Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 425
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Бихевиоризм.
Из всех направлений мировой психологии пожалуй бихевиоризму (ортодоксальному) менее всего свойственно понятие «личностный рост», так же как и понятия «личность», «свобода», «воля», «творчество», «интеллигентность» и др. Тем не менее, это направление невозможно обойти вниманием, так как на его концептуальной основе многие годы проводится индивидуальная и групповая психотерапия, социально-психологическое обучение, что само по себе предполагает проблему развития.
Согласно Б.Скиннеру, человека можно научить проявлять практически любой тип поведения, проявлять его так часто и в выбранном направлении, насколько это потребуется. Научение может быть осознанным и бессознательным, но наиболее эффективным оно оказывается, когда человек осознает его. Насколько быстро можно обучиться определенному типу поведения и как часто этот новый тип поведения будет проявляться, зависит от того, насколько регулярно и часто оно подкрепляется. Обучение качественно улучшается, когда подкрепляется правильное реагирование. Так как подкрепление избирательно направляет поведение к заранее намеченной цели, оно будет более эффективным, чем наказание или контроль с помощью отвержения (антипатий).
Однако само по себе научение еще не характеризует в полной мере развитие человека. Степень развития человека отражает его способность ослабить воздействие неблагоприятных условий и сделать более успешным контроль собственного поведения. Важное значение здесь имеет более высокий уровень мышления человека, который позволит ему лучше использовать доступные средства по предвосхищению, поддержанию и контролю собственного поведения.
В отличие от радикальных бихевиористов, А.Бандура утверждает, что личность развивается тремя факторами: поведением человека, его индивидуальными характеристиками, влиянием окружающей среды (реципрокный детерминизм). Эти факторы действуют совместно, влияют друг на друга, но не обязательно вносят одинаковый вклад в мышление и поведение. В разное время и при разных обстоятельствах каждый из них может оказаться наиболее сильным, но ни один из них не определяет поведение всегда. Любой из факторов реципрокной триады в результате случайной встречи или случайного события может непредсказуемо измениться в любой момент времени и человек тоже изменится. Следовательно, человеческое поведение оказывается не детерминированной, а стохастической системой, что делает точные предсказание практически не возможными. В качестве важнейших характеристик личности А.Бандура выделяет мышление, способность запоминать и предвидеть события, саморегуляцию, самоэффективность. Так, саморегуляция представляет собой реактивную попытку человека уменьшить расхождение между своими результатами и своей целью, а далее - проактивную постановку перед собой новых целей. Самоэффективность означает убежденность человека относительно его способности осуществлять конкретные действия, управлять событиями, воздействующими на его жизнь. Она возникает, увеличивается или уменьшается в зависимости от одного из четырех факторов или от их комбинации: опыта непосредственной деятельности, косвенного опыта, общественного мнения, физического и психического состояния человека.
Существенным моментом в работах А.Бандуры является обозначения научения не только путем проигрывания действий и ситуаций (традиционный для бихевиоризма способ), но и посредством наблюдения. С его точки зрения, последний является более важным и свойственным только для человека, хотя многочисленные наблюдения и эксперименты на животных показали, что это не совсем так. А.Бандура выдвинул предположение, что ядром научения через наблюдение является уподобление, и выделил четыре фактора такого научения: концентрация внимания на образце (модели)поведения, запоминание, апробирование новых образцов поведения, мотивация для постоянного воспроизведения новых образцов поведения. Следует отметить, что бихевиористически ориентированные тренинги непосредственно используют эти два способа научения и принцип подкрепления для отработки адекватных знаний и способов поведения в конкретных ситуациях (различные виды тренинга умений, например, тренинг уверенного поведения). В частности, научение через наблюдение осуществляется на основе наблюдение за эффективными-неэффективными моделями поведения, в том числе, представляемых в форме видеозаписи из банка данных.
-
Когнитивная психология.
Рассмотрим проблему личностного роста на примере теорий когнитивного соответствия, хотя в них, как и в других когнитивных теориях, прямо не ставилась данная проблема. Общей идеей для данной группы теорий является то, что человек ведет себя так, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры. Ощущение несоответствия вызывает психологический дискомфорт, что является причиной реорганизации когнитивной структуры с целью восстановления соответствия. Причем, потребность в связанности, соответствии, интегрированности когнитивных структур подразумевается как фундаментальная потребность человеческой психики. Эта общая идея имеет вариации в конкретных теориях.
Например, основное ядро концепции Ф.Хайдера сводится к тому, что люди склонны развивать упорядоченный и связанный взгляд на мир через создание баланса между тремя элементами когнитивного поля: воспринимающий субъект, «другой» (воспринимаемый субъект), объект (воспринимаемый воспринимающим и «другим»).
В своей первоначальной интерперсональной концепции Л.Фестингер опирался на понятие «сравнение», что диктовалось спецификой социальной реальности по сравнению с предметной. У каждого человека есть потребность сравнивать себя с другими, интенсивность которой уменьшается, если возрастает различие между мнением или способностями человека и мнениями, способностями другого. Наоборот, личность стремится к тем ситуациям, где сталкивается с мнениями, близкими ей. Соответственно и сравнение осуществляется по преимуществу с людьми, чьи мнения и способности более сходны с собственными. Минимальное несходство мнений ведет к конформизму. Впоследствии Л.Фестингер перешел к построению новой теории - когнитивного диссонанса (интраперсональная теория). Она содержит три ключевых момента: между когнитивными элементами может возникать диссонанс (конфликт); существование диссонанса вызывает стремление человека уменьшить его или воспрепятствовать его росту; проявление этого стремления включает изменение поведения, знаний или осторожное отношение к новой информации.
