Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2638

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На всех стадиях и уровнях управления культурно-просветительной работой следует доби­ваться органического сочетания административного руководства в лице профессиональных, штатных работников – специалистов культурно-просветительного дела с руководством общественным. Слияние это должно происходить естественно и незаметно, без ос­ложнений и споров о том, кто что должен делать. В том-то и со­стоит искусство руководства культурно-просветительной работой, всеми ее областями и направлениями, что профессиональный ра­ботник не взваливает все на собственные плечи, а приводит в движение клубный актив, привлекает к управлению культпросвет­делами самих трудящихся, учащуюся молодежь, пенсионеров, представителей интеллигенции. Формы привлечения населения к управлению культурно-просветительной деятельностью хорошо известны: советы клубов, библиотек и красных уголков, координационные советы культурно-спортивных комплек­сов, правлений домов и дворцов культуры, советы народных уни­верситетов, старостаты в кружках, президиумы в любительских объединениях, художественные советы, педагогические советы дет­ских культурно-просветительных учреждений и т. д.

Престиж культурно-просветительного учреждения – клуба, биб­лиотеки, парка, музея – в значительной мере связан с тем, в ка­кой степени к его деятельности, в зону его притяжения вовлечены активисты-общественники. Все это понимают, но не все борются за этот самый престиж.

Надо заботиться об активности людей не только на стадии рассматривания отдельных вопросов, но и на стадии подготовки различных мероприятий, на стадии их проведения, обсуждения, словом – рядовой человек должен постепенно превращаться из пассивного посетителя в активного участника культпросветмеро­приятий, или, выражаясь педагогическим языком, превратиться из объекта воспитания в его субъект.

Каждый человек поисти­не неповторим. В зависимости от его врожденных свойств, среды, в которой он растет и воспитывается, складываются его характер, потребности, интересы, его общая направленность. Уважаемому читателю наверняка известны столь простые истины, как разли­чия между людьми по темпераменту (холерики, сангвиники, ме­ланхолики, флегматики), типу восприятия, памяти, внимания и т. п. Каждый человек обладает определенной суммой знаний, владеет какими-то умениями и навыками в различных видах деятельности, у него есть свое мироощущение и миропонимание, свои взгляды и убеждения, свои привычки и наклонности. Словом, человек – самое сложное, что создано природой и что сформировано обще­ством. Процесс развития личности практически непрерывен. Сколько человек живет, столько он и изменяется.

Разумеется, общество, а значит и культпросветработник, заин­тересованы в прогрессивном, поступательном развитии личности. Но чтобы пополнить личностный «багаж» человека, надо знать его исходный уровень: что человек знает и умеет, чем интересуется, каков круг его интересов и потребностей, какими талантами и способностями он наделен от рождения, что приобретено им уже при жизни, в какой микросреде он живет, кто занимается или занимался его воспитанием, каков вообще исходный уровень его воспитанности и т. д.


«Чтобы наилучшим образом обслуживать запросы массы, да­вать ей то, что ей в данную минуту нужнее всего, давать наиболее целесообразными методами, пробуждая ее самодеятельность, ор­ганизуя ее, - писала Н.К.Крупская,- для этого надо хорошо эту массу знать – знать уровень ее развития, запас имеющихся у нее знаний, взгляды на ее жизнь, условия ее труда и жизни, ее быт, всю ее жизненную обстановку, ее желания, стремления, социальные навыки. Без такого знания нельзя и думать правильно ставить политпросветработу. Надо об­служиваемую массу знать, а для этого надо ее изучать».

Разумеется, удовлетворять следует не все запросы, а только те из них, которые способствовали бы более интенсивному развитию личности и не только удовлетворять, а и формировать культурные потребности, развивать их вглубь и вширь.

В психологии есть такое понятие – «психологическая защита», под которой подразумевается невосприимчивость человека к пси­хическим перегрузкам, стрессам, возникающим в процессе труда, в результате бытовых неурядиц, семейных конфликтов и т. п. Так вот одним из важнейших факторов такой защиты, по мнению ученых, как раз и являются разнообразные досуговые увлечения.

Погружаясь в атмосферу своего излюбленного досугового занятия, человек как бы отключается от конфликтных ситуаций, преодоле­вает минорный настрой, получает столь необходимые для него положительные эмоции, разряжается, обретая ровное и устойчивое настроение. Это своего рода громоотвод, возвращающий человека в уравновешенное, рабочее состояние. Ухаживание за животными и растениями, коллекционирование, выжигание или инкрустация, кройка и шитье, бег и плавание – все это отличные способы со­хранить бодрость духа, отвлечься от неприятных дум, избежать поспешных решений тех или иных вопросов. Хорошо, если такую возможность сумеет предоставить человеку культпросветучреждение, если он не останется один на один даже с приятным для него увлечением.

