Файл: Изменение личных местоимений по числам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Прочитайте предложения.

— Назовите глаголы, их время, число, лицо.

III. Актуализация знаний

— Спишите. Разберите слова по составу. Плывут, прибежала, читаешь, принесут.

— Разберите глагол как часть речи. Зима лодыря морозит.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Замените словосочетание глаголом в неопределённой фор­ме, запишите.

Давать корм (кормить), сделать покупку (купить), сделать проверку (проверить), одержать победу (победить), говорить неправду (лгать).

— От данных глаголов образуйте временные формы.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 235 (с. 129).

— Прочитайте стихотворение.

— Обсудите вопросы в парах.

— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Самопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 236 (с. 129).

— Прочитайте текст. Назовите его главную мысль.

— Какой заголовок можно подобрать к тексту.

— Спишите. Раскройте скобки.

— Прочитайте предложения. Объясните написание слов с приставками и предлогами.

— Как пишутся приставки? А предлоги?

— Как различить приставку и предлог? (Между предлогом и словом можно поставить другое слово.)

— Как пишется частица не с глаголами?

VIII. Рефлексия

— Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

1) Ч(у, ю)чело только видом п(у, ю)гает. 2) Ч(у, ю)ет кошка, чьё мясо съела. 3) Наш(и, ы) плач(у, ю)т, да и ваш(и, ы) не скач(у, ю)т. 4) Хозяин смек(а, я)ет - гость примеч(а, я)ет. 5) За больш(и, ы)м побежать - малое потерять.

— Спишите. Укажите время глаголов.

— У каких глаголов вы не смогли определить время? Почему?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Задание 1 (с. 130).
Тема: Обобщение знаний

Цель: закреплять умения определять время, число, лицо гла­голов, навыки правописания глаголов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Несколько учеников делают сообщения. Желательно, чтобы были представлены разные темы.)

III. Актуализация знаний

— Запишите слова. Обозначьте орфограммы.

Рисуешь, звонить, загремело, строить, одеваться, завязал, расцвела, построили, молчишь.

— По какому признаку можно определить глаголы настоящего времени 2-го лица?


— По какому признаку можно определить глаголы прошед­шего времени?

— По какому признаку можно определить глаголы, которые стоят в неопределённой форме?

IV. Самоопределение к деятельности

— Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните свой выбор.

1) Поют, делает, летят, едут. (Делает — это глагол единственного чис­ла, а остальные — множественного.)

2) Мечтать, работать, бежит, думать. (Бежит это глагол настоящего времени, остальные глаголы в неопределённой форме.)

3) Застучал, сгорел, расцвёл, засверкает. (Засверкает это глагол будущего времени, а остальные прошедшего.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Упражнение в правописании глаголов в неопределённой форме

— Прочитайте слова. Подумайте, какие буквы в конце глаго­лов в неопределённой форме пропущены. Составьте слово­сочетания данных глаголов с именами существительными по вопросам и запишите их. Подчеркните буквы, на кото­рые оканчиваются глаголы в неопределённой форме.

Образец: беречь (что 7) Родину.

Помо.. (кому?), вез., (что?), рассказыва.. (о ком?), руби., (чем?), жела.. (что?), дума., (о чём?), чита.. (что?).

2. Морфологический разбор глаголов

— Отгадайте загадку. Выполните разбор глаголов как части речи.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка.)

(Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 130, кроме задания 1) или работа с контрольно-измери­тельными материалами (тест 11, с. 44—47).)

VIII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Подготовиться к контрольному диктанту.

Урок №124 Дата:


Тема: Повторение. Части речи

Цели:закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки; развивать воображение, творческие способности, умение делать логические заключения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов; владеют учебными действиями с языковыми единицами; умеют использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; имеют первоначальные научные пред-ставления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; логические – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные: определяют общие цели и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушают и понимают речь других

Личностные:

Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях
, умениями не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представленийо нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дид.материал, ИКТ

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

— Прочитайте пословицу. Грамоте учиться — всегда пригодится.

— Как вы понимаете написанное? (Грамота нужна, чтобы учиться дальше.)

— Как вы понимаете лексическое значение слова грамота! Значение этого слова можно найти в словаре В.И. Даля. Грамота - от греч. чтение и письмо — это умение читать и пи­сать.

— Для чего нужно быть грамотным человеком?

В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Простые люди в царской России мечтали об умении писать и читать, тя­нулись к знаниям, прекрасно понимали, что «без грамоты, как без свечки в потёмках» и что «ученье — свет, а неученье — тьма».

3.Самоопределение к деятельности

4. Закрепление изученного материала

Когда о ком-то говорят «грамотный человек», то всем понят­но, что речь идёт о человеке, умеющем читать и писать. Но что значит «грамотный специалист»? Это человек, обладающий необ­ходимыми знаниями, сведениями в определённой области.

— Что значит «грамотное сочинение»? (Не содержащее грам­матических и стилистических ошибок.)

— А как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот уче­ник умеет правильно писать и говорить.)

— Что значит «грамматически правильно писать и говорить»? Словарь даёт такое толкование:

Грамматика (запись) — наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.

— Что изучает морфология? (Части речи.)

— Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосо­четаниях и предложениях.)

— Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол (Приставка и суффикс — это части слова.)

— Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи.

Существительное — школа.


Просыпается — глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

— Как вы отличаете части речи друг от друга? (По вопросам, по значению слов.)

В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объеди­няющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах — трёх грамматических признаках.

Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак — общее значение слова.

Существительное обозначает предмет, явление природы, со­бытие, прилагательное — признак предмета, глагол — действие.

— В доказательство того, что вы поняли этот признак, приве­дите свои примеры.

Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание.

— Спишите отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазерка­лье» и укажите, какими частями речи являются «зеркаль­ные» слова.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

— Назовите слова и части речи. Как вы догадались? {Эти слова похожи на наши обычные.)

— Чем же они напоминают наши слова? Докажите. (Напри­мер, слово хрюкотали— глагол прошедшего времени, а слово мюмзики— существительное множественного числа.)

Итак, второй признак — морфологический.

— Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова. Бабочка, из, весной, убежища, вылетела.

— Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово? (Существительное, глагол, предлог, прилагательное.)

— А теперь давайте поставим их в определённую форму и бу­дем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок по­лучаются бусы, а из слов - предложения. Запишите пред­ложение из этих слов.

(Учитель записывает предложение на доске.) Весной вылетела из убежища бабочка.

— Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и инто­национно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам.

Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит.

В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах». В этот знаменательный день в столице нашей Родины Москве на Красной площади проходит военный парад. Школь­ники встречаются с ветеранами.

— Составьте предложение об этом дне.

(Каждый ученик получает карточку с предложением «И днём и ночью горит огонь у Кремлёвской стены». Учащиеся объеди­няются в группы.)