ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2637
Скачиваний: 3
Между тем, в сфере свободного времени может происходить интенсивное развитие личности. Ведь основными факторами развития личности являются, кроме врожденных способностей и задатков, воспитание и окружающая человека среда. И здесь за культпросветработником далеко не последнее слово, тем более что, как уже отмечалось, он фактически причастен ко всей жизни человека. Ну, а что культурная среда формирует личность значительно интенсивнее, чем случайная, стихийно складывающаяся, в этом, думается, убеждать никого не надо.
Разумеется, культурно-просветительное учреждение не может заменить человеку семью, школу, техникум, вуз. Но в этом нет и необходимости. Времена борьбы с неграмотностью, к счастью, безвозвратно миновали, и культпросветработнику не надо, как прежде, собирать в избу-читальню народ с букварями ликбеза. Но не будем забывать о другом. Общеобразовательный уровень людей растет так стремительно, что знаний, полученных когда-то в школе или специальном учебном заведении, вскоре становится недостаточно для того, чтобы успешно работать, чтобы, как мы привыкли выражаться, не отставать от жизни, чтобы быть в курсе всех последних достижений науки и культуры. Все больше открывается народных университетов культуры, лекториев, школ культуры, все большее развитие получают такие активные формы пропаганды, как вечера ответов на вопросы, читательские и зрительские конференции, диспуты и дискуссии на общественно-политические и нравственные темы. Заметно возрос интерес трудящихся к медицинским, агрономическим, экономическим, экологическим, зоотехническим знаниям. И никакая школа удовлетворить эту тягу уже не может. Пополняет знания система внешкольного просвещения, в том числе культурно-просветительная работа.
Еще большую роль, играют культурно-просветительные учреждения в разностороннем воспитании людей, особенно подрастающих поколений. Ведь в распоряжении культпросветработника сегодня имеется богатейший арсенал средств воспитательного воздействия: живое слово, печать, радио, телевидение, кино, музыка, живопись, скульптура, художественная и документальная фотография, разнообразные технические средства, а главное – живой пример, взятый из так хорошо знакомой участникам воспитательного мероприятия окружающей жизни. Да и само воспитание не носит в культурно-просветительном учреждении назидательного характера, оно, как правило, органично сливается с отдыхом различных слоев и групп населения, оно более демократично и ненавязчиво, если, разумеется, оно правильно осуществляется.
В центре внимания культпросветработников – живой, реальный человек, с его судьбой, с его культурными интересами и духовными потребностями, с его жизненным опытом, надеждами и ожиданиями. Это исключительно богатый мир, неисчерпаемый кладезь житейской мудрости, из которого можно без конца черпать факты, образы, идеи, гипотезы, примеры, – словом самую разнообразную воспитательную информацию.
Или возьмем, к примеру, такой вопрос, как воспитание культуры быта. Как обставить свою квартиру, чтобы она не была копией многих других? Какие книги приобрести в первую очередь? Целесообразно ли иметь в квартире видеомагнитофон и как его лучше использовать? Как угнаться за модой и, не позволяя излишеств, выглядеть современным человеком? Как распределить семейный бюджет? Как провести всей семьей воскресный день? Как принять гостей и в каком виде самим принято являться в гости? Десятки, если не сотни вопросов возникают в семье, в особенности на первых порах ее существования. На многие такие вопросы можно получить ответ в «Клубе молодой семьи», в объединениях «Хозяюшка», «Наш дом» и др. Разумеется, сам культпросветчик не в состоянии дать ответы на все возникающие вопросы. Но он может привлечь необходимых людей - специалистов и консультантов.
Воспитательная деятельность культпросветчика необычна уже тем, что воспитывать приходится людей самого различного возраста – от подростка до пенсионера, причем порой одновременно. Это в школьном классе учитель имеет дело с детьми одного возраста, примерно одного уровня подготовки и развития. В культпросветучреждении все обстоит иначе: с утра в клубе развлекаются дошколята, их сменяют пришедшие на занятия технических кружков подростки, после обеда приходят на репетицию концерта старшеклассники, под вечер начинают собираться члены любительских объединений и клубов по интересам и уже собственно вечером заполняют основной зал кинозрители. В крупном же культпросветучреждении различные группы приходят и занимаются чем-то одновременно, хотя и в разных помещениях. Но случается и так, что зрительный зал заполняют представители различных социальных групп одновременно. Такое бывает на массовых праздниках, вечерах родителей и детей, показательных выступлениях участников спортивных секций и коллективов художественной самодеятельности, выставках, тематических вечерах и т. д. О том, сколь непросто проводить такие воспитательные мероприятия, говорить уже не приходится. Достаточно представить себе учителя, проводящего урок или внеклассное мероприятие на тему «Надо ли наказывать детей?» одновременно с родителями и учащимися.