Среди многих потребностей человека для культпросветчика представляет профессиональный интерес потребность в общении. Как в процессе труда мы испытываем большой эмоциональный подъем от совместно выполняемых действий и сотрудничества , так и на досуге мы стремимся к общению друг с другом с тем, чтобы поделиться мыслями, переживаниями, взглядами, вкусами, соображениями, размышлениями о различных жизненных проблемах. В других случаях человек стремится полу­чить столь необходимую ему оценку товарищей, дружескую под­держку, чей-то мудрый совет, хочет поделиться собственным опы­том организации досуга, умениями и навыками.

И это столь естественное стремление людей к общению должно удовлетворяться обществом на протяжении всей человеческой жизни.

Психологи утверждают, что контакты с близкими по духу и увлечению людьми, совместная досуговая деятельность как бы раскрепощают душевные силы человека, придают ему уверенность в собственных силах, возвышают в глазах окружающих, расширя­ют круг общения, а значит, и создают более благоприятные усло­вия для всестороннего развития.


Культурно-просветительная работа как раз и является такой областью, где это общение и развитие протекают в свободной и непринужденной
форме.

И еще есть одна потребность у каждого из нас – потребность в деятельности. В воспитательном плане эта потребность весьма ценна, поскольку именно в деятельности, в том числе досуговой, культурно-творческой, происходит активное развитие личности. Еще и поэтому мы так много говорим и пишем о необходимости развития всех форм самодеятельности детей и взрослых, в том числе и в сфере досуга.

Выше уже шла речь о том, что культпросветработа является всевозрастной областью деятельности. А это значит, что в ее ор­ганизации должны учитываться и определенные возрастные осо­бенности аудитории. То, что уместно на детском утреннике, может не прозвучать на молодежном вечере.

В культурно-просветительной работе есть своя романтика.

Романтика – это всегда что-то новое, неизведанное. Это всегда поиск новых путей и дорог. Это всегда постижение чего-то слож­ного, преодоление чего-то трудного. Есть своя романтика в работе хирурга, склонившегося со скальпелем в руке над сердцем ребен­ка, есть она в профессии геолога, отправляющегося в глухую тай­гу, есть она в воинской службе, в работе строителей, первопроход­цев, подводников, космонавтов, есть своя романтика и в культурно­просветительной работе.

Романтика – это то, что содержит идеи и чувства, возвышаю­щие человека», – читаем мы в словаре. И если уж такие возвы­шенные слова прозвучали в адрес профессии культпросветработ­ника, то ее с полным основанием можно отнести к числу самых романтичных. Ведь она зиждется на высоких идеях преобразования общества, служит делу воспитания нового человека. Что может быть выше и благороднее этой цели? Роман­тика нашей профессии заключается еще и в том, что она одна из самых гуманных по своей сути. Индивидуальный же романтизм каждого конкретного культпросветчика зависит от его отношения к этим высоким идеям. Что греха таить, есть среди нас люди ленивые и безынициативные, которые не любят ни людей, ни свою работу, которые не хотят совершенствовать себя профессионально. Не изжито еще представление о профессии культпросветработника как о каком-то примитивном, доступном для всех деле. Какое глубокое заблуждение!


Организаторы досуга. – М.: Советская Россия, 1987. – с.24-57.


ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

По мере того, как в той или иной стране получают разви­тие рыночные отношения, там объективно формируется и более или менее многочисленный слой деловых людей – предпринимателей.

В словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова слово «предприимчивый» объясняется как умеющий пред­принять что-нибудь в нужный момент, находчивый, изо­бретательный и практичный. В аналогичном словаре В. Даля «предпринимать» значит «затевать», решаться ис­полнять какое-либо новое дело, приступать к свершению чего-либо значительного, а «предприимчивый» трактуется как «склонный, способный к предприятиям, крупным обо­ротам, смелый, решительный, отважный на дела этого ро­да». В цивилизованных его формах предпринимательство преследует не только цель получения максимальной при­были, но способствует лучшей организации производства, а в конечном счете – лучшему обслуживанию потребите­лей, наиболее полному удовлетворению их спроса на раз­личные изделия и/или услуги.


Специалисты утверждают, что в современных услови­ях, характеризуемых величайшими достижениями научно-технического прогресса и значительным опытом, как со­зидательных, так и разрушительных социальных преобра­зований и потрясений, предпринимательство может стать своего рода панацеей, а предприниматели – движущей силой прогресса. Силой, организующей людей на пути их движения от скомпрометировавшей себя планово-распределительной экономики к цивилизованным рыноч­ным отношениям.

Структура слоя деловых людей современной форма­ции еще окончательно не сложилась, социальным ролям и функциональным назначениям отдельных «фигур делово­го мира» еще предстоит сформироваться и закрепиться в сознании, еще до конца не оправившихся от недавних пе­рестроечных проблем, россиян.

В развитых капиталистических странах с устойчивой рыночной экономикой представители делового мира иг­рают довольно значительную роль, причем не только соб­ственно в сфере экономики, но в других областях общест­венной жизни. Они по праву считаются элитой общества, т.е. лучшими его представителями, его интеллектуальным и культурным основанием. Именно они благодаря эконо­мическим рычагам существенно влияют на государствен­ную политику в различных областях общественной жизни, в том числе в сфере образования и культуры.

