ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2638
Скачиваний: 3
На всех стадиях и уровнях управления культурно-просветительной работой следует добиваться органического сочетания административного руководства в лице профессиональных, штатных работников – специалистов культурно-просветительного дела с руководством общественным. Слияние это должно происходить естественно и незаметно, без осложнений и споров о том, кто что должен делать. В том-то и состоит искусство руководства культурно-просветительной работой, всеми ее областями и направлениями, что профессиональный работник не взваливает все на собственные плечи, а приводит в движение клубный актив, привлекает к управлению культпросветделами самих трудящихся, учащуюся молодежь, пенсионеров, представителей интеллигенции. Формы привлечения населения к управлению культурно-просветительной деятельностью хорошо известны: советы клубов, библиотек и красных уголков, координационные советы культурно-спортивных комплексов, правлений домов и дворцов культуры, советы народных университетов, старостаты в кружках, президиумы в любительских объединениях, художественные советы, педагогические советы детских культурно-просветительных учреждений и т. д.
Престиж культурно-просветительного учреждения – клуба, библиотеки, парка, музея – в значительной мере связан с тем, в какой степени к его деятельности, в зону его притяжения вовлечены активисты-общественники. Все это понимают, но не все борются за этот самый престиж.
Надо заботиться об активности людей не только на стадии рассматривания отдельных вопросов, но и на стадии подготовки различных мероприятий, на стадии их проведения, обсуждения, словом – рядовой человек должен постепенно превращаться из пассивного посетителя в активного участника культпросветмероприятий, или, выражаясь педагогическим языком, превратиться из объекта воспитания в его субъект.
Каждый человек поистине неповторим. В зависимости от его врожденных свойств, среды, в которой он растет и воспитывается, складываются его характер, потребности, интересы, его общая направленность. Уважаемому читателю наверняка известны столь простые истины, как различия между людьми по темпераменту (холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики), типу восприятия, памяти, внимания и т. п. Каждый человек обладает определенной суммой знаний, владеет какими-то умениями и навыками в различных видах деятельности, у него есть свое мироощущение и миропонимание, свои взгляды и убеждения, свои привычки и наклонности. Словом, человек – самое сложное, что создано природой и что сформировано обществом. Процесс развития личности практически непрерывен. Сколько человек живет, столько он и изменяется.
Разумеется, общество, а значит и культпросветработник, заинтересованы в прогрессивном, поступательном развитии личности. Но чтобы пополнить личностный «багаж» человека, надо знать его исходный уровень: что человек знает и умеет, чем интересуется, каков круг его интересов и потребностей, какими талантами и способностями он наделен от рождения, что приобретено им уже при жизни, в какой микросреде он живет, кто занимается или занимался его воспитанием, каков вообще исходный уровень его воспитанности и т. д.
«Чтобы наилучшим образом обслуживать запросы массы, давать ей то, что ей в данную минуту нужнее всего, давать наиболее целесообразными методами, пробуждая ее самодеятельность, организуя ее, - писала Н.К.Крупская,- для этого надо хорошо эту массу знать – знать уровень ее развития, запас имеющихся у нее знаний, взгляды на ее жизнь, условия ее труда и жизни, ее быт, всю ее жизненную обстановку, ее желания, стремления, социальные навыки. Без такого знания нельзя и думать правильно ставить политпросветработу. Надо обслуживаемую массу знать, а для этого надо ее изучать».
Разумеется, удовлетворять следует не все запросы, а только те из них, которые способствовали бы более интенсивному развитию личности и не только удовлетворять, а и формировать культурные потребности, развивать их вглубь и вширь.
В психологии есть такое понятие – «психологическая защита», под которой подразумевается невосприимчивость человека к психическим перегрузкам, стрессам, возникающим в процессе труда, в результате бытовых неурядиц, семейных конфликтов и т. п. Так вот одним из важнейших факторов такой защиты, по мнению ученых, как раз и являются разнообразные досуговые увлечения.
Погружаясь в атмосферу своего излюбленного досугового занятия, человек как бы отключается от конфликтных ситуаций, преодолевает минорный настрой, получает столь необходимые для него положительные эмоции, разряжается, обретая ровное и устойчивое настроение. Это своего рода громоотвод, возвращающий человека в уравновешенное, рабочее состояние. Ухаживание за животными и растениями, коллекционирование, выжигание или инкрустация, кройка и шитье, бег и плавание – все это отличные способы сохранить бодрость духа, отвлечься от неприятных дум, избежать поспешных решений тех или иных вопросов. Хорошо, если такую возможность сумеет предоставить человеку культпросветучреждение, если он не останется один на один даже с приятным для него увлечением.
