ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Морфологический разбор глагола как части речи
Цель: закреплять навыки разбора глагола как части речи, правописания глаголов.
Планируемые результаты:
Предметные:
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; понимают заданный вопрос,
в соответствии с ним строят ответ в устной форме;овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); логические – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляютконтроль, коррекцию и оценку его действий; проявляютинициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения
Личностные:
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дид.материал, ИКТ
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
— Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
Набежало, прилетела, позвонил, переварил, откусила, причалила, списал, подрисовал.
— Что общего в этих словах? (Глаголы прошедшего времени.)
— Как вы определили? (По суффиксу -л- и вопросам.)
— Разберите глаголы по составу.
3.Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт. (Соловей.)
— Найдите глаголы.
— Как изменяются глаголы?
— Определите время, число, лицо и род (в прошедшем времени) глаголов.
— Сформулируйте тему урока.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
Работа по учебнику
Упр. 233 (с. 127-128).
— Прочитайте.
— Назовите глаголы.
— Найдите памятку 3 на с. 146.
— Выполните задание.
(Несколько учеников устно разбирают любой глагол как часть речи. Далее задание выполняется письменно.)
— Прочитайте предложения на с. 128.
— Из какого произведения эти предложения? («Дед Мазай и зайцы».)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют глаголы с орфограммами и объясняют их написание.)
— Назовите глагол в неопределённой форме.
— В каком времени употреблены остальные глаголы?
— Рассмотрите рисунок. Назовите тему.
— Составьте свой текст по рисунку. Расскажите его соседу по парте.
Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 234 (с. 127).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте предложения. Объясните написание слов с приставками и предлогами.
— Как пишутся приставки? А предлоги?
— Как отличить предлог от приставки? (Между предлогом и словом можно поставить другое слово.)
Сам.работа
— Выпишите глаголы. В скобках запишите вопросы. Укажите время глаголов.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки-зимы.
А. Пушкин
6. Итог, сообщение домашнего задания
— Что такое глагол?
Домашнее задание
Составить и записать три предложения. Указать время, число, лицо глаголов.
7. Рефлексия
Урок №122 Дата:
Тема: Р/р №17. Контрольное изложение «Шел бой»
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, точно употреблять глаголы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; владеют учебными действиями с языковыми единицами; умеют использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые выказывания в устной и письменной форме; логические – осуществляют анализ картины; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера.
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации
Личностные:
Владеют эстетическими потребностями, ценностями и чувствами; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и находят ответ на него
Тип урока: контроль
Оборудование: дид.материал, ИКТ
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3.Самоопределение к деятельности
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
Знакомство с текстом
Упр. 242 (с. 133).
— Прочитайте текст. О чём он?
— Какой заголовок можно к нему подобрать?
— Сколько частей имеет текст-повествование? Какие это части? (Три: начало, основная часть, концовка.)
— Когда произошёл этот случай?
— К чему приложил пулемёт боец?
— Почему ветка с гнёздышком упала?
— Что сделал солдат?
— Почему он так поступил?
2. Составление плана
— Найдите в тексте три части.
— Прочитайте первую часть, начало.
— Назовите основную мысль в этой части. (Шёл бой.)
— Прочитайте вторую часть, основную.
— Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо упало.)
— Прочитайте третью часть, заключительную.
— Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо вновь на дереве.)
3. Орфографическая работа
— Объясните написание слов. Какие орфограммы есть в этих словах?
Пулемёт, осколком, отбило, прикрепил.
Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)
6. Итог, сообщение домашнего задания
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи.
7. Рефлексия
Урок №123 Дата:
Тема: Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Части речи»
Цель: развивать умения определять время, число, лицо глаголов, разбирать предложения по членам.
Планируемые результаты:
Предметные:
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; понимают заданный вопрос,
в соответствии с ним строят ответ в устной форме;овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); логические – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляютконтроль, коррекцию и оценку его действий; проявляютинициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения
Личностные:
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дид.материал, ИКТ
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Словарный диктант
Герой, квартира, самолёт, комната, кровать, солома, приветливо, потом, вдруг, сирень, растение, животное.
3.Самоопределение к деятельности
- Расскажите, что вы знаете о глаголе.
- Сформулируйте тему урока.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
1. Работа по учебнику
Упр. 229 (с. 126).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Назовите глаголы, которые вы подчеркнули.
- Как пишутся глаголы с частицей не?
2. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме
- Прочитайте. Найдите в стихотворении глаголы в неопределённой форме. Выпишите сначала глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, а затем — глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Умеет он одеться в срок,
Умыться и поесть
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
С. Баруздин
Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 230 (с. 126).
— Прочитайте. Из каких сказок эти строки?
— Назовите виды предложений по цели высказывания.
— Назовите виды предложений по интонации.
— Выполните письменное задание к упражнению.
Сам.работа
— Выпишите глаголы, укажите их время, число, лицо и род.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
А. Пушкин
6. Итог, сообщение домашнего задания
— Что такое глагол?
Домашнее задание
Упр. 231 (с. 127).
7. Рефлексия
Тема: Обобщение знаний
Цель: закреплять умения определять время, число, лицо глаголов, разбирать предложения по членам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Цель: закреплять навыки разбора глагола как части речи, правописания глаголов.
