ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2636
Скачиваний: 3
Воспитание личности в трудовом коллективе – это прежде всего воспитание политической культуры. Главной целью такого воспитания следует считать повышение общественно-политической активности каждого члена коллектива. Главными критериями такой работы будут: уровень общественно-политической зрелости и степень ее проявления в повседневной жизни трудового коллектива, т.е. уровень практического участия человека в общественно-политической жизни страны, края, города, предприятия.
Другой стороной воспитания в коллективе является профессионально-трудовое воспитание. На первый план здесь выходит воспитание творческого отношения к труду, к выполняемой работе. Что здесь имеется в виду?
Во-первых, воспитание любви к труду, к своей профессии. «Когда человек любит то дело, которым занимается, – писала Н. К. Крупская, – он может черпать в нем радость и удовлетворение, проявлять богатую инициативу, повышать без утомления напряженность труда».
Во-вторых, воспитание чувства гордости за свой коллектив, за свою профессию, за дело, которому человек посвятил свою жизнь. Эта грань в профессионально-трудовом воспитании имеет в условиях клубного учреждения особый смысл. Труд в клубном учреждении довольно сложный и не всегда приятный. Это в особенности относится к труду вспомогательному, техническому. Важно воспитать в человеке сознательное отношение к груду, к выполняемой работе.
В-третьих, рачительного, хозяйского отношения к материальным ценностям.
В-четвертых, воспитание дисциплины труда.
В-пятых, развитие профессионального состязания как между отделами и участками, так и между отдельными сотрудниками.
В-шестых, воспитание творческого отношения к труду, основанного на постоянном поиске новых форм и методов, на внедрении передового опыта и научной организаций труда.
Профессионально-трудовое воспитание предполагает также воспитание потребности к постоянной работе над собой, повышение уровня профессиональных знаний и деловой квалификации.
Третьей составной частью единого воспитательного процесса в коллективе сотрудников клубного учреждения должно стать духовно-нравственное воспитание. Это предполагает: овладение основами эстетики и этики, воспитание правил и привычек поведения на работе и в быту, практическое усвоение норм морали, приобщение к миру искусства, воспитание постоянного стремления к духовному обогащению и самосовершенствованию.
«Духовная деятельность, – писал В. А. Сухомлинский, – это не какие-то оторванные от повседневного труда самоуглубление и самоанализ. Это творческий труд, кипучая общественная деятельность, одухотворенная благородной целью. Духовная деятельность – это отражение общественных отношений, включая труд, во внутреннем мире человека, в его пристрастиях и устремлениях, в его желаниях».
Таково, вкратце, содержание воспитательной работы в коллективе сотрудников клубного учреждения. Однако, знание целей воспитания и содержания воспитательного процесса не гарантирует само по себе эффективности последнего. Результативность воспитательного воздействия будет тем выше, чем полнее обеспечиваются условия, в которых данный процесс осуществляется.
О каких условиях идет речь?
Во-первых, об условиях, проистекающих от самого объекта воспитания, т.е. от каждого из членов трудового коллектива клубного учреждения. Планомерный воспитательный процесс возможен лишь в том случае, когда человек приходит на ту или иную работу сознательно, когда налицо хотя бы некоторый первоначальный интерес к профессии. Не менее важно, чтобы человек соответствовал по своим личностным, профессиональным и деловым качествам той должности, на которую претендует.
Во-вторых, об условиях, в которых воспитательный процесс осуществляется. На передний план здесь выступает уровень организации труда в клубном учреждении. В учреждении, где хорошо организован труд, коллектив работает, как правило, хорошо, творчески. Наоборот, при плохой организации труда неизбежны разболтанность, безразличие, являющиеся почвой для нарушения трудовой дисциплины.
В-третьих, об условиях, зависящих от самих воспитателей. Здесь важнее всего, чтобы сам трудовой коллектив выступал в качестве воспитательной силы. А. С. Макаренко писал, что в воспитании единственным и главным инструментом воспитания является живой трудовой коллектив. Поэтому главное усилие организатора должно быть направлено к тому, чтобы создать и беречь такой коллектив, устроить его, создать тон и традиции.
Еще одним условием оптимизации воспитательного процесса является общий тон, культура, этика коллектива. Даже самые справедливые требования коллектива к личности должны быть основаны на глубоком уважении к ней. Этика коллектива, основанная на здоровых и принципиальных нравственно-психологических отношениях к человеку, выступает, таким образом, в качестве важного условия успешного воздействия на воспитуемого.
