Файл: Учебное пособие Самара, 2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 727

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Глава 5. Производительность труда и методы её измерения ………………..

Рис. 1.7. Механизм воздействия потребностей на трудовое поведение

Рис.1.9. Уровневые разделы экономики труда

Фазы воспроизводства рабочей силы

ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Сокращение численности трудоспособ-ного населения

IЧ1 Неизменные способности к труду

IЧ1 Развивающи-еся способнос-ти к труду

Рис. 2.2. Виды воспроизводства рабочей силы

Субъекты социально-трудовых

Наёмные работники

Работодатели

п а т е р н а л и з м

п а р т н ё р с т в о

д и с к р и м и н а ц и я

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТРУДА (МКТ) – высший орган МОТ, проходит ежегодно в Женеве

Рис. 3.3. Структура Международной организации труда

Человеческий

капитал –

Рис. 4.1. Система понятий, характеризующих ресурсы для труда

Рис. 4.4. Схема формирования и условия изменения

Возрастная структура населения Российской Федерации,(%)

Уэатр = (Чз + Чб) : Чтр.

личностный

Рис. 4.5. Виды и компоненты трудового потенциала

Фп = Ч  Д  Тсм,

Предложение рабочей силы

Стоимость и цена рабочей силы

Конкуренция на рынке труда

Резерв рабочей силы

Некоторые примеры сегментации

Таблица 4.2

Виды занятости и их характеристика

Основные направления работы по улучшению занятости населения

В и д ы б е з р а б о т и ц ы

скрытая

институциональная

фрикционная

технологическая

структурная

экономическая

конверсионная

текущая

циклическая

сезонная

Убз = Чбз : Чэан · 100 = Чбз : (Чз + Чбз) ·100 и

Эффективность как наиболее общий показатель результативности производственной системы оценивается соотношением полезного результата и затрат на его достижение:

Рис. 5.1. Показатели и методы измерения

Таблица 5.2

Расчёт технологической трудоёмкости изделий

Расчёт трудоёмкости управления

Кто = Фввр : Фвор ≈ Чвр : Чор;

Таблица 6.1

Изменение затрат живого и прошлого труда

Рис. 6.4. Классификация резервов роста производительности труда

Техническая подсистема –

Реальные группы – бригады, участки, цеха, отделы и т.д.

Таблица 7.1

Баланс рабочего времени одного среднесписочного

, построенную на принципах демократизации и регионализации, и социальное партнёрство.

Программно-нормативная регламентация осуществляется государством и включает в себя:

- разработку нормативных актов (законов, указов, постановлений), определяющих границы и порядок осуществления деятельности субъектов социально-трудовых отношений. Законодательство о труде было и остаётся главным инструментом, с помощью которого проводится в жизнь политика в социально-трудовой сфере. В настоящее время Российская Федерация имеет обширную законодательную базу, регулирующую практически все сферы социально-трудовых отношений (трудовой кодекс, закон о занятости, закон о государственной социальной помощи, пенсионное законодательство и проч.);

- разработку и реализацию программ в социально-трудовой сфере на федеральном, региональном и отраслевом уровнях (например, программы содействия занятости, развития самозанятости населения, поддержки малого предпринимтельства и т.п.);

- разработку и использование системы социальных нормативов (индикаторов) – количественных показателей состояния и динамики социальных процессов в обществе. В числе наиболее важных социальных нормативов – потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда (МРОТ), минимальный размер пенсии и др.

3.4. Социальное партнёрство
Важным составным элементом механизма регулирования социально-трудовых отношений является социальное партнёрство. Как механизм регулирования социально-трудовых отношений, система социального партнёрства получила развитие после второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 60-70-е гг. ХХ столетия и то не во всех странах. В настоящее время наиболее развитая система социального партнёрства существует в таких европейских странах как Германия, Австрия, Швеция, некоторых других. В меньшей степени она развита в США, Японии, южно-европейских странах, практически отсутствует в слаборазвитых странах.

В России она начала формироваться в 90-х годах прошлого века. Её становление и дальнейшее развитие чрезвычайно важно в связи с тем, что в основе социального партнёрства лежит не только принцип разделения ответственности между представителями трудящихся, работодателей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления существовавшей ранее монополии государственных органов власти на управление экономикой, их опеки над всеми слоями общества.


Характеристика основных элементов формирующейся в России системы социального партнёрства получила нормативное отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (Раздел 2. Социальное партнёрство в сфере труда). Понятие социального партнёрства сформулировано в нём (ст. 23) следующим образом: социальное партнёрство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основными принципами социального партнёрства являются:

  • равноправие сторон;

  • уважение и учёт интересов сторон;

  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе;

  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

  • полномочность представителей сторон;

  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

  • контроль за выполнением принятых договоров, соглашений;

  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система социального партнёрства включает следующие уровни:

  • федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования в сфере труда в Российской Федерации;

  • региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

  • отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

  • территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

  • уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Формами социального партнёрства являются:

  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров (на уровне организации), соглашений (на других уровнях) и их заключению;

  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

  • участия работников, их представителей в управлении организацией;

  • участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.




3.5. Международная организация труда (МОТ) и её роль

в становлении и развитии социального партнёрства
Выдающаяся роль в деле становления, развития и распространения социального партнёрства в мире принадлежит Международной организации труда. Не случайно этой организации в 1969 г. была присуждена Нобелевская премия мира.

МОТ была создана в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции по итогам первой мировой войны. Необходимость её возникновения определялась, по крайней мере, тремя основными причинами:

первая причина – политическая: революции в России и ряде других стран. В целях предотвращения разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путём было принято решение создать международную организацию, призванную всемерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путём;

вторая причина – социальная: тяжёлые и неприемлемые с общечеловеческих позиций условия труда и жизни трудящихся, отсутствие их социальной защищённости, отставание социального развития общества от его экономического развития;

третья причина – экономическая: стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве, по крайней мере, развитых стран.

МОТ – одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций она пережила последнюю и с 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН. СССР вступил в МОТ в 1934 г., приостановил своё членство в Организации в 1940 г. в связи с началом войны в Европе и восстановил его в 1954 г. После распада СССР Россия как его правопреемница в международных делах стала членом МОТ.

МОТ – мировой центр социально-трудового сотрудничества, социального партнёрства, центр трипартизма. От всех международных организаций её отличает трёхсторонняя структура: каждая страна участвует в ней представителями правительства, трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трёх групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации. Принятие решений предполагает взаимный учёт интересов и достижение общих соглашений.


Структура МОТ представлена на рис. 3.3.

Главные цели МОТ – содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда, защита прав человека.



МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (МОТ) – создана в 1919г. при Лиге Наций в ходе Версальской мирной конференции; с 1946г. – учреждение ООН. СССР (Россия) – член МОТ с 1934г., (перерыв в членстве с 1940 по 1953гг.)







МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТРУДА (МКТ) – высший орган МОТ, проходит ежегодно в Женеве



АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СОВЕТ МОТ исполнительный орган МОТ (собирается три раза в год), включает 56 членов: 28 – представители правительств, 14 – трудящихся,

14 - предпринимателей






МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ТРУДА (МБТ) – постоянный секретариат МОТ, её административный и исполнительный орган, исследовательский и информационный центр.

Штаб-квартира – в Женеве



Региональные отделения (бюро) МОТ

Международный учебный центр

(г. Турин, Италия)

Международный институт социально-трудовых исследований

(г. Женева)



Рис. 3.3. Структура Международной организации труда



Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются:

- разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

- разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением;

- помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции;

защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т.п.);

- борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

- содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

- разработка и осуществление программ в области улучшения условий труда и производственной среды,