научение через наблюдение осуществляет­ся на основе наблюдение за эффективными-неэффективными моделями поведения, в том числе, представляемых в форме ви­деозаписи из банка данных.

  1. Когнитивная психология.

Рассмотрим проблему личностного роста на примере тео­рий когнитивного соответствия, хотя в них, как и в других когнитив­ных теориях, прямо не ставилась данная проблема. Общей идеей для данной группы теорий является то, что человек ведет себя так, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры. Ощущение несоответствия вызывает психологический дискомфорт, что является причиной реорганизации когнитивной структуры с целью восстановления соответствия. Причем, потреб­ность в связанности, соответствии, интегрированности когнитив­ных структур подразумевается как фундаментальная потребность человеческой психики. Эта общая идея имеет вариации в кон­кретных теориях.

Например, основное ядро концепции Ф.Хайдера сводится к тому, что люди склонны развивать упорядоченный и связанный взгляд на мир через создание баланса между тремя элементами когнитивного поля: воспринимающий субъект, «другой» (воспри­нимаемый субъект), объект (воспринимаемый воспринимающим и «другим»).

В своей первоначальной интерперсональной концепции Л.Фестингер опирался на понятие «сравнение», что диктовалось спецификой социальной реальности по сравнению с предметной. У каждого человека есть потребность сравнивать себя с другими, интенсивность которой уменьшается, если возрастает различие между мнением или способностями человека и мнениями, способ­ностями другого. Наоборот, личность стремится к тем ситуациям, где сталкивается с мнениями, близкими ей. Соответственно и сравнение осуществляется по преимуществу с людьми, чьи мне­ния и способности более сходны с собственными. Минимальное несходство мнений ведет к конформизму. Впоследствии Л.Фестингер перешел к построению новой теории - когнитивного диссонанса (интраперсональная теория). Она содержит три клю­чевых момента: между когнитивными элементами может возникать диссонанс (конфликт); существование диссонанса вызывает стремление человека уменьшить его или воспрепятствовать его росту; проявление этого стремления включает изменение поведе­ния, знаний или осторожное отношение к новой информации.



Исходный тезис теории коммуникативных актов Т.Ньюкома утверждает: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относи­тельно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть увеличено за счет развития межличностной коммуникации. Если в паре или группе возникает расхождение ориентаций по отношению к какому-либо объекту, то потребность в уменьшении этих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникатив­ных актов.

Как видно, в данных теориях прямо не ставится вопрос о росте, развитии и в явном виде не представлена проблема лично­сти, так как все процессы и явления ограничены в основном позна­вательной сферой. Можно лишь предполагать, что психический рост человека связывается с его стремлением и возможностями воспринимать, познавать или оценивать различные аспекты себя и своего окружения таким образом, чтобы не было противоречиво­сти.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Гуманистическая психология.

По мнению К.Роджерса, позитивная направленность к раз­витию личности является в человеке естественной и врожденной тенденцией. Он способен чувствовать собственную неприспособ­ленность и отдавать в себе в ней отчет, а значит, может осозна­вать несоответствие между своей Я-концепцией и актуальными переживаниями. Эта способность сочетается со способностью модифицировать Я-концепцию в соответствии с требованиями реальности. Следовательно, у каждой личности существует внут­реннее стремление к разрешению имеющегося конфликта на ос­нове ассимиляции нового и продуктивного знания. К.Роджерс не разделял людей на приспособленных и неприспособленных, боль­ных и здоровых, нормальных и ненормальных. Вместо этого он обозначает способность людей воспринимать свою жизненную ситуацию, для чего вводит понятие «соответствие». Оно предпола­гает точное соответствие между опытом (то, что происходит), ком­муникацией (то, что сообщается другому) и осознанием (то, что замечается). Высокая степень соответствия подразумевает, что все эти три элемента более или менее адекватны друг другу. Не­соответствие - это неспособность точно воспринимать реаль­ность, неспособность или нежелание точно сообщать свои чувства другому или то и другое одновременно. Несоответствие между:

а) опытом и осознанием проявляется в подавлении или от­рицании (человек просто не осознает, что делает);

б) коммуникацией и осознанием означает то, что человек искренне не выражает свои переживания (человек может казаться другим неаутентичным или бесчестным);

в) опытом и коммуникацией дезориентирует человека в микросреде.

В личностном росте человека возникают помехи, которые проявляются уже в раннем возрасте. Опыт, полезный в одном возрасте, может принести вред на более поздней стадии. Среди основных факторов, потенциально ограничивающих личность ре­бенка, автор выделяет: требования признания заслуг (ребенок ведет себя так, чтобы завоевать любовь или получить одобрение независимо от того, будет такое поведение нормальным или нет) и формирование ложного образа «Я» (развитие личности осложня­ется отрицанием фактов, противоречащих искусственно созданной «хорошей» Я-концепции).

Одним из ключевых моментов в концепции К.Роджерса яв­ляется понятие «полноценно функционирующая личность», кото­рое является синонимом оптимальной психологической зрелости, полной соответствия и открытости человека собственному опыту. Такая личность возможна только как процесс, как постоянно изме­няющийся человек. Полноценно функционирующая личность ха­рактеризуется несколькими параметрами: открытость пережи­ваниям, проживание в настоящий момент времени, вера в свои внутренние побуждения.


Таким образом, основная идея позиции К.Роджерса - лич­ность обладает большими ресурсами понимания себя, изменения своей Я-концепции, отношений и регулируемого я-поведения.

По мнению А.Маслоу, теория личности должна рассматри­вать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый человек. На основе такой общей позиции он выделяет иерархию потребностей (физиологических и психиче­ских), удовлетворение которых должно иметь поступательный ха­рактер, что обеспечивает психическое и физическое здоровье че­ловека. Высшим уровнем психологических потребностей является самоактуализация, понимаемая как полное применение талантов, способностей, потенциалов человека. Самоактуализация - не за­стывшее состояние, а действующий процесс. Формы, в которых проявляется данная потребность, различны в зависимости от того, что представляет из себя человек. Самоактуализирующиеся люди смотрят на жизнь более свободно и объективно, не слишком эмо­ционально, они не позволяют надеждам, страхам, попыткам защи­тить свое «Я» разрушить те представления, которые были получе­ны из опыта. Креативность, непосредственность, смелость и упор­ная работа - характерные черты самоактуализирующихся людей.

Для личностного роста важны два требования: посвящения себя чему-то более высокому, чем собственное «Я», и успешное выполнение поставленной задачи. А.Маслоу выделяет несколько типов поведения, ведущих к самоактуализации: концентрация (осознание человеком того, что происходит с ним и вокруг не­го), выбор роста (принимать жизнь как цепь, состоящую из вы­боров), самопознание, честность и ответственность за свои поступки, доверие собственным суждениям, саморазвитие, вер­шинные переживания (особенно радостные, волнующие момен­ты в жизни), отсутствие защиты для собственного «Я».

Под психологическим ростом А.Маслоу подразумевается стремление к самоактуализации, которое не может проявиться, пока у человека преобладают потребности более низкого уровня. Если человек стремится к удовлетворению потребностей высокого уровня, то это является показателем его психического здоровья. Удовлетворяя такие потребности, человек чувствует себя более счастливым. Процессу самоактуализации могут препятствовать:

  • негативное влияние прошлого опыта и возникшие в ре­зультате этого опыта вредные привычки, мешающие изменить непродуктивное поведение;

  • давление группы;

  • механизмы психологической защиты, мешающие челове­ку понять самого себя.