Файл: Изменение личных местоимений по числам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Слова с какими орфограммами встретились в этом тексте? Объясните их написание, подберите проверочные слова.

3.Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Светил, светила, светило.

— Что в них общего? (Это глаголы прошедшего времени.)

— Чем отличаются эти глаголы?

— Сформулируйте тему урока.

4. Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Наблюдения над изменением глаголов по родам

— Прочитайте предложения. Яблоко лежал...

Кошка лежал... Снег лежал...

— Определите время глаголов. (Прошедшее.)

— Как вы определили? (По вопросам и суффиксу -л-.)

— Какие окончания вы бы написали? Почему?

2. Работа по учебнику

Упр. 214 (с. 121).

— Прочитайте стихотворение.

— Найдите глаголы. Определите их время и число.

— Определите род каждого глагола.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как определить род глагола? (По роду имени существитель­ного, с которым он связан.)

Упр. 215 (с. 121).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте глаголы, назовите их род и окончания.

— Прочитайте сведения о языке на с. 122.

— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

— На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в мужском, женском, среднем роде?

— Приведите примеры.

— От чего зависит род глагола?

— Что можно сказать о глаголах прошедшего времени во мно­жественном числе?

Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

Упр. 217 (с. 122).

— Прочитайте стихотворение. О чём в нём говорится?

- Какое настроение оно вызывает?

- Обсудите и выполните задание в парах.

- Прочитайте глаголы, назовите их род, число и окончания.

2. Комментированное письмо

Потемнел., небо. Налетел., первая гроза. Полил., землю тёплый ве­сенний дождь. Он сразу смыл., последний снег в лесу.

По Г. Скребицкому

(Следует обратить внимание учащихся на нулевое окончание в глаголах прошедшего времени мужского рода.)

Игра «Не подведи свой ряд»

(Первый ряд записывает глаголы женского рода, второй — мужского, третий - среднего.)

Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.

- Как изменяются глаголы прошедшего времени в единствен­ном числе?


— Оцените свою работу на уроке.

6. Итог, сообщение домашнего задания

— От чего зависит род глагола?

Домашнее задание

Упр. 218 (с. 122).

7. Рефлексия
Тема: Род глаголов в прошедшем времени

Цель:развивать умение определять род глаголов в прошедшем времени.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте пары глаголов в неопределённой форме.

- Прочитайте пары глаголов в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Спишите, измените время глаголов на прошедшее.

Подуют студёные ветры, и зима загудит в трубу. Зачерствеет грязь на дороге, станет жёсткой, как камень. Лужицы промёрзнут до дна. Вся деревня заскучает. Таня будет сидеть дома и играть в куклы и на улицу не пойдёт.

По Л. Воронковой

— Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на настоящее.

Спала Маша в постельке и видела чудесный сон. Шла она будто ле­сом дремучим и видела: перед ней сидел старик Мороз-Иванович, седой-седой. Сидел он на ледяной лавочке да снежные комочки ел; когда голо­вой тряс, — от волос иней сыпался, а когда дышал, - валил пар густой.

По В. Одоевскому

2. Фронтальная работа

— Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на будущее.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

— О чём идёт речь в сказке-загадке?

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Запишите по три глагола прошедшего времени мужского, женского и среднего рода.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 219(с. 123).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте нераспространённые предложения.

— Назовите род глаголов.

Упр. 220(с. 123).

— Прочитайте предложения.

— По какому признаку можно узнать глаголы прошедшего времени? (По суффиксу -л-.)

— Выполните задания.

— Прочитайте предложения.

— Назовите род глаголов и их окончания.

2. Выборочный диктант

— Выпишите глаголы с приставками. Приставки выделите.

Вышли мы из леса на поляну и удивились. Сколько цветов! Они по­крыли ярким ковром всю поляну. Зацвели ромашки, лиловые колокольчики. Набежал лёгкий ветерок. Поклонились нам колокольчики. С реки потянуло прохладой.



VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 221(с. 123).

— Прочитайте предложения.

— Составьте текст из данных предложений.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте текст.

— Какими предложениями можно дополнить этот текст?

VIII. Рефлексия

— Найдите в каждой строке лишнее слово и запишите его.

1) Ищи, блестит, береги, найдёшь.

2) Жить, служить, петь, решает.

3) Отдал, начал, приняли, услышит.

4) Поиграл, получишь, вспомнишь, исправишь.

— Как изменяются глаголы прошедшего времени в единствен­ном числе?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 222 (с. 124).


Урок №120 Дата:

Тема: Правописание частицы не с глаголами

Цели:познакомить с ролью частицы не; учить писать части­цу не с глаголами раздельно.

Планируемые результаты:

Предметные:

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; имеют первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – используют рисунки, памятки для решения учебной задачи; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; логические – осуществляют анализ объекта; характеризуют, делают выводы, приводят доказательства.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Личностные:

Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умениями не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности

Тип урока: комбинированный

Оборудование: дид.материал, ИКТ

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний


1. Индивидуальная работа

— От данных глаголов образуйте формы настоящего, прошед­шего и будущего времени. Запишите по образцу. Выделите приставки.

Образец: (что делать?) кормить — (что делает?) кормит, (что делал?) кормил, (что сделает?) накормит, (что будет делать?) будет кормить.

Читать, лепить, прыгать, свистеть.

2. Фронтальная работа

- Запишите глаголы в прошедшем времени. Выделите при­ставки.

Прочитаю, потеряю, прилечу, сохраню, привяжу, угощу, запищу, разнесу, приплыву, размещу, наточу, накошу.

3.Самоопределение к деятельности

Завести велели мне

Новые привычки.

Никогда девчонок не

Дёргать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Я согласен даже не

Рисовать на карте!

Я согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упрёков,

Если даже я и не

Выучу уроков!

Ю. Вронский

- Чем необычно это стихотворение? (В нём много глаголов с частицей не.)

- Сформулируйте тему урока.

4. Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Работа по учебнику

Упр. 223 (с. 124).

- Прочитайте стихотворение.

- А что вы можете рассказать о своём друге? Составьте рассказ.

- Объясните написание слов с орфограммами.

- Выполните письменное задание к упражнению.

- Назовите глаголы, которые вы выписали.

- Как пишется не с глаголами? (Раздельно.)

- Прочитайте ниже сведения о языке.

2. Упражнение в написании глаголов с частицей не

- Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами. Подчерк­ните частицу не.

1) Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. 2) Не гордись званием, а гордись знанием. 3) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 4) Лёжа пишу не добудешь. 5) Не потрудишься — счастья не узнаешь.

— Объясните смысл пословиц.

Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 224 (с. 124).

— Прочитайте выражения. Объясните их смысл.

— Спишите пословицы. (Взаимопроверка.)

Упр. 225 (с. 125).

— Прочитайте, как нужно говорить правильно.

— Какое значение вносит частица не? (Отрицания.)

Сам.работа

— Спишите, раскройте скобки. Подчеркните частицу не перед глаголами.

1) Москва, что гранит: никто Москву (не)победит. 2) Кто в Москве (не)бывал, красоты (не)видал. 3) Кто (не)сеет, тот (не)жнёт. 4) Кто се­годня обманет, тому и завтра (не)поверят. 5) Смелого да умелого и страх (не)возьмёт, и враг (не)побьёт. 6) Торопливость делу (не)помогает.


— Оцените свою работу на уроке.

6. Итог, сообщение домашнего задания

— Как пишется частица не с глаголами?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с глаголами с частицей не.

7. Рефлексия

Урок №121 Дата: