ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Прочитайте предложения.
— Назовите глаголы, их время, число, лицо.
III. Актуализация знаний
— Спишите. Разберите слова по составу. Плывут, прибежала, читаешь, принесут.
— Разберите глагол как часть речи. Зима лодыря морозит.
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Замените словосочетание глаголом в неопределённой форме, запишите.
Давать корм (кормить), сделать покупку (купить), сделать проверку (проверить), одержать победу (победить), говорить неправду (лгать).
— От данных глаголов образуйте временные формы.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 235 (с. 129).
— Прочитайте стихотворение.
— Обсудите вопросы в парах.
— Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Самопроверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 236 (с. 129).
— Прочитайте текст. Назовите его главную мысль.
— Какой заголовок можно подобрать к тексту.
— Спишите. Раскройте скобки.
— Прочитайте предложения. Объясните написание слов с приставками и предлогами.
— Как пишутся приставки? А предлоги?
— Как различить приставку и предлог? (Между предлогом и словом можно поставить другое слово.)
— Как пишется частица не с глаголами?
VIII. Рефлексия
— Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
1) Ч(у, ю)чело только видом п(у, ю)гает. 2) Ч(у, ю)ет кошка, чьё мясо съела. 3) Наш(и, ы) плач(у, ю)т, да и ваш(и, ы) не скач(у, ю)т. 4) Хозяин смек(а, я)ет - гость примеч(а, я)ет. 5) За больш(и, ы)м побежать - малое потерять.
— Спишите. Укажите время глаголов.
— У каких глаголов вы не смогли определить время? Почему?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Задание 1 (с. 130).
Тема: Обобщение знаний
Цель: закреплять умения определять время, число, лицо глаголов, навыки правописания глаголов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Несколько учеников делают сообщения. Желательно, чтобы были представлены разные темы.)
III. Актуализация знаний
— Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
Рисуешь, звонить, загремело, строить, одеваться, завязал, расцвела, построили, молчишь.
— По какому признаку можно определить глаголы настоящего времени 2-го лица?
— По какому признаку можно определить глаголы прошедшего времени?
— По какому признаку можно определить глаголы, которые стоят в неопределённой форме?
IV. Самоопределение к деятельности
— Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните свой выбор.
1) Поют, делает, летят, едут. (Делает — это глагол единственного числа, а остальные — множественного.)
2) Мечтать, работать, бежит, думать. (Бежит — это глагол настоящего времени, остальные глаголы в неопределённой форме.)
3) Застучал, сгорел, расцвёл, засверкает. (Засверкает — это глагол будущего времени, а остальные — прошедшего.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Упражнение в правописании глаголов в неопределённой форме
— Прочитайте слова. Подумайте, какие буквы в конце глаголов в неопределённой форме пропущены. Составьте словосочетания данных глаголов с именами существительными по вопросам и запишите их. Подчеркните буквы, на которые оканчиваются глаголы в неопределённой форме.
Образец: беречь (что 7) Родину.
Помо.. (кому?), вез., (что?), рассказыва.. (о ком?), руби., (чем?), жела.. (что?), дума., (о чём?), чита.. (что?).
2. Морфологический разбор глаголов
— Отгадайте загадку. Выполните разбор глаголов как части речи.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка.)
(Взаимопроверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 130, кроме задания 1) или работа с контрольно-измерительными материалами (тест 11, с. 44—47).)
VIII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Подготовиться к контрольному диктанту.
Урок №124 Дата:
Тема: Повторение. Части речи
Цели:закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки; развивать воображение, творческие способности, умение делать логические заключения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов; владеют учебными действиями с языковыми единицами; умеют использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; имеют первоначальные научные пред-ставления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; логические – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Коммуникативные: определяют общие цели и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушают и понимают речь других
Личностные:
Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях
, умениями не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представленийо нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дид.материал, ИКТ
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
— Прочитайте пословицу. Грамоте учиться — всегда пригодится.
— Как вы понимаете написанное? (Грамота нужна, чтобы учиться дальше.)
— Как вы понимаете лексическое значение слова грамота! Значение этого слова можно найти в словаре В.И. Даля. Грамота - от греч. чтение и письмо — это умение читать и писать.
— Для чего нужно быть грамотным человеком?
В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Простые люди в царской России мечтали об умении писать и читать, тянулись к знаниям, прекрасно понимали, что «без грамоты, как без свечки в потёмках» и что «ученье — свет, а неученье — тьма».
3.Самоопределение к деятельности
4. Закрепление изученного материала
Когда о ком-то говорят «грамотный человек», то всем понятно, что речь идёт о человеке, умеющем читать и писать. Но что значит «грамотный специалист»? Это человек, обладающий необходимыми знаниями, сведениями в определённой области.
— Что значит «грамотное сочинение»? (Не содержащее грамматических и стилистических ошибок.)
— А как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот ученик умеет правильно писать и говорить.)
— Что значит «грамматически правильно писать и говорить»? Словарь даёт такое толкование:
Грамматика (запись) — наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.
— Что изучает морфология? (Части речи.)
— Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях.)
— Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол (Приставка и суффикс — это части слова.)
— Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи.
Существительное — школа.
Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
— Как вы отличаете части речи друг от друга? (По вопросам, по значению слов.)
В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах — трёх грамматических признаках.
Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак — общее значение слова.
Существительное обозначает предмет, явление природы, событие, прилагательное — признак предмета, глагол — действие.
— В доказательство того, что вы поняли этот признак, приведите свои примеры.
Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание.
— Спишите отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и укажите, какими частями речи являются «зеркальные» слова.
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
— Назовите слова и части речи. Как вы догадались? {Эти слова похожи на наши обычные.)
— Чем же они напоминают наши слова? Докажите. (Например, слово хрюкотали— глагол прошедшего времени, а слово мюмзики— существительное множественного числа.)
Итак, второй признак — морфологический.
— Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова. Бабочка, из, весной, убежища, вылетела.
— Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово? (Существительное, глагол, предлог, прилагательное.)
— А теперь давайте поставим их в определённую форму и будем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов - предложения. Запишите предложение из этих слов.
(Учитель записывает предложение на доске.) Весной вылетела из убежища бабочка.
— Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам.
Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит.
В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах». В этот знаменательный день в столице нашей Родины Москве на Красной площади проходит военный парад. Школьники встречаются с ветеранами.
— Составьте предложение об этом дне.
(Каждый ученик получает карточку с предложением «И днём и ночью горит огонь у Кремлёвской стены». Учащиеся объединяются в группы.)