ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР.
Становление речи у детей дошкольного возраста в норме и с ОНР
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
2.1. Цель, задачи, методы, организация и этапы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
Работа по развитию связной речи.
Работа по коррекции произносительной стороны речи.
Контрольный этап исследования и анализ его результатов
Результаты контрольной группы.
рассказа и рассказа по сюжетной картинке дети в контрольной группе показали следующие результаты: при предъявлении данного задания 8 детей (80%) детей правильно понимали логическую взаимосвязь представленных событий в заданиях, при пересказе 4 ребёнка (40%) допускали ошибки в логической последовательности. Так же 1 ребёнку (10%) требовалась помощь и подсказки, при выполнении подобных заданий.
Диагностика слоговой структуры слова контрольной группе показала, что дети успешно воспроизводили одно, двух или трёхсложные слова, например, такие слова как: дом, стул, зима, картина. 9 детям (90%), смогли произнесение четырёхсложные автомобиль,телевизор.Смешений, смягчений звуков у этой группы детей выявлено меньше, такие ошибки встречаются у 3 детей (30 %).
Словарный запас. Результаты анализа словарного запаса контрольной группы показали, что средний уровень развития активного словаря выявлен у 9 детей (90%), у этих дошкольников произошёл рост словарного запаса. У одного ребёнка (10%) словарный запас остался на низком уровне.
Грамматический строй. Грамматический строй речи нарушен у 10 детей (100%). В тоже время у той группы детей наблюдаются улучшения и положительная динамика, относительно первой диагностики. Так например дети стали использовать в своей речи больше сложных предложений, стали больше использовать предлоги и окончания к существительным и глаголам.
Уровень обобщений. У 9 детей (90%) уровень обобщений находится на высоком уровне, дошкольники успешно объединили предметы в различные группы. У 1
ребёнка (10%) уровень обобщений несколько снижен, так категорию мебельребёнок называл стулья.
Состояние просодической стороны речи. Воспроизведение ритмических структур нарушено у 4 детей (40%), а нарушение темпа речи имеется у 3 (30%) детей. В целом у детей этой группы имеются положительная динамика и рост относительно первичной диагностики.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. По результатам диагностики выявлено, что 8 детей (80%) совершали по 1–2 ошибок, остальные 2 дошкольников (20%) в своих ответах допускали по 2–3. Так же один ребёнок в этой группе (10%), допускал подобные ошибки, например, вместо слон-слонёнок, мальчик говорил маленькийслон–большойслон.
Подбор антонимов. Дошкольникам предлагалось на основании слова- стимула подобрать противоположное по значению: широкий—узкий;большой — маленький; длинный — короткий; высокий — низкий; холодный —горячий;черный—белый.Отказов детей отвечать на задание не было, подбирал слова с отрицательным значением (широкий–неширокий;холодный–не холодный и так далее) 1 ребёнок (10%). Большинство, 7 детей (70%) знают и называют все антонимы, а два дошкольника (20%) называла верно не все антонимы.
Называние детенышей животных. Безошибочно выполняли задания 4 детей (40%), по 1–2 ошибки было допущено у 6 детей (60%). У дошкольников были ошибки связанные с произнесением слов во множественном числе, например, котёнок–котята дети произносили котенок – котенки, вместо телёнок–телятадети говорили
телёнок–телки.
Обследование фонематического слуха и восприятия. 8 детей (80%) смогли определить, какой предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик,
погремушка, а 2 детей (20%) путали звук колокольчика и погремушки. Наблюдались у дошкольников трудности в выделении гласных и согласных звуков в начале у конце слова.
Состояние звукопроизношения. У 2 детей (20%) нарушение в произнесении свистящих, нарушение в произнесении шипящих у 4 детей (40%), а так же у 5 детей (50%) нарушение произнесения соноров. Так две группы звуков нарушены у 6 детей (60%), например: свистящие и африкаты звуки или свистящие и сонорные Нарушение трёх и более групп звуков не наблюдаются в этой группе детей.
При составлении описательного рассказа и рассказа по сюжетной картинке дети в экспериментальной группе показали следующие результаты: при предъявлении данного задания 9 детей (90%) детей правильно понимали логическую взаимосвязь событий представленных в заданиях, при пересказе 5 детей (50%) ошибались в логической последовательности, пропускали некоторые отдельные звенья и «теряли» действующие лица в рассказе и т.д. 2 детям (20%) была нужна помощь в виде дополнительных наводящих вопросов, им давались подсказки и поощрительные оценочные суждения.
При обследование слоговой структуры слова все дети в экспериментальной и контрольной группе с успехом воспроизводили одно, двух или трёхсложные слова, например, такие слова как: ток, кот, мячик,забор,картошка.Так же, 20 детям (100%) удавалось произнесение четырёхсложные автомобиль,телевизор.Так же отмечено снижение ошибок, обучающие допускали меньше смешений звуков, меньше наблюдалось смягчения звуков, такие ошибки присутствовали у 6 детей (30 %).
Словарный запас. По результатам диагностики словарного запаса были получены следующие результаты, так средний уровень развития активного словаря выявлен у 10 детей (100%) у детей наблюдается увеличение словарного запаса, уменьшение совершаемых ошибок, так например, они
намного реже заменяли прилагательные жестами, в их речи исчезли частые длительные паузы.
Грамматический
строй. Нарушения грамматического строя речи имеются у всех обследованных нами детей (100%). Но, снижено количество аграмматизмов при образовании прилагательных от существительных. Ошибки, которые связанны с преобразованием существительных из единственного во множественное число так же встречаются реже, чем на этапе констатирующего эксперимента. Дошкольники в своей речи снизили количество используемых простых предложений, в увеличилось количество использования сложных предложений, с подлежащим и сказуемым, чаще наблюдается использование в речи обучающихся предлогов, что говорит о положительной динамике в работе над грамматическим строем дошкольников.
Уровень обобщений. У 9 детей (90%) уровень обобщений находится на высоком уровне, дошкольники успешно объединили предметы в различные группы. У 1 ребёнка (10%) уровень обобщений несколько снижен, так категорию транспортдети называли машинки.
Состояние просодической стороны речи. Так нарушение темпа речи имеется у 2 (20%) детей, нарушение восприятия и воспроизведения ритмических структур у 4 (40%) детей. Замечено, что у дошкольников снизились нарушения в интонационной выразительности речи, так же нарушение процессов восприятия. У детей установлено улучшение в выделении логических ударений, так с подобными заданиями справляется 9 детей (90%).
Согласование существительных с прилагательными и образование существительных множественного числа. При предъявлении обучающимся заданий на преобразование
Диагностика слоговой структуры слова контрольной группе показала, что дети успешно воспроизводили одно, двух или трёхсложные слова, например, такие слова как: дом, стул, зима, картина. 9 детям (90%), смогли произнесение четырёхсложные автомобиль,телевизор.Смешений, смягчений звуков у этой группы детей выявлено меньше, такие ошибки встречаются у 3 детей (30 %).
Словарный запас. Результаты анализа словарного запаса контрольной группы показали, что средний уровень развития активного словаря выявлен у 9 детей (90%), у этих дошкольников произошёл рост словарного запаса. У одного ребёнка (10%) словарный запас остался на низком уровне.
Грамматический строй. Грамматический строй речи нарушен у 10 детей (100%). В тоже время у той группы детей наблюдаются улучшения и положительная динамика, относительно первой диагностики. Так например дети стали использовать в своей речи больше сложных предложений, стали больше использовать предлоги и окончания к существительным и глаголам.
Уровень обобщений. У 9 детей (90%) уровень обобщений находится на высоком уровне, дошкольники успешно объединили предметы в различные группы. У 1
ребёнка (10%) уровень обобщений несколько снижен, так категорию мебельребёнок называл стулья.
Состояние просодической стороны речи. Воспроизведение ритмических структур нарушено у 4 детей (40%), а нарушение темпа речи имеется у 3 (30%) детей. В целом у детей этой группы имеются положительная динамика и рост относительно первичной диагностики.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. По результатам диагностики выявлено, что 8 детей (80%) совершали по 1–2 ошибок, остальные 2 дошкольников (20%) в своих ответах допускали по 2–3. Так же один ребёнок в этой группе (10%), допускал подобные ошибки, например, вместо слон-слонёнок, мальчик говорил маленькийслон–большойслон.