Планируемые результаты:
Предметные:
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; понимают заданный вопрос,
в соответствии с ним строят ответ в устной форме;овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); логические – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляютконтроль, коррекцию и оценку его действий; проявляютинициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения
Личностные:
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дид.материал, ИКТ
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
— Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
Набежало, прилетела, позвонил, переварил, откусила, причалила, списал, подрисовал.
— Что общего в этих словах? (Глаголы прошедшего времени.)
— Как вы определили? (По суффиксу -л- и вопросам.)
— Разберите глаголы по составу.
3.Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт. (Соловей.)
— Найдите глаголы.
— Как изменяются глаголы?
— Определите время, число, лицо и род (в прошедшем времени) глаголов.
— Сформулируйте тему урока.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
Работа по учебнику
Упр. 233 (с. 127-128).
— Прочитайте.
— Назовите глаголы.
— Найдите памятку 3 на с. 146.
— Выполните задание.
(Несколько учеников устно разбирают любой глагол как часть речи. Далее задание выполняется письменно.)
— Прочитайте предложения на с. 128.
— Из какого произведения эти предложения? («Дед Мазай и зайцы».)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют глаголы с орфограммами и объясняют их написание.)
— Назовите глагол в неопределённой форме.
— В каком времени употреблены остальные глаголы?
— Рассмотрите рисунок. Назовите тему.
— Составьте свой текст по рисунку. Расскажите его соседу по парте.
Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 234 (с. 127).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте предложения. Объясните написание слов с приставками и предлогами.
— Как пишутся приставки? А предлоги?
— Как отличить предлог от приставки? (Между предлогом и словом можно поставить другое слово.)
Сам.работа
— Выпишите глаголы. В скобках запишите вопросы. Укажите время глаголов.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки-зимы.
А. Пушкин
6. Итог, сообщение домашнего задания
— Что такое глагол?
Домашнее задание
Составить и записать три предложения. Указать время, число, лицо глаголов.
7. Рефлексия
Урок №122 Дата:
Тема: Р/р №17. Контрольное изложение «Шел бой»
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, точно употреблять глаголы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; владеют учебными действиями с языковыми единицами; умеют использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые выказывания в устной и письменной форме; логические – осуществляют анализ картины; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера.
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации
Личностные:
Владеют эстетическими потребностями, ценностями и чувствами; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и находят ответ на него
Тип урока: контроль
Оборудование: дид.материал, ИКТ
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3.Самоопределение к деятельности
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
Знакомство с текстом
Упр. 242 (с. 133).
— Прочитайте текст. О чём он?
— Какой заголовок можно к нему подобрать?
— Сколько частей имеет текст-повествование? Какие это части? (Три: начало, основная часть, концовка.)
— Когда произошёл этот случай?
— К чему приложил пулемёт боец?
— Почему ветка с гнёздышком упала?
— Что сделал солдат?
— Почему он так поступил?
2. Составление плана
— Найдите в тексте три части.
— Прочитайте первую часть, начало.
— Назовите основную мысль в этой части. (Шёл бой.)
— Прочитайте вторую часть, основную.
— Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо упало.)
— Прочитайте третью часть, заключительную.
— Назовите основную мысль в этой части. (Гнездо вновь на дереве.)
3. Орфографическая работа
— Объясните написание слов. Какие орфограммы есть в этих словах?
Пулемёт, осколком, отбило, прикрепил.
Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
(Пересказ текста по частям. Каждую часть рассказывает один ученик. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)
6. Итог, сообщение домашнего задания
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
Домашнее задание
Записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи.
7. Рефлексия
Урок №123 Дата:
Тема: Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Части речи»
Цель: развивать умения определять время, число, лицо глаголов, разбирать предложения по членам.
Планируемые результаты:
Предметные:
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; понимают заданный вопрос,
в соответствии с ним строят ответ в устной форме;овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); логические – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляютконтроль, коррекцию и оценку его действий; проявляютинициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения
Личностные:
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дид.материал, ИКТ
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Словарный диктант
Герой, квартира, самолёт, комната, кровать, солома, приветливо, потом, вдруг, сирень, растение, животное.
3.Самоопределение к деятельности
- Расскажите, что вы знаете о глаголе.
- Сформулируйте тему урока.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала
1. Работа по учебнику
Упр. 229 (с. 126).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Назовите глаголы, которые вы подчеркнули.
- Как пишутся глаголы с частицей не?
2. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме
- Прочитайте. Найдите в стихотворении глаголы в неопределённой форме. Выпишите сначала глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, а затем — глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Умеет он одеться в срок,
Умыться и поесть
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
С. Баруздин
Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 230 (с. 126).
— Прочитайте. Из каких сказок эти строки?
— Назовите виды предложений по цели высказывания.
— Назовите виды предложений по интонации.
— Выполните письменное задание к упражнению.
Сам.работа
— Выпишите глаголы, укажите их время, число, лицо и род.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
А. Пушкин
6. Итог, сообщение домашнего задания
— Что такое глагол?
Домашнее задание
Упр. 231 (с. 127).
7. Рефлексия
Тема: Обобщение знаний
Цель: закреплять умения определять время, число, лицо глаголов, разбирать предложения по членам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания