Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2637

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между тем, в сфере свободного времени может происходить ин­тенсивное развитие личности. Ведь основными факторами развития личности являются, кроме врожденных способностей и задатков, воспитание и окружающая человека среда. И здесь за культпро­светработником далеко не последнее слово, тем более что, как уже отмечалось, он фактически причастен ко всей жизни человека. Ну, а что культурная среда формирует личность значительно интенсив­нее, чем случайная, стихийно складывающаяся, в этом, думается, убеждать никого не надо.

Разумеется, культурно-просветительное учреждение не может заменить человеку семью, школу, техникум, вуз. Но в этом нет и необхо­димости. Времена борьбы с неграмотностью, к счастью, безвоз­вратно миновали, и культпросветработнику не надо, как прежде, собирать в избу-читальню народ с букварями ликбеза. Но не будем забывать о другом. Общеобразовательный уровень лю­дей растет так стремительно, что знаний, полученных когда-то в школе или специальном учебном заведении, вскоре становится не­достаточно для того, чтобы успешно работать, чтобы, как мы при­выкли выражаться, не отставать от жизни, чтобы быть в курсе всех последних достижений науки и культуры. Все больше открывается народных университетов культуры, лекториев, школ культуры, все большее развитие получают такие активные формы пропаганды, как вечера ответов на вопросы, читательские и зрительские конфе­ренции, диспуты и дискуссии на общественно-политические и нрав­ственные темы. Заметно возрос интерес трудящихся к медицинским, агрономическим, экономическим, экологическим, зоотехническим знаниям. И никакая школа удовлетворить эту тягу уже не может. Пополняет знания система внешкольного просвещения, в том числе культурно-просветительная работа.

Еще большую роль, играют культурно-просветительные учреж­дения в разностороннем воспитании людей, особенно под­растающих поколений. Ведь в распоряжении культпросветработни­ка сегодня имеется богатейший арсенал средств воспитательного воздействия: живое слово, печать, радио, телевидение, кино, музы­ка, живопись, скульптура, художественная и документальная фото­графия, разнообразные технические средства, а главное – живой пример, взятый из так хорошо знакомой участникам воспитатель­ного мероприятия окружающей жизни. Да и само воспитание не носит в культурно-просветительном учреждении назидательного характера, оно, как правило, органично сливается с отдыхом раз­личных слоев и групп населения, оно более демократично и нена­вязчиво, если, разумеется, оно правильно осуществляется.

В центре внимания культпросветработников – живой, реаль­ный человек, с его судьбой, с его культурными интересами и ду­ховными потребностями, с его жизненным опытом, надеждами и ожиданиями. Это исключительно богатый мир, неисчерпаемый кладезь житейской мудрости, из которого можно без конца чер­пать факты, образы, идеи, гипотезы, примеры, – словом самую разнообразную воспитательную информацию.


Или возьмем, к примеру, такой вопрос, как воспитание куль­туры быта. Как обставить свою квартиру, чтобы она не была ко­пией многих других? Какие книги приобрести в первую очередь? Целесообразно ли иметь в квартире видеомагнитофон и как его лучше использовать? Как угнаться за модой и, не позволяя изли­шеств, выглядеть современным человеком? Как распределить се­мейный бюджет? Как провести всей семьей воскресный день? Как принять гостей и в каком виде самим принято являться в гости? Десятки, если не сотни вопросов возникают в семье, в особенности на первых порах ее существования. На многие такие вопросы мож­но получить ответ в «Клубе молодой семьи», в объединениях «Хозяюшка», «Наш дом» и др. Разумеется, сам культпросветчик не в состоянии дать ответы на все возникающие вопросы. Но он может привлечь необходимых людей - специалистов и консультантов.

Воспитательная деятельность культпросветчика необычна уже тем, что воспитывать приходится людей самого различного воз­раста – от подростка до пенсионера, причем порой одновременно. Это в школьном классе учитель имеет дело с детьми одного воз­раста, примерно одного уровня подготовки и развития. В культ­просветучреждении все обстоит иначе: с утра в клубе развлека­ются дошколята, их сменяют пришедшие на занятия технических кружков подростки, после обеда приходят на репетицию концерта старшеклассники, под вечер начинают собираться члены люби­тельских объединений и клубов по интересам и уже собственно вечером заполняют основной зал кинозрители. В крупном же культпросветучреждении различные группы приходят и занима­ются чем-то одновременно, хотя и в разных помещениях. Но слу­чается и так, что зрительный зал заполняют представители различных социальных групп одновременно. Такое бывает на массовых праздниках, вечерах родителей и детей, показательных выступлениях участников спор­тивных секций и коллективов художественной самодеятельности, выставках, тематических вечерах и т. д. О том, сколь непросто проводить такие воспитательные мероприятия, го­ворить уже не приходится. Достаточно представить себе учителя, проводящего урок или внеклассное мероприятие на тему «Надо ли наказывать детей?» одновременно с родителями и учащимися.