Откройте любую новую книгу о культурно-просветительной работе, и вы найдете на ее страницах массу интереснейших фактов из жизни передовых культпросветучреждений страны. Да что книгу, полистайте любую подшивку центральной, да и местной газеты! Едва ли не в каждом номере отыщется что-то заслуживающее внимания, творческого применения в собственном клубе или парке.
Профессию культурно-просветительного работника можно с полным основанием отнести к числу творческих. Но прежде чем раскрыть творческий характер культпросветработы, давайте в самых общих чертах поговорим о том, что такое творчество, во всех ли сферах человеческой деятельности оно возможно?
В любом деле, в любой работе, в любой профессии в наши дни особо ценятся люди, способные на поиск новых способов и приемов выполнения той или иной работы. Развитое чувство нового, стремление к совершенствованию – вот что должно быть присуще личности современного человека. Будем объективны: пока еще не каждая разновидность профессиональной деятельности предоставляет человеку возможность в полной мере творить, создавать что-то новое, оригинальное. Культурно-просветительная работа как раз и является сферой разнообразного социального творчества: художественного, технического, научно-поискового, организаторского. Причем человек, занимающийся культурно-просветительной работой, способствует творческому развитию личности именно благодаря собственному творческому отношению к делу, ибо творчеству можно научить только в процессе творчества.
Культпросветработнику весьма часто приходится выступать то в роли ученого-социолога (когда проводятся исследования тех или иных проблем культурной жизни), то в роли журналиста (когда берутся интервью у будущих участников мероприятия, изучается их судьба), то в роли драматурга (когда инсценируется литературное произведение, песня или пишется сценарий будущего вечера), то в роли режиссера (когда осуществляется постановка задуманного спектакля, концертной программы, представления), то в роли артиста-любителя (когда приходится самому исполнять роли в спектаклях, исполнять отдельные номера в концертах и т. п.), то инженера (когда конструируются определенные конструкции и сооружения к мероприятиям: праздникам, новогодним представлениям и т. п.), а то и поэта (написание стихов к сценарию, поздравления юбилярам, приветствие участникам и т. д.). И во всех этих случаях он ищет нужный угол зрения, выбирает оптимальный подход, определяет условия работы коллектива, пробует различные варианты работы, делает и переделывает по нескольку раз планы, наброски, наметки и т. д., а в конечном счете – творит необычный по своему духу и содержанию педагогический, воспитательный процесс.
До недавнего времени творческая миссия культпросветработника ограничивалась лишь художественным направлением. Сегодня этого уже недостаточно. Сегодня необходима организация самодеятельного технического творчества. К этому многие очаги культуры пока еще не готовы. В стране около полутора тысяч станций юных техников, в которых занимается различными видами технического творчества без малого миллион школьников. Но еще большая масса детей, подростков и взрослых занимается конструированием, моделированием, изобретательством автономно, в одиночку, без чьей-либо помощи, в кустарных и полукустарных условиях. Адресами прописки всех имеющих отношение к техническому творчеству людей должны стать сегодня дома и дворцы культуры, клубы, специально оборудованные для этой цели мастерские и рабочие комнаты. В этой области творчества нашим культпросветчикам только еще предстоит сказать свое слово. Правда, их нигде и никто секретам руководства коллективами и объединениями такого профиля не учит, но организационную помощь они могли бы оказывать более предметно и активно уже сегодня.
Люди, интересующиеся конструированием и моделированием, есть в каждом городе и наверняка в каждом селе. Само техническое творчество по своему характеру более индивидуализировано, более камерно в сравнении с творчеством художественным. И всегда можно при желании найти, обнаружить таких людей, пригласить их в клубное объединение, помочь собрать коллекцию и организовать выставку.
Время сказать еще об одном виде творчества – организаторском. Для культпросветработника этот вид творчества является подчас камнем преткновения в воспитательном процессе в целом. Ведь душа культпросветработы – это живые, реальные люди. Обнаружить их, убедить в полезности досуговых клубных занятий, организовать, найти дело по душе, включить в клубный воспитательный процесс – эта работа требует особого подхода к делу.
