ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2639
Скачиваний: 3
Постоянно обновляемые знания неизбежно заставят по-иному взглянуть на окружающий предпринимателя мир, на рыночную экономику, на свое место в бизнесе. Инновационные взгляды рано или поздно откристаллизуются в стойкие убеждения, а последние – в неординарные практические шаги по развитию отечественного предпринимательства и конкретного бизнеса. Постепенно сформируется общественное мнение о модели, об образе современного предпринимателя, его имидже. От того, каким будет этот имидж, во многом будет зависеть общественное положение наших бизнесменов, социальная роль предпринимателей в развитии и укреплении российского общества.
Прошли
первые годы рыночных преобразований.
Они не только существенно видоизменили
прежние методы хозяйствования, но
вызвали к жизни действительно
цивилизованных бизнесменов и
предпринимателей, успешно работающих
ныне во многих сферах отечественной
экономики.
Однако, остается немало трудностей, с которыми сталкивается «новый россиянин», еще дают о себе знать бесконечные проблемы, ждущие своего решения, встречаются тупики, из которых, если действовать старыми методами и приемами, просто нет выхода. И что самое важное – первопричиной трудностей, проблем и тупиков является сам предприниматель. В нем, в его личности фокусируются чаще всего все несоответствия, расхождения и противоречия.
Современный предприниматель (бизнесмен, менеджер) хотят жить и действовать по-новому. За это их стремление они заслуживают уважения и признания. Однако, чтобы действовать по-новому, надо по-новому мыслить т.е. укрепиться в новых убеждениях. Последние же всегда формируются на новых знаниях. Новые знания – новые убеждения – новые поступки. Это и есть формула жизнедеятельности цивилизованного предпринимателя.
Сегодня много говорят и пишут об имидже делового человека. Понятия «имидж» и «образ» весьма близки по своему значению. В русскоязычном бизнесе правильнее было бы использовать понятие «образ», имея в виду лицо фирмы или индивидуального предпринимателя, представителя делового мира. Но поскольку «образ» – понятие полиаспектное (образ мыслей, художественный образ, образ жизни и т. п.), лучше всего пользоваться понятием «имидж», которое носит теперь уже международный характер и используется одинаково часто в словосочетании «имидж фирмы» и «имидж делового человека». Будем и мы далее придерживаться этого общепринятого в мировом бизнесе порядка вещей.
Имидж фирмы рано или поздно приобретают все предприятия, фирмы и учреждения в процессе более или менее активной деятельности. Любая общественно полезная деятельность протекает на глазах у окружающих: потребителей, клиентов, партнеров, смежников, спонсоров, поставщиков, представителей общественных организаций, движений и т. п. Хотим мы этого или нет – шаги и действия нашего предприятия замечаются, оцениваются, иногда целенаправленно отслеживаются и анализируются. Если театр (по-Станиславскому) начинается с вешалки, то фирма, скорее всего, с вывески. Здесь вообще нет мелочей. Экстерьер зданий и сооружений, используемый фирмой транспорт, интерьер служебных помещений, качество офисной мебели, подбор оргтехники, одежда персонала, культура обслуживания – все это, в той или иной мере, определяет тот самый собирательный «образ» фирмы, а в конечном счете – формирует в сознании тех, с кем она сотрудничает, тот «имидж», который за ней быстро закрепляется и медленно изменяется. Успех деятельности фирмы во многом зависит от отношения к ней субъектов внешней среды. В крупных фирмах трудятся целые отделы, обеспечивающие благоприятное впечатление о фирме в глазах всех, чьим мнением или отношением фирма почему-либо дорожит.
Разумеется, подлинный успех определяется в первую очередь такими вещами, как качество выпускаемой продукции, надежность товаров и/или услуг, обязательность фирмы по отношению к заказчикам, партнерам и клиентам и т. п. Никакого противоречия здесь нет.
Ну а что такое «имидж делового человека»? Что тут общего и в чем различия?
Здесь уместны, по меньшей мере, два взгляда. Во-первых, все, кто трудится в фирме (на предприятии, в учреждении) в той или иной мере являются носителями сложившейся «фирменной культуры». От каждого сотрудника в какой-то степени зависит и общее мнение о фирме и ее работе. Но ведь никто иной, как они сами, и создают эту культуру, этот образ фирмы в глазах окружающих, ее имидж. Во-вторых, имидж фирмы в какой-то мере зависит и от сферы деятельности. Имидж торговой фирмы «Техинкор» и имидж мусоросжигательного завода – это все-таки не равновеликие вещи. Точно так же нельзя оценивать по одним и тем же критериям сложившиеся стили деятельности какого-либо учреждения искусства и, скажем, городского медвытрезвителя. Сложившаяся практика показывает, что понятием «имидж» нельзя пользоваться безгранично и употреблять его, что называется, всуе. Международное по своей распространенности понятие «имидж» употребительно прежде всего в сфере предпринимательства и бизнеса. В других случаях достаточно употребить более ходовое понятие – репутация.