Откройте любую новую книгу о культурно-просветительной работе, и вы найдете на ее страницах массу интереснейших фак­тов из жизни передовых культпросветучреждений страны. Да что книгу, полистайте любую подшивку центральной, да и местной га­зеты! Едва ли не в каждом номере отыщется что-то заслуживаю­щее внимания, творческого применения в собственном клубе или парке.

Профессию культурно-просветительного работника можно с полным основанием отнести к числу творческих. Но прежде чем раскрыть творческий характер культпросветработы, давайте в самых общих чертах поговорим о том, что такое творчество, во всех ли сферах человеческой деятельности оно возможно?


В любом деле, в любой работе, в любой профессии в наши дни особо ценятся люди, способные на поиск новых способов и приемов выполнения той или иной работы. Развитое чувство ново­го, стремление к совершенствованию – вот что должно быть при­суще личности современного человека. Будем объек­тивны: пока еще не каждая разновидность профессиональной деятельности предоставляет человеку возможность в полной мере творить, создавать что-то новое, оригинальное. Культурно-просве­тительная работа как раз и является сферой разнообразного соци­ального творчества: художественного, технического, научно-поиско­вого, организаторского. Причем человек, занимающийся культурно-просветительной работой, способствует творческому развитию лич­ности именно благодаря собственному творческому отношению к делу, ибо творчеству можно научить только в процессе творчества.

Культпросветработнику весьма часто приходится выступать то в роли ученого-социолога (когда проводятся исследования тех или иных проблем культурной жизни), то в роли журналиста (когда берутся интервью у будущих участников мероприятия, изучается их судьба), то в роли драматурга (когда инсценируется литера­турное произведение, песня или пишется сценарий будущего вече­ра), то в роли режиссера (когда осуществляется постановка за­думанного спектакля, концертной программы, представления), то в роли артиста-любителя (когда приходится самому исполнять роли в спектаклях, исполнять отдельные номера в концертах и т. п.), то инженера (когда конструируются определен­ные конструкции и сооружения к мероприятиям: праздникам, ново­годним представлениям и т. п.), а то и поэта (написание стихов к сценарию, поздравления юбилярам, приветствие участникам и т. д.). И во всех этих случаях он ищет нужный угол зрения, вы­бирает оптимальный подход, определяет условия работы коллек­тива, пробует различные варианты работы, делает и переделывает по нескольку раз планы, наброски, наметки и т. д., а в конечном счете – творит необычный по своему духу и содержанию педаго­гический, воспитательный процесс.

До недавнего времени творческая миссия культпросветработни­ка ограничивалась лишь художественным направлением. Сегодня этого уже недостаточно. Сегодня необходима организация само­деятельного технического творчества. К этому многие очаги куль­туры пока еще не готовы. В стране около полутора тысяч станций юных техников, в которых занимается различными видами техни­ческого творчества без малого миллион школьников. Но еще боль­шая масса детей, подростков и взрослых занимается конструиро­ванием, моделированием, изобретательством автономно, в одиноч­ку, без чьей-либо помощи, в кустарных и полукустарных условиях. Адресами прописки всех име­ющих отношение к техническому творчеству людей должны стать сегодня дома и дворцы культуры, клубы, специально оборудован­ные для этой цели мастерские и рабочие комнаты. В этой области творчества нашим культпросветчикам только еще предстоит ска­зать свое слово. Правда, их нигде и никто секретам руководства коллективами и объединениями такого профиля не учит, но орга­низационную помощь они могли бы оказывать более предметно и активно уже сегодня.


Люди, интересующиеся конструированием и моделированием, есть в каждом городе и наверняка в каждом селе. Само техниче­ское творчество по своему характеру более индивидуализировано, более камерно в сравнении с творчеством художественным. И всег­да можно при желании найти, обнаружить таких людей, пригла­сить их в клубное объединение, помочь собрать коллекцию и ор­ганизовать выставку.

Время сказать еще об одном виде творчества – орга­низаторском. Для культпросветработника этот вид творчества яв­ляется подчас камнем преткновения в воспитательном процессе в целом. Ведь душа культпросветработы – это живые, реальные люди. Обнаружить их, убедить в полезности досуговых клубных занятий, организовать, найти дело по душе, включить в клубный воспитательный процесс – эта работа требует особого подхода к делу.

