Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 427

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ



б) Помещение для проведения тренинга: площадь, степень освещенности и вентиляции.

в) Мебель для проведения тренинга: столы, стулья, кресла и др., а также их количество.

г) Оборудование: видеокамера, телевизор, магнитофон, диапроектор и др.

д) Расходный материал: бумага, карандаши, фламастеры и др.

е) Раздаточный материал: например, критерии оценки эф­фективности поведения, принципы и приемы поведения в конкрет­ной ситуации.

ж) Вспомогательный персонал: например, привлечение оператора для проведения и воспроизведения видеозаписи.

з) Общая структура тренинга: количество сеансов и их про­должительность.

  1. основная часть программы

(см. структура тренинга и сеанса)

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса).

  1. Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть.

  2. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации.

  3. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии.

  4. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения).

  5. Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть.

  1. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д.

  1. приложение

а) График и место проведения тренинга.

  1. Психодиагностический материал (если есть).

в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций.

г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992.

  3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989.

  4. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990.

  5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.

  6. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988.

  7. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1.

  8. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2.

  9. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994.

  10. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986.

  11. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.

  12. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с.

  13. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с.

  14. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993.

  15. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с.

  16. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223.

  17. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.-

С.91-94.

  1. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4.

  2. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985.

  3. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4.

21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ


,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—,—

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
факультет психологии
кафедра психологии развитии


А.В.Сидоренков

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ДИСЦИПЛИНЕ

ВИДЕОТРЕНИНГ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
РОСТА


Часть 3

Ростов-на-Дону

2003 г.

Методические указания печатаются по решению кафедры психологии развития РГУ (Протокол № 4 от 18 декабря 2002 г ).

Ответственный за выпуск - заведующий кафедрой психоло­гии развития доктор психологических наук, профессор Т.П.Скрипкина

© Сидоренков А.В., 2003

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО­

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЛИЧНОСТИ

    1. Проблема психологического роста в концепциях личности.

В психологии развития существует ряд близкородственных понятий: развитие, рост, изменение, динамика. Фактически каждая психологическая концепция личности в той или иной степени за­трагивало какое-то из этих понятий.

Понятие «рост личности», отражающее сквозное направ­ление прикладной психологии, берет свои корни в движении за развитие человеческого потенциала, возникшее в 1950-60-е годы в США. Ведущий теоретический вклад в это движение был сделан К.Роджерсом и А.Маслоу, а также В.Райхом, Фрицом и Лаурой Перлс. В настоящее время это движение представляет собой ши­роко распространенный культурный феномен, проникший в раз­личные слои общества. Это движение охватило административный персонал организаций, проникло в колледжи и университеты, вы­звало к себе повышенный интерес широких слоев населения. Цен­тры роста, существующие во многих городах, предлагают различ­ные формы и методы для стимулирования личностного роста че­ловека: групповые формы социально-психологического обучения и психотерапии, семинары, творческое самовыражение, медитацию, физические упражнения и др. С одной стороны, в последнее вре­мя наблюдается такое тесное переплетение подходов, методов и приемов организации роста человеческого потенциала, что часто становится невозможным оценить принадлежность позиции веду­щего к определенной концепции личности. С другой стороны, от­мечается развитие антинаучной тенденции в рамках данного дви­жения, когда люди, не обладающие базовыми знаниями (прежде всего, в области личности и воздействия), становятся ведущими тех или иных форм занятий, когда ведущие начинают использо­вать оккультизм в целях маскировки шарлатанства или некомпе­тентности, самореализации или в силу наличия психических рас­стройств.


В настоящее время трудно дать однозначного определения тому, что же такое личностный рост, так как в разных концепциях личности в него вкладывается различное содержание, либо дан­ное понятие четко не обозначается, хотя косвенно подразумевает­ся.

  1. Психоанализ.

С точки зрения классического подхода (З.Фрейд) предпо­сылка роста личности заключается в том, чтобы освободить ранее недоступный бессознательный материал (инстинкты, потребности, мотивы) так, чтобы с ним можно было сознательно оперировать. Если этот материал становится доступным, то энергия высвобож­дается и может быть использована эго на более здоровые цели. Высвобождение заблокированного материала может уменьшить саморазрушительные тенденции.

Теория психоанализа предполагает, что достижение со­глашения с требованиями ид возможно, но трудновыполнимо. Пси­хоанализ стремиться преодолеть естественное сопротивление и вернуть болезненные, подавленные мысли и воспоминания из ид в область сознательного. Психоанализ допускает, что, если чело­век освобождается от репрессивных влияний со стороны бессоз­нательного, эго устанавливает новые уровни удовлетворения во всех областях деятельности. Устранение тревоги, укоренившейся в раннем детстве, высвобождает блокированную или смещенную энергию для более реалистичного и полного удовлетворения по­требностей индивида.

Главная проблема для психики, которая блокирует ее нор­мальное функционирование, заключается в тревоге и ее преодо­лении. Тревога вызывается ожидаемым или предугадываемым усилением состояния напряжения, она может возникнуть в любой ситуации, когда физическая или психическая угроза велика, чтобы ее проигнорировать, справиться с ней или избегнуть. Существуют два основных способа преодоления или ослабления состояния тревоги. Во-первых, устранение тревоги может основываться на непосредственном разрешении проблемной ситуации, преодоле­нии трудностей или поиске более благоприятной микросреды. Во- вторых, ослабление тревожности осуществляется за счет искаже­ния или отрицания самой ситуации. Эго защищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Способы искажения представ­ляют собой не что иное как механизмы психологической защиты: подавление (избегание реальности), отрицание (исключение ре­альности), рационализация (переопределение реальности), рег­рессия (уход от реальности), изоляция (разделение реальности), проекция (перемещение внутренних элементов во внешний мир) и др.


Таким образом, основная задача психолога заключается в том, чтобы помочь пациенту вспомнить, выделить и реинтегриро­вать бессознательные содержания таким образом, чтобы его по­вседневная жизнь приносила ему большее удовлетворение. Пси­холог безоценочно опирается на эти открытия и не занимает нрав­ственной позиции, а значит, не критикует и не одобряет их. Он старается не показывать своего личного отношения к пациенту, что дает возможность последнему переносить на психолога (либо на других пациентов в условиях группового психотерапии) отноше­ния, взгляды, физические характеристики людей, с которыми об­щался в прошлом. Такой перенос делает воздействие динамич­ным и живым процессом. Следовательно, воздействие оказывает­ся без непосредственного вмешательства психолога, автоматиче­ски.

Следует отметить, что в рамках самого психоанализа раз­личными его представителями несколько по-разному детализиро­валось понимание развития, роста личности. Так, согласно К.Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуализации, которая означает становление человека как цельного существа, представляющего собой совершенную и несравненную уникаль­ность. Индивидуализация - это естественный и органичный про­цесс, «путь к личности», «самореализация» (в ином смысле, чем у А.Маслоу). Индивидуализация как процесс достижения целостно­сти включает развитие динамической связи между эго (центр соз­нания) и самостью (ядро психики вообще, включая сознание и бессознательное) с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и других архетипов бессознательного. Ко­гда люди становятся более интегрированными, они начинают вы­ражать эти архетипы более тонкими и сложными способами.

Индивидуализация (личностный рост) является сложным процессом, так как часто осуществляется в условиях отрицания, равнодушия. Поэтому человек должен быть психологически здо­ров, чтобы управлять этим процессом, переносить вызванные им психологические потрясения. Каждая стадия индивидуализации сопровождается трудностями: опасность идентификации с персо­ной, отсутствие осознания или игнорирование тени, конфронтация с анимой и др.