Не последнюю роль играет в деле воспитания и стиль работы руководителя клубного учреждения. Поскольку коллектив сотрудников клубного учреждения выступает по отношению к каждому своему члену в качестве воспитателя, постольку и руководитель коллектива является педагогом, воспитателем. Решает ли руководитель все вопросы единолично или предпочитает советоваться с коллективом, опирается ли он на помощь общественных организаций и их групп или предпочитает авторитарность в управлении делами коллектива – во многом зависит и авторитет руководителя среди подчиненных и залог успеха его работы в целом.
Ни одно из названных условий, сколь бы полно оно ни учитывалось в повседневной жизни коллектива, не в состоянии дать ожидаемого эффекта, если не будут соблюдаться другие условия, если не будут использоваться все средства воспитательного воздействия в их неразрывном единстве.
Только вдумчивый, планомерный, комплексный и систематический подход к воспитательной работе даст положительные результаты, поможет нам сформировать и развить в каждом сотруднике клубного учреждения те высокие качества, о которых выше шла речь, а через развитие качеств отдельных членов коллектива придти к сплочению его самого, как коллективного организатора и воспитателя клубного актива и широких трудящихся масс.
Пути повышения эффективности клубной работы. – М.: МГИК, 1975. – с. 100-118.
КУЛЬТПРОСВЕТРАБОТНИК
–
ОРГАНИЗАТОР ДОСУГА
В современном мире встречается в общей сложности до 40 тысяч различных профессий. Одно их перечисление заняло бы несколько страниц . Но тогда как же выбрать свою, к которой лежит душа, которой можно было бы посвятить себя?
Выбор профессии – серьезный и ответственный шаг, едва ли не самый важный и значительный на всем жизненном пути. И это понятно. Ведь такой шаг делают, как правило, раз и на всю жизнь. Не случайно выбор профессии, стараясь подчеркнуть важность и личную значимость этого шага, сравнивают с выбором спутника жизни. Сравнение это не лишено известного смысла. Удачный брак – залог большого человеческого счастья, основа успехов не только в личной жизни, но и в производственной деятельности. Это необходимое условие человеческого благополучия. Недаром говорят: в хорошем браке личность расцветает, длительное общение с любимым человеком делает нас нравственно выше, духовно богаче, физически выносливей. Этого не происходит, когда семейный союз оказывается непрочным. Даже если он со временем не распадется, все равно он не сделает человека счастливым. То же самое происходит и в том случае, когда человек выбирает нелюбимую профессию.
В чем же заключается сущность этого важного для каждого из нас шага – выбора профессии? Является ли этот шаг только личным делом или в нем заложен какой-то общественным смысл? Почему для многих этот акт вырастает порой в сложную, трудноразрешимую проблему?
Подавляющее большинство людей, и для нас это стало социальной нормой, работают не только для себя, для своего личного блага, но каждый в своей мере способствует росту общественного благосостояния. И чем больше вклад каждого из нас в это общее дело, тем, с одной стороны, богаче общество, с другой – каждый из нас, его членов.
Целая плеяда профессиональных революционеров, знаменитых ученых и конструкторов, врачей и писателей, людей многих других профессий всей своей жизнью доказали правоту такого утверждения. Ведь известные нам великие люди стали таковыми еще и потому, что видели свое счастье в служении народу, в защите его интересов. Разумеется, не каждому из нас суждено быть героями, вождями, учеными и т. п. Но зато у каждого из нас есть сегодня реальная возможность весь свой талант, всю свою энергию, весь жар своей души отдать благу общества, людям, Родине. Отсюда – главным критерием правильности выбора профессии юношами и девушками является ее максимальная общественная полезность.
Критерии этот главный, но не единственный. Важно еще чтобы избираемая профессия была человеком любима. Иными словами, результативность каждого работающего прямо пропорциональна его эмоциональному настрою, его отношению к выполняемой работе, к своей профессии.
Но, как показывает жизнь, и самой горячей любви к делу самого, казалось бы, неподдельного интереса к той или иной профессии еще недостаточно для того, чтобы утверждать: мне нужна именно эта, а не какая-либо иная профессия. Важно ведь еще обладать определенными физическими, психологическими моральными, иными качествами, необходимыми для выполнения той или иной работы. Известно, например, что ежегодно многие тысячи юношей и девушек устремляются в художественные вузы и училища. Принятыми же оказываются в лучшем случае сотни, поскольку для обучения профессии актера, музыканта-исполнителя, а тем более режиссера или композитора мало иметь пусть даже жгучее желание, важно ведь еще и обладать необходимыми специальными способностями, иметь наклонность, если хотите – талант.
