ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Слова с какими орфограммами встретились в этом тексте? Объясните их написание, подберите проверочные слова.
3.Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Светил, светила, светило.
— Что в них общего? (Это глаголы прошедшего времени.)
— Чем отличаются эти глаголы?
— Сформулируйте тему урока.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
1. Наблюдения над изменением глаголов по родам
— Прочитайте предложения. Яблоко лежал...
Кошка лежал... Снег лежал...
— Определите время глаголов. (Прошедшее.)
— Как вы определили? (По вопросам и суффиксу -л-.)
— Какие окончания вы бы написали? Почему?
2. Работа по учебнику
Упр. 214 (с. 121).
— Прочитайте стихотворение.
— Найдите глаголы. Определите их время и число.
— Определите род каждого глагола.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как определить род глагола? (По роду имени существительного, с которым он связан.)
Упр. 215 (с. 121).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте глаголы, назовите их род и окончания.
— Прочитайте сведения о языке на с. 122.
— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
— На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в мужском, женском, среднем роде?
— Приведите примеры.
— От чего зависит род глагола?
— Что можно сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?
Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Упр. 217 (с. 122).
— Прочитайте стихотворение. О чём в нём говорится?
- Какое настроение оно вызывает?
- Обсудите и выполните задание в парах.
- Прочитайте глаголы, назовите их род, число и окончания.
2. Комментированное письмо
Потемнел., небо. Налетел., первая гроза. Полил., землю тёплый весенний дождь. Он сразу смыл., последний снег в лесу.
По Г. Скребицкому
(Следует обратить внимание учащихся на нулевое окончание в глаголах прошедшего времени мужского рода.)
Игра «Не подведи свой ряд»
(Первый ряд записывает глаголы женского рода, второй — мужского, третий - среднего.)
Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.
- Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?
— Оцените свою работу на уроке.
6. Итог, сообщение домашнего задания
— От чего зависит род глагола?
Домашнее задание
Упр. 218 (с. 122).
7. Рефлексия
Тема: Род глаголов в прошедшем времени
Цель:развивать умение определять род глаголов в прошедшем времени.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары глаголов в неопределённой форме.
- Прочитайте пары глаголов в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Спишите, измените время глаголов на прошедшее.
Подуют студёные ветры, и зима загудит в трубу. Зачерствеет грязь на дороге, станет жёсткой, как камень. Лужицы промёрзнут до дна. Вся деревня заскучает. Таня будет сидеть дома и играть в куклы и на улицу не пойдёт.
По Л. Воронковой
— Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на настоящее.
Спала Маша в постельке и видела чудесный сон. Шла она будто лесом дремучим и видела: перед ней сидел старик Мороз-Иванович, седой-седой. Сидел он на ледяной лавочке да снежные комочки ел; когда головой тряс, — от волос иней сыпался, а когда дышал, - валил пар густой.
По В. Одоевскому
2. Фронтальная работа
— Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на будущее.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
— О чём идёт речь в сказке-загадке?
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Запишите по три глагола прошедшего времени мужского, женского и среднего рода.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 219(с. 123).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте нераспространённые предложения.
— Назовите род глаголов.
Упр. 220(с. 123).
— Прочитайте предложения.
— По какому признаку можно узнать глаголы прошедшего времени? (По суффиксу -л-.)
— Выполните задания.
— Прочитайте предложения.
— Назовите род глаголов и их окончания.
2. Выборочный диктант
— Выпишите глаголы с приставками. Приставки выделите.
Вышли мы из леса на поляну и удивились. Сколько цветов! Они покрыли ярким ковром всю поляну. Зацвели ромашки, лиловые колокольчики. Набежал лёгкий ветерок. Поклонились нам колокольчики. С реки потянуло прохладой.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 221(с. 123).
— Прочитайте предложения.
— Составьте текст из данных предложений.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте текст.
— Какими предложениями можно дополнить этот текст?
VIII. Рефлексия
— Найдите в каждой строке лишнее слово и запишите его.
1) Ищи, блестит, береги, найдёшь.
2) Жить, служить, петь, решает.
3) Отдал, начал, приняли, услышит.
4) Поиграл, получишь, вспомнишь, исправишь.
— Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 222 (с. 124).
Урок №120 Дата:
Тема: Правописание частицы не с глаголами
Цели:познакомить с ролью частицы не; учить писать частицу не с глаголами раздельно.
Планируемые результаты:
Предметные:
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; имеют первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – используют рисунки, памятки для решения учебной задачи; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; логические – осуществляют анализ объекта; характеризуют, делают выводы, приводят доказательства.
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Личностные:
Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умениями не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дид.материал, ИКТ
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
1. Индивидуальная работа
— От данных глаголов образуйте формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Запишите по образцу. Выделите приставки.
Образец: (что делать?) кормить — (что делает?) кормит, (что делал?) кормил, (что сделает?) накормит, (что будет делать?) будет кормить.
Читать, лепить, прыгать, свистеть.
2. Фронтальная работа
- Запишите глаголы в прошедшем времени. Выделите приставки.
Прочитаю, потеряю, прилечу, сохраню, привяжу, угощу, запищу, разнесу, приплыву, размещу, наточу, накошу.
3.Самоопределение к деятельности
Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок не
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Я согласен даже не
Рисовать на карте!
Я согласен даже не
Танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упрёков,
Если даже я и не
Выучу уроков!
Ю. Вронский
- Чем необычно это стихотворение? (В нём много глаголов с частицей не.)
- Сформулируйте тему урока.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
1. Работа по учебнику
Упр. 223 (с. 124).
- Прочитайте стихотворение.
- А что вы можете рассказать о своём друге? Составьте рассказ.
- Объясните написание слов с орфограммами.
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Назовите глаголы, которые вы выписали.
- Как пишется не с глаголами? (Раздельно.)
- Прочитайте ниже сведения о языке.
2. Упражнение в написании глаголов с частицей не
- Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами. Подчеркните частицу не.
1) Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. 2) Не гордись званием, а гордись знанием. 3) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 4) Лёжа пишу не добудешь. 5) Не потрудишься — счастья не узнаешь.
— Объясните смысл пословиц.
Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 224 (с. 124).
— Прочитайте выражения. Объясните их смысл.
— Спишите пословицы. (Взаимопроверка.)
Упр. 225 (с. 125).
— Прочитайте, как нужно говорить правильно.
— Какое значение вносит частица не? (Отрицания.)
Сам.работа
— Спишите, раскройте скобки. Подчеркните частицу не перед глаголами.
1) Москва, что гранит: никто Москву (не)победит. 2) Кто в Москве (не)бывал, красоты (не)видал. 3) Кто (не)сеет, тот (не)жнёт. 4) Кто сегодня обманет, тому и завтра (не)поверят. 5) Смелого да умелого и страх (не)возьмёт, и враг (не)побьёт. 6) Торопливость делу (не)помогает.
— Оцените свою работу на уроке.
6. Итог, сообщение домашнего задания
— Как пишется частица не с глаголами?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с глаголами с частицей не.
7. Рефлексия
Урок №121 Дата:
3.Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Светил, светила, светило.
— Что в них общего? (Это глаголы прошедшего времени.)
— Чем отличаются эти глаголы?
— Сформулируйте тему урока.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
1. Наблюдения над изменением глаголов по родам
— Прочитайте предложения. Яблоко лежал...
Кошка лежал... Снег лежал...
— Определите время глаголов. (Прошедшее.)
— Как вы определили? (По вопросам и суффиксу -л-.)
— Какие окончания вы бы написали? Почему?
2. Работа по учебнику
Упр. 214 (с. 121).
— Прочитайте стихотворение.
— Найдите глаголы. Определите их время и число.
— Определите род каждого глагола.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как определить род глагола? (По роду имени существительного, с которым он связан.)
Упр. 215 (с. 121).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте глаголы, назовите их род и окончания.
— Прочитайте сведения о языке на с. 122.
— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
— На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в мужском, женском, среднем роде?
— Приведите примеры.
— От чего зависит род глагола?
— Что можно сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?
Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Упр. 217 (с. 122).
— Прочитайте стихотворение. О чём в нём говорится?
- Какое настроение оно вызывает?
- Обсудите и выполните задание в парах.
- Прочитайте глаголы, назовите их род, число и окончания.
2. Комментированное письмо
Потемнел., небо. Налетел., первая гроза. Полил., землю тёплый весенний дождь. Он сразу смыл., последний снег в лесу.
По Г. Скребицкому
(Следует обратить внимание учащихся на нулевое окончание в глаголах прошедшего времени мужского рода.)
Игра «Не подведи свой ряд»
(Первый ряд записывает глаголы женского рода, второй — мужского, третий - среднего.)
Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.
- Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?
— Оцените свою работу на уроке.
6. Итог, сообщение домашнего задания
— От чего зависит род глагола?
Домашнее задание
Упр. 218 (с. 122).
7. Рефлексия
Тема: Род глаголов в прошедшем времени
Цель:развивать умение определять род глаголов в прошедшем времени.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары глаголов в неопределённой форме.
- Прочитайте пары глаголов в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Спишите, измените время глаголов на прошедшее.
Подуют студёные ветры, и зима загудит в трубу. Зачерствеет грязь на дороге, станет жёсткой, как камень. Лужицы промёрзнут до дна. Вся деревня заскучает. Таня будет сидеть дома и играть в куклы и на улицу не пойдёт.