Среди многих потребностей человека для культпросветчика представляет профессиональный интерес потребность в общении. Как в процессе труда мы испытываем большой эмоциональный подъем от совместно выполняемых действий и сотрудничества , так и на досуге мы стремимся к общению друг с другом с тем, чтобы поделиться мыслями, переживаниями, взглядами, вкусами, соображениями, размышлениями о различных жизненных проблемах. В других случаях человек стремится получить столь необходимую ему оценку товарищей, дружескую поддержку, чей-то мудрый совет, хочет поделиться собственным опытом организации досуга, умениями и навыками.
И это столь естественное стремление людей к общению должно удовлетворяться обществом на протяжении всей человеческой жизни.
Психологи утверждают, что контакты с близкими по духу и увлечению людьми, совместная досуговая деятельность как бы раскрепощают душевные силы человека, придают ему уверенность в собственных силах, возвышают в глазах окружающих, расширяют круг общения, а значит, и создают более благоприятные условия для всестороннего развития.
Культурно-просветительная
работа как раз и является такой областью,
где это общение и развитие протекают в
свободной и непринужденной
форме.
И еще есть одна потребность у каждого из нас – потребность в деятельности. В воспитательном плане эта потребность весьма ценна, поскольку именно в деятельности, в том числе досуговой, культурно-творческой, происходит активное развитие личности. Еще и поэтому мы так много говорим и пишем о необходимости развития всех форм самодеятельности детей и взрослых, в том числе и в сфере досуга.
Выше уже шла речь о том, что культпросветработа является всевозрастной областью деятельности. А это значит, что в ее организации должны учитываться и определенные возрастные особенности аудитории. То, что уместно на детском утреннике, может не прозвучать на молодежном вечере.
В культурно-просветительной работе есть своя романтика.
Романтика – это всегда что-то новое, неизведанное. Это всегда поиск новых путей и дорог. Это всегда постижение чего-то сложного, преодоление чего-то трудного. Есть своя романтика в работе хирурга, склонившегося со скальпелем в руке над сердцем ребенка, есть она в профессии геолога, отправляющегося в глухую тайгу, есть она в воинской службе, в работе строителей, первопроходцев, подводников, космонавтов, есть своя романтика и в культурнопросветительной работе.
Романтика – это то, что содержит идеи и чувства, возвышающие человека», – читаем мы в словаре. И если уж такие возвышенные слова прозвучали в адрес профессии культпросветработника, то ее с полным основанием можно отнести к числу самых романтичных. Ведь она зиждется на высоких идеях преобразования общества, служит делу воспитания нового человека. Что может быть выше и благороднее этой цели? Романтика нашей профессии заключается еще и в том, что она одна из самых гуманных по своей сути. Индивидуальный же романтизм каждого конкретного культпросветчика зависит от его отношения к этим высоким идеям. Что греха таить, есть среди нас люди ленивые и безынициативные, которые не любят ни людей, ни свою работу, которые не хотят совершенствовать себя профессионально. Не изжито еще представление о профессии культпросветработника как о каком-то примитивном, доступном для всех деле. Какое глубокое заблуждение!
Организаторы досуга. – М.: Советская Россия, 1987. – с.24-57.
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
По мере того, как в той или иной стране получают развитие рыночные отношения, там объективно формируется и более или менее многочисленный слой деловых людей – предпринимателей.
В словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова слово «предприимчивый» объясняется как умеющий предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивый, изобретательный и практичный. В аналогичном словаре В. Даля «предпринимать» значит «затевать», решаться исполнять какое-либо новое дело, приступать к свершению чего-либо значительного, а «предприимчивый» трактуется как «склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода». В цивилизованных его формах предпринимательство преследует не только цель получения максимальной прибыли, но способствует лучшей организации производства, а в конечном счете – лучшему обслуживанию потребителей, наиболее полному удовлетворению их спроса на различные изделия и/или услуги.
Специалисты утверждают, что в современных условиях, характеризуемых величайшими достижениями научно-технического прогресса и значительным опытом, как созидательных, так и разрушительных социальных преобразований и потрясений, предпринимательство может стать своего рода панацеей, а предприниматели – движущей силой прогресса. Силой, организующей людей на пути их движения от скомпрометировавшей себя планово-распределительной экономики к цивилизованным рыночным отношениям.
Структура слоя деловых людей современной формации еще окончательно не сложилась, социальным ролям и функциональным назначениям отдельных «фигур делового мира» еще предстоит сформироваться и закрепиться в сознании, еще до конца не оправившихся от недавних перестроечных проблем, россиян.
В развитых капиталистических странах с устойчивой рыночной экономикой представители делового мира играют довольно значительную роль, причем не только собственно в сфере экономики, но в других областях общественной жизни. Они по праву считаются элитой общества, т.е. лучшими его представителями, его интеллектуальным и культурным основанием. Именно они благодаря экономическим рычагам существенно влияют на государственную политику в различных областях общественной жизни, в том числе в сфере образования и культуры.
Необходимо подчеркнуть, что формирование социального слоя предпринимателей ведется за рубежом целенаправленно и последовательно. Во многих случаях это хорошо продуманная система образования и воспитания молодежи, подготовка лучших ее представителей к цивилизованному и результативному бизнесу.
Что же касается российского опыта, то мы оказались совершенно неподготовленными ни к рынку, ни к настоящему бизнесу.
Не случайно поэтому в сферу предпринимательства устремились в первую очередь люди, далекие от цивилизованного бизнеса: представители теневой экономики, владельцы нажитого подчас сомнительными способами «стартового» капитала, а то и откровенно криминальные элементы. И уж совершенно одиозными фигурами в российском предпринимательстве последних лет смотрятся бывшие партийные и комсомольские вожаки, в свое время положившие немало сил на борьбу с «инакомыслящими», решавшимися вслух произносить слово «рынок», а маркетинг считавшие не иначе как средством идеологической диверсии. Почувствовав запах наживы, они без колебаний отказались от своих коммунистических убеждений и приняли самое непосредственное участие в пресловутой «прихватизации», сменив парткабинеты на модные офисы, пересев из райкомовских «Волг» в импортные «Мерседесы». Горячая приверженность советской кадровой политике, на протяжении многих десятилетий служившей инструментом отстранения талантливых и способных людей от власти, не помешала им приспособиться и к новым условиям жизнедеятельности. Трудоустройство по соображениям национальной принадлежности, равно как по родству или протекции практикуется и теперь, причем не всегда на безвозмездной основе. Остается непонятным одно: почему народ поспешно окрестил эту социальную прослойку «новыми русскими». С равным успехом можно к слову «новые» приставить любую другую национальность, суть от этого не изменится.
Если в мелком бизнесе горе-предприниматели прижились, то уже средний и тем более крупный бизнес неизбежно натолкнулись на проблемы, возникшие в связи с развитием международных контактов. Из-за упавшего железного занавеса на нас взглянули умные глаза цивилизованных партнеров, ждущих от представителей российского бизнеса адекватной реакции на свои действия и предложения. И весьма скоро разочаровавшихся. По большому счету, россияне (да только ли они, это справедливо будет сказать и о представителях других бывших советских республик) оказались не готовыми к контактам с цивилизованным предпринимательским миром. Что же, главным образом, не устраивало и не устраивает наших зарубежных партнеров?
Во-первых, нарушение российскими предпринимателями общепринятых правил предпринимательства и коммерции. Во-вторых, для части российских партнеров главным в бизнесе оказывался не результат (ожидаемая прибыль), а сам процесс общения с зарубежными коллегами. Важным становился сам факт выезда за границу, допуска в коммерческие круги, ранее казавшиеся не досягаемыми. Между тем, зарубежные партнеры ждали от таких контактов ощутимой прибыли.
В-третьих, незнание трех «золотых правил» бизнеса: рекламируя себя, не порочь своих соперников; потребитель – король, а мы – его верные слуги; умей выбирать и ценить партнеров, не жги мостов при первой неудаче.
В-четвертых, морально-психологическая неподготовленность большинства предпринимателей, рвущихся за рубеж. Это выражается в стремлении к успеху любой ценой, патологическому стремлению к деньгам, готовности немедленно «спустить» прибыль вместо того, чтобы вложить ее в дальнейшее развитие фирмы и бизнеса. В-пятых, поголовная необразованность. Российские предприниматели в лучшем случае что-то читали и слышали о маркетинге. Использовать же его как инструмент закрепления на рынке они попросту не могут.
В-шестых, незнание техники переговорных отношений. Несоблюдение делового протокола, слабая ориентация в национальных особенностях партнера.
В-седьмых, слабое знание, а чаще – полное незнание иностранных языков, прежде всего самых употребительных: английского, немецкого, французского. А кроме того – отсутствие представлений о базовых понятиях бизнеса, хотя бы на уровне экономического словаря.
В-восьмых, несовременное мировоззрение российских предпринимателей, консервативность и наивность мышления, упрощенная деловая мотивация, отсутствие инновационных подходов, неконструктивность принимаемых решений.
Разумеется, приведенные выше проблемы международного партнерства сегодня уже не носят глобального характера. И мы пообтерлись, и к нам пригляделись. Сегодня можно с уверенностью говорить о появлении отряда действительно цивилизованных предпринимателей, подготовленных российскими вузами или прошедших соответствующую переподготовку за рубежом. За ними – будущее отечественного предпринимательства. Но беда в том, что даже самые глубокие и самые разносторонние познания в области рыночной экономики не могут служить специалисту бесконечно долго, поскольку имеют досадную особенность быстро устаревать. Где же выход? Он – в самообразовании.