Конечно, чтобы творить, надо быть сколько-то талантливым, причем талант этот должен проявляться прежде всего в той ра­боте, к которой необходим творческий подход. Но ведь давно из­вестно, что талант – это труд. Даже большой талант, если пола­гаться лишь на природную одаренность, не сделает человека творцом. Подлинного расцвета таланта можно добиться лишь неустанной работой над собой, добросовестным и кропотливым трудом, требовательным отношением к себе самому. Люди, не любящие свою профессию, относящиеся к ней только как к источ­нику материального существования, исполняющие свои профес­сиональные обязанности в силу необходимости, не смогут добить­ся в своей работе сколько-нибудь заметных успехов, будут рабо­тать по старинке, трафаретно. В культучреждениях, где поселится хотя бы один такой «творец», неизбежно воцарятся серость и скука.

«Всякий непосредственно общественный или совместный труд, – писал К. Маркс, – нуждается в большей или меньшей сте­пени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возника­ющие из движения всего... организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет со­бой, оркестр нуждается в дирижере».

В культпросветработе такой «дирижер» нужен уже потому, что, во-первых, таких объединений на досуге собирается под крышей культпросветучреждения несколько, иногда десятки, а во-вторых, многие виды досуговых занятий по природе своей коллективны. Никому из нас не дано спеть одному хором, исполнить написан­ную для оркестра вещь, сыграть многоактный спектакль, рассчи­танный на многих действующих лиц. Наконец, сама природа куль­турно-просветительной работы предполагает общение и взаимодей­ствие между людьми: парное, групповое, коллективное, массовое. А это значит, что дирижер нужен и при подготовке массового воспитательного мероприятия. Даже эпизо­дические посетители клуба, парка, красного уголка, культурно-спортивного комплекса нуждаются в организации, координации действий, контроле за их совместными действиями, регулировании их поведения на мероприятии. Такая работа заранее планируется, учитывается и анализируется.


Вот мы и подошли к еще одному важному выводу. Культпросветработник – это специалист управления, его про­фессиональная деятельность связана с прогнозированием деятель­ности людей на досуге, планированием, организацией, регулирова­нием, координацией действий людей и целых коллективов и объе­динений, он ведет количественный и качественный учет проделан­ной работы, анализирует ее результаты, а в ряде случаев непо­средственно руководит совместной деятельностью людей на досуге. За ходом досуговых занятий осуществляется соответствующий внутренний или внешний контроль.

В культпросветработе мы имеем дело, главным образом, с со­циальным управлением, в отличие, скажем, от технического (уп­равление средствами труда: машинами, станками и т. п.) или биологического (управление процессами, происходящими в приро­де, в растительном и животном мире). Культпросветчик занима­ется социально-культурным, социально-педагогическим управлени­ем. Предмет его управленческой деятельности – формирование и развитие личности в условиях досуговой культурно-творческой деятельности, а формирование личности – процесс педагогический. В управлении культурно-просветительной рабо­той существует в наши дни много нерешенных проблем, часть из которых уже «сдвинута с мертвой точки», постепенно реша­ется.

Необходимо развивать экономические условия культурно-про­светительной деятельности и укреплять материально-техническую базу клубов, библиотек, парков культуры и отдыха, других культ­просветучреждений. Пока еще неравномерно размещаются различные культ­просветочаги на территории района, города, населенного пункта, слабо оснащаются действующие и вновь открываемые клубы и библио­теки необходимым оборудованием, средствами труда, медленно совершен­ствуется оплата труда культпросветработников, их бытовые ус­ловия.

Нам необходимо существенно повысить общекультурный и профессиональный уровень кадров культпросветработы, да и актив нужно учить тоже. Нуждается в совершенствовании система рас­пределения функциональных обязанностей между работниками од­ного учреждения. Мы должны позаботиться об улучшении условий труда культработников, оздоровить, где это необходимо, нравст­венно-психологический климат в коллективах, подумать, наконец, о нормировании труда культпросветчика. Он до сих пор у нас работает на износ, без четкого режима труда и отдыха. Разумеет­ся, надо и дальше искать новые подходы к аудитории, новые формы работы с людьми. Если мы правильно организуем творческое состязание, наладим четкое материальное и мо­ральное стимулирование, то, вероятно, снимется с повестки дня и вопрос о слабой трудовой дисциплине части работников культуры.

Многое в решении этих проблем зависит от руководителей культпросветучреждений. Пора бы им всерьез позаботиться о со­вершенствовании стиля своей работы, смелее опираться на органы общественного управления, активно вовлекать посетителей в уп­равление делами культпросветучреждений, готовить и учить свой актив.


Смотрите также файлы