Что же касается имиджа отдельно взятого делового человека, то в данном случае принимается во внимание не только внешний аспект (отношение к работникам какой-либо фирмы со стороны внешних организаций и субъектов рыночной деятельности), но и внутренний, складывающийся из оценок сотрудников «суммарный» образ руководителя фирмы в целом или отдельно взятого структурного подразделения. В последнее время получил развитие даже специальный вид маркетинга – интернальный, т.е. внутренний маркетинг, в том числе маркетинг личности руководителя.
Итак, имидж делового человека – это совокупная оценка окружающими его личности, существенно влияющая как на авторитет самого руководителя (представителя делового мира), так и на репутацию, т.е. образ или имидж фирмы в целом. Отсюда создание и поддержание высокого имиджа руководителя – это всегда забота о престиже фирмы в глазах потребителей, партнеров, конкурентов, поставщиков и т. п., поскольку авторитет фирмы всегда связывается с личностью ее руководителя.
В зарубежной, а в последние годы и в отечественной литературе по научному менеджменту довольно часто встречаются рекомендации специалистов по вопросам формирования и поддержания имиджа руководителей фирм. Даются советы, высказываются пожелания, приводятся убедительные примеры того, как высокий авторитет шефа или босса позволил фирме добиться потрясающих результатов в своей работе. В советах и рекомендациях такого рода нет ничего плохого, они заставляют думать и сопоставлять, анализировать и совершенствовать сложившийся опыт. Появились даже специалисты по созданию имиджа организаций и отдельных личностей – имиджмейкеры. Появились и научные работники, специализирующиеся в области формирующейся научной дисциплины – имиджелогии. Последняя вырастает из выводов и достижений производственной педагогики и управленческой психологии, риторики и правоведения, теории коммуникаций и элементов физиологии. И это далеко не весь перечень дисциплин, питающих имиджелогию.
Но, вчитавшись повнимательнее в «имидж-бестселлеры», которые, надо признать, идут нарасхват, мы увидим, что во многих случаях их авторы следуют логике долженствования. Они наперебой советуют руководителям что одеть, как говорить, как пользоваться телефоном в офисе и посудой на банкете, с чего начать и чем завершить деловую беседу и т. д. и т. п. Вещи эти, безусловно, необходимые и полезные, в особенности для начинающих руководителей. И об этом выше уже шла речь.
Но
многого ли добьешься подобным
«натаскиванием»? Ведь для того, чтобы
нормы и правила служебного этикета
естественно и органично вошли в обиход
нашего сегодняшнего предпринимателя,
надо прежде всего позаботиться о его
общем развитии, общечеловеческой
культуре, а то и, чего душой кривить,
элементарном воспитании. Иначе,
подержав вилку в левой руке, он правой
обязательно погасит окурок о край
тарелки с десертом, а, взяв изящным
движением трубку сотового телефона,
употребит непечатную
лексику.
Современный предприниматель представляется нам человеком высокой культуры, базирующейся на профессиональном мировоззрении, на высоких принципах человеческого общения и взаимодействия, на подлинных человеческих ценностях. Интересны на этот счет «гуманистические заповеди», сформулированные В. М. Шепелем:
1. Личное достоинство каждого неприкосновенно. Чем личность меньше испытывает ограничение своих возможностей, тем значительнее ее шансы раскрыть свой природный потенциал, свою духовность.
2. Постоянно изучать людей, знать их нужды и интересы. Видение в человеке только исполнителя неизбежно ведет к дефициту его уникальности, личностной неповторимости.
3. Главное в общении – завоевать доверие людей. Доверие – психологическая основа авторитета. Это мера морального признания.
4. Справедливость и совесть в союзе с волей – гаранты человеческой и деловой порядочности. Справедливость и совесть противостоят накоплению в сознании дурных мыслежеланий. Необходимо обладать сильной волей, чтобы быть порядочным при наличии власти, материальных рычагов влияния на людей.
5. Умение раскрывать интеллектуальный потенциал людей – высший показатель управленческого мастерства. Успех деятельности руководителя в первую очередь зависит от его личных и деловых качеств, конкурентоспособности его идей. Однако, он тогда может рассчитывать на эффективность приложения своих данных, когда станет «причастен к борьбе за то, чтобы превратить суетное существование человека в нечто большее и лучшее, что для всех было бы свято».
6. Личный пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования. Гражданский долг и профессиональное честолюбие всегда побуждают к неустанной работе над собой. Личный пример руководителя увеличивает кредит доверия к нему людей. Данные постулаты и составляют модель гражданского и профессионального мировоззрения современных деловых людей. Самое главное, чтобы все эти постулаты из объективно признаваемых были субъективно приняты.
«Руководитель, которому не ясны его ценности, – отмечает в одной из своих работ А. В. Гайдук, – не имеет твердой базы действий и склонен к принятию спонтанных и сиюминутных решений». И это действительно так. Какая-то доля импровизации в принятии управленческих решений присутствует всегда, важно, на каких основаниях эта импровизация возникает. Здесь действительно важны системообразующие компоненты личности, определяющие нравственные принципы его делового поведения. К числу таких ценностей относят, к примеру, власть( Нужно ли относиться к ней с уважением или подвергать сомнению? Важное значение имеют такие нравственные параметры, как возраст (Зависит ли Ваше отношение к людям от их возраста?) и профессиональное положение (Насколько сильно влияет на Ваше мнение о человеке его образование?). Среди других ценностей – отношение к риску (Пойдете ли Вы на риск, зная, что неудача повлияет не только на Вашу судьбу?), результат работы (Чем можно и должно пожертвовать, чтобы добиться результата?), помощь другим (До какой степени надо помогать другим, если они оказались в затруднении?), следование закону (Можно ли «обойти» закон, если это пойдет на пользу организации?), открытость (До какой степени можно и нужно быть откровенным?) и др.
Размытые нравственные ценности подчас оказываются серьезным препятствием в принятии оптимальных решений, в любом случае они должны рассматриваться как досадные ограничения, не способствующие успешному бизнесу. Это обстоятельство необходимо принимать в расчет, когда речь идет о том самом «образе», имидже предпринимателя и бизнесмена, особенно если тот находится в статусе руководителя фирмы.
Подготовка менеджеров в высших и средних специальных учебных заведениях, как государственных, так и негосударственных, ведется по программам, вбирающим в себя как сугубо специальные дисциплины – менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, статистика и др., так и прикладные, включаемые в программы в зависимости от профиля профессии и сферы предстоящей деятельности. Образовательные программы в той или иной степени предлагают изучение и усвоение знаний по таким направлениям, как общественные отношения в современных условиях, основы этики и делового общения, технология взаимодействия со средствами массовой информации, конфликтология, культура речи и костюма, теория и история народной художественной культуры, международный этикет и протокол и др. Взятые вместе, они позволяют обучающимся овладеть не только знаниями, но приобрести необходимые умения и навыки делового поведения, непосредственно приступить к формированию имиджа .
Быть готовым к управленческой деятельности – это значит одинаково хорошо ориентироваться не только в технических и/или экономических проблемах, но столь же четко представлять себе проблемы социального порядка. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что успешное управление персоналом фирмы возможно только при наличии специализированного гуманитарного образования. Речь идет фактически о рождении новой научной и учебной дисциплины «Управленческая гуманиторология», интегрирующей различные гуманитарные знания, необходимые в управленческой деятельности. Иначе говоря, речь идет об особой отрасли знаний – «человековедении».
Какова же структура этой дисциплины, с чем придется встретиться изучающему ее специалисту?
Во-первых, это философия современного менеджмента. В этой части раскрываются основные закономерности, противоречия и проблемы отечественного предпринимательства, анализируются целесообразные пути и средства последних.
Во-вторых, это своеобразная система гуманитарных знаний. Она включает положения из области управленческой психологии, производственной педагогики, управленческой этики, производственной социологии, деловой риторики и др.
В-третьих, это собственно гуманитарные технологии: индивидуальная работа с персоналом, организаторская и воспитательная деятельность в группе и трудовом коллективе, интернальный (внутрифирменный) маркетинг и самомаркетинг руководителя (бизнесмена, предпринимателя, менеджера).
Примерно по такой же схеме строится сегодня и обучение в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.
Важное значение в формировании имиджа управленца имеет и его самостоятельная работа: самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Наш интеллект развивается благодаря тому, что нам сообщают другие люди, а также тому, что мы добываем сами путем восприятия, наблюдения и размышления.
Научное познание мира, – отмечает И. Ф. Гончаров, – осуществляемое в форме самообразования, переживается и осознается как благо и как счастье при условии трудового отношения к нему. Все, что делается без серьезного труда, не ведет к успеху, не приносит внутреннего удовлетворения. Легкое познание может подарить лишь сомнительные ценности. Тот, кто учится самостоятельно, – человек тяжелейшего труда. Ему надо читать, конспектировать, думать и перечитывать, упражняться в каких-то приемах и способах поведения, ставить вопросы и самому отвечать на них, а также запоминать, усваивать, заучивать наизусть. Необходимо значительное напряжение ума, воли, воображения, памяти. Но без мозолей разума в самообразовании не обойтись. Высокая компетентность становится одной из основных составляющих имиджа делового человека.
В новой социально-экономической ситуации профессионализм предполагается во всех сферах, в том числе и в области управления культурными процессами.
Становится общим местом утверждение, что жить и действовать надо по-новому. Известно и другое: новые убеждения, а именно на них базируются инновационные технологии, выкристаллизовываются из нетрадиционных взглядов на мир, на жизнь, на себя, на свое место в обществе. А новые взгляды появляются на основе новых знаний. Отсюда, если мы хотим считаться современными, необходимо учиться и переучиваться. Столько раз, сколько того потребует наша работа, наша профессия, наше положение в организации и в обществе. Это весьма долгий, даже непрерывный путь к успеху, но иного – увы, не дано.