Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2639

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постоянно обновляемые знания неизбежно заставят по-иному взглянуть на окружающий предпринимателя мир, на рыночную экономику, на свое место в бизнесе. Инновационные взгляды рано или поздно откристаллизу­ются в стойкие убеждения, а последние – в неординар­ные практические шаги по развитию отечественного предпринимательства и конкретного бизнеса. Постепенно сформируется общественное мнение о модели, об образе современного предпринимателя, его имидже. От того, ка­ким будет этот имидж, во многом будет зависеть общест­венное положение наших бизнесменов, социальная роль предпринимателей в развитии и укреплении российского общества.

Прошли первые годы рыночных преобразований. Они не только существенно видоизменили прежние методы хозяйствования, но вызва­ли к жизни действительно цивилизованных бизнесменов и предпринимателей, успешно работающих ныне во многих сферах отечественной
экономики.

Однако, остается немало трудностей, с которыми стал­кивается «новый россиянин», еще дают о себе знать бес­конечные проблемы, ждущие своего решения, встречают­ся тупики, из которых, если действовать старыми метода­ми и приемами, просто нет выхода. И что самое важное – первопричиной трудностей, проблем и тупиков является сам предприниматель. В нем, в его личности фокусируются чаще всего все несоответствия, расхождения и противоречия.

Современный предприниматель (бизнесмен, менед­жер) хотят жить и действовать по-новому. За это их стремление они заслуживают уважения и признания. Од­нако, чтобы действовать по-новому, надо по-новому мыс­лить т.е. укрепиться в новых убеждениях. Последние же всегда формируются на новых знаниях. Новые знания – новые убеждения – новые поступки. Это и есть формула жизнедеятельности цивилизованного предпринимателя.

Сегодня много говорят и пишут об имидже делового человека. Понятия «имидж» и «образ» весьма близки по своему значению. В русскоязычном бизнесе правильнее было бы использовать понятие «образ», имея в виду лицо фирмы или индивидуального предпринимателя, предста­вителя делового мира. Но поскольку «образ» – понятие полиаспектное (образ мыслей, художественный образ, об­раз жизни и т. п.), лучше всего пользоваться понятием «имидж», которое носит теперь уже международный ха­рактер и используется одинаково часто в словосочетании «имидж фирмы» и «имидж делового человека». Будем и мы далее придерживаться этого общепринятого в мировом бизнесе порядка вещей.

Имидж фирмы рано или поздно приобретают все предприятия, фирмы и учреждения в процессе более или менее активной деятельности. Любая общественно полез­ная деятельность протекает на глазах у окружающих: по­требителей, клиентов, партнеров, смежников, спонсоров, поставщиков, представителей общественных организаций, движений и т. п. Хотим мы этого или нет – шаги и дейст­вия нашего предприятия замечаются, оцениваются, иногда целенаправленно отслеживаются и анализируются. Если театр (по-Станиславскому) начинается с вешалки, то фир­ма, скорее всего, с вывески. Здесь вообще нет мелочей. Экстерьер зданий и сооружений, используемый фирмой транспорт, интерьер служебных помещений, качество офисной мебели, подбор оргтехники, одежда персонала, культура обслуживания – все это, в той или иной мере, определяет тот самый собирательный «образ» фирмы, а в конечном счете – формирует в сознании тех, с кем она сотрудничает, тот «имидж», который за ней быстро закре­пляется и медленно изменяется. Успех деятельности фир­мы во многом зависит от отношения к ней субъектов внешней среды. В крупных фирмах трудятся целые отделы, обеспе­чивающие благоприятное впечатление о фирме в глазах всех, чьим мнением или отношением фирма почему-либо дорожит.


Разумеется, подлинный успех определяется в первую очередь такими вещами, как качество выпускаемой про­дукции, надежность товаров и/или услуг, обязательность фирмы по отношению к заказчикам, партнерам и клиен­там и т. п. Никакого противоречия здесь нет.