Необходимо подчеркнуть, что формирование соци­ального слоя предпринимателей ведется за рубежом целе­направленно и последовательно. Во многих случаях это хорошо продуманная система образования и воспитания молодежи, подготовка лучших ее представителей к циви­лизованному и результативному бизнесу.

Что же касается российского опыта, то мы оказались совершенно неподготовленными ни к рынку, ни к настоя­щему бизнесу.

Не случайно поэтому в сферу предпринимательства устремились в первую очередь люди, далекие от цивили­зованного бизнеса: представители теневой экономики, владельцы нажитого подчас сомнительными способами «стартового» капитала, а то и откровенно криминальные элементы. И уж совершенно одиозными фигурами в рос­сийском предпринимательстве последних лет смотрятся бывшие партийные и комсомольские вожаки, в свое время положившие немало сил на борьбу с «инакомыслящими», решавшимися вслух произносить слово «рынок», а марке­тинг считавшие не иначе как средством идеологической диверсии. Почувствовав запах наживы, они без колебаний отказались от своих коммунистических убеждений и при­няли самое непосредственное участие в пресловутой «прихватизации», сменив парткабинеты на модные офисы, пересев из райкомовских «Волг» в импортные «Мерседе­сы». Горячая приверженность советской кадровой по­литике, на протяжении многих десятилетий служившей инструментом отстранения талантливых и способных лю­дей от власти, не помешала им приспособиться и к новым условиям жизнедеятельности. Трудоустройство по сооб­ражениям национальной принадлежности, равно как по родству или протекции практикуется и теперь, причем не всегда на безвозмездной основе. Остается непонятным од­но: почему народ поспешно окрестил эту социальную прослойку «новыми русскими». С равным успехом можно к слову «новые» приставить любую другую националь­ность, суть от этого не изменится.


Если в мелком бизнесе горе-предприниматели прижи­лись, то уже средний и тем более крупный бизнес неиз­бежно натолкнулись на проблемы, возникшие в связи с развитием международных контактов. Из-за упавшего же­лезного занавеса на нас взглянули умные глаза цивилизо­ванных партнеров, ждущих от представителей российско­го бизнеса адекватной реакции на свои действия и пред­ложения. И весьма скоро разочаровавшихся. По большому счету, россияне (да только ли они, это справедливо будет сказать и о представителях других бывших советских рес­публик) оказались не готовыми к контактам с цивилизо­ванным предпринимательским миром. Что же, главным образом, не устраивало и не устраивает наших зарубеж­ных партнеров?

Во-первых, нарушение российскими предпринимате­лями общепринятых правил предпринимательства и ком­мерции. Во-вторых, для части российских партнеров глав­ным в бизнесе оказывался не результат (ожидаемая при­быль), а сам процесс общения с зарубежными коллегами. Важным становился сам факт выезда за границу, допуска в коммерческие круги, ранее казавшиеся не досягаемыми. Между тем, зарубежные партнеры ждали от таких контак­тов ощутимой прибыли.

В-третьих, незнание трех «золотых правил» бизнеса: рекламируя себя, не порочь своих соперников; потреби­тель – король, а мы – его верные слуги; умей выбирать и ценить партнеров, не жги мостов при первой неудаче.

В-четвертых, морально-психологическая неподготов­ленность большинства предпринимателей, рвущихся за рубеж. Это выражается в стремлении к успеху любой це­ной, патологическому стремлению к деньгам, готовности немедленно «спустить» прибыль вместо того, чтобы вло­жить ее в дальнейшее развитие фирмы и бизнеса. В-пятых, поголовная необразованность. Российские предприниматели в лучшем случае что-то читали и слы­шали о маркетинге. Использовать же его как инструмент закрепления на рынке они попросту не могут.

В-шестых, незнание техники переговорных отноше­ний. Несоблюдение делового протокола, слабая ориента­ция в национальных особенностях партнера.

В-седьмых, слабое знание, а чаще – полное незнание иностранных языков, прежде всего самых употребитель­ных: английского, немецкого, французского. А кроме то­го – отсутствие представлений о базовых понятиях биз­неса, хотя бы на уровне экономического словаря.

В-восьмых, несовременное мировоззрение российских предпринимателей, консервативность и наивность мыш­ления, упрощенная деловая мотивация, отсутствие инно­вационных подходов, неконструктивность принимаемых решений.

Разумеется, приведенные выше проблемы междуна­родного партнерства сегодня уже не носят глобального характера. И мы пообтерлись, и к нам пригляделись. Се­годня можно с уверенностью говорить о появлении отряда действительно цивилизованных предпринимателей, под­готовленных российскими вузами или прошедших соот­ветствующую переподготовку за рубежом. За ними – бу­дущее отечественного предпринимательства. Но беда в том, что даже самые глубокие и самые разносторонние по­знания в области рыночной экономики не могут служить специалисту бесконечно долго, поскольку имеют досад­ную особенность быстро устаревать. Где же выход? Он – в самообразовании.


Смотрите также файлы