Бестолковый руководитель, неорганизованный работник, недобросовестный врач, слабо подготовленный профессионально учитель, не чистый на руку, да к тому же еще и грубый в обращении продавец, нерасторопная регистраторша в аэропорту, грубая и бестактная кассирша в кинотеатре... Все мы хорошо знаем, что общение с такими людьми не доставляет никому из нас радости. А ведь часто происходит подобная встреча еще и потому, что человек не любит свое дело, выполняет его в силу необходимости, поневоле.
Ни авторитет должности, ни высокий заработок, ни даже хорошие условия работы не в состоянии заменить человеку так необходимой каждому из нас удовлетворенности от выполняемой работы. Ведь любимая работа – это неисчерпаемый источник энергии и инициативы, творческого поиска и дерзания, постоянного профессионального роста и самосовершенствования. Наша профессия – это наша слава и гордость, наше настоящее и будущее, наша жизнь. Попробуйте лишить человека его любимой работы – и вы убедитесь, насколько жизнь его станет тусклой и невыразительной.
В нашей стране процесс выбора профессии не является частным делом отдельных людей. Он регулируется государством и обеспечивается им. Наше многоотраслевое народное хозяйство нуждается в работниках самых разнообразных профессий. Из многих тысяч известных профессий государство помогает юношам и девушкам выбрать какую-то одну, наиболее им подходящую.
Человек выбирает профессию... А не случается ли так, что профессия выбирает человека? Есть профессии, требующие от человека особых свойств и качеств, я бы сказал – особой преданности делу, если хотите – фанатичного к нему отношения. Таким профессиям либо нужно отдать всего себя без остатка, либо не прикасаться к ним вообще, поскольку половинчатого к себе отношения они не терпят.
Но как распознать свое призвание? Как не ошибиться в выборе жизненного пути?
Первое и самое необходимое – не делать необдуманных шагов, не принимать решения до тех пор, пока не будет достаточной ясности относительно заинтересовавшей тебя профессии, словом, не суетиться и не бросаться, очертя голову, в незнакомое дело.
Второе. Надо всегда иметь в виду, что всякая профессия – это работа, это кропотливый труд. Может быть, отсюда взаимосвязь двух понятий – «труд» и «трудность». Но трудностей бояться не следует, поскольку именно через их преодоление человек только и может познать и профессию, и себя самого. В каждой профессии есть свои трудности. Только со стороны, пока в нее не окунешься, профессия может казаться модной и привлекательной. В профессии культурно-просветительного работника есть свои видимые и скрытые грани. Видимая часть доступна всем, кто интересно и содержательно проводит свой досуг, кто оказался приобщенным к культурному творчеству, кто не только хорошо работает, но и красиво отдыхает.
Сфера культуры является сегодня ареной ощутимых противоречий между вседозволенностью в выборе средств и способов реализации свободного времени и сомнительностью отдельных образчиков культурного времяпрепровождения. Вошли в моду телепрограммы и публикации в прессе, авторы которых стараются внушить нашей молодежи мысль о бренности существования, подталкивают к пассивности в общественно-политической жизни, пропагандируют образцы массовой культуры, заполоняют эфир бездумной музыкой, пытаются распространять порнографические журналы, – словом, делают все для того, чтобы расшатать сознание молодежи, отвлечь ее от созидательной деятельности, от активной борьбы с негативными явлениями в нашей общественной жизни. И вот здесь-то крайне необходим специалист, соединяющий в себе профессиональный взгляд и на культуру, и на политику, умеющий противопоставить образчикам такой пропаганды правильно организованный быт, красивый и содержательный досуг, способствующий формированию активного отношения к жизни, воспитывающий стремление хорошо трудиться на благо общества, расти духовно, уметь красиво отдыхать, развиваясь умственно и физически.
Свободное время постепенно увеличивается за счет лучшей организации быта людей, улучшения работы общественного транспорта, коммунального обслуживания и других мероприятий, направленных на улучшение жизни граждан. С возрастанием свободного времени встает проблема разумной организации досуга. Ведь свободное время можно посвятить общественной работе, культурному общению, занятиям в кружке или секции, а можно, попросту говоря, «убить» его, занимаясь ничегонеделанием, а то и предаваясь вредным привычкам: пьянству, курению, сомнительным развлечениям в модных теперь ночных клубах, казино и саунах.