Подбор антонимов. Дошкольникам предлагалось на основании слова- стимула подобрать противоположное по значению: широкий—узкий;большой — маленький; длинный — короткий; высокий — низкий; холодный —горячий;черный—белый.Отказов детей отвечать на задание не было, подбирал слова с отрицательным значением (широкий–неширокий;холодный–не холодный и так далее) 1 ребёнок (10%). Большинство, 7 детей (70%) знают и называют все антонимы, а два дошкольника (20%) называла верно не все антонимы.
Называние детенышей животных. Безошибочно выполняли задания 4 детей (40%), по 1–2 ошибки было допущено у 6 детей (60%). У дошкольников были ошибки связанные с произнесением слов во множественном числе, например, котёнок–котята дети произносили котенок – котенки, вместо телёнок–телятадети говорили
телёнок–телки.
Обследование фонематического слуха и восприятия. 8 детей (80%) смогли определить, какой предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик,
погремушка, а 2 детей (20%) путали звук колокольчика и погремушки. Наблюдались у дошкольников трудности в выделении гласных и согласных звуков в начале у конце слова.
Состояние звукопроизношения. У 2 детей (20%) нарушение в произнесении свистящих, нарушение в произнесении шипящих у 4 детей (40%), а так же у 5 детей (50%) нарушение произнесения соноров. Так две группы звуков нарушены у 6 детей (60%), например: свистящие и африкаты звуки или свистящие и сонорные Нарушение трёх и более групп звуков не наблюдаются в этой группе детей.
Результаты экспериментальной группы
При составлении описательного рассказа и рассказа по сюжетной картинке дети в экспериментальной группе показали следующие результаты: при предъявлении данного задания 9 детей (90%) детей правильно понимали логическую взаимосвязь событий представленных в заданиях, при пересказе 5 детей (50%) ошибались в логической последовательности, пропускали некоторые отдельные звенья и «теряли» действующие лица в рассказе и т.д. 2 детям (20%) была нужна помощь в виде дополнительных наводящих вопросов, им давались подсказки и поощрительные оценочные суждения.
При обследование слоговой структуры слова все дети в экспериментальной и контрольной группе с успехом воспроизводили одно, двух или трёхсложные слова, например, такие слова как: ток, кот, мячик,забор,картошка.Так же, 20 детям (100%) удавалось произнесение четырёхсложные автомобиль,телевизор.Так же отмечено снижение ошибок, обучающие допускали меньше смешений звуков, меньше наблюдалось смягчения звуков, такие ошибки присутствовали у 6 детей (30 %).
Словарный запас. По результатам диагностики словарного запаса были получены следующие результаты, так средний уровень развития активного словаря выявлен у 10 детей (100%) у детей наблюдается увеличение словарного запаса, уменьшение совершаемых ошибок, так например, они
намного реже заменяли прилагательные жестами, в их речи исчезли частые длительные паузы.
Грамматический
строй. Нарушения грамматического строя речи имеются у всех обследованных нами детей (100%). Но, снижено количество аграмматизмов при образовании прилагательных от существительных. Ошибки, которые связанны с преобразованием существительных из единственного во множественное число так же встречаются реже, чем на этапе констатирующего эксперимента. Дошкольники в своей речи снизили количество используемых простых предложений, в увеличилось количество использования сложных предложений, с подлежащим и сказуемым, чаще наблюдается использование в речи обучающихся предлогов, что говорит о положительной динамике в работе над грамматическим строем дошкольников.
Уровень обобщений. У 9 детей (90%) уровень обобщений находится на высоком уровне, дошкольники успешно объединили предметы в различные группы. У 1 ребёнка (10%) уровень обобщений несколько снижен, так категорию транспортдети называли машинки.
Состояние просодической стороны речи. Так нарушение темпа речи имеется у 2 (20%) детей, нарушение восприятия и воспроизведения ритмических структур у 4 (40%) детей. Замечено, что у дошкольников снизились нарушения в интонационной выразительности речи, так же нарушение процессов восприятия. У детей установлено улучшение в выделении логических ударений, так с подобными заданиями справляется 9 детей (90%).
Согласование существительных с прилагательными и образование существительных множественного числа. При предъявлении обучающимся заданий на преобразование