Ну а что такое «имидж делового человека»? Что тут общего и в чем различия?

Здесь уместны, по меньшей мере, два взгляда. Во-первых, все, кто трудится в фирме (на предприятии, в уч­реждении) в той или иной мере являются носителями сложившейся «фирменной культуры». От каждого со­трудника в какой-то степени зависит и общее мнение о фирме и ее работе. Но ведь никто иной, как они сами, и создают эту культуру, этот образ фирмы в глазах окру­жающих, ее имидж. Во-вторых, имидж фирмы в какой-то мере зависит и от сферы деятельности. Имидж торговой фирмы «Техинкор» и имидж мусоросжигательного заво­да – это все-таки не равновеликие вещи. Точно так же нельзя оценивать по одним и тем же критериям сложившиеся стили деятельности какого-либо учреждения искусства и, скажем, городского медвытрезвителя. Сложившаяся прак­тика показывает, что понятием «имидж» нельзя пользо­ваться безгранично и употреблять его, что называется, всуе. Международное по своей распространенности поня­тие «имидж» употребительно прежде всего в сфере пред­принимательства и бизнеса. В других случаях достаточно употребить более ходовое понятие – репутация.

Что же касается имиджа отдельно взятого делового человека, то в данном случае принимается во внимание не только внешний аспект (отношение к работникам какой-либо фирмы со стороны внешних организаций и субъек­тов рыночной деятельности), но и внутренний, склады­вающийся из оценок сотрудников «суммарный» образ ру­ководителя фирмы в целом или отдельно взятого струк­турного подразделения. В последнее время получил раз­витие даже специальный вид маркетинга – интерналь­ный, т.е. внутренний маркетинг, в том числе маркетинг личности руководителя.

Итак, имидж делового человека – это совокупная оценка окружающими его личности, существенно влияю­щая как на авторитет самого руководителя (представителя делового мира), так и на репутацию, т.е. образ или имидж фирмы в целом. Отсюда создание и поддержание высоко­го имиджа руководителя – это всегда забота о престиже фирмы в глазах потребителей, партнеров, конкурентов, поставщиков и т. п., поскольку авторитет фирмы всегда связывается с личностью ее руководителя.

В зарубежной, а в последние годы и в отечественной литературе по научному менеджменту довольно часто встречаются рекомендации специалистов по вопросам формирования и поддержания имиджа руководителей фирм. Даются советы, высказываются пожелания, приво­дятся убедительные примеры того, как высокий авторитет шефа или босса позволил фирме добиться потрясающих результатов в своей работе. В советах и рекомендациях такого рода нет ничего плохого, они заставляют думать и сопоставлять, анализировать и совершенствовать сло­жившийся опыт. Появились даже специалисты по созда­нию имиджа организаций и отдельных личностей – имиджмейкеры. Появились и научные работники, специа­лизирующиеся в области формирующейся научной дис­циплины – имиджелогии. Последняя вырастает из выво­дов и достижений производственной педагогики и управ­ленческой психологии, риторики и правоведения, теории коммуникаций и элементов физиологии. И это далеко не весь перечень дисциплин, питающих имиджелогию.


Но, вчитавшись повнимательнее в «имидж-бестселлеры», которые, надо признать, идут нарасхват, мы увидим, что во многих случаях их авторы следуют логике долженствования. Они наперебой советуют руководите­лям что одеть, как говорить, как пользоваться телефоном в офисе и посудой на банкете, с чего начать и чем завер­шить деловую беседу и т. д. и т. п. Вещи эти, безусловно, необходимые и полезные, в особенности для начинающих руководителей. И об этом выше уже шла речь.

Но многого ли добьешься подобным «натаскивани­ем»? Ведь для того, чтобы нормы и правила служебного этикета естественно и органично вошли в обиход нашего сегодняшнего предпринимателя, надо прежде всего поза­ботиться о его общем развитии, общечеловеческой куль­туре, а то и, чего душой кривить, элементарном воспита­нии. Иначе, подержав вилку в левой руке, он правой обя­зательно погасит окурок о край тарелки с десертом, а, взяв изящным движением трубку сотового телефона, употре­бит непечатную
лексику.