По Л. Воронковой
— Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на настоящее.
Спала Маша в постельке и видела чудесный сон. Шла она будто лесом дремучим и видела: перед ней сидел старик Мороз-Иванович, седой-седой. Сидел он на ледяной лавочке да снежные комочки ел; когда головой тряс, — от волос иней сыпался, а когда дышал, - валил пар густой.
По В. Одоевскому
2. Фронтальная работа
— Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на будущее.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
— О чём идёт речь в сказке-загадке?
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Запишите по три глагола прошедшего времени мужского, женского и среднего рода.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 219(с. 123).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте нераспространённые предложения.
— Назовите род глаголов.
Упр. 220(с. 123).
— Прочитайте предложения.
— По какому признаку можно узнать глаголы прошедшего времени? (По суффиксу -л-.)
— Выполните задания.
— Прочитайте предложения.
— Назовите род глаголов и их окончания.
2. Выборочный диктант
— Выпишите глаголы с приставками. Приставки выделите.
Вышли мы из леса на поляну и удивились. Сколько цветов! Они покрыли ярким ковром всю поляну. Зацвели ромашки, лиловые колокольчики. Набежал лёгкий ветерок. Поклонились нам колокольчики. С реки потянуло прохладой.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 221(с. 123).
— Прочитайте предложения.
— Составьте текст из данных предложений.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте текст.
— Какими предложениями можно дополнить этот текст?
VIII. Рефлексия
— Найдите в каждой строке лишнее слово и запишите его.
1) Ищи, блестит, береги, найдёшь.
2) Жить, служить, петь, решает.
3) Отдал, начал, приняли, услышит.
4) Поиграл, получишь, вспомнишь, исправишь.
— Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 222 (с. 124).
Урок №120 Дата:
Тема: Правописание частицы не с глаголами
Цели:познакомить с ролью частицы не; учить писать частицу не с глаголами раздельно.
Планируемые результаты:
Предметные:
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; имеют первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – используют рисунки, памятки для решения учебной задачи; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; логические – осуществляют анализ объекта; характеризуют, делают выводы, приводят доказательства.
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Личностные:
Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умениями не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дид.материал, ИКТ
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
1. Индивидуальная работа
— От данных глаголов образуйте формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Запишите по образцу. Выделите приставки.
Образец: (что делать?) кормить — (что делает?) кормит, (что делал?) кормил, (что сделает?) накормит, (что будет делать?) будет кормить.
Читать, лепить, прыгать, свистеть.
2. Фронтальная работа
- Запишите глаголы в прошедшем времени. Выделите приставки.
Прочитаю, потеряю, прилечу, сохраню, привяжу, угощу, запищу, разнесу, приплыву, размещу, наточу, накошу.
3.Самоопределение к деятельности
Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок не
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Я согласен даже не
Рисовать на карте!
Я согласен даже не
Танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упрёков,
Если даже я и не
Выучу уроков!
Ю. Вронский
- Чем необычно это стихотворение? (В нём много глаголов с частицей не.)
- Сформулируйте тему урока.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
1. Работа по учебнику
Упр. 223 (с. 124).
- Прочитайте стихотворение.
- А что вы можете рассказать о своём друге? Составьте рассказ.
- Объясните написание слов с орфограммами.
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Назовите глаголы, которые вы выписали.
- Как пишется не с глаголами? (Раздельно.)
- Прочитайте ниже сведения о языке.
2. Упражнение в написании глаголов с частицей не
- Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами. Подчеркните частицу не.
1) Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. 2) Не гордись званием, а гордись знанием. 3) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 4) Лёжа пишу не добудешь. 5) Не потрудишься — счастья не узнаешь.
— Объясните смысл пословиц.
Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 224 (с. 124).
— Прочитайте выражения. Объясните их смысл.
— Спишите пословицы. (Взаимопроверка.)
Упр. 225 (с. 125).
— Прочитайте, как нужно говорить правильно.
— Какое значение вносит частица не? (Отрицания.)
Сам.работа
— Спишите, раскройте скобки. Подчеркните частицу не перед глаголами.
1) Москва, что гранит: никто Москву (не)победит. 2) Кто в Москве (не)бывал, красоты (не)видал. 3) Кто (не)сеет, тот (не)жнёт. 4) Кто сегодня обманет, тому и завтра (не)поверят. 5) Смелого да умелого и страх (не)возьмёт, и враг (не)побьёт. 6) Торопливость делу (не)помогает.
— Оцените свою работу на уроке.
6. Итог, сообщение домашнего задания
— Как пишется частица не с глаголами?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с глаголами с частицей не.
7. Рефлексия
Урок №121 Дата: