ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
существительных во множественном числе 3 детей (30%) допускают различного рода грамматические ошибки, например, вместо глаз–глазадети произносят глаз–глазы. Нарушения в согласовании
существительных с прилагательными теперь наблюдается у меньшего числа обучающихся, так у 4 детей (40%) встречаются такие типы ошибок: вместо зелёная трава дети говорят зелёный трава. Отказов при выполнении такого рода заданий у дошкольников не было.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. По результатам диагностики выявлено, что 8 детей (80%) совершали по 1–2 ошибок, остальные 2 дошкольников (20%) в своих ответах допускали по 2–3.
Подбор антонимов. Дошкольникам предлагалось на основании слова- стимула подобрать противоположное по значению: широкий—узкий;большой — маленький; длинный — короткий; высокий — низкий; холодный —горячий;черный—белый.Отказов детей отвечать на задание не было, подбирал слова с отрицательным значением (широкий–неширокий;холодный–не холодный и так далее) 1 ребёнок (10%). Большинство, 8 детей (80%) знают и называют все антонимы, а один ребёнок (10%) называла верно, но не все антонимы.
Называние детенышей животных. Название детёнышей животных вызвало некоторые затруднения у всех испытуемых нами детей. Безошибочно выполняли задания 2 детей (20%), по 1–2 ошибки допустили 8 детей (80%), а от 3 и более ошибок у испытуемых не наблюдалось. У 8 детей были ошибки, которые связанны с произнесением таких слов во множественном числе, например, котёнок–котята дети произносили котенок – котенки
, вместо телёнок–телятадети говорили телёнок–телки, но в процентном соотношении таких ошибок наблюдалось гораздо меньше, чем на констатирующем этапе исследования.
Обследование фонематического слуха. Диагностика результатов исследования фонематического слуха показала, что нарушение фонематического слуха в той или иной степени присутствует у каждого из испытуемых детей. Но, наблюдается положительная динамика. Так 9 детей
(90%) смогли определить, какой музыкальный предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик, погремушка, а 1 ребёнок (10%) путал звуки некоторых музыкальных инструментов. Помимо этого у некоторых дошкольников наблюдались трудности в выделении гласных и согласных звуков в начале и в конце слова.
Состояние звукопроизношения. У 4 детей (40%) нарушение в произнесении свистящих, нарушение в произнесении шипящих у 5 детей (50%) и нарушение произнесения соноров у 6 детей (60%). Так, две группы звуков нарушены у 6 детей (60%), например: свистящие и сонорные звуки или африкаты и сонорные Три группы звуков нарушены у 1 ребёнка (10%), а нарушение одной группы звуков выявлено у 3 детей (30%).
По итогам результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что экспериментальная работа показала свою эффективность, обучающие имеют улучшения и положительную динамику, относительно начала исследования, таким образом мы можем утверждать, что экспериментальная работа по речевому развитию детей дошкольного
возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОСЛО даёт положительную динамику в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Под термином общее недоразвитие речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы по логопедической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы выяснили, что общие недоразвитие речи несёт в себе нарушение фонетической, грамматической и приозносительной стороны речи.
Нами был изучен ФГОС ДО, были выяснены целевые ориентиры в контексте речевого развития на этапе завершения дошкольного образования.
Для изучения особенностей работы по речевому развитию детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО нами был организован констатирующий эксперимент, в процессе анализа результатов были выявлены особенности речевого и психомоторного развития у детей с данной категории. Отмечались нарушения в связной речи, наблюдались трудности при самостоятельном составлении предложений, присутствовало недефференцированное произнесение различных звуков, ошибки в словообразовании, в использовании предлогов и окончаний и т.д.
Полученные данные об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР III уровня позволили нам определить основные направления содержания коррекционнно-логопедической работы с такой категорией детей.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент для оценки эффективности работы по речевому развитию детей
в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. На основании представленных результатов можно сделать вывод, что разработанные содержание коррекционно-логопедической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР III уровня эффективно в работе с детьми, его применение показало положительную динамику речевого развития.
Эффективность разработанного содержания логопедической работы позволяет рекомендовать его использование в практической деятельности педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений, учителям- логопедам, а также воспитателям логопедических групп.