Современный предприниматель представляется нам человеком высокой культуры, базирующейся на профес­сиональном мировоззрении, на высоких принципах чело­веческого общения и взаимодействия, на подлинных чело­веческих ценностях. Интересны на этот счет «гуманисти­ческие заповеди», сформулированные В. М. Шепелем:

1. Личное достоинство каждого неприкосновенно. Чем личность меньше испытывает ограничение своих возмож­ностей, тем значительнее ее шансы раскрыть свой при­родный потенциал, свою духовность.

2. Постоянно изучать людей, знать их нужды и инте­ресы. Видение в человеке только исполнителя неизбежно ведет к дефициту его уникальности, личностной неповто­римости.

3. Главное в общении – завоевать доверие людей. Доверие – психологическая основа авторитета. Это мера морального признания.

4. Справедливость и совесть в союзе с волей – гаран­ты человеческой и деловой порядочности. Справедливость и совесть противостоят накоплению в сознании дурных мыслежеланий. Необходимо обладать сильной волей, что­бы быть порядочным при наличии власти, материальных рычагов влияния на людей.

5. Умение раскрывать интеллектуальный потенциал людей – высший показатель управленческого мастерства. Успех деятельности руководителя в первую очередь зави­сит от его личных и деловых качеств, конкурентоспособности его идей. Однако, он тогда может рассчитывать на эффективность приложения своих данных, когда станет «причастен к борьбе за то, чтобы превратить суетное су­ществование человека в нечто большее и лучшее, что для всех было бы свято».

6. Личный пример в непрерывности духовного и про­фессионального совершенствования. Гражданский долг и профессиональное честолюбие всегда побуждают к неустанной работе над собой. Личный пример руководителя увеличивает кредит доверия к нему людей. Данные посту­латы и составляют модель гражданского и профессио­нального мировоззрения современных деловых людей. Самое главное, чтобы все эти постулаты из объективно признаваемых были субъективно приняты.


«Руководитель, которому не ясны его ценности, – отмечает в одной из своих работ А. В. Гайдук, – не имеет твердой базы действий и склонен к принятию спонтанных и сиюминутных решений». И это действительно так. Ка­кая-то доля импровизации в принятии управленческих решений присутствует всегда, важно, на каких основаниях эта импровизация возникает. Здесь действительно важны системообразующие компоненты личности, определяю­щие нравственные принципы его делового поведения. К числу таких ценностей относят, к примеру, власть( Нужно ли относиться к ней с уважением или подвергать сомне­нию? Важное значение имеют такие нравственные пара­метры, как возраст (Зависит ли Ваше отношение к людям от их возраста?) и профессиональное положение (Насколь­ко сильно влияет на Ваше мнение о человеке его образо­вание?). Среди других ценностей – отношение к риску (Пойдете ли Вы на риск, зная, что неудача повлияет не только на Вашу судьбу?), результат работы (Чем можно и должно пожертвовать, чтобы добиться результата?), по­мощь другим (До какой степени надо помогать другим, ес­ли они оказались в затруднении?), следование закону (Можно ли «обойти» закон, если это пойдет на пользу ор­ганизации?), открытость (До какой степени можно и нуж­но быть откровенным?) и др.

Размытые нравственные ценности подчас оказываются серьезным препятствием в принятии оптимальных реше­ний, в любом случае они должны рассматриваться как до­садные ограничения, не способствующие успешному биз­несу. Это обстоятельство необходимо принимать в расчет, когда речь идет о том самом «образе», имидже предпри­нимателя и бизнесмена, особенно если тот находится в статусе руководителя фирмы.