Конечно, чтобы творить, надо быть сколько-то талантливым, причем талант этот должен проявляться прежде всего в той работе, к которой необходим творческий подход. Но ведь давно известно, что талант – это труд. Даже большой талант, если полагаться лишь на природную одаренность, не сделает человека творцом. Подлинного расцвета таланта можно добиться лишь неустанной работой над собой, добросовестным и кропотливым трудом, требовательным отношением к себе самому. Люди, не любящие свою профессию, относящиеся к ней только как к источнику материального существования, исполняющие свои профессиональные обязанности в силу необходимости, не смогут добиться в своей работе сколько-нибудь заметных успехов, будут работать по старинке, трафаретно. В культучреждениях, где поселится хотя бы один такой «творец», неизбежно воцарятся серость и скука.
«Всякий непосредственно общественный или совместный труд, – писал К. Маркс, – нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего... организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».
В культпросветработе такой «дирижер» нужен уже потому, что, во-первых, таких объединений на досуге собирается под крышей культпросветучреждения несколько, иногда десятки, а во-вторых, многие виды досуговых занятий по природе своей коллективны. Никому из нас не дано спеть одному хором, исполнить написанную для оркестра вещь, сыграть многоактный спектакль, рассчитанный на многих действующих лиц. Наконец, сама природа культурно-просветительной работы предполагает общение и взаимодействие между людьми: парное, групповое, коллективное, массовое. А это значит, что дирижер нужен и при подготовке массового воспитательного мероприятия. Даже эпизодические посетители клуба, парка, красного уголка, культурно-спортивного комплекса нуждаются в организации, координации действий, контроле за их совместными действиями, регулировании их поведения на мероприятии. Такая работа заранее планируется, учитывается и анализируется.
Вот мы и подошли к еще одному важному выводу. Культпросветработник – это специалист управления, его профессиональная деятельность связана с прогнозированием деятельности людей на досуге, планированием, организацией, регулированием, координацией действий людей и целых коллективов и объединений, он ведет количественный и качественный учет проделанной работы, анализирует ее результаты, а в ряде случаев непосредственно руководит совместной деятельностью людей на досуге. За ходом досуговых занятий осуществляется соответствующий внутренний или внешний контроль.
В культпросветработе мы имеем дело, главным образом, с социальным управлением, в отличие, скажем, от технического (управление средствами труда: машинами, станками и т. п.) или биологического (управление процессами, происходящими в природе, в растительном и животном мире). Культпросветчик занимается социально-культурным, социально-педагогическим управлением. Предмет его управленческой деятельности – формирование и развитие личности в условиях досуговой культурно-творческой деятельности, а формирование личности – процесс педагогический. В управлении культурно-просветительной работой существует в наши дни много нерешенных проблем, часть из которых уже «сдвинута с мертвой точки», постепенно решается.
Необходимо развивать экономические условия культурно-просветительной деятельности и укреплять материально-техническую базу клубов, библиотек, парков культуры и отдыха, других культпросветучреждений. Пока еще неравномерно размещаются различные культпросветочаги на территории района, города, населенного пункта, слабо оснащаются действующие и вновь открываемые клубы и библиотеки необходимым оборудованием, средствами труда, медленно совершенствуется оплата труда культпросветработников, их бытовые условия.
Нам необходимо существенно повысить общекультурный и профессиональный уровень кадров культпросветработы, да и актив нужно учить тоже. Нуждается в совершенствовании система распределения функциональных обязанностей между работниками одного учреждения. Мы должны позаботиться об улучшении условий труда культработников, оздоровить, где это необходимо, нравственно-психологический климат в коллективах, подумать, наконец, о нормировании труда культпросветчика. Он до сих пор у нас работает на износ, без четкого режима труда и отдыха. Разумеется, надо и дальше искать новые подходы к аудитории, новые формы работы с людьми. Если мы правильно организуем творческое состязание, наладим четкое материальное и моральное стимулирование, то, вероятно, снимется с повестки дня и вопрос о слабой трудовой дисциплине части работников культуры.
Многое в решении этих проблем зависит от руководителей культпросветучреждений. Пора бы им всерьез позаботиться о совершенствовании стиля своей работы, смелее опираться на органы общественного управления, активно вовлекать посетителей в управление делами культпросветучреждений, готовить и учить свой актив.