В ходе проведенного исследования были решены основные задачи, выдвинутые в соответствии с целью исследования, подтверждена гипотеза о том, что логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР будет эффективна и будет соответствовать целевыми ориентирами ФГОС ДО, если она направлена на:
Таким образом, цель исследования – теоретически
существительных с прилагательными теперь наблюдается у меньшего числа обучающихся, так у 4 детей (40%) встречаются такие типы ошибок: вместо зелёная трава дети говорят зелёный трава. Отказов при выполнении такого рода заданий у дошкольников не было.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. По результатам диагностики выявлено, что 8 детей (80%) совершали по 1–2 ошибок, остальные 2 дошкольников (20%) в своих ответах допускали по 2–3.
Подбор антонимов. Дошкольникам предлагалось на основании слова- стимула подобрать противоположное по значению: широкий—узкий;большой — маленький; длинный — короткий; высокий — низкий; холодный —горячий;черный—белый.Отказов детей отвечать на задание не было, подбирал слова с отрицательным значением (широкий–неширокий;холодный–не холодный и так далее) 1 ребёнок (10%). Большинство, 8 детей (80%) знают и называют все антонимы, а один ребёнок (10%) называла верно, но не все антонимы.
Называние детенышей животных. Название детёнышей животных вызвало некоторые затруднения у всех испытуемых нами детей. Безошибочно выполняли задания 2 детей (20%), по 1–2 ошибки допустили 8 детей (80%), а от 3 и более ошибок у испытуемых не наблюдалось. У 8 детей были ошибки, которые связанны с произнесением таких слов во множественном числе, например, котёнок–котята дети произносили котенок – котенки
, вместо телёнок–телятадети говорили телёнок–телки, но в процентном соотношении таких ошибок наблюдалось гораздо меньше, чем на констатирующем этапе исследования.
Обследование фонематического слуха. Диагностика результатов исследования фонематического слуха показала, что нарушение фонематического слуха в той или иной степени присутствует у каждого из испытуемых детей. Но, наблюдается положительная динамика. Так 9 детей
(90%) смогли определить, какой музыкальный предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик, погремушка, а 1 ребёнок (10%) путал звуки некоторых музыкальных инструментов. Помимо этого у некоторых дошкольников наблюдались трудности в выделении гласных и согласных звуков в начале и в конце слова.
Состояние звукопроизношения. У 4 детей (40%) нарушение в произнесении свистящих, нарушение в произнесении шипящих у 5 детей (50%) и нарушение произнесения соноров у 6 детей (60%). Так, две группы звуков нарушены у 6 детей (60%), например: свистящие и сонорные звуки или африкаты и сонорные Три группы звуков нарушены у 1 ребёнка (10%), а нарушение одной группы звуков выявлено у 3 детей (30%).
По итогам результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что экспериментальная работа показала свою эффективность, обучающие имеют улучшения и положительную динамику, относительно начала исследования, таким образом мы можем утверждать, что экспериментальная работа по речевому развитию детей дошкольного
возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОСЛО даёт положительную динамику в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи III уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под термином общее недоразвитие речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы по логопедической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы выяснили, что общие недоразвитие речи несёт в себе нарушение фонетической, грамматической и приозносительной стороны речи.
Нами был изучен ФГОС ДО, были выяснены целевые ориентиры в контексте речевого развития на этапе завершения дошкольного образования.
Для изучения особенностей работы по речевому развитию детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО нами был организован констатирующий эксперимент, в процессе анализа результатов были выявлены особенности речевого и психомоторного развития у детей с данной категории. Отмечались нарушения в связной речи, наблюдались трудности при самостоятельном составлении предложений, присутствовало недефференцированное произнесение различных звуков, ошибки в словообразовании, в использовании предлогов и окончаний и т.д.
Полученные данные об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР III уровня позволили нам определить основные направления содержания коррекционнно-логопедической работы с такой категорией детей.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент для оценки эффективности работы по речевому развитию детей
в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. На основании представленных результатов можно сделать вывод, что разработанные содержание коррекционно-логопедической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР III уровня эффективно в работе с детьми, его применение показало положительную динамику речевого развития.
Эффективность разработанного содержания логопедической работы позволяет рекомендовать его использование в практической деятельности педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений, учителям- логопедам, а также воспитателям логопедических групп.
В ходе проведенного исследования были решены основные задачи, выдвинутые в соответствии с целью исследования, подтверждена гипотеза о том, что логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР будет эффективна и будет соответствовать целевыми ориентирами ФГОС ДО, если она направлена на:
-
достаточное владение ребёнком устной речи -
использование речи для выражения своих мыслей -
возникновение у ребёнка предпосылок грамотности
Таким образом, цель исследования – теоретически