Исходный тезис теории коммуникативных актов Т.Ньюкома утверждает: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть увеличено за счет развития межличностной коммуникации. Если в паре или группе возникает расхождение ориентаций по отношению к какому-либо объекту, то потребность в уменьшении этих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникативных актов.
Как видно, в данных теориях прямо не ставится вопрос о росте, развитии и в явном виде не представлена проблема личности, так как все процессы и явления ограничены в основном познавательной сферой. Можно лишь предполагать, что психический рост человека связывается с его стремлением и возможностями воспринимать, познавать или оценивать различные аспекты себя и своего окружения таким образом, чтобы не было противоречивости.
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Гуманистическая психология.
По мнению К.Роджерса, позитивная направленность к развитию личности является в человеке естественной и врожденной тенденцией. Он способен чувствовать собственную неприспособленность и отдавать в себе в ней отчет, а значит, может осознавать несоответствие между своей Я-концепцией и актуальными переживаниями. Эта способность сочетается со способностью модифицировать Я-концепцию в соответствии с требованиями реальности. Следовательно, у каждой личности существует внутреннее стремление к разрешению имеющегося конфликта на основе ассимиляции нового и продуктивного знания. К.Роджерс не разделял людей на приспособленных и неприспособленных, больных и здоровых, нормальных и ненормальных. Вместо этого он обозначает способность людей воспринимать свою жизненную ситуацию, для чего вводит понятие «соответствие». Оно предполагает точное соответствие между опытом (то, что происходит), коммуникацией (то, что сообщается другому) и осознанием (то, что замечается). Высокая степень соответствия подразумевает, что все эти три элемента более или менее адекватны друг другу. Несоответствие - это неспособность точно воспринимать реальность, неспособность или нежелание точно сообщать свои чувства другому или то и другое одновременно. Несоответствие между:
а) опытом и осознанием проявляется в подавлении или отрицании (человек просто не осознает, что делает);
б) коммуникацией и осознанием означает то, что человек искренне не выражает свои переживания (человек может казаться другим неаутентичным или бесчестным);
в) опытом и коммуникацией дезориентирует человека в микросреде.
В личностном росте человека возникают помехи, которые проявляются уже в раннем возрасте. Опыт, полезный в одном возрасте, может принести вред на более поздней стадии. Среди основных факторов, потенциально ограничивающих личность ребенка, автор выделяет: требования признания заслуг (ребенок ведет себя так, чтобы завоевать любовь или получить одобрение независимо от того, будет такое поведение нормальным или нет) и формирование ложного образа «Я» (развитие личности осложняется отрицанием фактов, противоречащих искусственно созданной «хорошей» Я-концепции).
Одним из ключевых моментов в концепции К.Роджерса является понятие «полноценно функционирующая личность», которое является синонимом оптимальной психологической зрелости, полной соответствия и открытости человека собственному опыту. Такая личность возможна только как процесс, как постоянно изменяющийся человек. Полноценно функционирующая личность характеризуется несколькими параметрами: открытость переживаниям, проживание в настоящий момент времени, вера в свои внутренние побуждения.
Таким образом, основная идея позиции К.Роджерса - личность обладает большими ресурсами понимания себя, изменения своей Я-концепции, отношений и регулируемого я-поведения.
По мнению А.Маслоу, теория личности должна рассматривать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый человек. На основе такой общей позиции он выделяет иерархию потребностей (физиологических и психических), удовлетворение которых должно иметь поступательный характер, что обеспечивает психическое и физическое здоровье человека. Высшим уровнем психологических потребностей является самоактуализация, понимаемая как полное применение талантов, способностей, потенциалов человека. Самоактуализация - не застывшее состояние, а действующий процесс. Формы, в которых проявляется данная потребность, различны в зависимости от того, что представляет из себя человек. Самоактуализирующиеся люди смотрят на жизнь более свободно и объективно, не слишком эмоционально, они не позволяют надеждам, страхам, попыткам защитить свое «Я» разрушить те представления, которые были получены из опыта. Креативность, непосредственность, смелость и упорная работа - характерные черты самоактуализирующихся людей.
Для личностного роста важны два требования: посвящения себя чему-то более высокому, чем собственное «Я», и успешное выполнение поставленной задачи. А.Маслоу выделяет несколько типов поведения, ведущих к самоактуализации: концентрация (осознание человеком того, что происходит с ним и вокруг него), выбор роста (принимать жизнь как цепь, состоящую из выборов), самопознание, честность и ответственность за свои поступки, доверие собственным суждениям, саморазвитие, вершинные переживания (особенно радостные, волнующие моменты в жизни), отсутствие защиты для собственного «Я».
Под психологическим ростом А.Маслоу подразумевается стремление к самоактуализации, которое не может проявиться, пока у человека преобладают потребности более низкого уровня. Если человек стремится к удовлетворению потребностей высокого уровня, то это является показателем его психического здоровья. Удовлетворяя такие потребности, человек чувствует себя более счастливым. Процессу самоактуализации могут препятствовать:
-
негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате этого опыта вредные привычки, мешающие изменить непродуктивное поведение; -
давление группы; -
механизмы психологической защиты, мешающие человеку понять самого себя.