Подготовка менеджеров в высших и средних специ­альных учебных заведениях, как государственных, так и негосударственных, ведется по программам, вбирающим в себя как сугубо специальные дисциплины – менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, статистика и др., так и прикладные, включаемые в программы в зависимости от профиля профессии и сферы предстоящей деятельности. Образовательные программы в той или иной степени предлагают изучение и усвоение знаний по таким направ­лениям, как общественные отношения в современных ус­ловиях, основы этики и делового общения, технология взаимодействия со средствами массовой информации, конфликтология, культура речи и костюма, теория и исто­рия народной художественной культуры, международный этикет и протокол и др. Взятые вместе, они позволяют обучающимся овладеть не только знаниями, но приобре­сти необходимые умения и навыки делового поведения, непосредственно приступить к формированию имиджа .

Быть готовым к управленческой деятельности – это значит одинаково хорошо ориентироваться не только в технических и/или экономических проблемах, но столь же четко представлять себе проблемы социального порядка. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что успешное управление персоналом фирмы возможно только при на­личии специализированного гуманитарного образования. Речь идет фактически о рождении новой научной и учеб­ной дисциплины «Управленческая гуманиторология», ин­тегрирующей различные гуманитарные знания, необходи­мые в управленческой деятельности. Иначе говоря, речь идет об особой отрасли знаний – «человековедении».


Какова же структура этой дисциплины, с чем придется встретиться изучающему ее специалисту?

Во-первых, это философия современного менеджмен­та. В этой части раскрываются основные закономерности, противоречия и проблемы отечественного предпринима­тельства, анализируются целесообразные пути и средства последних.

Во-вторых, это своеобразная система гуманитарных знаний. Она включает положения из области управленче­ской психологии, производственной педагогики, управ­ленческой этики, производственной социологии, деловой риторики и др.

В-третьих, это собственно гуманитарные технологии: индивидуальная работа с персоналом, организаторская и воспитательная деятельность в группе и трудовом коллек­тиве, интернальный (внутрифирменный) маркетинг и са­момаркетинг руководителя (бизнесмена, предпринимате­ля, менеджера).

Примерно по такой же схеме строится сегодня и обу­чение в системе переподготовки и повышения квалифика­ции кадров.

Важное значение в формировании имиджа управленца имеет и его самостоятельная работа: самообразование, са­мовоспитание и саморазвитие. Наш интеллект развивается благодаря тому, что нам сообщают другие люди, а также тому, что мы добываем сами путем восприятия, наблюде­ния и размышления.

Научное познание мира, – отмечает И. Ф. Гончаров, – осуществляемое в форме са­мообразования, переживается и осознается как благо и как счастье при условии трудового отношения к нему. Все, что делается без серьезного труда, не ведет к успеху, не приносит внутреннего удовлетворения. Легкое познание может подарить лишь сомнительные ценности. Тот, кто учится самостоятельно, – человек тяжелейшего труда. Ему надо читать, конспектировать, думать и перечиты­вать, упражняться в каких-то приемах и способах поведе­ния, ставить вопросы и самому отвечать на них, а также запоминать, усваивать, заучивать наизусть. Необходимо значительное напряжение ума, воли, воображения, памя­ти. Но без мозолей разума в самообразовании не обой­тись. Высокая компетентность становится одной из ос­новных составляющих имиджа делового человека.

В новой социально-экономической ситуации профес­сионализм предполагается во всех сферах, в том числе и в области управления культурными процессами.

Становится общим местом утверждение, что жить и действовать надо по-новому. Известно и другое: новые убеждения, а именно на них базируются инновационные технологии, выкристаллизовываются из нетрадиционных взглядов на мир, на жизнь, на себя, на свое место в обще­стве. А новые взгляды появляются на основе новых зна­ний. Отсюда, если мы хотим считаться современными, не­обходимо учиться и переучиваться. Столько раз, сколько того потребует наша работа, наша профессия, наше поло­жение в организации и в обществе. Это весьма долгий, даже непрерывный путь к успеху, но иного – увы, не да­но.


Смотрите также файлы